Первая помощь при ожогах вывод

Первая помощь при ожогах вывод thumbnail

Ожоги: оказание помощи и лечение в домашних условиях

Ожоги часто случаются в быту, они могут быть легкими и тяжелыми, угрожающими здоровью. Важно определить степень ожога, уметь правильно оказать помощь и знать, когда и какие средства применять для лечения.

Содержание:

  • Виды и степени ожогов, симптомы

  • Оказание первой помощи при ожогах

  • Что нельзя делать при оказании первой помощи

  • Лечение ожогов в домашних условиях, применение народных средств

Виды и степени ожогов, симптомы

В зависимости от характера повреждающего фактора, бытовые ожоги могут быть термическими (паром, пламенем, раскаленным предметом) и химическими (кислотой, щелочью), а также лучевыми (солнечными).

По глубине поражения кожи и подлежащих тканей выделяют 4 степени ожогов:

  1. Повреждается только наружный слой эпидермис. Чаще возникают при воздействии пара или солнечных лучей. Симптомами являются сильное жжение, покраснение и отек кожи. Заживают самостоятельно в течение нескольких дней. 

  2. Поврежденный эпидермис отслаивается от подлежащего росткового слоя, на фоне покраснения образуются пузыри с прозрачной тканевой жидкостью. Характерны боль и отечность пораженного участка. Заживление идет до 2 недель без образования рубцов.

  3. Кроме эпидермиса повреждается ростковый слой кожи. В зависимости от объема его повреждения выделяют 2 степени:

III-А – частичное омертвение слоя, на коже образуются кровянистые пузыри и участки некроза серого цвета, заживление идет под струпом, в течение 3-4 недель, на коже могут остаться малозаметные рубцы и пигментация;

III-Б – полное омертвение росткового слоя с образованием плотного серого или черного струпа, заживление длится более 1 месяца, на коже образуются грубые рубцы. 

  1. Повреждается не только полностью вся кожа, но и глубжележащие ткани – жировая клетчатка, мышцы, сухожилия, кости, суставы, происходит обугливание. Заживление длительное, с оставлением грубых рубцов и дефектов, деформаций. Лечение требует оперативного вмешательства, часто многократного. 

I,IIи III-А степени ожогов считаются легкими, не оставляющими рубцов и других осложнений, а III-Б и IV относятся к глубоким и тяжелым повреждениям.

Оказание первой помощи при ожогах

От самых первых действий при получении ожога во многом зависит его исход. Главный принцип – не навредить и защитить ожог от возможного инфицирования. Алгоритм действий должен включать следующие меры:

  1. Устранение источника повреждения – пара, кипящей воды или масла, горящей одежды, кислоты, щелочи. Можно применить струю прохладной проточной воды, а масло осторожно удалить сухой мягкой тканью или ватным тампоном, смоченным в слабом мыльном растворе, а затем поверхность промыть водой. 

  2. Обработка поверхности специальным антисептическим противоожоговым средством. Лучше использовать аэрозоли – пантенол, олазоль, оксициклозоль. 

  3. Наложение защитной стерильной повязки, если ожог 2-й и более степени. Если таковой нет, можно прогладить горячим утюгом хлопчатобумажную ткань и после ее охлаждения закрыть рану. 

  4. Прием противовоспалительных и обезболивающих средств. 

  5. Прием большого количества жидкости. 

Далее пострадавшего следует отправить к врачу. Исключение составляют небольшие ожоги 1-й степени. Солкосерил также справляется с поставленной задачей.

Важно:ожоги, занимающие 10% поверхности тела и более могут быть опасными для жизни. Ориентировочно определить объем поражения можно с помощью правила ладони, площадь которой примерно составляет 1% от общей поверхности тела.

Что нельзя делать при оказании первой помощи

Чтобы не навредить пострадавшему от ожогов, при оказании помощи нельзя делать следующие манипуляции:

  • грубо снимать с поверхности прилипшую одежду, обувь, например, при ожогах пламенем, смолой, это может повредить глубокие ткани и вызвать кровотечение, нужно ее быстро и аккуратно обрезать ножницами вокруг ожога;

  • смазывать ожоговую поверхность маслом, жиром, сметаной, кефиром, это создает термостат, повышает температуру и затрудняет дыхание кожи;

  • присыпать поверхность мукой, мелом, крахмалом, стрептоцидом и другими порошками, они забивают кожные поры, создают корку и могут ухудшить состояние;

  • прикладывать спиртсодержащие жидкости, марганцовку, хлорные растворы;

  • самостоятельно вскрывать пузыри для удаления жидкости, можно занести инфекцию, эту процедуру делают только в стерильных условиях – в больнице;

  • использовать при химических ожогах нейтрализующие жидкости, например, уксус при ожоге щелочью, или соду при ожоге кислотой, это приведет к усилению боли и углублению ожога, достаточно обильно промыть водой;

  • прикладывать к ожоговой поверхности мочу, это опасно инфицированием;

  • прикладывать для охлаждения лед, он суживает сосуды, в результате нарушается кровообращение и усиливается степень повреждения тканей. 

При любом ожоге, начиная со 2-й степени, после оказания первой помощи пострадавшего нужно обязательно доставить к врачу. 

Лечение ожогов в домашних условиях, применение народных средств

Неглубокие и не опасные для жизни ожоги можно лечить в домашних условиях с применением аптечных препаратов, выписанных врачом, а также средств народной медицины. 

Антисептическими и ранозаживляющими свойствами обладают:

  • свежий сок алоэ;

  • настои из цветков ромашки, липы, календулы, зверобоя, валерианы, череды, можно приготовить сбор из этих трав;

  • отвар шафрана;

  • отвар ягод черники. 

Перечисленными средствами в охлажденном виде смачивают стерильную салфетку и прикладывают к ожоговой поверхности 4-5 раз в день. 

Ускорить заживление ожоговой раны поможет мазь, приготовленная в домашних условиях: 30 г прополиса, 50 г пчелиного воска и 100 мл оливкового масла растапливают на водяной бане, хорошо размешивают, охлаждают. Смазывают рану тонким слоем 1-2 раза в день или прикладывают стерильную повязку с мазью.

Важно:прикладывание таких популярных народных средств, как капустный лист, натертые морковь, тыква и картофель таят в себе опасность инфицирования ожога, ведь все эти овощи растут на земле. Можно применять эти снадобья только при небольших ожогах 1-й степени при условии, что овощи хорошо помыты, очищены и ошпарены кипятком. 

Чтобы домашнее лечение ожогов по народным рецептам принесло пользу, необходимо сначала проконсультироваться с врачом.

Источник

Ожог — это повреждение тканей организма, являющееся результатом воздействия высоких температур, электрического тока и ряда химических агентов. Наибольшее число случаев ожога насчитывается в быту: небрежное обращение с огнем, кипящими жидкостями и нагревательными приборами. Поэтому основное внимание будет уделено именно термическим ожогам. 

Степени ожогов: первые признаки 

Ожог I степени. Повреждается эпидермис (поверхностный слой кожи). Кожа краснеет, появляется припухлость, нередко со жгучей болью. Для этой степени ожога характерна повышенная чувствительность к прикосновениям. Последствия проходят за 2-5 дней. Следы ожога заживают довольно быстро и без последствий. 

Ожог II степени. Существенное повреждение поверхности кожи: отслаивается эпидермис, поражается сосочковый слой. Для этой степени характерно резкое покраснение обожженной кожи с появлением волдырей, наполненных прозрачной жидкостью. Повреждение затрагивает лежащие под эпидермисом кожные кровеносные сосуды. Полное восстановление пострадавшего может продлиться от 6 дней до нескольких недель.  

Ожог III степени. Это тяжелые ожоги, где, помимо эпидермиса и сосочкового слоя, повреждена также соединительная ткань. У ожогов III степени выделяют еще две подстепени: III А и III Б. 

Степень ожога III А. Повреждены почти все слои кожи — целым остается лишь ростковый. Для этой степени характерно появление крупных пузырей с желтоватой жидкостью (нередко желеобразной массой). Чувствительность снижена. Возможно образование струпа желтоватого цвета. Характерная особенность — при боковом осмотре струп не выступает над поверхностью кожи. 

Ожоги I, II и III А степени называются поверхностными, так как способны к самозаживлению.

Степень ожога III Б. Омертвление всех тканей, включая подкожно-жировую. Образуются крупные волдыри, наполненные жидкостью с кровью. Дно сухое и тусклое, чаще с беловатым оттенком; чувствительность почти отсутствует. Возможно образование серого струпа — он становится сморщенным при поражении всей глубины кожи. 

Ожог IV степени. Омертвление кожи, подкожной клетчатки и глубоко расположенных тканей (вплоть до костей). Обожженные участки покрыты плотной коркой черного цвета, чувствительность у которой полностью отсутствует. 

Первая помощь при ожогах 

Помощь при ожоге I степени. Опустите обожженное место в холодную воду на 5-10 минут, чтобы отвести тепло. Рекомендуется использовать мази, в состав которых входит Алоэ Вера. Чтобы защитить место поражения, перевяжите его сухой марлей. При ощутимых болях можно использовать препараты на основе ибупрофена. 

Помощь при ожоге II степени. Подержите обожженное место в прохладной воде в течение 15-20 минут. Можно делать влажный холодный компресс (5 минут в день), если область ожога невелика. Пользуйтесь специальной мазью от ожогов, но не забывайте каждый день менять повязку. Защитите место ожога от инфекций; не расчесывайте его. 

Помощь при ожоге III-IV степени. Срочно вызывайте скорую помощь или же отвезите пострадавшего в больницу. Забудьте об использовании средств от ожогов. Не трогайте прилипшую к местам ожога одежду. Единственное, чем вы действительно можете помочь – покрыть обожженное место стерильным влажным компрессом. 

Во избежание заражения при оказании первой помощи придерживайтесь следующих правил: 

• не вскрывать волдыри; 

• не прикасаться руками к пораженным участкам кожи; 

• не смазывать их различными маслами, мазями, вазелином, присыпать содой и т.д.; 

• не сдирать смолистые вещества с обожженного места: вместе с ними можно удалить обожженную кожу, что создаст отличные условия для проникновения инфекции. 

При ожогах, вызванных электрическим током, требуется неотложная врачебная помощь. Такие ожоги крайне опасны, так как их можно не увидеть на поверхности кожи, но внутренние органы могут быть сильно повреждены. Первое, что нужно сделать при химическом ожоге, — снять с пострадавшего всю одежду с оставшимися на ней химическими веществами, ставшими причиной ожога. Пораженные участки кожи нужно промыть большим количеством чуть холодной воды, а затем перевязать стерильным бинтом или марлей. Забудьте об использовании различных кремов и мазей: их компоненты могут вступить в реакцию с химическими веществами, что может только усугубить ситуацию. Вызовите скорую помощь или же обратитесь в ожоговый центр. 

Сидя у камина за чашечкой чая, наслаждаясь игрой пламени, сложно представить, какую опасность таит в себе огонь. Но даже в собственном доме, где человек чувствует себя в безопасности, можно получить серьезный ожог. Помните: осторожность превыше всего. Берегите себя! 

Давыдович Игорь 

Источник

Клиника DocDeti, 25 ноября 2019

Что такое ожог?

Ожог — это повреждение кожи, вызванное высокими температурами, химикатами, электричеством и различным излучением (солнечные ожоги).

Как правило, лучшее лечение ожогов – это профилактика. Ребенка никогда нельзя оставлять наедине с горячими предметами и жидкостями. Особенно важно убирать кастрюли и чайники подальше от края стола и плиты, приучиться готовить на дальних конфорках. Дети подтягиваются за ними и выливают их на себя: в первую очередь, на лицо и на грудь.

Никогда не оставляйте включенные утюги, мамины щипцы для завивки и утюжки для волос, установите термостат на водопроводный кран. Всё это очень опасно и может обернуться серьезными ожогами и в последствие шрамами.

Что же делать, если вы всё-таки обожглись?

1. Очистить зону ожога

Нужно очистить зону ожога от одежды и каких-либо стесняющих предметов. Если одежда прилипла к месту ожога, её нельзя самостоятельно отдирать, это дополнительно травмирует кожу. Одежду необходимо аккуратно обрезать по месту того, как она прилипла к коже, и сразу же ехать в травмпункт.

Важно снять кольца, браслеты и часы, т.к. место ожога может быстро отечь и в дальнейшем их будет сложно снять.

2. Охладить

Как можно раньше охладить место ожога в течение минимум 10-15 минут. Помещаем поврежденную часть тела под кран с холодной водой, либо накладываем охлажденную ткань (нельзя использовать кубики льда). Добиваемся чувства онемения.

Это одновременно прекращает прогрессирование ожога и обезболивает. Также промыть место ожога необходимо при попадании едких химикатов.

Часто мы держим обожженное место под холодной водой лишь около 30 секунд, и боль вскоре снова возвращается. В таком случае повреждение всё ещё продолжается, именно поэтому стоит охлаждать место ожога под холодной водой не меньше 10-15 минут.

3. Оценить степень поражения

Оцениваем степень и площадь поражения ожога.

1 степень выглядит как легкое покраснение и небольшой отёк на коже, когда поврежден только поверхностный слой. В таких случаях заживление происходит самостоятельно без лечения в течение недели, без образования рубца.

Кожу не нужно ничем мазать, нельзя наносить масло, спирт, йод, потому что кожа не повреждена, и, соответственно дезинфицировать ничего не нужно.

Стоит нанести стерильную повязку так, чтобы ребёнок не повредил эту кожу и не расчесывал её, когда она будет заживать. 

При 2 степени ожога покраснение будет более ярко выражено, кожа может быть багрового цвета и, как правило, самый явный признак – это пузырек. Пузыри нельзя вскрывать самостоятельно, так как это естественный барьер против инфекции.

Пузыри самостоятельно вскрываются через несколько часов или дней. В месте, где был пузырь, кожа будет обнажена, и ее необходимо защитить от попадания микробов. Чаще всего используются антибактериальные мази по назначению врача.

Повязку нужно менять ежедневно. Полное заживление может занимать до 3 недель, возможно образование рубца.

3, 4 степень: глубокое повреждение вплоть до обугливания мышц и костей. Требует неотложной помощи и лечения в ожоговом отделении больницы.

Когда ехать в травмпункт?

  • Диаметр ожога больше 8 см/больше ладошки ребенка
  • Ожог второй степени и выше
  • Ожог на лице, гениталиях, в районе ладошек, ступней, суставов
  • Ожог от химикатов, электричества, открытого огня и пр.

Самостоятельно оценить степень повреждения бывает непросто, поэтому если возникли сомнения – также стоит обратиться к врачу. Врач осмотрит ребенка, оценит степень ожога и научит уходу за раной. При необходимости будет проведена профилактика столбняка.

При выраженных болях в месте ожога можно использовать парацетамол и ибупрофен в возрастных дозировках.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/734/

Автор: Татьяна Иванова, педиатр, член Союза педиатров России, член Российской Ассоциации Аллергологов и Клинических иммунологов (РААКИ), участник конгрессов в области педиатрии и аллергологии

Клиника DocDeti

Детская клиника доказательной медицины

Источник

Ïîíÿòèå îæîãà, õàðàêòåðèñòèêà ïîâðåæäåíèé òêàíåé îðãàíèçìà, âûçâàííûõ äåéñòâèåì âûñîêîé òåìïåðàòóðû èëè äåéñòâèåì íåêîòîðûõ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ. Îêàçàíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó îò õèìè÷åñêèõ, ýëåêòðè÷åñêèõ, òåðìè÷åñêèõ è ñîëíå÷íûõ îæîãîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

4Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå êàçåííîå

îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé óíèâåðñèòåò ÌÂÄ Ðîññèè»

Êàôåäðà ñóäåáíî-ýêñïåðòíîé äåÿòåëüíîñòè

Ôàêóëüòåò ïîäãîòîâêè ñëåäñòâåííûõ ðàáîòíèêîâ

Ðåôåðàò

Ïî äèñöèïëèíå «Ïåðâàÿ ïîìîùü»

Òåìà: Îæîã. Âèäû, ïåðâàÿïîìîùü è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè îæîãàõ.

Âûïîëíèë:

Ñíèñàðü Âÿ÷åñëàâ Àíäðååâè÷

Ïðîâåðèë:

Ãàëüöåâ Þðèé Âèêòîðîâè÷

Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2015ã.

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Òåðìè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 2. Ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 3. Ñîëíå÷íûå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 4. Õèìè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 5. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè îæîãàõ
  • 6. Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå îæîãîâ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Îæîãîì íàçûâàåòñÿ ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âîçíèêàþùåå îò ìåñòíîãî òåïëîâîãî, õèìè÷åñêîãî, ýëåêòðè÷åñêîãî èëè ðàäèàöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ.

Îæîãè ÷àùå âñåãî ïîðàæàþò êîæó (åå îáúåì ñîñòàâëÿåò ïî÷òè îäíó øåñòóþ îáúåìà âñåãî òåëà ÷åëîâåêà). Ýòî íåóäèâèòåëüíî, ïîñêîëüêó èìåííî êîæà, âûïîëíÿÿ â îðãàíèçìå ìàññó ôóíêöèé, çàùèùàÿ íàñ, ïåðâîé âñòðå÷àåò ìíîãèõ àãðåññîðîâ, â òîì ÷èñëå è òåðìè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ. Ïåðèôåðèþ êîæè ñîñòàâëÿåò íåïðåðûâíî îòìèðàþùèé ýïèäåðìèñ. Ýòà îñîáåííîñòü êîæè “ëèíÿòü” ïðåäñòàâëÿåòñÿ âåñüìà âàæíîé, ïîñêîëüêó îáóñëîâëèâàåò, â ÷èñëå ïðî÷åãî, ïîâûøåííóþ ñïîñîáíîñòü ê ðåãåíåðàöèè (âîññòàíîâëåíèþ). Ïîòîâûå è ñàëüíûå æåëåçû, îñîáåííî âîëîñÿíûå ëóêîâèöû (ôîëëèêóëû) îïðåäåëÿþò ïîòåíöèàë ðåãåíåðàöèè êîæè; èõ ÷èñëî è ðàçâèòèå âëèÿþò íà õàðàêòåð è ñòåïåíü çàæèâëåíèÿ îæîãîâ.

Îæîãè ìîãóò áûòü âûçâàíû ïëàìåíåì, êèïÿòêîì, ïàðîì, ðàçëè÷íûìè õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè: êèñëîòàìè, ùåëî÷àìè; íåêîòîðûìè ìåäèêàìåíòàìè: éîä, íàøàòûðíûé ñïèðò; ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì, ðàäèîàêòèâíûìè âåùåñòâàìè, ñîëíå÷íûìè ëó÷àìè è ò.ï.

 çàâèñèìîñòè îò âûçâàâøåé îæîã ïðè÷èíû ðàçëè÷àþò:

òåðìè÷åñêèå, ëó÷åâûå, ñâåòîâûå, ýëåêòðè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ôîñôîðíûå.

 çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ òêàíåé ðàçëè÷àþò îæîãè ÷åòûðåõ ñòåïåíåé:

· îæîã I ñòåïåíè – õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîêðàñíåíèåì è ïðèïóõëîñòüþ êîæè, ææåíèåì è áîëüþ â ïîðàæåííîì ó÷àñòêå. Ñïóñòÿ 4-5 ñóòîê îòìå÷àþòñÿ øåëóøåíèå êîæè è âûçäîðîâëåíèå;

· îæîã 2 ñòåïåíè – ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîÿâëåíèåì íà ïîêðàñíåâøåé è îòå÷íîé êîæå ïóçûðåé, íàïîëíåííûõ ïðîçðà÷íîé æåëòîâàòîé æèäêîñòüþ. Îáîææåííûé ó÷àñòîê êîæè ðåçêî áîëåçíåí. Ïðè ðàçðûâå èëè óäàëåíèè ïóçûðåé âèäíà áîëåçíåííàÿ ïîâåðõíîñòü ÿðêî-êðàñíîãî öâåòà.  ñëó÷àå áëàãîïðèÿòíîãî, áåç íàãíîåíèÿ, òå÷åíèÿ îæîã çàæèâàåò áåç îáðàçîâàíèÿ ðóáöîâ â òå÷åíèå 10-15 ñóòîê;

· îæîã 3 ñòåïåíè – ìîæåò áûòü ñ ïîðàæåíèåì ñîáñòâåííî êîæè íà âñþ åå òîëùèíó (III À ñòåïåíü) ëèáî ñ ïîðàæåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè (III Á ñòåïåíü). Íà êîæå îáðàçóåòñÿ ñòðóï ñåðîãî èëè ÷åðíîãî öâåòà. Îìåðòâåâøèå ó÷àñòêè êîæè ïîñòåïåííî îòäåëÿþòñÿ, îòìå÷àåòñÿ íàãíîåíèå, îáðàçóåòñÿ âÿëî çàæèâàþùàÿ ðàíà;

· îæîã 4 ñòåïåíè – ïðîÿâëÿåòñÿ îìåðòâåíèåì íå òîëüêî êîæè, íî è ãëóáæåëåæàùèõ òêàíåé (ôàñöèé, ìûøö, êîñòåé).

Îæîã êèïÿòêîì õàðàêòåðèçóþòñÿ òåì, ÷òî âîçìîæíàÿ òåìïåðàòóðà ñîñòàâëÿåò 100°Ñ èëè íåñêîëüêî áîëüøå. Ýòî îáñòîÿòåëüñòâî â ñî÷åòàíèè ñ òåì, ÷òî íà ïóòè ê êîæå æèäêîñòè îñòûâàþò, âåäåò ê òîìó, ÷òî âûçûâàåìûå ïîðàæåíèÿ ïîâåðõíîñòíû.

Îæîã ïàðîì. Íåêîòîðûå îñîáåííîñòè èìåþò îæîãè, âûçûâàåìûå äåéñòâèåì âîäÿíîãî ïàðà, îñîáåííî èñïîëüçóåìîãî â ïðîìûøëåííîñòè.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå îí ìîæåò áûòü ïåðåãðåòûì (ïîä äàâëåíèåì), à ýòî îçíà÷àåò, ÷òî òåìïåðàòóðà åãî 120°Ñ è âîçìîæíî ñïëîøíîå ïîðàæåíèå áîëüøèõ ïëîùàäåé. Åùå õóæå, åñëè îæîã âûçâàí ïàðîì êèïÿùèõ ùåëî÷åé èëè èíûõ õèìè÷åñêèõ àãðåññèâíûõ ðàñòâîðîâ. Ãîðÿ÷èå áèòóì, ñìîëû, êëåé ïëîòíî ïðèëèïàþò ê êîæå, ïåðåäàâàÿ ïîñëåäíåé âåñü çàïàñ òåïëà. Èõ íåâîçìîæíî ñòðÿõíóòü, âûòåðåòü, ïîýòîìó ñðîê èõ äåéñòâèÿ âñåãäà äëèòåëåí. Âíåøíèé âèä îò îæîãîâ áèòóìîì, îñîáåííî, åñëè ïîðàæåíî ëèöî, óñòðàøàþùèé: ÷åðíàÿ ïëåíêà ñìîëû ñîçäàåò âïå÷àòëåíèå ãëóáîêîãî ïîðàæåíèÿ êîæè.

Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè: óäàëåíèå áèòóìà ñ êîæè çàòðóäíèòåëüíî, äëèòåëüíî è òðåáóåò ðàñòâîðèòåëåé. Íåò íåîáõîäèìîñòè ýòî âûïîëíÿòü ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè. Äîñòàòî÷íî îñâîáîäèòü ðîò, íîñ, ãëàçà, óøíûå ðàêîâèíû.

Îæîãè ïëàìåíåì. Íàèáîëåå òÿæåëûå îæîãè âûçûâàåò ïëàìÿ, îñîáåííî, åñëè ãîðÿùàÿ îäåæäà ïðîïèòàíà êåðîñèíîì, áåíçèíîì, ñïèðòîì. Âîñïëàìåíåíèå îäåæäû ïðèâîäèò ê òÿæåëûì îæîãàì â ñëó÷àÿõ, åñëè îíà íå ñíÿòà ñ ïîñòðàäàâøåãî èç-çà ïîòåðè èì ñîçíàíèÿ èëè âñëåäñòâèå áåñïîìîùíîñòè (äåòè, ñòàðèêè; ëþäè â ñîñòîÿíèè àëêîãîëüíîãî îïüÿíåíèÿ, îòðàâëåíèÿ).

Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè: ÷åì äîëüøå ãîðèò îäåæäà, òåì áîëüøå ñòåïåíü îæîãà áóäåò ïîòîì, òåì áîëüøå ïðîöåíòîâ ïîâåðõíîñòè êîæè áóäåò ïîâðåæäåíî. Åñëè çàãîðåëàñü îäåæä – íè â êîåì ñëó÷àå íå áåæàòü – îíà ðàçãîðèòñÿ åùå áîëüøå.  ïåðâóþ î÷åðåäü íàäî ïîñòàðàòüñÿ ñáðîñèòü å¸ ëèáî ïåðåêàòûâàòüñÿ ïî ïîëó, ïîêà ïëàìÿ íå ïîòóõíåò. Åñëè âû õîòèòå ïîìî÷ü ãîðÿùåìó ÷åëîâåêó, îáëåéòå åãî õîëîäíîé âîäîé, çàêèäàéòå ïåñêîì èëè íàáðîñüòå íà íåãî ïàëüòî, ïîêðûâàëî, áðåçåíò (íåîáõîäèìî ïåðåêðûòü ïëàìåíè äîñòóï ê âîçäóõó). ×åëîâåêà â ãîðÿùåé îäåæäå íåëüçÿ óêóòûâàòü ñ ãîëîâîé, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîðàæåíèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è îòðàâëåíèþ òîêñè÷åñêèìè ïðîäóêòàìè ãîðåíèÿ. Îäíàêî èìåéòå â âèäó: êîãäà ãîðÿùàÿ îäåæäà ïðèæàòà ê êîæå, âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà âîçäåéñòâóåò íà íåå áîëåå äëèòåëüíî è, ñëåäîâàòåëüíî, âîçìîæåí áîëåå ãëóáîêèé îæîã. ×òîáû íå äîïóñòèòü ýòîãî, íàäî òîò÷àñ ïîñëå ëèêâèäàöèè ïëàìåíè óáðàòü íàêèíóòóþ òêàíü.

×òîáû ñîêðàòèòü âðåìÿ ïåðåãðåâà òêàíåé è ïðåäîòâðàòèòü ñèëüíûé îæîã, ïîñëå ëèêâèäàöèè îãíÿ îáëåéòå îæîã õîëîäíîé âîäîé èëè îáëîæèòå ñíåãîì íà 15-20 ìèíóò. Ýòî óìåíüøàåò áîëü è ïðåäóïðåæäàåò îòåê òêàíåé.

Ïîâåðõíîñòü îæîãà òùàòåëüíî î÷èùàþò, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü èíôèöèðîâàíèå. Íà ïîâðåæä¸ííóþ ïîâåðõíîñòü íàêëàäûâàåòñÿ ìàçü, ñîäåðæàùàÿ àíòèáèîòèê è çàùèùàþùàÿ îò âíåøíåé ñðåäû. Çàòåì íåîáõîäèìî íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ìàðëåâóþ ïîâÿçêó èëè èç ëþáîé òàêæå ñòåðèëüíîé òêàíè, îêàçàâøåéñÿ ïîä ðóêîé (ïëàòîê, ìàòåð÷àòàÿ ñàëôåòêà è ò.ä.). Ïîâåðõíîñòü îæîãà ìîæåò áûòü ïîêðûòà òîëüêî íåïðèëèïàþùèì ìàòåðèàëîì èëè ñòåðèëüíîé ìàðëåé. Ìàðëÿ óäàëÿåòñÿ ïîñëå ðàçìà÷èâàíèÿ â âîäå. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî ïèòü áîëüøå æèäêîñòè.

Äî ïðèåçäà ñêîðîé ïîìîùè, ó ïîñòðàäàâøåãî ìîæåò ïîÿâèòüñÿ îçíîá, òîãäà åãî íåîáõîäèìî ñîãðåòü: óêðîéòå òåïëûì îäåÿëîì, è äàéòå âûïèòü ëþáîé ñïèðòîñîäåðæàùåé ïèùåâîé æèäêîñòè äëÿ ñíÿòèÿ áîëåâîãî øîêà.  ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè ïðîâîäèòñÿ ïðîòèâîñòîëáíÿ÷íàÿ âàêöèíàöèÿ.

Åñëè îáîææåíû ðóêè, òî â ïåðâûå äíè íåîáõîäèìî èõ äåðæàòü â ïîäíÿòîì ïîëîæåíèè, ÷òî óìåíüøàåò îò¸êè, áîëü.

Îæîãè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì. Îæîãè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì ïî÷òè âñåãäà ãëóáîêèå, ÷àùå ñëó÷àþòñÿ îíè íà ïðîèçâîäñòâå (ìåòàëëóðãè÷åñêèå çàâîäû). Ñî÷åòàíèå â ðàñïëàâëåííîì ìåòàëëå âûñîêîé òåìïåðàòóðû è ôèçè÷åñêèõ ñâîéñòâ æèäêîñòè ñîçäàåò âîçìîæíîñòè äëÿ íàèáîëüøåãî ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ ïîâåðõíîñòüþ êîæè. Òåìïåðàòóðû ðàñïëàâëåííûõ ìåòàëëîâ êîëåáëþòñÿ â ïðåäåëàõ 800-1500°Ñ, ïîýòîìó ïðè òàêèõ îæîãàõ ñòðàäàþò è ðàñïîëîæåííûå ãëóáæå êîæè òêàíè (ìûøöû, ñóõîæèëèÿ, êîñòè).

Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè òåðìè÷åñêîì îæîãå ñåò÷àòêè ãëàçà: Íåîáõîäèìî ïðîìûòü ãëàçà âîäîé, çàêàïàòü â ãëàçà 20% ðàñòâîð ñóëüôàöèë-íàòðèÿ; 0,25% ðàñòâîð ëåâîìèöåòèíà; 0,02% ôóðàöèëèíà, çàëîæèòü çà âåêî 1-5% ýìóëüñèþ ñèíòîìèöèíà; 1% ìàçü òåòðàöèêëèíà;1% ìàçü ýðèòðîìèöèíà, ðàíåâóþ ïîâåðõíîñòü êîæè ñìàçàòü ìàçüþ àíòèáèîòèêà. Íàëîæèòü àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.

Ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè âîçíèêàþò, êîãäà ÷åðåç òêàíè ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ýëåêòðè÷åñêèé òîê èëè âñëåäñòâèå îáðàçóþùåãîñÿ ïðè ýòîì òåïëà. Ýëåêòðè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå îæîãè òðåáóþò îñîáîãî âíèìàíèÿ. Ñòåïåíü ïîðàæåíèÿ òêàíåé ïðè ýëåêòðè÷åñêîì îæîãå òðóäíî îöåíèòü, ïîñêîëüêó âíóòðåííèå ïîâðåæäåíèÿ ìîãóò áûòü çíà÷èòåëüíî ñåðüåçíåå, ÷åì ýòî ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ñíà÷àëà. Ýëåêòðîîæîãè, ïðèâîäÿùèå ê âîñïëàìåíåíèþ îäåæäû, ìîãóò ïðèâîäèòü ê âîçíèêíîâåíèþ è òåðìè÷åñêèõ îæîãîâ.

Ïåðâàÿ ïîìîùü:

Ãëàâíîå, âûâåñòè ïîñòðàäàâøåãî èç çîíû âîçäåéñòâèÿ òîêà – îáåñòî÷èòü èñòî÷íèê ïîðàæåíèÿ ëèáî ïîñòàðàòüñÿ îòòàùèòü ÷åëîâåêà ñ ïîìîùüþ ëþáîãî ïðåäìåòà, íå ïðîâîäÿùåãî ýëåêòðè÷åñêèé òîê, òàê, ÷òîáû ñàìîìó íå ïîëó÷èòü óäàð òîêîì. Çàòåì:

1. Íåìåäëåííî îòêëþ÷èòå ýëåêòðè÷åñòâî – âûâåðíèòå ïðîáêè èëè âûòàùèòå øòåïñåëü, èëè ïîëíîñòüþ îòêëþ÷èòå ïîäà÷ó ýëåêòðè÷åñòâà.

2. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïîìîãàéòå ñåáå ðóêîÿòêîé ìåòëû èëè äåðåâÿííûì ñòóëîì, ñòîÿ ïðè ýòîì íà ñóõîì ðåçèíîâîì êîâðèêå, êíèãå èëè ñëîæåííîé ãàçåòå, ÷òîáû îòîäâèíóòü ïîñòðàäàâøåãî îò ýëåêòðè÷åñêîãî ïðèáîðà èëè ïðîâîäà.

3. Åñëè ýëåêòðè÷åñêèé îæîã âûçûâàåò îïàñíîå íàðóøåíèå ñåðäå÷íûõ ðèòìîâ èëè îñòàíîâêó ñåðäöà èëè äûõàíèÿ, íåîáõîäèìî íåìåäëåííî íà÷àòü ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ.

4. Êîãäà ïîñòðàäàâøèé áóäåò â áåçîïàñíîñòè, ïðîâåðüòå åãî äûõàíèå è ïóëüñ.

5. Ïðè íåîáõîäèìîñòè – èñêóññòâåííîå äûõàíèå è íåïðÿìîé ìàññàæ ñåðäöà.

6. Óëîæèòå ïîñòðàäàâøåãî íà áîê, åñëè îí áåç ñîçíàíèÿ.

7. Îáðàáîòàéòå ìåñòà îæîãîâ â òî÷êàõ, ãäå ýëåêòðè÷åñêèé òîê âõîäèë è âûõîäèë èç òåëà, îõëàäèâ èõ âîäîé. Íèêîãäà íå ëåéòå âîäó, åñëè ïîñòðàäàâøèé âñ¸ åù¸ êàñàåòñÿ ýëåêòðè÷åñêîãî ïðîâîäà.

8. Íàëîæèòå ñòåðèëüíóþ èëè ÷èñòóþ ñàëôåòêó è çàáèíòóéòå.

×òî êàñàåòñÿ ýëåêòðîïðîâîäîâ âûñîêîãî íàïðÿæåíèÿ, òî êîíòàêò ñ íèìè, íàïðèìåð ñ âûñîêîâîëüòíîé ëèíèåé, îáû÷íî áûâàåò ôàòàëüíûì äëÿ ïîñòðàäàâøåãî. Âû òîæå ìîæåòå áûòü óáèòû ýëåêòðè÷åñêîé äóãîé, åñëè íàõîäèòåñü â 18 ìåòðàõ èëè ìåíüøå îò èñòî÷íèêà. Íå ðàçðåøàéòå ïîäõîäèòü ê ïîñòðàäàâøåìó è äðóãèì ëþäÿì è íåìåäëåííî ïîçâîíèòå â ïðàâîîõðàíèòåëüíûå îðãàíû.

Õèìè÷åñêèå îæîãè âîçíèêàþò ïðè ïîïàäàíèè íà êîæó êîíöåíòðèðîâàííûõ êèñëîò, ùåëî÷è, ôîñôîðà, ýòî ñëó÷àåòñÿ â ïðîìûøëåííîñòè, ñåëüñêîì õîçÿéñòâå, â áûòó: ìîþùèå, ÷èñòÿùèå ñðåäñòâà è ò.ä.

Ïåðâàÿïîìîùü:

Âî-ïåðâûõ, ïåðåä òåì, êàê îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü, íóæíî ñíÿòü ïðîïèòàííóþ õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè îäåæäó.

Âî-âòîðûõ, ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ, íåçàâèñèìî îò âûçâàâøåãî èõ âåùåñòâà, ïîâðåæäåííûå ó÷àñòêè òåëà â òå÷åíèå 10–15 ìèí ïîäâåðãàþò äåéñòâèþ ñòðóè âîäû. Êîíöåíòðàöèÿ õèìè÷åñêîãî âåùåñòâà ïðè ýòîì óìåíüøàåòñÿ, è îíî ìåõàíè÷åñêè óäàëÿåòñÿ ñ ïîâåðõíîñòè òåëà. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò íåãàøåíàÿ èçâåñòü, êîòîðàÿ ïðè ñîåäèíåíèè ñ âîäîé îáðàçóåò ìíîãî òåïëà, ïîýòîìó íåëüçÿ ïðîìûâàòü âîäîé îáîææåííûå íåãàøåíîé èçâåñòüþ ÷àñòè òåëà, èõ ñëåäóåò ñìàçàòü êàêèì-ëèáî æèðîì, ïîñëå ÷åãî íàëîæèòü ïîâÿçêó ñ öèíêîâîé èëè áîðíîé ìàçüþ è îòïðàâèòü ê âðà÷ó.

Â-òðåòüèõ, íåîáõîäèìî çíàòü, ÷òî â îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ âõîäèò íåéòðàëèçàöèÿ äåéñòâèÿ õèìâåùåñòâ. Åñëè âû îáîæãëèñü êèñëîòîé – îáìîéòå ïîâðåæäåííûé ó÷àñòîê êîæè ìûëüíîé âîäîé èëè 2%-íûì ðàñòâîðîì ïèòüåâîé ñîäû (ýòî 1 ÷àéíàÿ ëîæêà ïèòüåâîé ñîäû íà 2,5 ñòàêàíà âîäû), ÷òîáû íåéòðàëèçîâàòü êèñëîòó. Åñëè âû îáîæãëèñü ùåëî÷üþ, òî îáìîéòå ïîâðåæäåííûé ó÷àñòîê êîæè 1-2%-íûì ðàñòâîðîì áîðíîé èëè óêñóñíîé êèñëîòû. Ïðîöåññ çàíèìàåò 15–20 ìèí.

Â-÷åòâåðòûõ, íàëîæèòü ñóõóþ ìàðëåâóþ ïîâÿçêó è îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó. Íî åñëè âäðóã âû ïðîâîäèëè îïûòû ñ ôîñôîðîì è â ðåçóëüòàòå åãî ïîïàäàíèÿ íà êîæó ïîëó÷èëè îæîã, òî åãî ìîæíî íåéòðàëèçîâàòü 5% ðàñòâîðîì ìåäíîãî êóïîðîñà (ñåðíîêèñëîé ìåäè), è íåìåäëåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.

Ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ ãëàç èëè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, çåâà èõ ñëåäóåò ïðîìûòü âîäîé, à çàòåì ïðè îæîãàõ ùåëî÷üþ — íåéòðàëèçîâàòü 1%-íûì ðàñòâîðîì áîðíîé êèñëîòû; ïðè îæîãå êèñëîòîé — 1 %-íûì ðàñòâîðîì ñîäû. Íåéòðàëèçàöèþ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, ïîïàâøèõ â ãëàç, ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ, èíîãäà â òå÷åíèå öåëîãî ÷àñà è áîëüøå, äî òåõ ïîð ïîêà íå ïðîéäåò ïîìóòíåíèå ðîãîâîé îáîëî÷êè è ê ïîñòðàäàâøåìó íå âîçâðàòèòñÿ èñ÷åçíóâøåå ñ ìîìåíòà îæîãà çðåíèå. Ïîñëå ýòîãî â ãëàçà çàêàïûâàþò ïî 1–2 êàïëè ñòåðèëüíîãî âàçåëèíîâîãî èëè ïîäñîëíå÷íîãî ìàñëà, íàêëàäûâàþò ïîâÿçêó è îòïðàâëÿþò ê ñïåöèàëèñòó.

îæîã õèìè÷åñêèé ýëåêòðè÷åñêèé ìåäèöèíñêèé

Íåëüçÿ ïðèêëàäûâàòü íàòóðàëüíûé ëåä ê îáîææåííîé êîæå, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê îìåðòâåíèþ êëåòîê êîæè è íå âîññòàíîâëåíèþ â äàëüíåéøåì. Íåëüçÿ îáðàáàòûâàòü êîæó ñïèðòîì, îäåêîëîíîì. Íåëüçÿ ïðîêàëûâàòü îáðàçîâàâøèåñÿ ïóçûðè (îíè ïðåäîõðàíÿþò ðàíó îò èíôåêöèè). Íåëüçÿ ñðûâàòü ïðèëèïøèå ê ìåñòó îæîãà ÷àñòè îäåæäû, ïðèêàñàòüñÿ ê îáîææåííîìó ìåñòó ðóêàìè (ýòî ïðèâîäèò ê ïðîíèêíîâåíèþ èíôåêöèè). Íåëüçÿ ðàçðåøàòü ïîñòðàäàâøåìó ñàìîñòîÿòåëüíî äâèãàòüñÿ (âîçìîæåí øîê). Íåëüçÿ ïîëèâàòü ïóçûðè è îáóãëåííóþ êîæó âîäîé. Íåëüçÿ ñìàçûâàòü îæîãè ÿè÷íûì æåëòêîì, æèðîì, çåëåíêîé, êðåïêèì ðàñòâîðîì ìàðãàíöîâêè, çàñûïàòü ïîðîøêàìè, ïîäñîëíå÷íûì ìàñëîì, ñàëîì, ìàçÿìè è ò.ä., (ýòî çàòðóäíèò äàëüíåéøåå ëå÷åíèå, à òàê æå ïîñïîñîáñòâóþò çàãðÿçíåíèþ îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè è äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ ãíîÿ).

Ïîâÿçî÷íûé ìåòîä

Çàùèùàåò îáîææåííóþ îáëàñòü îò çàãðÿçíåíèÿ è âíåøíåãî âîçäåéñòâèÿ (ìåõàíè÷åñêàÿ òðàâìà, îõëàæäåíèå), õîðîøî âñàñûâàåò ãíîéíîå îòäåëÿåìîå, óìåíüøàåò èñïàðåíèå âîäû ñ ðàíåíîé ïîâåðõíîñòè. Îí íåîáõîäèì ïðè ïîðàæåíèè ñîïðèêàñàþùèõñÿ ïîâåðõíîñòåé òåëà, öèðêóëÿðíûõ îæîãàõ òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé. Áåç íàëîæåíèÿ ïîâÿçîê íåâîçìîæíà òðàíñïîðòèðîâêà îáîææåííûõ. Ïðè èñïîëüçîâàíèè çàêðûòîãî ìåòîäà ñîçäàþòñÿ îïòèìàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ ìåñòíîãî ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ îæîãîâûõ ðàí. Ïîä ïîâÿçêîé ñîõðàíÿåòñÿ ïîâûøåííàÿ àêòèâíîñòü ðàíåâûõ ïðîòåàç, îáåñïå÷èâàþùèõ ôåðìåíòàòèâíîå ðàñïëàâëåíèå ïîãèáøèõ òêàíåé. Çàêðûòûé ìåòîä ëå÷åíèÿ ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí êàê â ñòàöèîíàðå, òàê è â àìáóëàòîðíîé ïðàêòèêå. Íåäîñòàòêàìè åãî ÿâëÿþòñÿ òðóäîåìêîñòü, áîëüøîé ðàñõîä ïåðåâÿçî÷íîãî ìàòåðèàëà, áîëåçíåííîñòü ïåðåâÿçîê; ñäàâëèâàíèå êîæè, íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ òåðìè÷åñêèì ôàêòîðîì, óõóäøàþò åå çàùèòíûå ñâîéñòâà.

Áåçïîâÿçî÷íûé ìåòîä

Ëèøåí ýòèõ íåäîñòàòêîâ. Óñêîðåíèå ôîðìèðîâàíèÿ ïëîòíîãî ñòðóïà íà îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè ïîä âëèÿíèåì âûñóøèâàþùåãî äåéñòâèÿ âîçäóõà, óëüòðàôèîëåòîâîãî îáëó÷åíèÿ èëè ñìàçûâàíèÿ îæîãîâîé ðàíû íåêîòîðûìè êîàãóëèðóþùèìè áåëêîâûìè âåùåñòâàìè ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèþ èíòîêñèêàöèè (îòðàâëåíèÿ) ïîñòðàäàâøåãî ïðîäóêòàìè ðàñïàäà ïîãèáøèõ òêàíåé. Ïðè îòêðûòîì ëå÷åíèè ñîçäàåòñÿ âîçìîæíîñòü ïîñòîÿííîãî íàáëþäåíèÿ çà èçìåíåíèÿìè, ïðîèñõîäÿùèìè â îæîãîâîé ðàíå, è ýôôåêòèâíîñòüþ ëå÷åáíûõ ïðîöåäóð. Ïðèìåíåíèå êîíöåíòðèðîâàííûõ ðàñòâîðîâ äóáÿùèõ, êîàãóëèðóþùèõ è êðàñÿùèõ âåùåñòâ (òàííèí, àçîòíîêèñëîå ñåðåáðî, àíèëèíîâûå êðàñêè, õëîðèñòîå æåëåçî, íàñûùåííûé ðàñòâîð ìàðãàíöåâî-êèñëîãî êàëèÿ – “ìàðãàíöîâêà”) äëÿ îáðàçîâàíèÿ ñòðóïà ïðè îòêðûòîì ëå÷åíèè îæîãîâ çàòðóäíÿåò äèàãíîñòèêó ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ.

Îòêðûòîå ëå÷åíèå ãëóáîêèõ îæîãîâ íå ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèÿ ãíîéíîãî âîñïàëåíèÿ â ðàíå. Ïîâåðõíîñòíûå îæîãè II-III ñòåïåíè ïðè îòêðûòîì ìåòîäå ëå÷åíèÿ çàæèâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî. Ñóùåñòâåííîé ðàçíèöû â ñðîêàõ çàæèâëåíèÿ è ÷àñòîòå îñëîæíåíèé ïðè îòêðûòîì è çàêðûòîì ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ ïîâåðõíîñòíûõ îæîãîâ íå âûÿâëåíî. Èõ íóæíî èñïîëüçîâàòü â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî, óñëîâèé, â êîòîðûõ îñóùåñòâëÿåòñÿ ëå÷åíèå, ëîêàëèçàöèè è ãëóáèíû îæîãà, ñòàäèè ïðîöåññà.

Îòêðûòûé ìåòîä ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ãëàâíûì îáðàçàì ïðè îæîãàõ ëèöà, ïîëîâûõ îðãàíîâ, ïðîìåæíîñòè, ãäå ïîâÿçêè çàòðóäíÿþò óõîä è ôèçèîëîãè÷åñêèå îòïðàâëåíèÿ. Îäíàêî åãî èñïîëüçîâàíèå íå îçíà÷àåò ïîëíîãî îòêàçà îò ïîâÿçîê ïðè îæîãàõ è ýòèõ ëîêàëèçàöèé. Îòêðûòîå ëå÷åíèå ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ìíîæåñòâåííûõ îñòàòî÷íûõ ìåëêèõ ðàíàõ, êîòîðûå ìåäëåííî çàæèâàþò ïîä ïîâÿçêîé è ïîýòîìó, íàäîëãî çàòÿãèâàþò ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ. Îñòàâëåííàÿ îòêðûòîé îæîãîâàÿ ðàíà 3-4 ðàçà â ñóòêè ñìàçûâàåòñÿ êàêîé-ëèáî ìàçüþ, ñîäåðæàùåé àíòèáèîòèêè èëè àíòèñåïòèêè (ñèëüâåäåðì, áåòàäèí, äåðìàçèí)

1. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óãðîæàþùèõ æèçíè ÷åëîâåêà ñîñòîÿíèÿõ: ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå / ïîä ðåä. ïðîô. Þ.Â. Ãàëüöåâà. ÑÏá.: Èçä-âî ÑÏá óí-òà ÌÂÄ Ðîññèè, 2013. – 88 ñ.

2. Âîåííî-ìåäèöèíñêàÿ ïîäãîòîâêà. Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ìåäèöèíñêèõ ó÷èëèù. Ì.: Ìåäèöèíà, 2010.

3. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü; Ïîïóëÿðíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Ãë. ðåäàêòîð àêàä. ÐÀÌÍ Â.È.Ïîêðîâñêèé. Ì.: Áîëüøàÿ Ðîññèéñêàÿ Ýíöèêëîïåäèÿ. 2012. 254 ñ.

4. Áåëîâ Â.È. Ýíöèêëîïåäèÿ çäîðîâüÿ. Ì.: «Õèìèÿ», 2005.

5. https://primamunc.ru/public/article/article-0020.shtml

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник