Пневмонии объект исследования предмет исследования

Пневмонии объект исследования предмет исследования thumbnail

Пневмония или воспаление легких – это инфекционное заболевание легких, поражающее альвеолы (легочную ткань). Болезнь вызывается микроорганизмами: вирусами, бактериями, грибами. 

Пневмония. Цифры и факты

  • К группе высокого риска развития пневмонии относятся пожилые люди и дети
  • Пневмония – основная причина смерти от инфекций у детей младше 5 лет во всем мире.
  • Пневмония и грипп вместе оцениваются как восьмая по значимости причина смерти в США.

Как развивается пневмония

Мы окружены микроорганизмами. Они в воздухе, на нашем теле, на продуктах питания и предметах. В обычных условиях, дыхательные пути выступают естественным фильтром, и не пропускают микробы в легкие. Если работа этого фильтра нарушается, микробы попадают в легкие и вызывают их воспаление.

пневмония

Виды пневмоний

Есть несколько классификаций пневмоний. Например:

Внебольничная пневмония – это обычная пневмония, которой человек заболевает вне стационара.

В отличии от нее внутрибольничной пневмонией заболевают пациенты, которые находятся на стационарном лечении.

По виду инфекционного агента пневмония бывает:

  • вирусная
  • бактериальная
  • грибковая
  • микоплазменная 

По объему поражения легких:

  • долевая/сегментарная
  • односторонняя/двусторонняя

Отнесение пневмоний к тому или иному классу позволяет врачам выбрать оптимальную тактику лечения. Например, бактериальную пневмонию принято лечить антибиотиками, а при вирусной – необходимости в антибиотиках нет.

Факторы риска пневмонии

Наиболее подвержены риску люди:

  • младше 5 или старше 65 лет
  • курящие и/или злоупотребляющие алкоголем
  • больные муковисцидозом, хроническим обструктивным заболеванием легких (ХОБЛ), астмой
  • имеющие заболевания, снижающие иммунитет (СПИД, ВИЧ, рак)
  • принимающие препараты от гастроэзофагеальной рефлюксной болезни ( ГЭРБ)
  • недавно перенесшие простуду или грипп
  • недавно госпитализированные в отделение интенсивной терапии
  • которые подвергались воздействию определенных химических веществ или загрязнителей.

Симптомы пневмонии

Симптомы пневмонии обычно схожи с симптомами простуды или гриппа, затем к этим симптомам присоединяются [очень] высокая температура , озноб и кашель с мокротой. 

Общие симптомы пневмонии:

  • кашель 
  • мокрота (может быть разного цвета и консистенции). 
  • высокая температура, обычно 38 и выше градусов 
  • учащенное дыхание и одышка 
  • озноб 
  • боль в груди, которая обычно усиливается при глубоком вдохе 
  • учащенное сердцебиение 
  • слабость, быстрая утомляемость 
  • потливость 
  • головная боль 
  • боль в мышцах 
  • спутанность сознания или бред, особенно у пожилых людей 
  • тусклый или пурпурный цвет или цианоз кожных покровов 

Симптомы и их выраженность могут варьироваться в зависимости от целого ряда условий. Также могут наблюдаться симптомы, характерные для поражения желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, диарея).

Диагностика пневмонии

Если в результате опроса и осмотра врач подозревает у пациента пневмонию, то вероятнее всего, он назначит, как минимум, два исследования:

  • Общий анализ крови и уровень С-реактивного белка. Это исследование позволяет косвенно отличить вирусную пневмонию от бактериальной. 
  • Рентгенография грудной клетки. Это обследование обычно позволяет подтвердить или исключить пневмонию. 

пневмония

Другие исследования, который может назначить врач, если первые два не дали достаточно информации для постановки диагноза:

  • Компьютерная томография 
  • Бактериальное исследование мокроты 
  • Исследование газов крови 
  • Бронхоскопия 

Лечение пневмонии

Перед назначением лечения от пневмонии врач должен ответить на несколько важных вопросов. А именно:

  • Вирусная пневмония или бактериальная? От ответа на этот вопрос зависит необходимость назначения антибиотиков. Вирусные пневмонии в назначении антибиотиков не нуждаются. 
  • Нет ли признаков более редких видов пневмонии, например, грибковой или микоплазменной. В этом случае тактика лечения будет иной. 
  • Где лечить пневмонию, дома или в больнице? Обычную пневмонию, вирусную или бактериальную, в отсутствии осложнений, можно и нужно лечить дома. 

Госпитализация может понадобиться:

  • Пациентам старше 65 лет 
  • Пациентам со сниженной функцией почек 
  • Пациентам с систолическим артериальным давлением ниже 90 миллиметров ртутного столба (мм рт. ст.) или диастолическим артериальным давлением ниже 60 мм рт. ст. 
  • Пациентам с признаками дыхательной недостаточности (30 или более вдохов в минуту (для взрослых), участие в дыхании вспомогательных мышц) 
  • Пациентам с низкой температурой тела 
  • Пациентам с избыточно учащенным или наоборот редким сердцебиением 

Если врач предполагает, что понадобится вспомогательное аппаратное дыхание, то пациент может быть помещен сразу в отделение интенсивной терапии

Дети могут быть госпитализированы, если:

  • Они младше 2 месяцев 
  • У них наблюдается вялость или чрезмерная сонливость 
  • У них проблемы с дыханием 
  • У них низкий уровень кислорода в крови 
  • Они кажутся обезвоженными 

Препараты для лечения пневмонии

Антибиотики – основной класс препаратов в лечении бактериальной пневмонии. Начальная антибактериальная терапия назначается эмпирически, то есть сначала пневмонию предлагают лечить одним из наиболее используемых антибиотиков для лечения инфекции дыхательных путей.

Если эмпирически подобранная терапия оказалась неэффективна, может потребоваться бактериальное исследование мокроты с определением чувствительности к антибиотикам. Если лечение проводится в домашних условиях, то предпочтение отдается таблетированным формам антибиотиков.

Если больной находится в стационаре, то внутривенным.

Нестероидные Противовоспалительные Средства (НПВС, НПВП) позволяют контролировать температуру тела и боль.

К препаратам, останавливающим кашель, нужно относиться с осторожностью. Кашель позволяет освободить легкие от мокроты. Мы рекомендуем средства от кашля только в том случае, если кашель особенно мучителен.

Читайте также:  Аускультативные признаки пневмонии у детей

Эффект от лечения наступает достаточно быстро. Через 3-5 дней терапии пациент обычно чувствует себя существенно лучше. Если же облегчение не наступает, то необходимо повторное обращение к врачу.

Домашние, народные и прочие средства в лечении пневмонии

Для облегчения состояния следует:

  • Больше отдыхать 
  • употреблять достаточное количество жидкости 
  • увлажнять воздух 

Остальные методы лечения не имеют доказанной эффективности и сомнительны в вопросах безопасности.

Мы уже разбирали различные домашние и народные методы лечения простуды, ознакомиться с ними можно здесь. Выводы, сделанные в этой статье, справедливы и для пневмонии.

Осложнения пневмонии

Основные осложнения пневмонии:

  • Бактериемия, сепсис (заражение крови). Бактерии, попадающие в кровь из легких, могут распространить инфекцию на другие органы, что может стать причиной нарушения функций одного или нескольких органов. 
  • Дыхательная недостаточность. Если у вас тяжелая пневмония или у хронические заболевания легких, у вас могут возникнуть проблемы с усвоением необходимого количества кислорода. Вам может потребоваться госпитализация и использование дыхательного аппарата (аппарата искусственной вентиляции легких). 
  • Плеврит – накопление жидкости вокруг легких (плевральный выпот). Пневмония может вызвать накопление жидкости в тонком пространстве между слоями ткани, которые выстилают легкие и грудную полость (плевру). Если жидкость заразится, то, возможно, потребуется слить ее через грудную трубку или удалить с помощью операции. 
  • Абсцесс легкого. Он возникает, если в ткани легких образуется гной. Абсцесс обычно лечится антибиотиками. Иногда для удаления гноя требуется операция или установка дренажа с длинной трубкой, помещенной в область абсцесса. 

Профилактика пневмонии

Чтобы помочь предотвратить пневмонию мы рекомендуем:

  • Сделайте прививку. Вакцины доступны для профилактики некоторых видов пневмонии и гриппа. Обсудите со своим врачом необходимость вакцинации. 
  • Убедитесь, что ваши дети привиты. 
  • Соблюдайте правила гигиены. Чтобы защитить себя от респираторных инфекций, которые иногда приводят к пневмонии, регулярно мойте руки или используйте дезинфицирующее средство для рук на спиртовой основе. 
  • Не курите. Курение нарушает естественную защиту легких от респираторных инфекций. 
  • Высыпайтесь, регулярно занимайтесь спортом и соблюдайте здоровую диету.

Источник

Содержание
I. Введение………………………………………………………………………………..3
1.2. Этиология, факторы риска………………………………………………….7
1.3. Патогенез…………………………………………………………………….8
1. Актуальность темы……………………………………………………………..4
2. Объект и предмет исследования………………………………………………4
3. Цели и задачи исследования………………………………………………….4
4. Методы исследований…………………………………………………………5
5. Практическаязначимость…………………………………………………….5

II. Основная часть……………………………………………………………….6
1. Теоретические основы…………………………………………………………7
1.1. Определение заболевания…………………………………………………..7

1.4. Клиника………………………………………………………………………8
1.5. Диагностика исследования………………………………………………….9
1.6. Осложнения…………………………………………………………………10
1.7. Дифференциальный диагноз………………………………………………10
1.8.Лечение……………………………………………………………………..11
1.9. Профилактика заболевания……………………………………………….12
1.10. Диспансеризация…………………………………………………………13
1.11. Особенности сестринского ухода ………………………………………13

III. Заключение…………………………………………………………………17
2.1. Выводы, рекомендации…………………………………………………….18

IV. Список литературы……………………………………………………….22

V. Приложения…………………………………………………………………25

I. ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность темы
Ежегодно в России пневмонией заболевают 1,5млн. человек, причем правильный диагноз ставится у 1/3 больных.
Широкое распространение острых пневмоний представляет большую опасность для детей. Своевременная правильная
диагностика острых пневмоний у детей, оценка тяжести течения болезни с учетом сопутствующих заболеваний, правильный выбор антибактериальной терапии позволяет полному выздоровлению детей от пневмонии, снижению осложнения илетальности, поэтому данная тема является актуальной и современной.
2. Объект и предмет исследования
Объект исследования: сестринский уход в лечении острой пневмонии у детей.
Предмет исследования: углублённое изучение лечения и профилактики острой пневмонии у детей.

3. Цели и задачи исследования:

Цель исследования: показать значимость медицинской сестры при лечении острой пневмонии у детей.

Задачи исследования:
-определить понятие пневмонии
– выявить причины ее возникновения
– охарактеризовать основные симптомы при пневмонии
– провести классификацию пневмонии
– рассмотреть меры профилактики
– определить роль сестринского персонала в профилактике и уходе
– сформулировать реализацию и оценку эффективности проделанной работы в терапевтическом отделении

4. Методы исследований
1. Анализ литературы
2.Статистический
3. Описательный

5. Практическая значимость
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по сестринскому уходу в лечении острой пневмонии у детей.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретические основы

1.1. Определение заболевания
Острая пневмония – это острое воспалительное заболевание легких инфекционной природы с преимущественным и обязательным поражением респираторныхотделов (альвеол и терминальных бронхиол).
Заболеваемость острой пневмонией остается высокой: в группе неспецифических заболеваний легких на ее долю приходится 29,3% случаев, а в структуре общей заболеваемости она составляет в среднем 0,33%.

Острая пневмония у детей при неадекватной диагностике и лечении может привести к ряду тяжелых осложнений, в отдельных случаях – к смерти. Острая пневмония у новорожденныхдетей носит летальный характер в 30% случаев.

1.2.
Этиология, факторы риска
Возбудителями пневмонии могут стать:
1. Бактерии (стрептококки, стафилококки, кишечная палочка);
2. Вирусы (аденовирус, парагрипп, риновирус);
3. Внутриклеточные паразиты (хламидии, микоплазмы);
4. Грибы (кандида).

Причиной острой пневмонии может стать лежачее положение больного. Также бывают случаи возникновениявоспаления при переломах костей.

Факторы риска:
1. Родовые травмы
2. Внутриутробная асфиксия и гипоксия плода
3. Врожденные пороки развития (особенно сердца, легких, иммунной системы)
4. Врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния у ребенка
5. Гипотрофия, недоношенность, морфофункциональная незрелость
6….

Читайте также:  Изменения в легких при пневмонии фото

Источник

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….2

1. Теоретическая часть…………………………………………………..3
1.1 Классификация………………………………………………………3
1.2 Этиология…………………………………………………………….5
1.3 Патогенез……………………………………………………………..7
1.4 Патоморфологическая картина……………………………………..9

2. Течение пневмонии…………………………………………………..11
2.1 Streptococcus pneumoniaе……………………………………………12
2.2 Streptococcushaemoliticu……………………………………………14
2.3 Staphylococcus aureus………………………………………………..15
2.4 Mycoplasma pneumoniae…………………………………………….17
2.5 Legionella pneumophila……………………………………………….20
2.6 Klebsiella pneumoniae………………………………………………..22
2.7 Chlamydia pneumoniaе……………………………………………….23
2.8 Chlamydia psittaci…………………………………………………….24
2.9 Pseudomonas aeruginosa………………………………………………26
2.10 Haemophilus influence………………………………………………27
2.11 Вирусныепневмонии………………………………………………28
2.12 Пневмонии на фоне иммунодефицитных состояний…………….30
2.13 Анаэробы……………………………………………………………32
2.14 Грамотрицательные бактерии семейства Enterobacteriae………..34

3. Программа обследования……………………………………………..34

4. Принципы лечения…………………………………………………….35

5. Осложнения…………………………………………………………….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………….44

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема клиники идиагностики пневмоний в зависимости от возбудителя является очень актуальной.
По статистике, во-первых, пневмония явно участилась. По данным статистики Национального института здоровья, в США в год пневмонией болеют более 3 миллионов человек. В России в 1998г. зарегистрировано 386 случаев пневмонии на 100 000 населения. Распространенность пневмоний среди взрослого населения России, по данным А.Г.Чучалина, составляет 5-8 на 1000 человек. В 30% случаев при диагностике допускаются ошибки. Среди лиц старше 50 лет заболеваемость пневмонией возрастает и составляет 17 на 1000 человек.
Во-вторых, пневмонию не сразу диагностируют. По некоторым данным, в нашей стране у больных тяжелым гриппом в 20% случаев (у каждого пятого!) пневмонию пропускают.
В-третьих, все чаще из мокроты пациентов сталавысеваться микрофлора, не чувствительная ко всем известным группам антибиотиков. У каждого 3-4-го заболевшего пневмония приобретает затяжное течение. Все больше случаев нетипичного развития болезни, необычной клинической картины.
Если раньше пневмонию связывали с холодным временем года, теперь и тепло – не гарантия уберечься от воспаления легких. А “болезнь легионеров”, вызываемая микробами, активноразмножающимися в системах вентиляции, летом еще учащается. Проявляется она типичным воспалением легких.
В последние 5 лет изменилась даже классификация пневмоний. Известное ранее деление на очаговую и крупозную, как считают специалисты, устарело. В международной научной литературе все чаще идет деление (впрочем, тоже достаточно условно) на внебольничную и госпитальную пневмонию.
Исходя изэтого цель нашего исследования – дать теоретический анализ проблеме особенностей клиники и диагностики пневмоний в зависимости от возбудителя. Точный этиологический диагноз является залогом правильного и успешного лечения пневмонии.
Объект исследования – пневмония.
Предмет исследования – особенности клиники и диагностики пневмоний в зависимости от возбудителя.
Задачи курсовой работы:
Изучитьклассификацию, этиологию и патогенез пневмоний;
Рассмотреть клиническое течение пневмоний в зависимости от возбудителя;
Изучить особенности диагностики пневмоний;
Ознакомиться с осложнениями и принципами лечения пневмоний.
Метод исследования – метод теоретического анализа.
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Пневмония – остроеинфекционное заболевание преимущественно бактериальной этиологии, характеризуемое поражением респираторных отделов легких с внутриальвеолярной экссудацией, инфильтрацией клетками воспаления и пропитыванием паренхимы экссудатом, галичием ранее отсутствовавших клинико-рентгенологических признаков локального…

Источник

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«Допущена к защите»
Зам. директора по УВиМР
__________
(подпись)
«___» ____________2018 г.

СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ

Выпускная квалификационная работа
по специальности 34.02.01. Сестринское дело базовой подготовки
квалификация: Медицинская сестра/Медицинский брат

2018

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ В ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОРОВ РИСКА И УМЕНЬШЕНИЯ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ………………………………………..5
1.1.Определение и этиология пневмонии……………………………..5
1.2. Патогенез пневмонии………………………………………………..8
1.3.Классификация пневмонии…………………………………….. ……………10
1.4.Клиническая картина пневмонии……………………………….13
1.5. Предрасполагающие факторы пневмонии
1.6. Диагностика пневмонии…………………………………….. ……………….16
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОРОВ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ ………………………………………..17
2.1.Описание результатов анкетирования…………………………………. ……………17
2.2.Вакцинация детей от пневмококковой инфекции…………………….21
2.3.Анализ статистики заболевания пневмония в Республике Калмыкия……………………………………… ……………………………………………24
2.4.Закаливающие мероприятия………………………….26
2.5.Профилактика госпитальной пневмонии…………………………………30
2.6.Рекомендации для родителей и детей подросткового возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………. …………………………………………….. …33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Болезни органов дыхания занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и смертности детей. Важную роль среди них играют пневмонии. Актуальность данной темы обусловлена тем, что пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний детей раннего возраста, и связано с осложнениями, высокой частотой поражений ОРВИ, рахит, искусственное вскармливание, так и с серьезностью прогноза многих поздно диагностированных и нелеченых пневмоний, поздняя обращаемость родителей в медицинские учреждения. В Российской Федерации заболеваемость детей пневмонией находится в пределах 6,3-11,9%. Одной из основных причин увеличения числа пневмоний, является высокий уровень диагностических ошибок и поздняя диагностика. Также имеются сложности в этиологической диагностике пневмонии, так как со временем происходит расширение и модификация перечня возбудителей. В настоящее время этиология заболевания значительно расширилась, и помимо бактерий может быть представлена еще и атипичными возбудителями (Mycoplasma pneumoniae, Chlamydophila pneumoniae), грибами, а также вирусами (гриппа, парагриппа, метапневмовирусами и другие), роль последних особенно велика у детей до 5 лет. Все это приводит к несвоевременной коррекции лечения, утяжелению состояния пациента, назначению дополнительных лекарственных препаратов, что в конечном итоге отражается на прогнозе заболевания. Таким образом, несмотря на достаточно подробное изучение проблемы пневмонии детского возраста, существует необходимость в уточнении современных клинических особенностей пневмонии, исследовании значения различных возбудителей, в том числе пневмотропных вирусов, при этом заболевании.
Цель исследования – исследовать сестринскую деятельность в профилактике пневмоний у детей.
Задачи исследования:
1. изучить литературные данные о заболевании пневмония;
2. провести анкетирование;
3. проанализировать статистические данные;
4. выявить основные профилактические меры по отношению к пневмонии.
Объект исследования – дети, находящиеся в очаге заражения и переболевшие пневмонией.
Предмет исследования – изучение методов профилактики пневмонии у детей.
Методы исследования: анкетирование; анализ статистических данных; беседа.
Гипотеза: если проинформировать детей о заболевании пневмонии и его профилактике, то будет ли снижена заболеваемость.
Практическая значимость моей работы заключается в том, чтобы население хорошо ориентировалось в симптомах пневмонии, понимало о факторах риска возникновения заболевания, профилактики, в эффективном действии закаливания.

Читайте также:  Лечение пневмонии в домашних условиях у пожилых

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ В ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОРОВ РИСКА И УМЕНЬШЕНИЯ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ

1.1. Определение и этиология пневмонии

Пневмония – воспаление легочной ткани инфекционного происхождения с преимущественным поражением альвеол и интерстициальной ткани легкого (строма).
Этиология пневмонии у детей зависит от возраста и условий инфицирования ребенка. Наиболее частые возбудители у детей разного возраста представлены в приложение 1. Чаще всего острая пневмония возникает у ребенка, переносящего ОРВИ, на первой недели болезни.
До 50-х годов наиболее частым возбудителем пневмоний считали пневмококки, а в 60-70-е годы – стафилококки. В работах последних лет вновь показана доминирующая роль пневмококков в этиологии пневмоний (60-85%), начавшихся не в стационаре («домашние», «уличные» пневмо-нии). Это обусловлено совершенствованием методов микробиологической диагностики и тем, что в прежние годы нередко посевы брали из зева на фоне антибиотикотерапии. Однако только в 1/3 случаев бактериальная флора зева соответствует флоре нижних отделов дыхательных путей. Вторым наиболее частым возбудителем пневмонии у детей считают Haemophilus influenzae. У 10-20% детей, больных пневмонией (особенно часто осенью-зимой), возбудителями ее являются Mycoplasma pneumoniae или Chlamydia psitaci (возбудитель орнитоза), Chlamydia pneumoniae. У детей первого месяца и даже полугодия жизни возбудителями афебрильных, но протекающих с упорным кашлем, пневмоний является Chlamydia trachomatis, которой ребенок инфицируется при прохождении по родовым путям матери. Как видно из данных в приложении 1, при госпитальных (нозокомиальных) пневмониях, а также при пневмониях у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями и иммунодефицитами, спектр этиологических факторов совсем иной — колиформные бактерии, золотистые стафилококки, анаэробы, грибы, пневмоцисты, цитомегаловирус. Пневмонии, вызванные тремя последними из перечисленных возбудителей — маркеры наследственных и приобретенных иммунодефицитов, в частности ВИЧ-инфекции у взрослых и детей старше 1 года. У детей первых месяцев жизни бактериальную пневмонию все же чаще вызывают гемофильная палочка, стафилококки, грамотрицательная флора и реже пневмококки. Пневмонии чисто вирус-ной этиологии редки. Из вирусов наиболее часто приводят к пневмонии респираторно-синцитиальные, гриппа, аденовирусы. Тяжелые пневмонии, как правило, обусловлены смешанной флорой — бактериально-бактериальной (ассоциации стафилококка, гемофильной палочки или стрептококков), вирусно-бактериальной, вирусно-микоплазменной и другие. Обычно это результат перекрестной или суперинфекции.

1.2. Патогенез пневмонии…..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Камаев И.А. Часто болеющие дети. – Н. Новгород, 2014. – 180с.
2. Воробьев Л. П., Бусарова Г. А. Факторы, влияющие на исходы острой пневмонии// Пульмонология. – 2013. – № 1. – С. 18 – 24.
3. Коган, М. Б. Острые пневмонии у детей / М.Б. Коган. – Л.: Медицина, 2013. – 144 c.
4. Королева Е. Б. Внебольничная пневмония / Е.Б. Королева, Л.Б. Постникова. – М.: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2013. – 943 c.
5. Новиков Ю. К. Внебольничные пневмонии// Русский мед. журн. – 2013. – т. 7. – № 17, – с. 825 – 829.
6. Новиков Ю.К. Алгоритмы выбора антибактериальной терапии при внебольничных пневмониях. //Русский медицинский журнал. – 2013, №4. – с.174-178.
7. Сильвестров В. П. Пневмония / В.П. Сильвестров, П.И. Федотов. – Л.: Медицина, 2014. – 248 c.
8. Сотникова К. А. Пневмонии и пневмопатии новорожденных детей / К.А. Сотникова, Н. А. Панов. – Л.: Медицина, 2013.- 216 c.
9. Таточенко В.К. Болезни органов дыхания у детей. М.: Медицина, 2013. – 496с.
10. Таточенко В.К., Катосова Л.К. Антибактериальная терапия острых пневмоний. //Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2013, №5. – с.49-54.
11. Шабалов Н.П. Детские болезни в 2-х томах. Т. 1. – СПб: Питер, 2013. – 832 с.
12. Шамсиев С. Ш. Острые пневмонии у детей раннего возраста / С.Ш. Шамсиев, Н.П. Шабалов. – Л.: Медицина, 2013. – 320 c.
13. diseases/children/pneumonia.
14. pneumonia/profilaktika-pnevmonii-u-detej.
15. pnevmoniya-u-detej.
16. pnevmoniya-u-detej-simptomy-i-lechenie.
17. pnevmoniya/privivka-detyam.html.
18. preview/5165860.
19. pnevmoniya-u-detej-klassifikaciya-diagnostika.
20. pediatriya_1044/pnevmoniya-73166.html.
21. 1846073/meditsina/printsipy_lecheniya.
22. sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri ostroy-pnevmonii-u-detey.
23. articles/pediatrics/13093.

Источник