Пневмония симптомы у годовалого ребенка при

Пневмония симптомы у годовалого ребенка при thumbnail

Как определить, что у ребенка воспаление легких? Как правильно лечить пневмонию у детей?

Воспаление лёгких – опасная болезнь, поэтому ее нужно уметь правильно лечить. Особенно это актуально по отношению к малышам, так как согласно статистике, каждый год во всем мире от пневмонии умирают 1,4 миллиона детей в возрасте до 5 лет. Несмотря на достижения современной медицины, воспаление легких по частоте смертельных исходов занимает первое место среди всех инфекционных заболеваний.

Пневмония или воспаление легких – это инфекционное заболевание, при котором поражаются самые нижние отделы дыхательной системы и нарушается функция легкого. Именно поэтому основным показателем пневмонии является не кашель и насморк, а одышка, потому что альвео-лярные мешочки при воспалении легких наполняются жидкостью или гноем, что затрудняет газообмен и вентиляцию в легких.

Частое и кряхтящее дыхание ребенка – серьезный повод для обращения к врачу, даже если насморка и кашля при этом у него нет. В норме частота дыхания у детей в спокойном расслабленном состоянии должно быть следующим:

– у новорожденных младше 2 месяцев – до 50 вдохов в минуту;

– у малышей от 2 месяцев и до 1 года – до 40 вдохов в минуту;

– у детей в возрасте 1-3 лет – до 30 вдохов в минуту;

– у дошколят в возрасте 3 -7 лет – до 25 вдохов в минуту;

– у школьников 7 -10 лет – до 20 вдохов в минуту.

При воспалении легких эти показатели намного больше.

Заболеть пневмонией ребенок может в любое время года, а не только зимой. Особенно опасна пневмония для малышей до 5 лет, иммунитет которых еще неокрепший, а организм их еще не умеет справляться с инфекцией.

Воспаление легких у ребенка

Пневмония редко бывает самостоятельной болезнью, чаще всего она развивается на фоне бронхита, сильной простуды и заболеваний горла из-за загустевания и плохого отхождения мокроты, препятствующей вентиляции легких. Причиной развития воспаления в легких могут быть вирусы, бактерии и грибки. Встречаются и смешанные воспаления, например, вирусно-бактериальные.

По степени развития болезни пневмония может быть односторонней и двусторонней. Двусторонняя пневмония наиболее опасная, именно она является основной причиной детской смертности. К сожалению, многие родители ошибочно принимают пневмонию ребенка за обычную простуду и ждут, когда вот-вот ему станет лучше. И только тогда, когда ребенок уже становится сосвсем слабым, а его температура не падает даже после приема жаропонижающих средств, вызывают скорую помощь.

Важно: если у ребенка высокая температура, он жалуется на боль в груди при кашле и дыхании, у него одышка, то обязательно надо вызвать врача, чтобы исключить воспаление лёгких. Специфические симптомы, по которым можно заподозрить пневмонию у ребенка, следующие:

– он болеет гриппом или другой вирусной инфекцией уже 3-5 дней, а состояние его не улучшается или после незначительного улучшения температура поднялась снова;

– жаропонижающие средства малоэффективны, они сбивают температура лишь на 30-40 минут ;

– у него частое и шумное дыхание, одышка;

– он часто кашляет, попытки сделать глубокий вдох каждый раз заканчиваются кашлем;

– он слабый, постоянно спит и ничего не хочет кушать;

– кожа у него стала бледной, а губы приобрели синюшный оттенок;

– он жалуется на боль в животе и тошноту.

Для диагностики пневмонии врач прослушивает дыхание ребенка стетоскопом, дает направление на сдачу анализа крови и прохождение рентгента грудной клетки. При пневмонии прослушиваются хрипы влажные и мелкопузырчатые, а при бронхите они сухие и свистящие. В последнее время для точной постановки диагноза “пневмония” терапевты используют результаты анализа крови на С реактивный белок.

По результатам такого исследования можно определить, насколько сильно воспаление в легких. Если уровень С реактивного белка меньше 20 мг/л, то, скорее всего, у ребенка – бронхит, а воспаления в легких нет. Если же этот показатель приближается к 100 мг/л, то надо срочно сделать рентгеновский снимок, чтобы окончательно подтвердить диагноз “пневмония”.

Рентгенограмма при пневмонии у ребенка
Рентгенограмма при пневмонии у ребенка.

Рентгеновский снимок – обязательный метод исследования при подозрении пневмонии (воспаления легкого).

Лечение пневмонии зависит от типа микроорганизма, который способствовал ее развитию. Вирусная пневмония, которая развивается на фоне ОРВИ, считается более легкой формы. Она не требует длительного лечения и обычно проходит вместе с вирусной инфекцией. Чего нельзя сказать о бактериальной пневмонии. Ее обязательно следует лечить антибиотиками. Они помогают не только бороться с инфекцией, но и снижают температуру. Поэтому в данном случае жаропонижающие средства врач может и не назначить.

Многие родители спрашивают врачей: “А можно ли лечить пневмонию ребенка дома?”, так как не желают оставлять его одного в больнице. Биодоступность современных антибиотиков высокая, поэтому при легких формах пневмонии врач может разрешить лечить ребенка и дома, но отказываться от госпитализации, пренебрегая врачебных рекомендаций, при воспалении легких нельзя. Особенно если родители несвоевременно вызвали терапевта и пытались лечить ребенка сами, успев дать ему попробовать 2-3 вида антибиотика. В этом случае понятно, что таблетки ребенку уже не помогут, надо делать инъекции. Начатое на ранней стадии лечение воспаления легких помогает избежать тяжелых осложнений.

Очень распространённая ошибка многих родителей – самостоятельно прекращать давать ребенку антибиотики. Полечились 3- 5 дней, температуры больше нет, и перестают давать лекарства, назначенные врачом. Этого делать ни в коем случае нельзя. Если врач назначил курс антибиотиков на 10 дней, значит, принимать их нужно именно столько времени, и ни днём меньше, даже если ребенок чувствует себя уже здоровым.

Во время болезни ребенок отказывается от еды и не хочет пить. Это нормальное явление, указывающее на то, что организм “экономит” силы, чтобы бороться с недугом. Заставлять ребенка насильно кушать не нужно, а вот поить его водой надо часто и небольшими порциями. Она разжижает слизь в легких и выводит токсины из организма. Вместо воды можно ребенку дать настой шиповника, компот из сухофруктов и ягод, а также свежевыжатые соки, разбавленные водой 1:1.

В период лечения пневмонии не нужно давать ребенку аптечные общеукрепляющие витаминные или иммуномодулирующие препараты. Они только увеличивают нагрузку на печень, которая во время болезни и так страдает. После окончания приема антибиотиков врач может назначить пробиотики, восстанавливающие микрофлору кишечника, сорбенты, чтобы ускорить очищение организма от токсинов и витаминное питание.

В комнате, где лежит больной ребенок, должно быть чисто и свежо. Полезно там поставить увлажнитель воздуха, чтобы мокроты не пересыхали и не застаивались в легких, а ребенку было легче дышать. При правильном лечении пневмонии ребенок быстро восстанавливается. К нему возвращаются прежний аппетит, отличное самочувствие и хорошее настроение.

Видео уроки техники аускультации легких

Рекомендуем посмотреть другие видео ролики по пропедевтике

Предлагаем ознакомиться со звуками аускультации легких:

1. Везикулярное дыхание:

2. Бронхиальное дыхание:

3. Влажные хрипы:

3. Сухие хрипы:

4. Шум трения плевры:

5. Крепитация:

6. Жесткое дыхание:

7. Амфорическое дыхание:

8. Побочные дыхательные шумы:

9. Аускультация легких:

– Вернуться в оглавление раздела “Пульмонология”

Автор: Искандер Милевски

Рекомендуем ознакомиться с тематичными статьями на нашем сайте:

  • Простуда прошла, а кашель остался? Лечение кашля
  • Что делать, если ребенок кашляет? Лечим кашель у ребенка
  • Неврогенный кашель. Диагностика происхождения кашля
  • Как лечить сухой кашель у ребенка? Суприма бронхо и синекод от кашля
  • Как отличить бронхит от обычной простуды? Признаки бронхита
  • Замучил обструктивный бронхит у ребенка? Ингаляция – эффективный способ лечения бронхита
  • Кашель как причина эмфиземы легких. Обтурационная эмфизема с бронхиальным стенозом

Источник

Редактор

Дарья Тютюнник

Врач, судебно-медицинский эксперт

У детей в возрасте 3-10 месяцев пневмония встречается чаще, чем у других возрастных групп. Опасность болезни у грудных детей заключается в быстроразвивающемся воспалении (иногда, в течении нескольких часов) и нарушении работы пищеварительной системы.

Если вовремя не начать квалифицированное лечение, инфекция может спровоцировать воспаление других органов, например, мочеполовой системы.

Важно знать первые симптомы, чтобы вовремя вызвать врача. Об этом наша статья.

Призываем вас не заниматься самолечением и обращаться к врачу своевременно! Пожалуйста, не используйте описанные схемы лечения без консультации с врачом – это опасно для здоровья!

Первые признаки

Болезнь у детей до 1 года начинается обычно с общей слабости, бледности, вялости движений. Причём, сразу она может сильно не проявляться. Даже температура в некоторых случаях сначала не повышается или не поднимается выше 38°C. Чаще всего, только опытный врач-педиатр может определить первые проявления пневмонии.

Пневмонию можно предположить в следующих случаях:

  • если ребенок недавно переболел ОРВИ и у него сохраняется интенсивный кашель и появляется одышка;
  • развивается дыхательная недостаточность;
  • половины грудной клетки участвуют в процессе дыхания по-разному;
  • нарушается ритм дыхания;
  • кожа втягивается между рёбрами;
  • мраморность кожи, особенно на крыльях носа и кончиках пальцев – это развивается цианоз;
  • тахикардия;
  • несовпадение учащённого сердцебиения и температуры тела;
  • крылья носа бледные и даже иногда совсем неподвижные;
  • у грудничков могут возникнуть пенистые выделения изо рта;
  • вялость и сонность.

Важно! Появление пенистых выделений часто становится предвестником остановки дыхания!

Симптомы очаговой пневмонии проявляются явно и родителям их заметить легче всего: кашель нарастает постепенно, затем появляется одышка и проблемы с дыханием. Можно наблюдать втягивание кожи и мышц меж ребер со стороны больного легкого.

Сегментарная пневмония, которая чаще всего вызывается вирусами, очень трудно поддаётся диагностике и, как правило, устанавливается после направления на рентген. Сопровождается редким кашлем, но с одышкой с использованием вспомогательной мускулатуры, гипертермией и потливостью.

фото 2

Сегментарная пневмония на рентген-снимке

Во время осмотра у врача-педиатра могут быть выявлены мелкопузырчатые хрипы в больном легком, частые покашливания.

У детей до 6 месяцев пневмония может протекать без повышения температуры – это может происходить в случае заражения организма ребенка трихомонадами.

В целом, симптомы у детей до года могут быть нетипичными, поэтому требуется не только сделать рентген, но и сдать анализы.

Воспаление легких со слабыми проявлениями

У детей до 1 года иммунная система ещё не развита, поэтому внешние признаки болезни у них проявляются намного слабее, чем у ребят постарше. Иногда выявить болезнь у маленьких детей может только рентгенологическое обследование. Назначать его необходимо в любых подозрительных случаях – дети раннего возраста очень подвержены этому недугу.

Достаточно сказать, что школьники болеют пневмонией в разы реже. Если у детей до 1 года воспаление легких случается в 15-20 случаев на 1 тыс. пациентов, то в школьном возрасте эта цифра падает до 7.

При отсутствии кашля и температуры, но затруднённом дыхании, потливости, признаках общей интоксикации, врачебное обследование обычно должно показать наличие хрипов в лёгких.

Кашель

В большинстве случаев при пневмонии у детей до годовалого возраста кашель является главным признаком олезни, особенно, если он длительный. Он подразделяется на несколько видов:

  • Сухой. Обычно с него болезнь начинается. Вирусы и микробы в организме уже есть, но пока ещё не приступили к активному размножению.
  • Влажный. Возбудитель активизируется, в альвеолах скапливается инфильтративная жидкость. Такой кашель, если можно так выразиться, полезнее сухого, так как выводит мокроту с вирусами и бактериями.
  • Лающий. Он возникает, когда поражается гортань и трахея. Как правило, это следствие вирусного поражения организма на фоне ОРВИ или бронхита.

фото 3

Есть ещё виды кашля, которые встречаются у ребёнка реже, но которые нельзя оставлять без внимания:

  • Битональный. Начинается, как осложнение после лёгочного воспаления, с образованием язв в лёгких и сдавливания трахеи. Назван битональным, потому что состоит из 2 тонов – низкого, основного и высокого, сопутствующего.
  • Спастический. Это кашель свистящего типа, его провоцируют аллергические процессы. Например, после приёма антибиотиков во время лечения.
  • Синкопический. Возникает в виде дыхательных сбоев перед обмороками, может сопровождаться потерей сознания.
  • Коклюшеподобный. Иногда вдруг начинает активизироваться на фоне пневмонии, но что служит тому толчком, до сих пор не выявлено.

Кашель нужно лечить только посоветовавшись с врачом-педиатром. Выделение вместе с кашлем мокроты из организма, выводит и инфекцию. Такой кашель заканчивается обычно вместе с окончанием болезни или в период восстановления (остаточный кашель).

Температура

На фоне остальных симптомов, температура – тоже верное подтверждение воспаления лёгких. Не следует её сразу пугаться, – это свидетельство того, что организм ребёнка начал бороться с недугом. Подразделяют такие виды температур у детей при воспалительном процессе:

  • Гипотермия – наблюдается у новорожденных детей, терморегуляция в организме которых еще плохо функционирует.
  • Нормальная – течение болезни “без температуры” может наблюдаться при скрытой (вялотекущей) пневмонии.
  • Субфебрильная – диапазон у неё 37-38°C; маленькие дети могут её даже не замечать, но сражение уже началось.
  • Фебрильная – повышается до 39°C; тут уже нужно быть внимательными – детский организм не справляется, ему нужна активная помощь.
  • Район 40°C – состояние критичное; незамедлительная медицинская помощь обязательна.

фото 4

Верхние границы нормальной температуры у детей при измерении в подмышечной впадине

Отношение медицинских работников к использованию жаропонижающих средств сейчас неоднозначное. Считается, что температуру менее 38°C у ребенка лучше не сбивать медикаментозно.

Дыхательный аппарат маленького человека ещё недостаточно развит, а тут ещё и пневмония, использование жаропонижающих препаратов в этих условиях нередко приводит к недостатку кислорода. Достаточно применить, например, специальные компрессы.

Людмила Соколова

Педиатр, врач высшей категории

Задать вопрос

При повышении температуры до 38-39°C в сопровождении с одышкой, не нужно думать сбивать температуру или не сбивать. Вызывайте скорую помощь!

Использование лекарств в детском возрасте сугубо индивидуально, – ребёнок вполне может страдать, например, сердечно-сосудистым или нервным заболеванием, здесь купирование температуры необходимо на любой стадии.

Дыхание

Во время течения пневмонии характерны симптомы расстройства дыхания: одышка и дыхательная недостаточность. Эти симптомы можно заметить даже если температура тела не повышена и нет интоксикации организма. В течение развития патологии на вдохе у ребенка можно разглядеть втяжение мышц груди меж ребер и западание яремной ямки. Это является четким признаком дыхательной недостаточности.

При долевой пневмонии или поражении массивной части легкого во время дыхания одна половина грудной клетки может отставать. Также дыхание может кратковременно останавливаться (называется апноэ) или быть поверхностным и аритмичным.

Полезно знать! У детей в возрасте от 2 месяцев до года частота дыхания более 50 вдохов в минуту считается повышенной. У грудничков младше 2 месяцев превышение нормы – 60 вдохов в минуту.

Народные средства

Для успешного облегчения кашля детям нужно давать отхаркивающие средства. Какими бы вкусными не были аптечные сиропы, их состав полезен вашему чаду далеко не всегда. Наши бабушки с успехом применяли сок чёрной редьки с мёдом, чай из калины, настой алтея. Как правило, эти лекарственные природные средства содержат ещё и массу витаминов, что для борьбы с негативными процессами в организме очень полезно.

Хорошо повлиять на состояние ребёнка может творог. Его слегка подогревают и прикладывают в область груди. Гораздо лучше горчичников – не раздражает кожу младенца.

Давнее средство – дегтярная вода. Смешивают с кипятком 0,5 мл медицинского дёгтя (его можно купить в аптеке) в 3-литровой банке. Настаивают несколько дней. Дают по 1 чайной ложке 3 раза в день.

Народные методы можно использовать только после консультации с врачом-педиатром! Возможны аллергические реакции!

Полезное видео

В видео ниже доктор Комаровский расскажет о подозрительных (по его мнению) симптомах пневмонии. Вначале сюжета ведущая говорит по-украински, но врач далее будет говорить на русском:

Заключение

Пневмония у маленьких детей от 8 месяцев до года требует повышенного внимания врачей и родителей, пусть и не такого сильного как у новорожденных. При первых признаках заболевания, даже малозначительных, лучше всего сразу обращаться к врачу.

Лучшая защита от повторной пневмонии: укрепление иммунитета, питание здоровой пищей и закаливание. Если ваш ребенок заболел, то не ставьте диагноз самостоятельно. У детей до года пневмония может очень быстро развиться и стоить жизни. Пожалуйста, вовремя обращайтесь к педиатру и неукоснительно выполняйте его указания!

Источник

Пнев­мо­ния у детей — ост­рый инфек­ци­он­но-вос­па­ли­тель­ный про­цесс раз­лич­ной этио­ло­гии. Меха­низ­мы раз­ви­тия забо­ле­ва­ния свя­за­ны с пре­иму­ще­ствен­ным пора­же­ни­ем респи­ра­тор­ных отде­лов легких.

Респи­ра­тор­ны­ми отде­ла­ми лег­ких явля­ют­ся ана­то­ми­че­ские струк­ту­ры, рас­по­ло­жен­ные за тер­ми­наль­ны­ми брон­ха­ми, — респи­ра­тор­ные, аль­вео­ляр­ные ходы и аль­ве­о­лы. Забо­ле­ва­е­мость пнев­мо­ни­ей у детей на пер­вом году жиз­ни состав­ля­ет 15–20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5–6 на 1000 детей.Предрасполагающими фак­то­ра­ми у детей могут быть сле­ду­ю­щие забо­ле­ва­ния: пери­на­таль­ная пато­ло­гия аспи­ра­ции, гипо­тро­фия, врож­ден­ный порок серд­ца с недо­ста­точ­но­стью кро­во­об­ра­ще­ния, имму­но­де­фи­цит­ные состояния.

У более стар­ших детей пред­рас­по­ла­га­ю­щи­ми фак­то­ра­ми явля­ют­ся оча­ги хро­ни­че­ской инфек­ции, пас­сив­ное и актив­ное куре­ние, пере­охла­жде­ние организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бак­те­ри­аль­ные;
  • вирус­ные;
  • мико­плаз­мен­ные;
  • рик­кет­си­оз­ные;
  • гриб­ко­вые;
  • аллер­ги­че­ские;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при инва­зи­ях гельминтами;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при воз­дей­ствии физи­че­ских и хими­че­ских факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пнев­мо­кок­ко­вая;
  • фрид­лен­де­ров­ская;
  • сине­гной­ная;
  • гемо­филь­ная;
  • стреп­то­кок­ко­вая;
  • ста­фи­ло­кок­ко­вая;
  • груп­па пнев­мо­ний, вызван­ных про­те­ем и кишеч­ной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • грип­поз­ная пневмония;
  • аде­но­ви­рус­ная пневмония;
  • пара­грип­поз­ная пневмония;
  • респи­ра­тор­но-син­ти­ци­аль­ная пневмония.

В соот­вет­ствии с при­чи­на­ми и меха­низ­ма­ми воз­ник­но­ве­ния раз­ли­ча­ют пер­вич­ные и вто­рич­ные пнев­мо­нии. Послед­ние воз­ни­ка­ют на фоне обостре­ний хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний брон­хо-легоч­ной систе­мы и дру­гих сома­ти­че­ских забо­ле­ва­ний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попа­да­ние сли­зи в лег­кие из верх­них дыха­тель­ных путей — аэро­ген­ный путь;
  • попа­да­ние мик­ро­ор­га­низ­ма в бронхи;
  • раз­ру­ше­ние защит­ных меха­низ­мов дыха­тель­ных путей;
  • гема­то­ген­ный, лим­фо­ген­ный пути рас­про­стра­не­ния инфекции.

При воз­ник­но­ве­нии пнев­мо­нии у детей нару­ша­ют­ся вен­ти­ля­ция лег­ких и газо­об­мен, сни­жа­ет­ся пита­ние мио­кар­да желу­доч­ков. По про­тя­жен­но­сти пора­же­ния пнев­мо­нии могут быть сег­мен­тар­ны­ми, доле­вы­ми, тоталь­ны­ми, одно- и дву­сто­рон­ни­ми. В меха­низ­ме раз­ви­тия пнев­мо­нии боль­шую роль игра­ет гипо­ксия с гипер­кап­ни­ей, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся в резуль­та­те нару­ше­ния как внеш­не­го, легоч­но­го, так и тка­не­во­го дыхания.

Кли­ни­че­ские симп­то­мы пнев­мо­нии зави­сят от вида пнев­мо­нии, вели­чи­ны и рас­про­стра­нен­но­сти про­цес­са. При оча­го­вой пнев­мо­нии (брон­хопнев­мо­нии) про­цесс идет ост­ро или подо­ст­ро и раз­ви­ва­ет­ся на 5–7‑й день остро­го респи­ра­тор­но­го забо­ле­ва­ния в виде его вто­рой волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повы­ше­ние температуры;
  • сла­бость;
  • голов­ная боль;
  • боль в гру­ди или под лопатками;
  • кашель;
  • уси­ле­ние интоксикации.

Над зоной пора­же­ния отме­ча­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, при аускуль­та­ции — брон­хо­фо­ния, ослаб­лен­ное дыха­ние, ино­гда кре­пи­та­ция. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски опре­де­ля­ет­ся уси­ле­ние легоч­но­го рисун­ка меж­ду оча­га­ми вос­па­ле­ния и кор­ня­ми лег­ко­го. В ана­ли­зе кро­ви опре­де­ля­ет­ся ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, повы­ше­ние СОЭ.

Сегментарная пневмония

В слу­чае гема­то­ген­но­го пути рас­про­стра­не­ния пора­жа­ют­ся один или несколь­ко сег­мен­тов лег­ко­го. Обыч­но чаще пора­жа­ют­ся пра­вые сег­мен­ты. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния начи­на­ет­ся ост­ро с повы­ше­ния тем­пе­ра­ту­ры, обыч­но выра­же­ны симп­то­мы инток­си­ка­ции, появ­ля­ют­ся боли в обла­сти груд­ной клет­ки, ино­гда — в живо­те, кашель — ред­кий. Появ­ля­ют­ся симп­то­мы дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти, объ­ек­тив­ные дан­ные выра­же­ны сла­бо. Вто­рич­ная сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся на фоне про­те­ка­ю­щей респи­ра­тор­ной инфек­ции, при этом симп­то­мы инток­си­ка­ции выра­же­ны сла­бо. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния рент­ге­но­ло­ги­че­ски про­яв­ля­ет­ся в отдель­ных оча­гах, кото­рые сли­ва­ют­ся, а затем захва­ты­ва­ют целый сегмент.

Крупозная пневмония

Вос­па­ли­тель­ный про­цесс захва­ты­ва­ет долю лег­ко­го или его часть и плев­ру. Встре­ча­ет­ся ред­ко. Часто вызы­ва­ет­ся пнев­мо­кок­ком. Нача­ло острое. Забо­ле­ва­ние начи­на­ет­ся с голо­во­кру­же­ния, ухуд­ше­ния само­чув­ствия, рез­кой голов­ной боли. Отме­ча­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра до 40–41 °С, часто боль­ные жалу­ют­ся на озноб. Кашель в пер­вые три дня ред­кий, сухой, затем — с выде­ле­ни­ем ржа­вой мок­ро­ты. Быст­ро появ­ля­ют­ся циа­ноз, одыш­ка. Часто у детей появ­ля­ет­ся абдо­ми­наль­ный син­дром, про­яв­ля­ю­щий­ся боля­ми в обла­сти пуп­ка, метео­риз­мом, рво­той. Раз­ли­ча­ют четы­ре ста­дии в тече­нии кру­поз­ной пневмонии.

При пер­вой ста­дии — ста­дии при­ли­ва, — опре­де­ля­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка с тим­па­ни­че­ским оттен­ком, ослаб­лен­ное дыха­ние, пери­о­ди­че­ски про­слу­ши­ва­ет­ся кре­пи­та­ция. Во вто­рой ста­дии раз­ви­ва­ет­ся гипе­ре­мия лица, часто — на сто­роне пора­же­ния, тяже­лое состо­я­ние. На сто­роне пора­же­ния опре­де­ля­ют­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, брон­хи­аль­ное дыха­ние, брон­хо­фо­ния. Хри­пы не про­слу­ши­ва­ют­ся. Тре­тья ста­дия раз­ви­ва­ет­ся на 4–7‑й день — уси­ли­ва­ет­ся кашель, тем­пе­ра­ту­ра пада­ет, часто кри­ти­че­ски. Пер­ку­тор­ный звук при­ни­ма­ет тим­па­ни­че­ский отте­нок, появ­ля­ет­ся крепитация.

В чет­вер­той ста­дии — ста­дии раз­ре­ше­ния, — сни­жа­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра, появ­ля­ет­ся частый кашель, появ­ля­ют­ся обиль­ные раз­но­ка­ли­бер­ные хри­пы. На рент­ге­но­грам­мах так­же опре­де­ля­ет­ся ста­дий­ность про­цес­са: в пер­вой ста­дии — уси­ле­ние сосу­ди­сто­го рисун­ка, огра­ни­че­ние подвиж­но­сти диа­фраг­мы; во вто­рой ста­дии появ­ля­ют­ся плот­ные тени, соот­вет­ству­ю­щие долям с вовле­че­ни­ем кор­ня и плев­ры; в тре­тьей и чет­вер­той ста­ди­ях инфиль­тра­ция исче­за­ет постепенно.

При кру­поз­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся рез­кий ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, уско­ре­ние СОЭ. Ати­пич­но про­те­ка­ет кру­поз­ная пнев­мо­ния у детей ран­не­го воз­рас­та. Обыч­но нечет­ко выра­же­ны основ­ные симп­то­мы забо­ле­ва­ния. Под вли­я­ни­ем анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии уко­ра­чи­ва­ют­ся ста­дии вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са. В слу­чае нера­ци­о­наль­ной тера­пии воз­ни­ка­ет затяж­ное тече­ние заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интер­сти­ци­аль­ная пнев­мо­ния воз­ни­ка­ет при вирус­ной, мико­плаз­мен­ной, пнев­мо­цист­ной, гриб­ко­вой и ста­фи­ло­кок­ко­вой инфек­ци­ях. Чаще эта пнев­мо­ния реги­стри­ру­ет­ся у недо­но­шен­ных и ново­рож­ден­ных детей, а так­же на фоне дис­тро­фии, имму­но­де­фи­цит­ных состо­я­ний у детей. Забо­ле­ва­ние может сопро­вож­дать­ся выра­жен­ной инток­си­ка­ци­ей, воз­мож­но паде­ние арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния, кро­ме это­го, часто отме­ча­ют­ся изме­не­ния со сто­ро­ны цен­траль­ной нерв­ной систе­мы, а так­же желу­доч­но-кишеч­но­го трак­та. Отме­ча­ет­ся изну­ри­тель­ный кашель со скуд­ной пени­стой мок­ро­той. При интер­сти­ци­аль­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся взду­тие груд­ной клет­ки. Пер­ку­тор­но — тим­па­нит. Про­слу­ши­ва­ют­ся еди­нич­ные кре­пи­ти­ру­ю­щие и сухие хри­пы на фоне ослаб­лен­но­го дыха­ния. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски выяв­ля­ют­ся эмфи­зе­ма, пере­брон­хи­аль­ная инфиль­тра­ция, яче­и­стость интер­сти­ци­аль­но-сосу­ди­сто­го рисун­ка. Со сто­ро­ны кро­ви выяв­ля­ет­ся лей­ко­ци­тоз, повы­ше­ние СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диа­гно­сти­ка про­во­дит­ся на осно­ва­нии кли­ни­ко-рент­ге­но­ло­ги­че­ских данных.

Кли­ни­че­ски­ми симп­то­ма­ми являются:

  • тем­пе­ра­тур­ная реакция;
  • при­зна­ки дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти: одыш­ка, циа­ноз, уча­стие в дыха­нии вспо­мо­га­тель­ной мускулатуры;
  • стой­кие аускуль­та­тив­ные и пер­ку­тор­ные откло­не­ния со сто­ро­ны легких;
  • рент­ге­но­ло­ги­че­ски — оча­го­вые, сег­мен­тар­ные, лобар­ные инфиль­тра­тив­ные тени;
  • со сто­ро­ны кро­ви: лей­ко­ци­тоз, ней­тро­фи­лез, повы­ше­ние СОЭ;
  • эффект от про­во­ди­мой этио­ло­ги­че­ской терапии.

Тече­ние пнев­мо­ний у детей зави­сит от этио­ло­гии, воз­рас­та и нали­чия раз­лич­ных сопут­ству­ю­щих забо­ле­ва­ний. Осо­бен­но тяже­ло про­те­ка­ют пнев­мо­нии, вызван­ные гос­пи­таль­ны­ми штам­ма­ми золо­ти­сто­го ста­фи­ло­кок­ка или гра­мот­ри­ца­тель­ны­ми бак­те­ри­я­ми. Тече­ние пнев­мо­ний в этих слу­ча­ях харак­те­ри­зу­ет­ся ран­ним абсце­ди­ро­ва­ни­ем, быст­рым про­ры­вом вос­па­ли­тель­но­го оча­га в плев­ру и воз­ник­но­ве­ни­ем пиоп­нев­мо­то­рак­са с бур­ным тече­ни­ем заболевания.

В пери­о­де ново­рож­ден­но­сти пнев­мо­ния име­ет серьез­ный про­гноз. Раз­ли­ча­ют при­об­ре­тен­ные и внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии ново­рож­ден­ных. Внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии воз­ни­ка­ют в резуль­та­те инфи­ци­ро­ва­ния пло­да во вре­мя бере­мен­но­сти или аспи­ра­ции инфи­ци­ро­ван­ны­ми око­ло­плод­ны­ми вода­ми, при этом аспи­ра­ция может быть как внут­ри­утроб­ной, так и интра­на­таль­ной. У ново­рож­ден­ных пнев­мо­нии часто сопро­вож­да­ют­ся ате­лек­та­за­ми, а так­же деструк­ци­ей легоч­ной ткани.

Важ­ную роль в раз­ви­тии пнев­мо­нии могут играть пред­рас­по­ло­жен­ность к аллер­ги­че­ско­му воз­дей­ствию внеш­них фак­то­ров и воз­ник­но­ве­ние ката­раль­но­го вос­па­ле­ния сли­зи­стых обо­ло­чек. При дан­ных пнев­мо­ни­ях харак­тер­ным явля­ет­ся при­со­еди­не­ние аст­ма­ти­че­ско­го син­дро­ма. Тече­ние пнев­мо­нии в этих слу­ча­ях при­ни­ма­ет реци­ди­ви­ру­ю­щий харак­тер. У детей, стра­да­ю­щих рахи­том, пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся чаще и име­ет затяж­ное тече­ние. У детей с гипо­тро­фи­ей воз­ни­ка­ет чаще в свя­зи со зна­чи­тель­ным сни­же­ни­ем имму­ни­те­та, отме­ча­ет­ся сла­бая выра­жен­ность симп­то­мов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В слу­чае сред­не­тя­же­лых и тяже­лых форм дети под­ле­жат ста­ци­о­нар­но­му лече­нию. Дети пер­во­го года жиз­ни — при любых формах.

Лече­ние пнев­мо­ний про­во­дит­ся ком­плекс­но и состо­ит в:

  • при­ме­не­нии этио­троп­ных средств;
  • окси­ге­но­те­ра­пии при раз­ви­тии дыха­тель­ной недостаточности;
  • назна­че­нии средств, улуч­ша­ю­щих брон­хи­аль­ную проводимость;
  • при­ме­не­нии средств и мето­дов, обес­пе­чи­ва­ю­щих транс­порт кис­ло­ро­да крови;
  • назна­че­нии пре­па­ра­тов, улуч­ша­ю­щих про­цес­сы тка­не­во­го дыхания;
  • исполь­зо­ва­нии средств, улуч­ша­ю­щих обмен­ные про­цес­сы в организме.

Пита­ние ребен­ка долж­но соот­вет­ство­вать воз­рас­ту и потреб­но­стям дет­ско­го орга­низ­ма. Одна­ко в пери­од инток­си­ка­ции пища долж­на быть меха­ни­че­ски и хими­че­ски щадя­щей. В свя­зи с кашлем из раци­о­на исклю­ча­ют­ся про­дук­ты, содер­жа­щие части­цы, кото­рые могут аспи­ри­ро­вать­ся. Назна­ча­ет­ся допол­ни­тель­но жид­кость в виде питья. Для это­го исполь­зу­ют­ся отва­ры шипов­ни­ка, чер­ной смо­ро­ди­ны, соки.

Сра­зу после поступ­ле­ния в ста­ци­о­нар про­из­во­дят­ся забор мок­ро­ты, смы­вы для бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го обсле­до­ва­ния, затем назна­ча­ет­ся этио­троп­ное лече­ние, кото­рое про­во­дят под кон­тро­лем кли­ни­че­ской эффек­тив­но­сти, в после­ду­ю­щем — с уче­том полу­чен­ных резуль­та­тов чув­стви­тель­но­сти мок­ро­ты к анти­био­ти­кам. В слу­чае вне­боль­нич­ной пнев­мо­нии назна­ча­ют­ся мак­ро­ли­ды ново­го поко­ле­ния. В слу­чае вну­т­ри­боль­нич­ных пнев­мо­ний назна­ча­ют цефа­ло­спо­ри­ны вто­ро­го, тре­тье­го поко­ле­ний и анти­био­ти­ки груп­пы резерва.

При пнев­мо­ни­ях у детей, воз­ник­ших в резуль­та­те внут­ри­утроб­ной инфек­ции, назна­ча­ют новое поко­ле­ние мак­ро­ли­дов — спи­ро­ми­цин, рок­сит­ро­ми­цин, ази­т­ро­ми­цин. В слу­чае пнев­мо­нии у детей с имму­но­де­фи­ци­та­ми назна­ча­ют­ся цефа­ло­спо­ри­ны тре­тье­го, чет­вер­то­го поко­ле­ний. При сме­шан­ной инфек­ции, вза­и­мо­дей­ствии воз­бу­ди­те­ля грип­па и ста­фи­ло­кок­ка наря­ду с вве­де­ни­ем анти­био­ти­ков широ­ко­го спек­тра дей­ствия вво­дит­ся про­ти­во­грип­поз­ный у‑глобулин по 3–6 мл.

Анти­био­ти­ки при­ме­ня­ют ком­плекс­но по сле­ду­ю­щей схеме:

  • цефа­ло­спо­ри­ны;
  • цефа­ло­спо­ри­ны плюс аминогликозиды.

Назна­ча­ют­ся муко­ли­ти­че­ская тера­пия, брон­хо­ли­ти­че­ские сред­ства, физио­те­ра­пия, имму­но­кор­ре­ги­ру­ю­щее лече­ние. При скоп­ле­нии сек­ре­та в дыха­тель­ных путях необ­хо­ди­мо уда­лять содер­жи­мое носо­глот­ки, гор­та­ни, круп­ных брон­хов. При выра­жен­ных симп­то­мах дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти при­ме­ня­ет­ся оксигенотерапия.

При при­зна­ках сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти назна­ча­ют сер­деч­ные гли­ко­зи­ды — стро­фан­тин, а так­же суль­фо­кам­фо­ка­ин. При­ме­ня­ют­ся и сред­ства имму­но­те­ра­пии. При лече­нии пнев­мо­нии про­во­дят симп­то­ма­ти­че­скую и посин­дром­ную тера­пии. В пери­о­де выздо­ров­ле­ния боль­шое зна­че­ние име­ют дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, физио­те­ра­пев­ти­че­ские мето­ды лече­ния. Для улуч­ше­ния дре­наж­ной функ­ции брон­хов при­ме­ня­ют­ся сред­ства, спо­соб­ству­ю­щие повы­ше­нию сек­ре­ции мок­ро­ты или ее разжижению.

Отхар­ки­ва­ю­щие средства:

  • Натрия бен­зо­ат
  • Аммо­ния хлорид
  • Калия йодид
  • Бром­гек­син
  • Тер­пин­гид­рат
  • Тер­моп­сис
  • N‑ацетилцистин
  • Мукал­тин
  • Пер­ту­син
  • Корень алтея
  • Лакрич­ный корень
  • Элик­сир грудной
  • Плод ани­са
  • Листья мать-и-маче­хи

При­ме­ня­ют­ся сред­ства, умень­ша­ю­щие спазм брон­хов. К ним отно­сит­ся эуфиллин.

Прогноз

Про­гноз при свое­вре­мен­ном при­ме­не­нии анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии бла­го­при­ят­ный. Выпи­сан­ные из ста­ци­о­на­ра в пери­од кли­ни­че­ско­го выздо­ров­ле­ния берут­ся на дис­пан­сер­ный учет. После выпис­ки из ста­ци­о­на­ра 2–4 неде­ли ребе­нок не дол­жен посе­щать дет­ские учре­жде­ния. Дети до шести меся­цев пер­вый месяц осмат­ри­ва­ют­ся раз в неде­лю, затем — два раза в месяц; с шести до две­на­дца­ти меся­цев — раз в десять дней в тече­ние пер­во­го меся­ца, затем — раз в месяц. После одно­го года до трех лет — раз в пер­вый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осмат­ри­ва­ют­ся ото­ла­рин­го­ло­гом и пуль­мо­но­ло­гом после трех­лет­не­го воз­рас­та — через месяц после выпис­ки из ста­ци­о­на­ра, затем — раз в квар­тал. Опти­маль­ной явля­ет­ся реа­би­ли­та­ция в отде­ле­ни­ях боль­ниц или в сана­то­ри­ях. Режим назна­ча­ет­ся с мак­си­маль­ным исполь­зо­ва­ни­ем све­же­го воз­ду­ха. Назна­ча­ют­ся еже­днев­но дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, ЛФК с посте­пен­ным повы­ше­ни­ем физи­че­ских нагру­зок. Пита­ние долж­но быть раци­о­наль­ным для соот­вет­ству­ю­ще­го воз­рас­та. Меди­ка­мен­тоз­ная реа­би­ли­та­ция осу­ществ­ля­ет­ся по инди­ви­ду­аль­ным пока­за­ни­ям. Сти­му­ли­ру­ю­щая тера­пия про­во­дит­ся повтор­ны­ми 2–3‑недельными кур­са­ми: нук­ле­и­нат натрия, мети­лу­ра­цил, диба­зол, жень­шень, алоэ, настой эле­у­те­ро­кок­ка, вита­ми­ны B этих целях исполь­зу­ет­ся и фито­те­ра­пия. Она при­ме­ня­ет­ся для сана­ции брон­хов и успо­ка­и­ва­ю­ще­го вли­я­ния на цен­траль­ную нерв­ную систе­му: корень алтея, лист мяты переч­ной, тра­ва шал­фея, корень девя­си­ла, мать-и-маче­ха, липо­вый цвет, сос­но­вые поч­ки, чабрец и др. У детей, склон­ных к аллер­ги­че­ским реак­ци­ям,