Первая помощь при ожогах переломах вывихах ушибах обморожениях
Задуматься над вопросом «Как правильно оказывать первую медицинскую помощь?» меня заставил случай, произошедший с моим старшим сыном. Он получил травму. Бежал, поскользнулся и, как сынок это сам объясняет, врезался в трубу. Итогом сего столкновения стало глубокое рассечение кожи на переносице и немного под глазом.
Кровь капала, сын рыдал я, ели сдерживая слезы, трясущимися руками заволокла его в дом. И все.. я просто на просто потерялась. Где что лежит, да и что вообще нужно делать? Пометавшись по углам дома, я выбежала на улицу попросила соседа отвезти нас в травм пункт. Вернулась, домой, схватила из шкафа полотенце, приложила его к ране ребенка и повела моего пострадавшего обратно на улицу, к машине соседа.
В травм пункте сына «подремонтировали», сделали рентген (к счастью, нос не сломан) и отправили домой. Через пять дней перевязок сыну выдали справочку в детсад.
Немного успокоившись, и поняв, что, скорее всего это не последняя травма, я четко для себя решила:
- Изучить приемы первой медицинской помощи
- Собрать отдельную аптечку для подобных случаев и держать ее в быстро досягаемом месте (Что положить в аптечку читайте здесь: Собираем аптечку первой медицинской помощи )
Предлагаю вам вместе со мной освежить, когда то, полученные на уроках ОБЖ знания по оказанию первой медицинской помощи.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Первая медицинская помощь при:
- Обширных и незначительных ранах
- Внутренних кровотечениях
- Переломах
- Ушибах
- Вывихах и растяжениях
- Ожогах и обморожениях
Первая помощь при обширных и незначительных ранах
Раны бывают: колотые, резанные, рубленные, рваные, ушибленные, укушенные, огнестрельные и т.д..
Оказание первой помощи при обширной ране
При артериальном кровотечении (кровь ярко-алого цвета, бьет фонтаном или пульсирует в такт сердечным сокращениям):
- Прижать артерию выше места повреждения к кости где хорошо прощупывается пульс, чтобы прекратить поступление крови к ране
- Наложить жгут на 3-5 см. выше раны, обязательно на расправленную от складок одежду, либо на тканевую прокладку
- Написать дату и время наложения жгута на записке (либо на коже пострадавшего) и прикрепить ее к жгуту
- Жгут не прикрывать, он должен сразу бросаться в глаза
- Летом жгут накладывается на 1 час, зимой на 30 минут. Если жгут приходится держать дольше, то его необходимо ослаблять каждые 15 минут для восстановления кровообращения в конечности. После чего жгут необходимо перенести чуть выше прежнего места наложения
- Накладывать жгут необходимо быстро а снимать медленно
- При правильном наложении жгута у пострадавшего: будет отсутствовать пульс на конечности; остановится кровотечение; побледнеет кожа ниже места наложения жгута.
- Пострадавшего обездвижить
- Обработать края раны йодом
- При наличии инородного предмета в ране, ни в коем случае его не удалять!!! Если предмет крупный, то его нужно зафиксировать
- Загрязненную рану промыть перекисью водорода, либо слабым раствором марганцовки. Нельзя для промывки раны использовать растворы содержащие спирт
- Наложить на рану стерильную салфетку
- Наложить поверх стерильной салфетки давящую повязку и забинтовать ее. Если повязка пропитывается кровью наложить поверх ее салфетки и закрепить их
- Разместить поврежденную конечность выше уровня сердца
- Дать пострадавшему обезболивающее («Кетанов», «Найз», «Ибупрофен» и др.), предварительно выяснив нет ли у него аллергии на тот или иной препарат
- Доставить пострадавшего в больницу
Смотрите видео: «Наложение жгута»
Источник
При венозном кровотечении (кровь из раны течет темная, слабо пульсирующей, либо вовсе не пульсирующей струйкой, падает артериальное давление, учащается пульс):
Из поверхностных вен:
- Промыть рану перекисью водорода
- Наложить на рану стерильную салфетку
- На стерильную салфетку положить комок ваты и туго забинтовать
- Доставить пострадавшего в больницу
- Если кровь не останавливается возможно повреждены глубокие вены.
Из глубоких вен:
- Придать конечности возвышенное положение
- Наложить жгут ниже раны и как можно ближе к ней. Жгут необходимо накладывать на расправленную от складок одежду, либо на тканевую прокладку
- Написать дату и время наложения жгута на записке и прикрепить ее к жгуту
- Жгут не прикрывать, он должен сразу бросаться в глаза
- Летом жгут накладывается на 1 час, зимой на 30 минут. Если жгут приходится держать дольше, то его необходимо ослаблять каждые 15 минут для восстановления кровообращения в конечности. После чего жгут необходимо перенести чуть ниже прежнего места наложения
- При правильном наложении жгута у пострадавшего будет прощупываться пульс ниже места наложения жгута
- Доставить пострадавшего в больницу
При капиллярном кровотечении (кровь из раны течет насыщенно-красного цвета равномерно по всей площади ранения)
- Обработать края раны перекисью водорода, или слабым раствором марганцовки (можно использовать и другой антисептический раствор)
- Положить на рану стерильную салфетку
- Поверх стерильной салфетки положить сложенный в несколько слоев бинт или комок ваты и туго забинтовать (давящая повязка)
- Разместить поврежденную конечность выше уровня сердца
Оказание первой помощи при незначительной ране
- Промыть рану перекисью водорода, либо слабым раствором марганцовки
- Края раны обработать йодом
- Наложить на рану стерильную повязку, либо заклеить ее бактерицидным пластырем
Первая помощь при внутренних кровотечениях
Как распознать внутреннее кровотечение?
У пострадавшего:
- Слабый учащенный пульс
- Тревожное состояние
- Синяк в области повреждения
- Мягкие ткани опухшие либо твердые, болезненные
- Кожа бледная, прохладная, влажная
- Тошнота, рвота
- Частое дыхание
- Чувство неутолимой жажды
- Кашель с кровью
- Падает артериальное давление
Оказание первой помощи при внутреннем кровотечении
- Обеспечить полный покой
- Прижать область кровотечения. Это может остановить кровотечение
- Приложить лед к месту повреждения. Держать 15 минут, затем убрать воду и снова приложить
- Доставить пострадавшего в больницу
Первая помощь при переломах
Как распознать перелом?
У пострадавшего:
- Интенсивная сильная боль
- Отек и патологическая подвижность в травмированном месте
- Невозможность пользоваться поврежденной конечностью
- При открытом переломе из раны можно увидеть концы отломков кости
Оказание первой помощи при переломах
- Иммобилизовать (обездвижить) поврежденную кость в области перелома. Делать это нужно именно в том положении в котором находится травмированная часть тела на момент оказания первой помощи. Не нужно ни чего поправлять!
- Дать обезболивающее, например «Парацетомол»
- Снять шок, дав пострадавшему успокоительные капли и напоив его горячим питьем
- Если перелом открытый (разорвана кожа и мышцы), то перед иммобилизацией необходимо обработать края раны йодом и наложить на нее стерильную салфетку
- При сильном кровотечении необходимо наложить жгут
- При множественных переломах, переломах позвоночника и таза, пострадавшего в больницу должна доставлять только скорая помощь
Как наложить шину при переломе конечности
- Перед наложением шины не нужно снимать одежду и обувь дабы не сместить сломанные кости, при необходимости одежду можно просто разрезать
- Шину необходимо накладывать прочно и надежно, не менее чем на два сустава (выше и ниже места перелома)
- Под шину обязательно нужно подложить одежду либо какую другую мягкую прокладку
- При открытом переломе нельзя накладывать шину на то место где выступают обломки кости
- При переломе бедра необходимо обездвижить всю ногу
Что можно использовать в качестве шины
- Неповрежденную часть тела, например сломанную ногу к здоровой
- Ветки, палки, куски пластика и т.п. при переломах конечностей
- Шарф, платок, галстук для поддержания травмированной конечности (например при переломе плеча)
Первая помощь при ушибах
- Приложить к месту ушиба холод
- При наличии ссадины в месте ушиба ее необходимо обработать перекисью водорода, смазать йодом, после чего наложить давящую повязку и затем уже холод
- Доставить пострадавшего в больницу при:
— сильной боли в месте ушиба
— снижении подвижности ушибленной конечности
— ушибе головы, груди, брюшины и промежности (необходимо проверить внутренние органы на повреждения)
— появлении большой гематомы в месте ушиба - Через 2-3 дня после ушиба можно сделать согревающий компресс для прекращения кровоизлияния
Первая помощь при вывихах и растяжениях
Как распознать вывих?
У пострадавшего:
- Отсутствует либо ограничена двигательная способность в поврежденном суставе
- Неестественное положение поврежденной конечности
- Припухлость в области поврежденного сустава, кровоизлияние в него
- Сильная боль
Оказание первой помощи при вывихе
- Наложить шину (в наиболее удобном для пострадавшего положении)
- Приложить к пострадавшему суставу холод
- Дать обезболивающее
- Доставить пострадавшего в больницу
Перед вправлением вывиха необходимо исключить наличие трещин и переломов костей пострадавшей конечности. Поэтому не пытайтесь вправлять вывих самостоятельно, оставьте эту работу специалисту.
Как распознать растяжение?
У пострадавшего:
- Ограничена двигательная способность в поврежденном суставе
- Отек в месте растяжения
- Резкая боль
Оказание первой помощи при растяжениях
- Наложить тугую повязку, зафиксировав тем самым сустав
- Приложить к месту раястяжения холод
- Дать обезболивающее
- Доставить пострадавшего в больницу
Первая помощь при ожогах и обморожениях
Ожоги бывают:
- Термические: полученные в результате контакта с огнем, паром, горячими предметами и жидкостями
- Электрические
- Химические: полученные в результате контакта в кислотами и щелочами
Ожоги делятся на четыре степени:
- Первая — покраснение и отек кожи
- Вторая — водяные пузыри
- Третья — омертвение кожи
- Четвертая — обугливание кожи, поражение мышц, сухожилий и костей
Оказание первой помощи при термических ожогах
- Охладить обожженную часть тела поместив ее под струю холодной воды
- На пострадавший участок тела наложить стерильную повязку. При обширном ожоге тела пострадавшего необходимо завернуть в, проглаженную утюгом, простынь. Нужно следить за тем, чтобы обожженные участки кожи не соприкасались друг с другом
- Вызвать скорую помощь
Нельзя прокалывать пузыри, смазывать ожоги жиром, мазями, присыпать порошком.
Оказание первой помощи при электрических ожогах
- Прекратить контакт пострадавшего с источником тока. Для этого нужно найти сухую деревянную палку и с помощью нее убрать руку пострадавшего от источника тока (в помещении можно воспользоваться деревянным стулом)
- При необходимости выполнить искусственное дыхание и массаж сердца
- Охладить обожженную часть тела поместив ее под струю холодной воды
- На пострадавший участок тела наложить стерильную повязку и забинтовать
- Вызвать скорую помощь
Оказание первой помощи при химических ожогах
- Промыть обожженный участок кожи под проточной водой, в течени 15 минут
- Обработать рану (сделать примочки):
— раствором питьевой соды (1 чайная ложка соды на стакан воды) при ожоге кислотой
— раствором борной кислоты (одна чайная ложка кислоты на стакан воды), либо раствором уксусной кислоты (одна чайная ложка кислоты на стакан воды) при ожоге щелочью - Вызвать скорую помощь
Существует четыре степени обморожения:
- Первая — кожа синюшная, иногда мраморная, болезненный зуд
- Вторая — кожа синюшная, иногда мраморная, болезненный зуд, пузыри, наполненные прозрачной желтоватой жидкостью или кровянистым содержимым
- Третья — омертвение всех слоев кожи, и глубже расположенных слоев мягких тканей
- Четвертая — омертвение мягких тканей и костей
Оказание первой помощи при обморожениях
- Согреть пострадавшего, для этого его нужно завести в теплое помещение
- Восстановить в пострадавшей части тела кровообращение, для этого обмороженную часть тела поместить в теплую ванну с температурой 20 С и постепенно увеличить температуру до 40 С. Также возобновить кровообращение можно с помощью теплых рук, легкого массажа, дыхания
- Нельзя использовать быстрое отогревание!!! Не рекомендуется растирать обмороженный участок тела снегом.
- Поврежденные участки высушить, накрыть стерильной повязкой и тепло укутать
- Дать горячий сладкий чай
- Вызвать скорую помощь
Будьте здоровы!
Источник
Õàðàêòåðèñòèêà ñèìïòîìîâ è âíåøíèõ ïðîÿâëåíèé ïðè òðàâìàõ, óøèáàõ, ïåðåëîìàõ. Îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû îæîãîâ è îáìîðîæåíèÿ, ôîðì èõ ñëîæíîñòè. Èçó÷åíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Îñîáåííîñòè ðàäèîàêòèâíîãî îáëó÷åíèÿ è ýòàïû ôèçèêî-õèìè÷åñêîé äåçàêòèâàöèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, âûâèõàõ, ïåðåëîìàõ, îæîãàõ è îáìîðîæåíèÿõ. Ðàäèàöèîííîå çàðàæåíèå. Äåçàêòèâàöèÿ
ÏËÀÍ
1. ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ ÒÐÀÂÌ: ÓØÈÁÛ, ÂÛÂÈÕÈ, ÏÅÐÅËÎÌÛ. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ
2. ÎÆÎÃÈ È ÎÁÌÎÐÎÆÅÍÈß, ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ
3. ÐÀÄÈÀÖÈÎÍÍÎÅ ÇÀÐÀÆÅÍÈÅ. ÄÅÇÀÊÒÈÂÀÖÈß
ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
1.ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ ÒÐÀÂÌ: ÓØÈÁÛ, ÂÛÂÈÕÈ, ÏÅÐÅËÎÌÛ. ÏÅÐÂÀßÏÎÌÎÙÜ
Òðàâìà ýòî âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà âíåøíåãî ôàêòîðà (ìåõàíè÷åñêîãî, ôèçè÷åñêîãî, õèìè÷åñêîãî, ðàäèîàêòèâíîãî, ðåíòãåíîâñêèõ ëó÷åé, ýëåêòðè÷åñòâà è äð.), íàðóøàþùåãî ñòðîåíèå è öåëîñòíîñòü òêàíåé, è íîðìàëüíîå òå÷åíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.
Óøèá– ýòî ïîâðåæäåíèå ìÿãêèõ òêàíåé áåç íàðóøåíèÿ öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà. Íåðåäêî îíè ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâðåæäåíèåì êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ è ðàçâèòèåì ïîäêîæíûõ êðîâîèçëèÿíèé (ãåìàòîì).
Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Íà ìåñòå óøèáà âîçíèêàåò áîëü, ïðèïóõëîñòü, èçìåíÿåòñÿ öâåò êîæè â ðåçóëüòàòå êðîâîèçëèÿíèÿ, íàðóøàþòñÿ ôóíêöèè â îáëàñòè ñóñòàâîâ è êîíå÷íîñòåé.
Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé. Åñëè íà ìåñòå óøèáà èìåþòñÿ ññàäèíû, èõ ñìàçûâàþò ñïèðòîâûì ðàñòâîðîì éîäà èëè áðèëëèàíòîâîé çåëåíüþ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ðàçâèòèÿ ãåìàòîìû è óìåíüøåíèÿ áîëè ìåñòî óøèáà îðîøàþò õëîðýòèëîì, êëàäóò ïóçûðü ñî ëüäîì, ñíåãîì, õîëîäíîé âîäîé èëè êóñî÷êè ëüäà, îáåðíóòûé ïîëèýòèëåíîâîé ïëåíêîé, ïîëîòåíöå (ñàëôåòêó), ñìî÷åííîå â õîëîäíîé âîäå è ñëåãêà îòæàòîå, ïîñëå ÷åãî íàêëàäûâàþò äàâÿùèå ïîâÿçêè. Åñëè ãåìàòîìà îáðàçîâàëàñü, òî äëÿ åå áûñòðîãî ðàññàñûâàíèÿ íà òðåòüè ñóòêè ê ìåñòó óøèáà ïðèêëàäûâàþò ñóõîå òåïëî: ãðåëêó ñ ãîðÿ÷åé âîäîé ëèáî ìåøî÷åê ñ ïîäîãðåòûì ïåñêîì.
Ïðè óøèáàõ êîíå÷íîñòåé îáåñïå÷èâàþò íåïîäâèæíîñòü óøèáëåííîé îáëàñòè íàëîæåíèåì òóãîé ïîâÿçêè.
Âûâèõ – ïîëíîå ñìåùåíèå ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé êîñòåé, âûçûâàþùåå íàðóøåíèå ôóíêöèè ñóñòàâà. Âûâèõè âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ êîíå÷íîñòü, ïðè ðåçêîì ïîâîðîòå ïëå÷à, ðàçðûâå ñâÿçîê, óêðåïëÿþùèõ ñîîòâåòñòâóþùèå ñóñòàâû.
Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Ïðè âûâèõå êîíå÷íîñòü ïðèíèìàåò âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå, äåôîðìèðóåòñÿ ñóñòàâ, îùóùàåòñÿ áîëåçíåííîñòü è îãðàíè÷åíèå àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé.
Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïóòåì íàëîæåíèÿ ôèêñèðóþùåé ïîâÿçêè. Ðóêó ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêó, ïåðåêèíóòóþ ÷åðåç øåþ, íà íîãó íàêëàäûâàþò èìïðîâèçèðîâàííóþ øèíó. Ïîñëå ÷åãî ïîñòðàäàâøåãî íàïðàâëÿþò â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.
Íå ñëåäóåò ñàìîñòîÿòåëüíî âïðàâëÿòü âûâèõ. Ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì ïîñëåäñòâèÿì, íàäîëãî çàòÿíóòü ëå÷åíèå è íåáëàãîïðèÿòíî îòðàçèòñÿ íà âîññòàíîâëåíèè íîðìàëüíîé ôóíêöèè ñóñòàâà.
Ïåðåëîì– ýòî ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå öåëîñòè êîñòè.
Ïåðåëîìû áûâàþò çàêðûòûå (áåç ïîâðåæäåíèÿ öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê), îòêðûòûå (ñ ïîâðåæäåíèåì öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà), áåç ñìåùåíèÿ (îòëîìêè êîñòè îñòàþòñÿ íà ìåñòå), ñî ñìåùåíèåì (îòëîìêè ñìåùàþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò íàïðàâëåíèÿ äåéñòâóþùåé ñèëû è ñîêðàùåíèÿ ìûøö).
Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Ïðè òðàâìå îùóùàåòñÿ ðåçêàÿ áîëü â ìåñòå ïåðåëîìà, óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè ïîïûòêå äâèæåíèÿ; âîçíèêàþò ïðèïóõëîñòü, êðîâîèçëèÿíèå, ðåçêîå îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé. Ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ – óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè, íåîáû÷íîå åå ïîëîæåíèå. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ïîâðåæäåí îáùèé ïîêðîâ, èíîãäà â ðàíå âèäíû êîñòíûå îòëîìêè.
Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé è íåïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Äëÿ ýòîãî ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå ñòàíäàðòíûå, à ïðè èõ îòñóòñòâèè – èìïðîâèçèðîâàííûå øèíû èç ïîäðó÷íîãî ìàòåðèàëà: ôàíåðû, äîñîê, ïàëîê, ëèíååê, ëûæ, çîíòèêîâ, êîòîðûå íàêëàäûâàþò ïîâåðõ îäåæäû.
Äëÿ ñîçäàíèÿ ïîëíîé íåïîäâèæíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü íå ìåíåå äâóõ ñóñòàâîâ – âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Øèíà äîëæíà áûòü íàëîæåíà òàê, ÷òîáû ñåðåäèíà åå íàõîäèëàñü íà óðîâíå ïåðåëîìà, à êîíöû çàõâàòûâàëè ñîñåäíèå ñóñòàâû ïî îáå ñòîðîíû ïåðåëîìà.
Ïðåæäå ÷åì íàëîæèòü ñòàíäàðòíóþ èëè ïðèñïîñîáëåííóþ øèíó, íåîáõîäèìî òùàòåëüíî îñìîòðåòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü.  ñëó÷àå îòêðûòîãî ïåðåëîìà íà ðàíó íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó. Çàïðåùàåòñÿ âïðàâëåíèå â ðàíó òîð÷àùèõ îñòðûõ îòëîìêîâ èëè èõ óäàëåíèå.
Ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà øèíà íàêëàäûâàåòñÿ òàê, ÷òîáû îíà ôèêñèðîâàëà íåïîäâèæíîñòü â òàçîáåäðåííîì, êîëåííîì è ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâàõ.
Ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè øèíîé ôèêñèðóþò êîëåííûé è ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâû.
Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷à øèíîé ôèêñèðóþò íåïîäâèæíîñòü ïëå÷åâîãî è ëîêòåâîãî ñóñòàâîâ, à ñîãíóòàÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ðóêà ïîäâåøèâàåòñÿ íà êîñûíêå, áèíòå, øàðôå.
Ïðè ïåðåëîìå ïðåäïëå÷üÿ ôèêñèðóþò ëîêòåâîé è ëó÷åçàïÿñòíûé ñóñòàâû.
Åñëè ïîä ðóêîé íåò íè÷åãî, ÷òî áû ãîäèëîñü äëÿ èìïðîâèçèðîâàííîé øèíû, òî ñëîìàííóþ âåðõíþþ êîíå÷íîñòü ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó, íèæíþþ – ê çäîðîâîé êîíå÷íîñòè.
2.ÎÆÎÃÈ È ÎÁÌÎÐÎÆÅÍÈß, ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ
Îæîã – ýòî ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âûçâàííîå âîçäåéñòâèåì òåðìè÷åñêîé, õèìè÷åñêîé, ýëåêòðè÷åñêîé, ëó÷åâîé ýíåðãèè.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ðàçëè÷àþò òåðìè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ëó÷åâûå, ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè.
 î÷àãàõ ñïëîøíûõ ïîæàðîâ âîçìîæíû îæîãè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ðàñêàëåííûì âîçäóõîì, à òàêæå îòðàâëåíèåì ëþäåé óãàðíûì ãàçîì. Ñâåòîâîå èçëó÷åíèå ÿäåðíîãî âçðûâà âûçûâàåò ó íåçàùèùåííûõ ëþäåé “ïðîôèëüíûå” îæîãè, ò.å. îæîãè íà òîé ÷àñòè è ïîâåðõíîñòè òåëà, êîòîðàÿ îáðàùåíà ê ìåñòó âçðûâà, è íà áîëåå çíà÷èòåëüíûõ ðàññòîÿíèÿõ – ïîðàæåíèå ñåò÷àòêè ãëàçà èëè âðåìåííîå îñëåïëåíèå. Íåðåäêè îæîãè è ïðè ñòèõèéíûõ áåäñòâèÿõ, êðóïíûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ àâàðèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ïîæàðàìè, à òàêæå â áûòó. Òÿæåñòü òåðìè÷åñêèõ îæîãîâ çàâèñèò îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé, ïëîùàäè îæîãà è åãî ëîêàëèçàöèè.
 áûòó íàáëþäàþòñÿ îæîãè êèïÿòêîì, ïàðîì, ñîëíå÷íîé ðàäèàöèåé. Ïðè àâàðèÿõ, ñòèõèéíûõ áåäñòâèÿõ (íàïðèìåð, ïðè çåìëåòðÿñåíèè) ìîãóò áûòü òÿæåëûå îæîãè ïëàìåíåì â ðåçóëüòàòå âçðûâà íà ãàçîâîé ñåòè, ýëåêòðîòîêîì ïðè çàìûêàíèè â ýëåêòðè÷åñêèõ ñåòÿõ, ãîðÿ÷èì ïàðîì ïðè ðàçðóøåíèè îòîïèòåëüíûõ ñèñòåì.  çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé îæîãè äåëÿòñÿ íà 4-å ñòåïåíè: ëåãêóþ (1-àÿ), ñðåäíåé òÿæåñòè (2-ÿ), òÿæåëóþ (3-ÿ) è êðàéíå òÿæåëóþ (4-þ).
Îæîã 1-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîêðàñíåíèåì êîæè, îòå÷íîñòüþ, áîëüþ. Ýòè ÿâëåíèÿ ÷åðåç 2-5 äíåé ïðîõîäÿò, íà ìåñòå îæîãà îòìå÷àåòñÿ øåëóøåíèå êîæè.
Îæîã 2-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïîêðàñíåíèåì êîæè, îáðàçîâàíèåì âîäÿíèñòî-ñåðîçíûõ ïóçûðåé, æãó÷åé áîëüþ. Åñëè ïóçûðè íå ïðîðûâàþòñÿ (íå íàðóøàåòñÿ öåëîñòíîñòü ïîâåðõíîñòè îæîãà) è íå ïðîèñõîäèò èíôèöèðîâàíèÿ, òî ÷åðåç 10-15 äíåé ïîðàæåííûå òêàíè âîññòàíàâëèâàþòñÿ áåç îáðàçîâàíèÿ ðóáöîâ, åñëè ïóçûðè ñðûâàþòñÿ, îæîãîâàÿ ïîâåðõíîñòü êîæè çàãðÿçíÿåòñÿ, çàæèâëåíèå çàòÿãèâàåòñÿ íà áîëåå äëèòåëüíîå âðåìÿ è íà ìåñòå îæîãà ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ ðóáöû.
Îæîã 3-åé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ îìåðòâëåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè. Ïîâåðõíîñòü îæîãà ïîêðûâàåòñÿ ïëîòíîé ñåðî-êîðè÷íåâîé ïëåíêîé (ñòðóïîì), îìåðòâåâøèå òêàíè íàãíàèâàþòñÿ è îòòîðãàþòñÿ, à íà ìåñòå ðàçâèâàåòñÿ ðóáöåâàíèå òêàíåé, íà ÷òî óõîäèò çíà÷èòåëüíîå âðåìÿ.
Îæîã 4-îé ñòåïåíè âîçíèêàåò ïðè âîçäåéñòâèè íà òêàíè î÷åíü âûñîêèõ òåìïåðàòóð. Ïðîèñõîäèò îáóãëèâàíèå êîæè, ïîäëåæàùèõ ìÿãêèõ òêàíåé è äàæå êîñòåé. Õàðàêòåðíî, ÷òî ïðè îæîãàõ 3-4 ñòåïåíè áîëü ìåíåå âûðàæåíà, ÷åì ïðè îæîãàõ 1-2 ñòåïåíè, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ ïîðàæåíèåì ïðè ãëóáîêèõ îæîãàõ íåðâíûõ îêîí÷àíèé, âîñïðèíèìàþùèõ áîëåâûå îùóùåíèÿ. Îæîãè âûçûâàþò îáùåå ïîðàæåíèå îðãàíèçìà: íàðóøåíèå ôóíêöèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, èçìåíåíèÿ ñîñòàâà êðîâè, îòêëîíåíèÿ â ðàáîòå âíóòðåííèõ îðãàíîâ. ×åì ãëóáæå ïîðàæåíèå êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé è áîëüøå ïëîùàäü îæîãà, òåì òÿæåëåå îáùåå ñîñòîÿíèå ïîðàæåííîãî.
Îæîãîâàÿ áîëåçíü ðàçâèâàåòñÿ íå ñðàçó, íå â ìîìåíò ïîëó÷åíèÿ îæîãà, à â ïîñëåäóþùåì, êîãäà ïîÿâëÿþòñÿ èíòîêñèêàöèÿ îðãàíèçìà, åãî èñòîùåíèå â ñâÿçè ñ ïîòåðåé ÷åðåç îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü æèäêîñòè, íàðóøåíèå ïèòàíèÿ òêàíåé è äðóãèå ôóíêöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Ðàííèì îñëîæíåíèåì îæîãîâ ÿâëÿåòñÿ øîê, êîòîðûé ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 2-3 ñóòîê. Îðèåíòèðîâî÷íîå îïðåäåëåíèå ïîâåðõíîñòè îæîãà â ñî÷åòàíèè ñ îöåíêîé ñòåïåíè åãî òÿæåñòè ïîçâîëÿþò óæå ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè îïðåäåëèòü òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïîðàæåííîãî.
Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ÷åëîâåêó â ãîðÿùåé îäåæäå äîëæíà áûòü îêàçàíà áåç ïðîìåäëåíèÿ. Íåëüçÿ òóøèòü ïëàìÿ ðóêàìè, ñáèâàòü åãî êàêèì-ëèáî ïðåäìåòîì. Ïîñòðàäàâøåãî íàäî îáëèòü âîäîé, à ïðè îòñóòñòâèè âîäû ïîëîæèòü åãî è íàêðûòü îäåÿëîì, îäåæäîé, ïëîòíîé òêàíüþ, ÷òîáû ïðåêðàòèòü äîñòóï êèñëîðîäà ê ãîðÿùåé îäåæäå. Òëåþùóþ îäåæäó íàäî ñíÿòü èëè îáñòðè÷ü, ïðè ýòîì ñòàðàòüñÿ íå äîïóñòèòü íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè îæîãîâîé ïîâåðõíîñòè. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ñîâñåì ðàçäåâàòü ïîðàæåííîãî, îñîáåííî â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Ïðèëèïøóþ ê îæîãó îäåæäó îáðåçàþò. Íåëüçÿ ïðîêàëûâàòü ïóçûðè, ñìàçûâàòü ïîâåðõíîñòü îæîãà æèðîì, ðàçëè÷íûìè ìàçÿìè, ïðèñûïàòü ïîðîøêîì, ïðèêàñàòüñÿ ê îæîãó ðóêàìè. Íà îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó, ïîðàæåííîìó ïðèäàþò óäîáíîå ïîëîæåíèå, ïðè êîòîðîì åãî ìåíüøå áåñïîêîÿò áîëè. Ïðè îáøèðíûõ îæîãàõ ñðåäíåé, òÿæåëîé è êðàéíå òÿæåëîé ñòåïåíè, åñëè åñòü âîçìîæíîñòü, ñëåäóåò ââåñòè ïîñòðàäàâøåìó ïðîòèâîáîëåâîå ñðåäñòâî øïðèö – òþáèêîì, íàïîèòü åãî ãîðÿ÷èì ÷àåì, òåïëî óêðûòü.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ïîðàæåííîãî ñ îáøèðíûìè îæîãàìè òóëîâèùà èëè êîíå÷íîñòåé íóæíî çàâåðíóòü â ïðîãëàæåííóþ óòþãîì ïðîñòûíþ. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî ïðîñëåäèòü, ÷òîáû îáîææåííûå ïîâåðõíîñòè íà ñãèáàõ ñóñòàâîâ è â äðóãèõ ìåñòàõ íå ñîïðèêàñàëèñü. Ïîðàæ¸ííûé íóæäàåòñÿ â áåðåæíîé òðàíñïîðòèðîâêå.
Îáìîðîæåíèå — ýòî ìåñòíîå ïîðàæåíèå õîëîäîì êîæè è ãëóáæå – ëåæàùèõ òêàíåé.
Ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ îáìîðîæåíèé ÿâëÿåòñÿ âîçäåéñòâèå íèçêèõ òåìïåðàòóð, à ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ (ìîêðàÿ è òåñíàÿ îáóâü, íåïîäâèæíîå ïîëîæåíèå íà õîëîäíîì âîçäóõå, àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå, è êðîâîïîòåðÿ) îáìîðîæåíèå ìîæåò áûòü è ïðè òåìïåðàòóðå âûøå 0Ñ. ×àùå ïîäâåðãàþòñÿ îáìîðîæåíèþ óøè, íîñ, êèñòè (ïàëüöû) ðóê, ñòîïû íîã. Ïðè îòìîðîæåíèè âíà÷àëå îùóùàþòñÿ ÷óâñòâî õîëîäà è ææåíèÿ, çàòåì ïîÿâëÿåòñÿ îíåìåíèå. Êîæà ñòàíîâèòñÿ áëåäíîé, ÷óâñòâèòåëüíîñòü óòðà÷èâàåòñÿ.  äàëüíåéøåì äåéñòâèå õîëîäà íå îùóùàåòñÿ. Óñòàíîâèòü ñòåïåíü îáìîðîæåíèÿ ìîæíî òîëüêî ïîñëå îòîãðåâàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, èíîãäà ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé. Ðàçëè÷àþò 4 ñòåïåíè îòìîðîæåíèÿ.
Îáìîðîæåíèå 1-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîáëåäíåíèåì êîæè, íåçíà÷èòåëüíîé îòå÷íîñòüþ è ïîíèæåíèåì åå ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ò.å. íåáîëüøèìè îáðàòèìûìè ðàññòðîéñòâàìè êðîâîîáðàùåíèÿ. Ïðè ñîãðåâàíèè ïîñòðàäàâøåãî êðîâîñíàáæåíèå âîññòàíàâëèâàåòñÿ, êîæà ïðèîáðåòàåò ïåðâîíà÷àëüíûé öâåò, îòå÷íîñòü ïîñòåïåííî èñ÷åçàåò. Ïîçæå ìîæåò âîçíèêíóòü øåëóøåíèå è çóä êîæè, äëèòåëüíî ñîõðàíÿòüñÿ ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü êîæè ê õîëîäó.
Îáìîðîæåíèå 2-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ áîëåå ãëóáîêèì ïîðàæåíèåì êîæè. Ïðè ñîãðåâàíèè áëåäíûå êîæíûå ïîêðîâû ñòàíîâÿòñÿ áàãðîâî-ñèíèìè, áûñòðî ðàçâèâàþùèéñÿ îòåê ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ çà ïðåäåëû îòìîðîæåíèÿ, îáðàçóþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå ïðîçðà÷íîé æèäêîñòüþ, ïîÿâëÿþòñÿ ñèëüíûå áîëè. Ó ïîñòðàäàâøåãî îòìå÷àåòñÿ îçíîá, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, íàðóøàþòñÿ ñîí è àïïåòèò. Ïîâðåæäåííûå ïîâåðõíîñòíûå ñëîè êîæè îòòîðãàþòñÿ. Çàæèâëåíèå ïðè îòñóòñòâèè îñëîæíåíèé (íàãíîåíèÿ) ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå 15-30 äíåé. Êîæà ðàíåâîé ïîâåðõíîñòè îñòàåòñÿ ñèíþøíåé, åå ÷óâñòâèòåëüíîñòü ñíèæåíà.
Îáìîðîæåíèå 3-åé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè è ïîäëåæàùèõ ìÿãêèõ òêàíåé íà ðàçëè÷íóþ ãëóáèíó.  ïåðâûå äíè íà êîæå ïîÿâëÿþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå òåìíî-áóðîé æèäêîñòüþ, âîêðóã êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ âîñïàëåíèå, îáðàçóåòñÿ ðåçêî âûðàæåííûé îòå÷íûé âàë. Ïîñëå 3-5 äíåé âûÿâëÿåòñÿ ãëóáîêîå ïîâðåæäåíèå òêàíè (âëàæíàÿ ãàíãðåíà).Ïîñòðàäàâøåãî áåñïîêîÿò ñèëüíûå áîëè, òåìïåðàòóðà ïîâûøàåòñÿ äî 38-390 Ñ, ïîòðÿñàþùèé îçíîá ñìåíÿåòñÿ ïîòîì, îáùåå ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî óõóäøàåòñÿ.
Îáìîðîæåíèå 4-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì êîæè, ìÿãêèõ òêàíåé è êîñòåé. Ïðè ýòîì ðàçâèâàþòñÿ íåîáðàòèìûå ÿâëåíèÿ. Êîæà ïîêðûâàåòñÿ ïóçûðÿìè ñ æèäêîñòüþ ÷åðíîãî öâåòà. ×åðåç 10-17 äíåé âîêðóã ïîâðåæäåííîé çîíû îïðåäåëÿåòñÿ ëèíèÿ îòìîðîæåíèÿ, êîòîðàÿ ÷åðíååò, âûñûõàåò è ÷åðåç 1,5-2 ìåñÿöà îòòîðãàåòñÿ. Ðàíà çàæèâàåò î÷åíü ìåäëåííî. Îáùåå ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî òÿæåëîå, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû ÷åðåäóåòñÿ ñ îçíîáîì, îòìå÷àþòñÿ èçìåíåíèÿ âî âíóòðåííèõ îðãàíàõ, êîòîðûå íàðóøàþò èõ íîðìàëüíóþ ðàáîòó.
Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè îáìîðîæåíèè çàêëþ÷àåòñÿ â çàùèòå îò âîçäåéñòâèÿ íèçêèõ òåìïåðàòóð, íåìåäëåííîì ïîñòåïåííîì ñîãðåâàíèè ïîñòðàäàâøåãî. Ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî âîññòàíîâèòü êðîâîîáðàùåíèå â îáìîðîæåííîé ÷àñòè òåëà. Íåëüçÿ äîïóñêàòü áûñòðîãî ñîãðåâàíèÿ ïîâåðõíîñòíîãî ñëîÿ êîæè íà ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå, òàê êàê ïðîãðåâàíèå ãëóáîêèõ ñëîåâ ïðîèñõîäèò ìåäëåííåå, â íèõ ñëàáî âîññòàíàâëèâàåòñÿ êðîâîòîê, à, ñëåäîâàòåëüíî, íå íîðìàëèçóåòñÿ ïèòàíèå âåðõíèõ ñëîåâ êîæè è îíè ïîãèáàþò. Ïîýòîìó ïðîòèâîïîêàçàíî ïðèìåíåíèå ïðè îòìîðîæåíèè ãîðÿ÷èõ âàíí, ãîðÿ÷åãî âîçäóõà. Ïåðåîõëàæäåííûå ó÷àñòêè òåëà íóæíî îãðàäèòü îò âîçäåéñòâèÿ òåïëà, íàëîæèâ íà íèõ òåïëîèçîëèðóþùèå ïîâÿçêè (øåðñòÿíûå, âàòíî-ìàðëåâûå ìàòåðèàëû). Ïîâÿçêà äîëæíà çàêðûâàòü òîëüêî èçìåíåííûå ó÷àñòêè êîæè è äî òåõ ïîð, ïîêà ïîÿâèòñÿ â ïîâðåæäåííîé ÷àñòè ÷óâñòâî îùóòèìîãî òåïëà.  öåëÿõ âîñïîëíåíèÿ òåïëà â îðãàíèçìå è óëó÷øåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ ïîñòðàäàâøåìó äàþò ãîðÿ÷èé ñëàäêèé ÷àé. Ïîâðåæäåííûì ó÷àñòêàì òåëà íåîáõîäèì ïîêîé. Ïðè äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè íèçêèõ òåìïåðàòóð íà âåñü îðãàíèçì âîçìîæíû çàìåðçàíèå è ñìåðòü. Îñîáåííî ñïîñîáñòâóåò çàìåðçàíèþ àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå. Ïðè çàìåðçàíèè ÷åëîâåê îùóùàåò ñíà÷àëà óñòàëîñòü, ñîíëèâîñòü, áåçðàçëè÷èå, à ïðè äàëüíåéøåì îõëàæäåíèè îðãàíèçìà âîçíèêàåò îáìîðî÷íîå ñîñòîÿíèå (ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ðàññòðîéñòâà äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ).
3.ÐÀÄÈÀÖÈÎÍÍÎÅ ÇÀÐÀÆÅÍÈÅ. ÄÅÇÀÊÒÈÂÀÖÈß
Ðàäèàöèîííàÿ àâàðèÿ – ýòî àâàðèÿ íà ðàäèàöèîííî-îïàñíîì îáúåêòå, ïðèâîäÿùàÿ ê âûõîäó èëè âûáðîñó ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ è èîíèçèðóþùèõ èçëó÷åíèé çà ïðåäóñìîòðåííûå ãðàíèöû â êîëè÷åñòâàõ, ïðåâûøàþùèõ óñòàíîâëåííûå ïðåäåëû áåçîïàñíîñòè åãî ýêñïëóàòàöèè.
Ïîä âëèÿíèåì èîíèçèðóþùèõ èçëó÷åíèé â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà âîçíèêàþò áèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû, ïðèâîäÿùèå ê íàðóøåíèþ æèçíåííûõ ôóíêöèé ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ (ãëàâíûì îáðàçîì, îðãàíîâ êðîâåòâîðåíèÿ, íåðâíîé ñèñòåìû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è äð.).
×åëîâåê, íàõîäÿùèéñÿ íà çàãðÿçíåííîé òåððèòîðèè, ïîäâåðãàåòñÿ: âíåøíåìó îáëó÷åíèþ îò âîçäåéñòâèÿ ðàäèîàêòèâíîãî îáëàêà è ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ, îñåâøèõ íà ìåñòíîñòè; êîíòàêòíîìó îáëó÷åíèþ êîæíûõ ïîêðîâîâ ïðè ïîïàäàíèè íà íèõ ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ; âíóòðåííåìó îáëó÷åíèþ ïðè âäûõàíèè çàãðÿçíåííîãî âîçäóõà è óïîòðåáëåíèè çàãðÿçíåííûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è âîäû.
Ìåðû ïðåäóïðåæäåíèÿ è çàùèòû ïðè ðàäèàöèîííîé àâàðèè. Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ è ñíèæåíèþ äåéñòâèÿ ïîðàæàþùèõ ôàêòîðîâ ïðè ðàäèàöèîííîé àâàðèè, ÿâëÿþòñÿ: îïîâåùåíèå íàñåëåíèÿ îá àâàðèè è èíôîðìèðîâàíèå åãî î ïîðÿäêå äåéñòâèé â ñîçäàâøèõñÿ óñëîâèÿõ; óêðûòèå; èñïîëüçîâàíèå ñðåäñòâ èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû; ïðåäîòâðàùåíèå ïîòðåáëåíèÿ çàãðÿçíåííûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è âîäû; ýâàêóàöèÿ íàñåëåíèÿ; îãðàíè÷åíèå äîñòóïà íà çàãðÿçíåííóþ òåððèòîðèþ.
Ìåðû çàùèòû: ïðåäîõðàíèòü îðãàíû äûõàíèÿ ñðåäñòâàìè çàùèòû – ïðîòèâîãàçîì, ðåñïèðàòîðîì, à ïðè èõ îòñóòñòâèè – âàòíî – ìàðëåâîé ïîâÿçêîé, øàðôîì, ïîëîòåíöåì, ñìî÷åííûìè âîäîé; çàêðûòü îêíà è äâåðè, îòêëþ÷èòü âåíòèëÿöèþ, âêëþ÷èòü ðàäèî, ðàäèîòî÷êó, òåëåâèçîð è æäàòü äàëüíåéøèõ óêàçàíèé; óêðûòü ïðîäóêòû ïèòàíèÿ â ïîëèýòèëåíîâûõ ìåøêàõ. Ñäåëàòü çàïàñ âîäû â åìêîñòÿõ ñ ïëîòíî ïðèëåãàþùèìè êðûøêàìè. Ïðîäóêòû è âîäó ïîìåñòèòü â õîëîäèëüíèê, øêàôû, êëàäîâêè; íå óïîòðåáëÿòü â ïèùó îâîùè, ôðóêòû, âîäó, çàãîòîâëåííûå ïîñëå àâàðèè; ñòðîãî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ëè÷íîé ãèãèåíû; ïðèãîòîâèòüñÿ ê âîçìîæíîé ýâàêóàöèè. Ñîáðàòü äîêóìåíòû, äåíüãè, ïðîäóêòû, ëåêàðñòâà, ñðåäñòâà èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû; óêðûòüñÿ ïðè ïîñòóïëåíèè êîìàíäû â áëèæàéøåì çàùèòíîì ñîîðóæåíèè.
Ïîëíàÿ ñïåöèàëüíàÿ îáðàáîòêà – ýòî îáåççàðàæèâàíèå âñåãî òåëà ÷åëîâåêà äåçèíôèöèðóþùèìè âåùåñòâàìè, îáðàáîòêà ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, îáìûâêà, ñìåíà áåëüÿ è îäåæäû. Îíà îáÿçàòåëüíà äëÿ âñåõ ïîñëå âûõîäà èç çîíû çàðàæåíèÿ. Ïðîâîäèòñÿ íà ðàçâîðà÷èâàåìûõ äëÿ ýòîé öåëè ñòàöèîíàðíûõ îáìûâî÷íûõ ïóíêòàõ (ÑÎÏ) è ñïåöèàëüíûõ ïëîùàäêàõ. Äåçèíôèöèðóþùèì ðàñòâîðîì ñìà÷èâàþòñÿ ÷àñòè òåëà, ãî ëîâà è ïðîòèðàþòñÿ êîæíûå ïîêðîâû òåëà. Ïîñëå ïðîìûâêè ëþäè ïðîõîäÿò â îäåâàëüíîå îòäåëåíèå, ãäå ïðîâîäèòñÿ îáðàáîòêà ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ãëàç, íîñà è ïîëîñòè ðòà. Çäåñü æå âûäàþòñÿ îäåæäà è îáóâü ïîñëå îáåççàðàæèâàíèÿ èëè èç îáìåííîãî ôîíäà, à òàêæå ñðåäñòâà çàùèòû îðãàíîâ äûõàíèÿ.
×àñòè÷íàÿ ñïåöèàëüíàÿ îáðàáîòêà – ýòî ìåõàíè÷åñêàÿ î÷èñòêà è îáðàáîòêà îòêðûòûõ ó÷àñòêîâ êîæè, íàðóæíûõ ïîâåðõíîñòåé îäåæäû, îáóâè, ñðåäñòâ èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû. Îíà ïðîâîäèòñÿ â çîíå çàðàæåíèÿ, íîñèò õàðàêòåð âðåìåííîé ìåðû è íàïðàâëåíà íà ïðåäîòâðàùåíèå îïàñíîñòè âòîðè÷íîãî ïîðàæåíèÿ ëþäåé.
Äåçàêòèâàöèÿ – ýòî óäàëåíèå ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ ñ îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ ìåñòíîñòè, ñîîðóæåíèé, òðàíñïîðòà, îäåæäû, ïðîäîâîëüñòâèÿ, âîäû, ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà è èíûõ ïðåäìåòîâ äî äîïóñòèìûõ íîðì çàãðÿçíåíèÿ. Ïðîâîäèòñÿ îíà ìåõàíè÷åñêèì è ôèçèêî-õèìè÷åñêèì ìåòîäàìè.
Ìåõàíè÷åñêèé ìåòîä îáðàáîòêè – óäàëåíèå ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ ñ ïîâåðõíîñòè (ñìåòàíèå ñ çàðàæåííûõ îáúåêòîâ ùåòêàìè è äðóãèìè ïîäðó÷íûìè ñðåäñòâàìè, âûòðÿõèâàíèå, âûêîëà÷èâàíèå îäåæäû, îòìûâàíèå ñòðóåé âîäû è ò.ä.). Ýòîò ìåòîä íàèáîëåå äîñòóïåí è ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí ñðàçó ïîñëå âûõîäà ñ çàðàæåííîé òåððèòîðèè.
Äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè.
×àñòè÷íàÿ äåçàêòèâàöèÿ îðãàíèçóåòñÿ ñàìèì íàñåëåíèåì ïîñëå âûõîäà ñ çàãðÿçíåííîé òåððèòîðèè è ïðîâîäèòñÿ ñàìûìè ïðîñòåéøèìè ìåõàíè÷åñêèìè ñïîñîáàìè – âûòðÿõèâàíèåì, âûêîëà÷èâàíèåì ñ èñïîëüçîâàíèåì ùåòîê, âåíèêîâ è ïàëîê.  ðåçóëüòàòå äâóêðàòíîé îáðàáîòêè çàãðÿçíåííîñòü ñíèæàåòñÿ íà 90 – 95%.
Ïîñëå äåçàêòèâàöèè êàæäóþ âåùü ïîäâåðãàþò ïîâòîðíîìó äîçèìåòðè÷åñêîìó êîíòðîëþ, è åñëè óðîâåíü çàãðÿçíåííîñòè îêàæåòñÿ âûøå äîïóñòèìûõ íîðì, òî ðàáîòà ïðîâîäèòñÿ âòîðè÷íî.
Äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ â íàäåæíûõ ñðåäñòâàõ çàùèòû (ïðîòèâîãàçàõ, ðåñïèðàòîðàõ, âàòíî-ìàðëåâûõ ïîâÿçêàõ, çàùèòíûõ êîñòþìàõ).
Ñâîåâðåìåííî ïðîâåäåííûå ÷àñòè÷íûå äåçàêòèâàöèÿ è ñàíèòàðíàÿ îáðàáîòêà ìîãóò ïîëíîñòüþ ïðåäîòâðàòèòü èëè çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü ñòåïåíü ïîðàæåíèÿ ëþäåé ðàäèîàêòèâíûìè âåùåñòâàìè.
Ïîëíàÿ äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè ïðîâîäèòñÿ íà ñòàöèîíàðíûõ îáìûâî÷íûõ ïóíêòàõ, îñíàùåííûõ ñîîòâåòñòâóþùèìè óñòàíîâêàìè è ïðèáîðàìè.
ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
1. Â.Ê. Âåëèò÷åíêî «Ôèçêóëüòóðà áåç òðàâì».
2.Ãðàæäàíñêàÿ îáîðîíà / Ïîä ðåäàêöèåé ãåíåðàëà àðìèè À. Ò. Àëòóíèíà -Ì.: Âîåíèçäàò, 1982.
3.Ãðàæäàíñêàÿ îáîðîíà /ïîä ðåä. Â. È. Çàâüÿëîâà. – Ì: Ìåäèöèíà, 1989.
4.Â.Â. Êóçüìåíêî, Ñ.Ì. Æóðàâëåâ «Òðàâìàòîëîãè÷åñêàÿ è îðòîïåäè÷åñêàÿ ïîìîùü».
5.Ðóêîâîäñòâî ïî ìåäèöèíñêîé ñëóæáå ãðàæäàíñêîé îáîðîíû /ïîä ðåä. À. È. Áóðíàçÿíà. – Ì: Ìåäèöèíà, 1983.
6.Õèðóðãèÿ Â.Ì.Áóÿíîâ, Þ.À.Íåñòåðåíêî.
Источник