Первая помощь при ожоге и обморожении биология
Кожа постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, которые иногда вызывают воспалительные процессы кожи — дерматиты (потёртости, опрелости, ожоги и обморожения).
Потёртость — местное воспаление кожи, возникающее под влиянием механического раздражения.
Потёртость чаще всего образуется на пятках и пальцах ног при ношении неудобной обуви. Для лечения потёртости кожи больное место можно присыпать пудрой, присыпкой или смазать жирным кремом.
Опрелость — воспаление кожи в складках, возникающее в результате трения влажных поверхностей (часто возникает у грудных детей и людей с излишним весом). При опрелости заметно покраснение кожи, иногда появляются мокнущие участки с неровными контурами. Часто опрелости осложняются гнойничковой или грибковой инфекцией.
Для предупреждения опрелости необходим регулярный гигиенический уход за кожей. При предрасположенности к опрелости после мытья кожные складки следует просушить и присыпать пудрой или тальком.
Ожоги — повреждение тканей, вызванное действием высокой температуры, солнца, химических веществ, электрического тока и радиоактивного излучения.
Чаще всего встречаются термические и солнечные ожоги.
Химические ожоги чаще всего являются следствием попадания на кожу концентрированной кислоты (серной, азотной, соляной) или едких щелочей (едкого калия или натрия, нашатырного спирта), хлорной извести.
Тяжесть состояния пострадавшего от ожога зависит от площади ожоговой поверхности и глубины ожога.
По глубине поражения ожоги бывают четырёх степеней:
I степень — покраснение кожи, болезненность, иногда припухлость. Волдыри не появляются.
II степень — появление пузырей (волдырей), заполненных тканевой жидкостью;
III и IV степени — полное разрушение кожи, обугливание с поражением лежащих ниже мышц.
При получении обширных ожогов человек может погибнуть. Если площадь поражения превышает 10% всей поверхности тела, то у человека неизбежно развивается ожоговый шок. При ожогах более 50% поверхности тела ожоговый шок является основной причиной смерти.
Пример:
Поверхность кожи руки составляет примерно 9% общей площади кожных покровов, ноги — 18%, груди и спины, живота и поясницы — по 9%, промежности и пищевого тракта — 1% площади покровов тела.
Примерную площадь ожога можно определить по «правилу девяток»: площадь отдельных анатомических областей в процентах равна числу, кратному 9 (голова и шея составляют 9%, передняя и задняя поверхность туловища по 9×2=18 (36%), верхние конечности по 9% (всего 18%), нижние конечности по 9×2=18 (всего 36%).
Ещё площадь поражения определяется количеством ладоней, которые помещаются на поверхности ожога (площадь ладони составляет примерно 1 % поверхности тела ).
Ожоговый шок развивается в связи с раздражением огромного количества нервных окончаний поражённой области и связан не только с сильной болью, но и со значительной потерей жидкости организмом через повреждённые ткани (за несколько часов потеря жидкости может составить 3-4 л, в зависимости от площади ожога).
Боль от ожогов доставляет страшные мучения, поэтому для предотвращения развития шока необходимо как можно скорее ввести пострадавшему обезболивающее средство.
Также, пострадавшему необходимо компенсировать потери жидкости или хотя бы постараться уменьшить их. Для этого можно обложить обожжённую поверхность пузырями со льдом или целлофановыми пакетами, наполненными холодной водой и постараться обеспечить пострадавшего обильным тёплым питьём.
Нарушение целостности кожного покрова делает организм абсолютно беззащитным перед любой инфекцией. Кроме того, разрушенные ткани начинают выделять токсические вещества, которые с кровотоком разносятся по организму, начинают его отравлять и вызывают нарушение работы выделительной системы. Таким образом, происходит постепенное развитие ожоговой болезни, которая развивается после ожогового шока.
При ожогах нельзя:
- удалять с поверхности ожога остатки сгоревшей одежды;
- смазывать ожоговую поверхность жиром или посыпать её мукой или крахмалом;
- вскрывать пузыри;
- бинтовать обожжённую поверхность.
Все эти действия только усугубят положение травмированного, усилят шок или спровоцируют проникновение инфекции.
Первая помощь при ожогах
При солнечных ожогах используют различные средства, которые продаются в аптеках. Это могут быть эфирные масла (ромашковое), а также крема от солнечных ожогов с витамином Е.
Первая помощь при химических ожогах — немедленное промывание поражённой кожи слабым раствором соды (при ожоге кислотами), уксуса (при ожоге щелочами) либо просто большим количеством проточной воды.
Обморожение — повреждение тканей тела под влиянием холода. Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже —10°С. Основная причина повреждения тканей при обморожении — стойкие изменения в кровеносных сосудах, вызванные их длительным спазмом, являющимся защитной реакций организма на охлаждение. Чаще всего обмораживаются ушные раковины, пальцы рук и ног. Кровообращение в них постепенно замедляется, а затем и вовсе прекращается. Наступает момент, когда организм уже не может противостоять действию холода, и в тканях происходят глубокие изменения, ведущие к гибели клеток, кожа теряет чувствительность и белеет.
Факторы, способствующие обморожению: тесная (затрудняющая кровообращение) или сырая одежда и обувь, физическое переутомление, голод, вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение, ослабление организма в результате перенесённых заболеваний, потливость ног, курение и пр.
Первая помощь при обморожении состоит в прекращении охлаждения, согревании конечности, восстановления кровообращения в поражённых холодом тканях и предупреждения развития инфекции. Первое, что надо сделать при признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки. Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу.
При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием.
При обморожении II-IV степени быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует . Нужно наложить на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку (в качестве теплоизолирующего материала можно использовать, например, шерстяную ткань или верхнюю одежду).
При обморожениях нельзя:
- растирать кожу снегом, так как кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции;
- втирать масла, жир, растирать спиртом ткани при глубоком обморожении;
- использовать быстрое отогревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла, поскольку это ухудшает течение обморожения.
Следует помнить, что обмороженные участки тела в дальнейшем их нужно тщательно оберегать от воздействия холода, т.к. они становятся особенно чувствительны к нему.
Источники:
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г./Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8 класс.– М.: Просвещение
Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Владос
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель
https://nebolet.com/bolezni/ozhog-tretej-stepeni.html
https://ofburns.ru/stepen-ozhoga.php
https://mokb51.ru/polezno_znat/302/
Источник
Тема: Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при ожогах, обморожениях.
Приветствие: Добрый день ребята. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы сегодня с вами будем узнавать много интересного и нового.
А сейчас сядьте правильно, расправьте плечи. Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровни груди ладонями вверх. Закройте глаза и представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко, которое дарит вам свое тепло, энергию для работы и хорошее настроение. Сделайте глубокий выдох. Думаю вы все положительно настроены на урок. Начнем.
1 минута.
1.Выведение темы урока.
Каждый возьмите лист А4 который лежит у вас на парте, это ваша инструктивная карточка на урок, подпишите их. Класс ФИО. Здесь задания, которые мы будем выполнять в течение урока. Все задания выполняем на этих листочках.
На карточке есть первое задание, которое вам необходимо выполнить.
Задании1.
Из предложенного списка характеристика кожи выберете, что относится к эпидермису, а что относится к собственно коже: ( при этом подумайте все ли характеристики кожи относятся либо к эпидермису, либо собственно коже)
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖИ
Содержит пигмент меланин А) Эпидермис
Состоит из ороговевших клеток
Вызывает ожог и обморожения Б) Собственно кожа
Содержит потовые и сальные железы
Содержит рецепторы и кровеносные сосуды
Что лишнего вы нашли в ответе?
Вызывает ожог и обморожения это лишняя характеристика.
(ответ АА-ББ)
А теперь выполняем второе задание:
Задание 2.
Вычеркните в ниже записанных словах все буквы а,л,к и прочитайте что у вас получилось:
аапкааолмкаощллкаь
паркиалла
оакжаоллгккеаа
каик
кокаблкалмлолараколккажаеланклиаикал
помощь при ожоге и обморожении
Что у вас получилось? Значит какую тему мы с вами будем изучать?
( говорят дети – спрашиваю того кто поднимает руки)
Напишите на ваших карточках сегодняшнее число и тему урока. ( написать и на доске.
З минуты
2. актуализация знании:
Ребята скажите пожалуйста, а что такое обморожение и ожог? ( послушать нескольких, конкретно тот кто поднимает руки).
А какие бывают ожоги и обморожения?( если есть ответы слушаем, если нет продолжаем)
Я вижу что вы затрудняетесь с ответами, поэтому мы с вами выполним третье задание в ваших карточках. (или если есть ответы, сказать вы молодцы, но а для того чтоб еще раз вспомнить все что вы знаете и систематизировать ваши знания) Данный вид работы является одним из задании огэ по биологии, географии, истории, обществознанию – работа с текстом.
Задание 3
Ваша задача прочитать текст и ответить на вопрос. Каждый в своих карточках.
Текст обморожения.
Текст ожоги.
У нас семь групп поэтому семь разных вопросов.
Стол№1,2,3 работают с текстом обморожения.
Стол№4,5,6,7 работают с текстом ожоги.
Текст обморожения.
Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза). К обморожению на морозе приводят: тесная и влажная одежда и обувь; вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение тела; одежда по не погоде; алкогольное опьянение. Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения: I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли. II степень – симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри. III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым. IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.
1стол. Что такое обморожение?
Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза).
2 стол. Причины обморожения?
К обморожению на морозе приводят:
Тесная и влажная одежда и обувь;
Вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение тела;
Одежда по не погоде;
Алкогольное опьянение;
3 стол . Степени обморожения и их признаки?
Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:
I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли.
II степень – симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри.
III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым.
IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.
Текст Ожоги.
Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды. Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение. Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов. Ожоги бывают разной степени: 1 степени – проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи; 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью; ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности; 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.
4 стол. Что такое ожог? Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды.
5стол. Причины ожогов кожи? Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение.
6 стол. Типы ожогов и их причины? Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов.
7 стол .Степени ожогов? Ожоги 1 степени – проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи.
Ожоги 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью.
Ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности.
Ожоги 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.
На выполнение задания 2 минуты.
Задание 4
Теперь работаем в группах (объяснить работу с менеджметом).
Вам необходимо по очереди прочитать ответ на ваш вопрос. У вас в ваших группах у всех один вопрос. Отвечать начинает участник №1далее 2.3 и4.. На выполнение задания 1 минута. (Структура Раунд робин- задаем вопрос, ученики по очереди отвечают на данный вопрос, учитель объявляет номер ученика который начинает отвечать.)
Задание 5
Теперь ваши вопросы и ответы необходимо озвучить всем нам. Из вашей группы участник №2 читает вопрос, а участник №3 отвечает. Для этого встаем. Громко чтоб все ваши ответы услышали.
Начинает стол1 и так все семь. Семь групп на каждую группу 1-2 минуты итого 15 минут.
Молодцы у вас все хорошо получается. Пришло время и немножко отдохнуть.
Физминутка
Все встаем ,пожалуйста. Я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение , эти же упражнения вы можете делать и на холоде, на замерзающем участке тела и тем самым согреться.
Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
Если замерзают руки сжимайте и разжимайте пальцы рук.
При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.
3 этап изучение темы:
Ребята что такое ожоги и обморожения, причины, их степени и типы мы с вами повторили.
В повседневной жизни, думаю, каждый из нас испытал на себе неприятные ощущения ожога, а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.
А как же оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях, чтоб ответить на этот вопрос мы в карточках выполним следующее задание.
Задание 6
Вам предлагаются несколько утверждений, ваша задача в колонке таблицы с названием до поставить + если вы согласны с утверждением, а если нет -. Третья колонка пока пустая, вы там ничего не пишите.
1. Прочтите утверждения.
2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение задания 2 минуты.
1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.
2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.
3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.
4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.
5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.
6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.
7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.
4. Давайте просмотрим видео ролики. 5 минут
5. Теперь, по завершению просмотра, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ».
Теперь давайте с соседом по плечу поменяемся листочками и проведем взаимопроверку, правильно вы выполнили задания после.
Правильные ответы на экране.
.
1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.
_
2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.
_
3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.
+
4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.
+
5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.
_
6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.
+
7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.
+
Поставим соседу оценку:
«5»- все ответы правильные (7 баллов)
«4»- правильных ответов 6,5
Если у вас только 4 и менее правильных ответа оценку пока мы не поставим, это новая тема и к следующему уроку вы все еще раз повторите.
Кто получил «5» ….; «4»…..,
На выполнение задания после видео 2 минуты
4 этап .закрепление изученного материала:
Ситуационные задачи. Работа в группах.
Задача 1. Во время прогулки я нашел неизвестный баллончик. Мне стало интересно, и я бросил его в костер. Баллончик взорвался, огонь опалил мне руки. На руках появились волдыри, было очень больно. (ожог второй степени)
Задача 2. Я катался на лыжах. Дул сильный ветер, шел мокрый снег. У меня промокли варежки. Сначала руки замерзли, появилась небольшая боль и покалывание. Потом кожа на пальцах побледнела. (Обморожения, первой степени.)
задача 1 стол №1,3,5,7
задача 2 стол №2,4,6
Задание 7
Прочитайте задачу и выполните задания в группе
1. определить тип и степень повреждения кожи.
2. вспомнить, как можно оказать помощь и какие нужны для этого средства из аптечки
3. участнику группы №4 подойти и выбрать из аптечки, что вам нужно для оказания помощи.
4. в этой же карточке описать план как вы будете оказывать помощь, и показать какие средства будете использовать.
5. подготовиться к устному выступлению
На выполнение задания 3 минуты.
Задание8. Выступление 2 групп, по каждой задаче, одна группа, но если другая группа не согласна послушать и их.
Первая помощь при обморожении .
Прекратить воздействие холода на кожу, отвести в тепло.
Если обморожение не сильное первой степени можно участок растереть , а если 2,3,4 степени накладываем сухую, стерильную повязку.
3. Дать горячее питье.
4. Если обморожения сильное обязательно госпитализация.
Нельзя растирать снегом, льдом, маслом, спиртом.
Первая помощь при ожоге
1.Прекратить воздействие на кожу того что вызвала ожог
2.При ожогах 1-й, 2-й степени поливать струйкой холодной воды.
3.Наложить асептическую повязку.
4.Дать обезболивающие.
5.При ожогах 3 и 4 степени госпитализация.
Нельзя протирать спиртом, маслом, льдом, покрывать ватой.
Выступление на все группы 3 минуты
Д/З.Молодцы на уроке вы отлично поработали. А дома вам необходимо выполнить следующее задание: повторить еще раз , все то что мы изучали, а также подумать над вопросом и написать в тетрадях. Участники №1и 3 профилактикаобморожении; Участники 2 и 4 профилактика ожогов. ( написать на доске)
Возвращаемся к нашим карточкам, где вы найдете последнее задание, с названием рефлексия. После выполнения задания, ваши карточки со всеми выполненными заданиями вы сдаете мне. Я их проверяю и возвращаю вам, через вашего учителя.
Задание 9 Этап рефлексия.
Ребята спасибо вам за урок. Мне было очень хорошо и комфортно работать с вами, Желаю вам дальнейших успехов. Урок окончен.
Источник