Первая помощь при ожогах и обморожениях урок 8 класс
Урок биологии 8 класс
Тема: Закаливание . Оказание первой помощи при перегревание , ожогах и обморожении»
Цель: Дать понятие о роли кожи как органа теплорегуляции.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма.
2. Учить оказывать первую помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
3. Коррекция речи, памяти, мышления.
Оборудование:
Табл. «Кожа»
Одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства.
Словарная работа:
Теплорегуляция, ожог, обморожение.
Структура и основное содержание урока.
Оргмомент.
Повторение изученного материала.
Беседа по вопросам. Работа у доски по таблице «Кожа».
Каково значение кожи?
Из каких слоёв состоит кожа?
Какое строение имеет наружный слой кожи?
Какое строение имеет внутренний слой кожи?
Расскажите о подкожной жировой клетчатке.
Работа по индивидуальным карточкам.
Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем говорить о роли кожи в теплорегуляции, об оказании первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Презентация «Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении ».
Слайд 1.Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Работа с оглавлением учебника.
Задание. Откройте «Содержание». Какую страницу надо открыть, чтобы прочитать статью «Рол кожи в теплорегуляции, об оказании первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении».
Изучение нового материала
Актуализация знаний
В середине XVII в. в богатых итальянских городах любили устраивать пышные праздники. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 г. в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» – олицетворение «Золотого века». Тело ребёнка было покрыто золотой краской. Праздник удался.
Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провёл в холодном замке. Он сильно мёрз: золотая краска, покрывавшая тело, вызвало резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась. Мальчик заболел и вскоре умер.
Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребёнка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение, поступление в организм воздуха. Только значительно позже, в XIX в., опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина в нарушении теплорегуляции организма.
Рассказ учителя
Кожа – орган теплорегуляции.
Чтение текста « Кожа – орган теплорегуляции» в учебнике.
Тест для учащихся.
Задание: Выберите правильный ответ.
1. Температура тела у человека:
а) постоянная;
б) она зависит от температуры окружающей среды.
2. При повышении температуры воздуха сосуды:
а) не изменяются;
б) расширяются;
в) сужаются.
3. Что происходит с кровеносными сосудами в холодную погоду:
а) не изменяются;
б) расширяются;
в) сужаются.
4. Где расположены потовые железы?
а) в подкожной жировой клетчатке,
б) во внутреннем слое коже?
5. В сильную жару, при физической работе:
а) увеличивается отделение пота;
б) не изменяется;
в) при испарении пота кожа и всё тело охлаждаются.
6. Регуляция температуры тела достигается:
а) сужением и расширением кровеносных сосудов кожи;
б) потоотделением;
в) контролируется нервной системой.
Рассказ учителя.
Слайд 2. Тепловой удар.
Рассматривание рисунка в учебнике
«Первая помощь при солнечном ударе».
Слайд 3. Солнечный ожог.
Самостоятельная работа с текстом учебника, статьи «Первая помощь при тепловом и солнечных ударах», «Оказание первой помощи при ожогах», «Оказание первой помощи при обморожении» .
Учащиеся разбиваются на 3 группы.
Задание: Прочитав текст учебника, рассказать о последовательности оказания первой помощи.
1 группа – Укажите порядок оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
2 группа – Укажите порядок оказания первой помощи при ожогах.
3 группа – Укажите порядок оказания первой помощи при обморожении.
На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.
Рассказ ученика.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах:
Больного переносят в прохладное место.
Освобождают от стягивающей одежды.
Голову приподнимают.
Кладут на лоб и сердце холодные компрессы.
Дают прохладное питьё.
Вызывают врача.
Если необходимо, сделать искусственное дыхание или массаж сердца.
Беседа: Ребята, некоторые из вас ходили в туристический поход в Кузнецкое Алатау. Что вы делали, чтобы не допустить перегревания в летнее время?
Слайд 4. Профилактические средства.
Задание.
Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи (одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане,лекарства, перевязочные средства).
Слайд 13. Первая помощь при тепловом ударе.
Рассказ учителя «Оказание первой помощи при ожогах».
Слайд 5. Ожоги.
Слайд 6-7-8-9. Термические ожоги.
Слайд 10. Классификация ожогов.
На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.
Рассказ ученика.
Оказание первой помощи при ожогах.
Обожжённый участок кожи охлаждают под струёй воды.
Протирают одеколоном или слабым раствором марганцевокислого калия.
Накладывают повязку с дезинфицирующей мазью.
Доставляют в больницу.
Беседа1.На уроках штукатурно – малярного дела вы говорили о первой помощи при попадании на кожу извести. Если известь попала на кожу, что нужно сделать?
2. Почему нельзя прокалывать пузыри на коже?
Слайд 11-12. Первая помощь при ожогах.
Практическое задание:
Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи.
На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.
Рассказ ученика.
Оказание первой помощи при обморожениях.
Побелевшие нос, уши, щёки растирают рукой.
Доставляют в тёплое помещение.
Конечность укутывают ватой, шерстью.
Дают согревающее питьё.
Беседа
1. Почему нельзя обмороженные участки тела растирать снегом?
2. Где мы можем ещё прочитать об оказании первой помощи при обморожениях? (В журналах, газетах, интернете).
Задание.
Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи (Одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства).
Практическое задание:
Покажите, как делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Закрепление изученного материала
Беседа:
? 1. Каково значение потоотделения?
2. Как изменяются кровеносные сосуды кожи в зависимости от окружающей среды?
3. Как оказать первую помощь при обморожении?
4. Каковы меры первой помощи при обморожении?
5. Как предохранить себя от солнечного и теплового ударов?
6. Задание на дом:
Дифференцированное задание:
1 группа: Читать и пересказывать текст.
2 группа: Читать текст и отвечать на вопросы.
Источник
Слайд 1
Первая медицинская помощь при термических ожогах МБОУ СОШ №1. Г.Королев Организатор ОБЖ Оганян Н.А.
Слайд 2
Ожоги – это повреждения тканей, вызванные воздействием высокой температуры (пламя, горячий пар, кипяток) – термические ожоги; едких химических веществ (крепкие кислоты, щёлочи) – химические ожоги; рентгеновских лучей или излучения при взрыве ядерных бомб – лучевые ожоги.
Слайд 3
Степени термических ожогов легкая средняя крайняя тяжелая
Слайд 4
Ожог первой степени (поверхностный) Затрагивает лишь верхний слой кожи. Кожа становится покрасневшей и сухой, обычно болезненной. (Наиболее часто встречаются солнечные ожоги при чрезмерном нахождении на солнце без прикрытия). Такие ожоги обычно заживают в течение 5-6 дней, не оставляя рубцов.
Слайд 5
Ожог первой степени
Слайд 6
Ожог второй степени Повреждаются оба слоя кожи – эпидермис и дерма. Кожа становится покрасневшей, покрывается волдырями (желто-водянистыми образованиями), которые могут вскрываться, что делает кожу мокрой. Возрастание болевых ощущений. Заживление обычно через 3-4 недели, возможно появление рубцов.
Слайд 7
Ожог второй степени
Слайд 8
Ожог третьей степени Разрушают оба слоя кожи и ткани – нервы, кровеносные сосуды, жировую, мышечную и костную. Кожа выглядит обуглившейся (черной) или восково-белой (желто-коричневой), происходит отмирание тканей. Эти ожоги обычно менее болезненные. Обширные ожоги из-за потери жидкости приводят к шоковому состоянию. Вероятно проникновение инфекции. На теле остаются грубые рубцы, часто требуется пересадка кожи.
Слайд 9
Ожог третьей степени
Слайд 10
Ожог четвертой степени Обугливание тканей и находящихся под ними костей. У пострадавших наблюдаются признаки начинающегося или уже имеющегося шока. Опасность – шок, прекращение функционирования органов, ампутация, внесение инфекции.
Слайд 11
Первая помощь
Слайд 12
При ограниченном термическом ожоге следует немедленно начать охлаждение места ожога водопроводной водой в течение 10-15 минут. После этого на область ожога наложить чистую, лучше стерильную повязку. Для уменьшения боли применять обезболивающие средства (анальгин, амидопирин и др.).
Слайд 13
При обширных ожогах, после наложения повязок, напоить пострадавшего горячим чаем. Дать обезболивающее средство и, тепло укутав, срочно доставить его в лечебное учреждение. Если перевозка задерживается или длится долго, то надо дать пострадавшему выпить щелочно-солевую смесь (1 чайная ложка поваренной соли и 1/2 чайной ложки пищевой соды, растворенные в 2 стаканах воды). В первые 6 ч после ожога пострадавший должен получать не менее 2 стаканов раствора в течение часа.
Слайд 14
Дети, как правило переносят ожоги тяжелее, чем взрослые, даже если температура воздействия была не столь высока. На ожоговые раны нельзя наносить пудру или мазь (обработка этих ран должна производиться только врачом, когда он составит представление о степени поражения.
Слайд 15
Помните, что при оказании помощи НЕЛЬЗЯ: прикасаться к обожженной области чем-либо, кроме стерильных или чистых тампон-повязок, использовать вату и снимать одежду с обожженного места, использовать жир, спирт или мазь при тяжелых ожогах, отрывать одежду, прилипшую к ожоговому очагу, обрабатывать рану при ожогах третьей степени, вскрывать ожоговые волдыри.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Слайд 17
Первая медицинская помощь при термических ожогах Стрельникова Анна Юрьевна учитель биологии МБОУ ООШ №1 им. М.А.Погодина г.Полярный
Источник
развивающие – продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками и ответов на вопросы;
– развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и образованием повреждений кожных покровов;
между закаливанием и здоровьем человека;
– развить умения оказывать первую помощь при обморожении и ожогах кожи. .
воспитательные – создать условия, способствующие формированию позитивной мотивации и росту интереса к предмету и теме урока; – воспитывать социально значимые качества личности. Оборудование к уроку: ИКТ, презентации детей
1. бинт ; 2. пузырьки «спирт» ; 3. пакет « холод» ; 4. ножницы ; 5. Стаканчики.6. цветные мелки – 2 шт. (розовый, синий); 7. коробочки; 8. вата ; 9. марлевые салфетки ;10. обезболивающие таблетки (муляж).
Предварительная подготовка учащихся:
– разработать презентации по оказанию первой помощи при ожогах и обморожениях;
– подобрать дополнительную литературу по изучаемой теме.
Ход урока1 этап – Организационный – отмечаются отсутствующие в классе, напоминается тема предыдущего урока, ставятся цели на этот урок, распределение учащихся по группам.^ (НА ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 2-3МИНУТЫ )
2 этап – Контроль знаний по теме прошлого урока : «Кожные заболевания.» .
Актуализация знаний .
На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили строение, функции, роль кожи для нашего организма. Сегодня на уроке мы поговорим о повреждениях кожи, а именно: как наша кожа реагирует на высокие и низкие температуры, какие ожоги бывают кроме известных нам термических, какие различают степени ожогов и обморожений. Познакомимся, как оказать первую помощь при повреждениях кожи.
3 этап – ^ Изучение нового материала
В повседневной жизни, думаю, каждый из нас испытал на себе неприятные ощущения ожога, а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.
Поэтому наша задача сегодня научиться быстро и главное правильно оказывать помощь в таких ситуациях.
Отметьте в тетради тему урока :
«Повреждения кожных покровов. Первая помощь при ожогах и обморожениях.»
и внимание на экран.
1. Познакомимся с понятием «Ожог», классификацией и степенями ожогов
( Презентация «Ожог»)
В тетради сделайте краткие записи.
2. Следующее распространённое повреждение кожи – «Обморожение».
(
Презентация «Обморожения»)
3. Если человек получает ожог или обморожение, то обязательно нужно обратиться к врачу, но до прихода врача важно оказать первую помощь пострадавшему.
Каждый из вас должен знать, как правильно это сделать.
Итак, что нужно предпринять в случае ожога?
Показ презентации (Первая помощь при ожогах) , комментарии учителя с опорой на знания учащихся.
А теперь давайте на практике повторим шаг за шагом наши действия при ожоге.
На экране инструкция.
Вы сидите по парам, один из вас будет условно пострадавший, а второй верным другом, оказывающим помощь.
Ваши действия проговаривайте вслух.
( Пострадавший сидит, а оказывающий помощь встаёт к нему лицом. В коробочке цветные мелки, бинт, марлевая салфетка, пакеты со льдом (мел), пузырьки с надписью «спирт», стакан с водой, обезболивающие таблетки (муляж), вата).
4. Теперь посмотрим, как нужно действовать при обморожениях.
Показ презентации (Первая помощь при обморожениях), комментарии учителя с опорой на знания учащихся..
Попробуем повторить на практике оказание первой помощи при обморожении.
На экране инструкция.
Внимательно смотрите на экран. В парах поменяйтесь ролями и проговаривайте вслух все этапы помощи.
Вы хорошо справились с заданием, а полученные сегодня знания и опыт вам всегда пригодится в жизни.
4 этап – Закрепление и первичная проверка знаний (тест по теме).
Наш урок подходит к концу и сейчас вам необходимо вспомнить, повторить, проанализировать все, что вы увидели, услышали, проделали за урок.
С практической частью вы справились хорошо, а теперь выполните короткую тестовую работу. Читайте внимательно вопрос и выберите верный ответ.
Тестовое задание к уроку «Первая помощь при повреждениях кожи» 1. Ожог возникает при:
а) воздействии низких температур; б) воздействии огня; в) ушибах.
Ответ:____2. Если появились волдыри в результате ожога, то необходимо:
а) не трогать ; б) проколоть; в) смазать кремом.
Ответ:____3. Обмороженный участок кожи необходимо :
а) растереть снегом; б) растереть тканью; в) обложить льдом.
Ответ:_____4. Повязка при ожоге должна быть:
а) лёгкая, асептическая; б) согревающая; в) тугая, фиксирующая.
Ответ:____5. При обморожении пострадавшего нужно:
а) оставить в покое, ждать врача;
б) приложить холодный компресс и дать прохладное питьё;
в) обеспечить тепло и дать горячее питьё.
Ответ:____^ 6. Какая степень обморожения и ожога самая тяжёлая?
а) I ; б) II ; в) IV ; г) III .
Ответ:______
Подводя итог нашего занятия, давайте вернёмся целям нашего урока.
Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами?
Что вы узнали нового? Чему научились? Пригодятся ли полученные знания и умения вам в жизни?
Сегодня на уроке вы заработали по две оценки.
За практические умения в оказании первой помощи получили ………….
За тестовую работу оценки объявлю завтра и, конечно, будет учтена работа учащихся над презентациями.
5 этапД/з. Повторить темы: «Кожа», «Выделение».
Обучающиеся получают памятки: «
Первая помощь при обморожениях», «Первая помощь при ожогах».
повязку.
больницу.
( для ожога I – II ст.) .
повязки.
больницу.
Источник
Тема урока: Термические ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах
Класс: 6 класс
Цель: формировать представления учащихся об ожогах, научить оказанию доврачебной помощи при ожогах.
Задачи:
Обучающие: актуализировать теоретические знания терминологии ПМП; выяснить причины, приводящие к ожогам: научить применять теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки и т.д.);
Развивающие: развивать навыки предвидения и анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Воспитывающие: воспитывать ответственное и бережное отношение у учащихся за свою жизнь и жизнь окружающих.
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По результатам выполнения – практический
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Материалы: презентация к уроку, перевязочный материал, карточки с заданиями, аптечка первой помощи.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Определение темы и целей урока.
- Работа над новым материалом.
- Практическая работа.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов.
Ход урока:
I.Организация начала урока.
II.Актуализация опорных знаний.
Разгадывание кроссворда по теме: «Медико-санитарная подготовка».(СЛАЙД 2)
Вопросы:
1.Материал, используемый для обёртывания или наложения на рану, для фиксации тампона, салфетки или шины (Повязка)
2.Ткань, покрывающая всю поверхность тела (Кожа)
3.Критическое состояние, при котором система кровообращения не в состоянии снабжать все органы насыщенной кислородом кровью (Шок)
4.Табельное средство остановки крови (Жгут)
5.Материал, используемый для оборачивания повреждённой части тела или закрепления повязки или шины (Бинт).
-Какое ключевое слово нашли? (Ожоги)
III.Определение целей и темы урока.
-О чём пойдёт речь на уроке?
-Что такое ожог? У кого был подобный случай?
-Сможете ли вы в случае опасности оказать необходимую помощь?
-Какие поставим для себя цели?
IV.Работа над новым материалом.
1.Объяснение материала.
Ожог- это повреждение кожи, слизистой оболочки, а также подлежащих тканей в результате воздействия высоких температур. (СЛАЙД 3)
-От чего возникают ожоги?
При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. Ожоги, возникшие от пламени, кипятка и горячего пара называются термическими.
При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. Ожоги, получаемые от электротока, называются электрическими, а получаемые в результате ионизирующего излучения – лучевые ожоги.(СЛАЙД Ы 4-6)
Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога.
В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают
4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (СЛАЙД 7)
2. Работа в парах.
-Попробуйте самостоятельно определить степень ожога по его характеристике.( работа по заранее подготовленным карточкам)
1.Поверхностный ожог, затрагивающий лишь верхний слой кожи, кожа покрасневшая и сухая.- 1 степень
2.Относительно глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи, кожа покрывается волдырями, становится покрасневшей и мокрой.- 2 степень
3.Глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи и ткани, расположенные ниже, кожа может выглядеть обуглившейся.- 3 степень
4. Обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.- 4 степень
-Проверим себя.
3.Практическая работа.
(СЛАЙД 8)
1 степень – на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.
2 степень – на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.
-Ожоги 1-2 степени лечатся самостоятельно, а ожоги 3-4 степени лечат только в больницах, но мы должны уметь оказывать помощь до приезда врачей или до отправки пострадавшего в больницу.
(СЛАЙД 9)
3 степень – происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).
4 степень – обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.
(Во время выполнения практической работы ученики после объяснения учителя и просмотра нужных слайдов презентации делятся по парам: пострадавший – спасатель. Пары тренируются в оказании помощи при ожогах. Первая пара – 1 степень, вторая пара – 2 степень и т.д. После тренировки учащиеся демонстрируют навыки перед классом в очерёдности по степени ожога.
Вовремя учителем и другими учениками исправляются ошибки, если они имеются).
4.Понятие об ожоговой болезни.
При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.
Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.
При оказании помощи:
1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.
2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.
3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.
5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.
5. Что нельзя делать при ожогах (СЛАЙД 10)
- отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
- рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
- накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
- место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.
V. Подведение итогов урока.
-Смогли ли решить поставленные задачи?
-Где могут пригодиться полученные знания?
-Можно ли избежать беды? Что для этого нужно делать?
VI.Постановка домашнего задания.
- Прочитать материал в учебнике, запомнить основное.
- Подобрать дополнительный материал о лечении ожогов народными методами.
- Ответить на вопрос: может ли народная медицина заменить лечение ожогов медицинскими препаратами. За и против.
Источник