Первая медицинская помощь при ожогах при поражении электрическим током

Первая медицинская помощь при ожогах при поражении электрическим током thumbnail

Электрический ток приносит не только комфорт в жизнь человека, но и провоцирует создание множества опасных ситуаций. Поражение током очень коварно, даже при небольшом воздействии на организм человека негативные последствия в функционировании внутренних органов могут проявиться с некоторой временной задержкой. Страдают сердце, легкие, нервная система.

Тяжесть поражения и последствия для организма зависят от множества факторов. К ним относятся способ прохождения электротока сквозь тело, размер напряжения электроприбора, физические характеристики потерпевшего. Важную роль играет оперативность оказание первой помощи при поражении током и последующие медицинские манипуляции.

Основные правила

Воздействие
на людей электрического тока относится к категории несчастных случаев, которые
по уровню смертности находятся на лидирующих позициях в перечне факторов
производственного травматизма. Сила поражения варьируется в широких пределах.
Она может ограничиться лишь судорожным сокращением мышечной ткани, но часто
присутствует потеря сознания, расстройство сердечной и легочной активности. В
тяжелых случаях (4-я степень) возможно наступление клинической смерти, за
которой следует и биологическая.

У пострадавшего на кожных покровах тела возникают ожоги и метки электрического воздействия на входе и выходе разряда. Ожоговые поражения локализуются обычно на участках поражения, но способны принять и другую локализацию. Их степень бывает очень тяжелой, в некоторых случаях образуется обугливание.

Поэтому важно соблюдать основные правила поведения в ситуации, когда произошло воздействие тока на человека:

  1. При оказании первой помощи необходимо выполнить два этапа действий – освободить потерпевшего от воздействия электротока и провести манипуляции в рамках доврачебной помощи.
  2. Первая помощь должна оказываться оперативно, т.е. немедленно и при допустимости в месте произошедших событий. Максимальная эффективность обеспечивается при условии, что манипуляции произведены в пределах 4 мин. после остановки сердца. Если промедлить, то вероятность летального исхода возрастает многократно.
  3. Коварство поражения электротоком состоит в том, что оно часто вызывает клиническую смерть. Поэтому нельзя отказываться от проведения доврачебных манипуляций, даже если вы думаете, что потерпевший умер, у него нет пульса, дыхания, сердцебиения. Первая помощь оказывается во всех случаях повреждения организма. Вывод о летальном исходе делается только медиком.
  4. Потерпевший не должен после контакта с током передвигаться или продолжать трудовую деятельность. Ухудшение состояния может произойти не сразу, а через некоторое время.
  5. Вне зависимости от состояния, необходимо в обязательном порядке вызвать бригаду медиков.

Причины поражения током

Оказание первой помощи

Чтобы
повысить вероятность спасения потерпевшего, увеличить его шансы на
восстановление, необходимо соблюдать алгоритм действий при поражении данного
типа:

  1. Освободить человека от контактов с элементами токоведущего действия. Предварительно важно обеспечить безопасность для самого оказывающего помощь, поэтому отключение электричества является необходимым условием для проведения манипуляций. Убедитесь, что пострадавшему и вам ничто не угрожает, и только после этого приступайте к следующим действиям.
  2. Оказание доврачебной помощи должно осуществляться при одновременном вызове бригады скорой помощи. Желательно, чтобы это делал другой человек, который находится рядом.
  3. Оцените состояние потерпевшего, выясните, присутствует ли пульс и дыхание.
  4. Выясните степень тяжести повреждений, например, характер и интенсивность ожогов.
  5. Если у потерпевшего есть сознание, дыхание не нарушено, то ему надо дать отдохнуть, а при обнаружении травм — оказать помощь и обеспечить при возможности госпитализацию. При потере сознания, когда дыхание присутствует, необходимо ровно положить человека на мягкую основу, освободить от сдавливающих аксессуаров в одежде, произвести очистку рта, обеспечить поток воздуха, при необходимости воспользоваться нашатырным спиртом. Если признаки жизнедеятельности не наблюдаются или присутствует дыхание прерывистого проявления, то стесняющие предметы гардероба снимают, очищают рот и проводят реанимационные мероприятия.

Средства защиты от воздействия электрического тока

При спасательных манипуляциях необходимо обеспечить собственную безопасность, исключающую поражение током. Спасатель должен пользоваться диэлектрическими печатками, обувью или ковриком. Если работают установки от 1000 В, задействовать можно только изолирующую штангу или изолирующие клещи. Перерубать проводники можно при помощи топора или иного острого предмета с рукоятками из материалов, изолирующего действия. При этом само оборудование или электропитание должно быть предварительно отключено.

По мере
приближения к потерпевшему спасатель может оказаться под влиянием напряжения
шага. Нейтрализуют его посредством диэлектрической обуви. При этом на участках
повышенного поражения требуется выбирать шаг с наименьшей амплитудой.

Освобождение пострадавшего от действия тока

Медлить с
освобождением людей от действия тока нельзя, однако важно придерживаться
техники безопасности. При высотном нахождении потерпевшего необходимо
предварительно обеспечить действия, направленные на недопущение падения.
Прикасаться к работнику, который попал под напряжение, крайне опасно. Сами
лица, участвующие в спасении, должны быть защищены от поражения. Все работы
осуществляются с соблюдением таких правил:

  1. Оперативным способом устранения воздействия тока является отключение электрического прибора или установок, которые контактируют с потерпевшим. Так вы не допустите длительного действия тока и сами обезопасите себя. Надо помнить, что возможно отключение света, поэтому воспользуйтесь фонарем.
  2. При отсутствии возможности обесточить установку, надо использовать средства защиты, которые не допустят контакта с токоведущими элементами, корпусом потерпевшего. Целесообразно не допустить воздействия напряжения шага.
  3. Если у установки напряжение менее 400 В, то потерпевшего разрешено оттягивать за сухой участок одежды, исключив контакт с незащищенными зонами тела или мокрой одеждой. Делать желательно одной рукой. При этом надо пользоваться средствами защиты – перчатками с диэлектрической защитой, специальными коврикам, галошами.
  4. При наличии проводника в руках спасаемого, необходимо перерубить этот проводник с помощью топора, имеющего изолированные рукоятки.
  5. Установки с напряжением более 1000 В требуют повышенного внимания. При освобождении человека надо задействовать штангу изолирующего типа или воспользоваться изолирующими клещами, придерживаясь техники безопасности.
  6. При падении пострадавшего из-за напряжения шага, целесообразно быстро обеспечить изоляцию от контакта с землей. Для этого под человека помещают сухую доску из древесины или кусок фанеры.

Искусственное дыхание

При
остановке дыхания, но при наличии сердцебиений, требуется начать реанимационные
мероприятия. Для этого проводят манипуляции по проведению искусственной
вентиляции легких:

  1. Поместить пациента на твердой горизонтальной поверхности.
  2. Запрокинуть голову назад для поступления воздушного потока в область легких. Обездвижить при помощи валика, уложенного под плечи. При подозрении на появление перелома в шейном отделе голову располагать так не разрешается.
  3. Салфеткой очистите ротовую полость.
  4. Как только дыхательные каналы освободились, начинайте реанимацию. Используют метод «рот в рот». Если челюсть нельзя открыть, применяйте «нос в нос».
  5. Придерживая челюсть в открытом состоянии, зажмите носовую полость. Прижмитесь губами к ротовой зоне потерпевшего. Сделав вдох, выдохните в его рот. Делают это плавно, без рывков.
  6. Надо сделать 10-12 вдуваний, это соответствует частоте 1 раз в 5 сек.
  7. Грудная клетка в процессе реанимации должна приподниматься. Если этого не происходит, манипуляции проводятся неправильно.
  8. При попадании воздуха по пищеводу в желудок живот вздуется. На него надо осторожно надавить. Есть риск рвотных выделений.

Массаж сердца

Если отсутствует пульс, необходимо проводить реанимационные мероприятия по иной схеме:

  1. Встаньте на колени сбоку от лежащего
    пациента.
  2. Компрессии должно подвергаться
    именно сердце, поэтому надо определить зону давления. Это будет 3-4 см
    (два пальца) от конца грудины или мечевидного отростка.
  3. Поместите ладонь на участок
    компрессии. Большой палец ориентируется в направлении подбородка или
    живота с учетом вашего местоположения. Вторую ладонь уложить поверх первой
    накрест. Детям 1-8 лет массаж проводится одной рукой, а грудничкам до 1
    года – 2-мя пальцами.
  4. С телом потерпевшего должна
    контактировать только ладонь, пальцы располагаются навесу. Локтевой сустав
    не должен сгибаться, плечи находятся параллельно телу лежащего. Давить
    нужно не силой, а тяжестью своего тела.
  5. При давлении требуется
    опускание грудной клетки потерпевшего на 4-5 см.
  6. Частота надавливаний 100 раз за
    1 мин.

Если одновременно с остановкой сердцебиений нет дыхания, то целесообразно проводить комплексную реанимацию. Сначала делают искусственную вентиляцию, а потом сердечный массаж. Придерживаются правила 2 к 30, т.е. на два выдоха приходится 30 толчков в область грудины.

Что во время удара током происходит с человеком?

Во время
прохождения электрического тока через тело возможно проявление 3-х типов
воздействия:

  • термического, обусловленного
    чрезмерным нагревом тканей с последующими ожогами;
  • электролитического, что
    проявляется в разложении жидкостных масс органической природы, например
    крови;
  • биологического – сбои в
    биоэлектрических процессах, мышечные сокращения.

Вследствие
поражения возникают электротравмы и электрический удар. К повреждениям первого
типа относят:

  1. Ожог – перегрев тканей. Он
    может быть поверхностным, поражающим поверхностные слои, а также
    контактной, дуговой, смешанной разновидности.
  2. Знак – появляется в месте
    присоединения токоведущих элементов. Проявляется в виде серого или слегка
    желтого пятна.
  3. Электрометаллизация из-за
    пропитки кожи микрочастицами металла, который испаряется и разбрызгивается
    из-за тока. Кожа меняет цвет и принимает шероховатую форму.

Под
действием электрического удара ткани возбуждаются, а мышцы начинают
сокращаться. Происходить он может с потерей сознания, если:

  • сердечная деятельность и
    дыхание нарушаются;
  • сердечно-сосудистые изменения
    не наблюдаются, дыхание сохраняется.

Кроме того, вероятно наступление клинической смерти, а также возможен электрический шок.

Как и почему происходят удары током?

Поражение
током происходит в результате таких явлений:

  • из-за прямого контакта тела с
    токоведущими элементами без изоляции;
  • при прикосновении к
    металлическим компонентам электрооборудования;
  • вследствие контакта с
    неметаллическими частями, на которые воздействует высокое напряжение;
  • из-за действия тока шагового
    напряжения или при влиянии электрической дуги.

Сила тока является основным определяющим поражение фактором. Если значение переменного тока 0,6-1,5 мА, а постоянного — 5-7 мА, то влияние ощутимое. При соответствующих параметрах 10-15 мА и 50-80 мА ток, проходя через тело, провоцирует судороги в руке, сжимающей проводник. Переменный ток 100 мА и постоянный ток 300 мА вызывает сердечную фибрилляцию.

Первая помощь при ударе молнией

Часто в
походах или на открытой местности на человека может воздействовать молния. В
таком случае алгоритм действия следующий:

  1. Переместить пострадавшего в
    укрытие.
  2. Предоставить новую одежду и,
    уложив в комфортной позе, прикрыть человека покрывалом для согревания.
  3. Для предотвращения паники
    успокоить потерпевшего.
  4. Приготовить 30 капель Корвалола
    или использовать настойку валерианы.
  5. Если обнаружены ожоги, то
    использовать антисептик для обработки. Сверху зафиксировать повязкой.

Если поражение серьезное, то необходимо провести реанимационные действия. При этом пострадавшего надо госпитализировать, вызвав скорую помощь.

Источник

Íàðóøåíèÿ ïðàâèë òåõíèêè áåçîïàñíîñòè ïðè ðàáîòå ñ ýëåêòðîïðèáîðàìè êàê ïðè÷èíà íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ ñâÿçàííûõ ñ ïîðàæåíèåì òîêà. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïîðàæåíèè ÷åëîâåêà òîêîì è õèìè÷åñêèõ îæîãàõ. Ìåðû äëÿ ñîêðàùåíèÿ ðàçðóøåíèÿ òêàíåé ïðè õèìè÷åñêîì îæîãå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Îæîãè ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âîçíèêàþùåå ïîä äåéñòâèåì âûñîêîé òåìïåðàòóðû, ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà, êèñëîò, ùåëî÷åé èëè èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ. Ñîîòâåòñòâåííî ðàçëè÷àþò òåðìè÷åñêèå, ýëåêòðè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå è ëó÷åâûå îæîãè. Òåðìè÷åñêèå îæîãè âñòðå÷àþòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî, íà íèõ ïðèõîäèòñÿ 90-95% âñåõ îæîãîâ.

Òÿæåñòü îæîãîâ îïðåäåëÿåòñÿ ïëîùàäüþ è ãëóáèíîé ïîðàæåíèÿ òêàíåé.  çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ ðàçëè÷àþò ÷åòûðå ñòåïåíè îæîãîâ. Ïîâåðõíîñòíûå îæîãè (I, II ñòåïåíåé) ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ çàæèâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî. Ãëóáîêèå îæîãîâ (III è IV ñòåïåíè) ïîðàæàþò êðîìå êîæè è ãëóáîêîëåæàùèå òêàíè, ïîýòîìó ïðè òàêèõ îæîãàõ òðåáóåòñÿ ïåðåñàäêà êîæè. Ó áîëüøèíñòâà ïîðàæåííûõ îáû÷íî íàáëþäàåòñÿ ñî÷åòàíèå îæîãîâ ðàçëè÷íûõ ñòåïåíåé.

Âäûõàíèå ïëàìåíè, ãîðÿ÷åãî âîçäóõà è ïàðà ìîæåò âûçâàòü îæîã âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è îòåê ãîðòàíè ñ ðàçâèòèåì íàðóøåíèé äûõàíèÿ. Âäûõàåìûé äûì ìîæåò ñîäåðæàòü àçîòíóþ èëè àçîòèñòóþ êèñëîòû, à ïðè ñãîðàíèè ïëàñòèêà — ôîñãåí è ãàçîîáðàçíóþ ãèäðîöèàíîâóþ êèñëîòó. Òàêîé äûì ÿäîâèò, îí âûçûâàåò õèìè÷åñêèé îæîã è îòåê ëåãêèõ. Ïðè ïîæàðàõ â çàêðûòîì ïîìåùåíèè ó ïîñòðàäàâøèõ âñåãäà ñëåäóåò ïîäîçðåâàòü ïîðàæåíèå ëåãêèõ. Îæîã âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è ïîâðåæäåíèå ëåãêèõ ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèþ äîñòàâêè êèñëîðîäà ê òêàíÿì îðãàíèçìà (ãèïîêñèè).

Ïåðâàÿ ïîìîùü ñîñòîèò â ïðåêðàùåíèè äåéñòâèÿ ïîðàæàþùåãî ôàêòîðà. Ïðè îæîãàõ ïëàìåíåì ñëåäóåò ïîòóøèòü ãîðÿùóþ îäåæäó, âûíåñòè ïîñòðàäàâøåãî èç çîíû ïîæàðà; ïðè îæîãàõ ãîðÿ÷èìè æèäêîñòÿìè èëè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì – áûñòðî óäàëèòü îäåæäó ñ îáëàñòè îæîãîâ. Äëÿ ïðåêðàùåíèÿ âîçäåéñòâèÿ òåìïåðàòóðíîãî ôàêòîðà íåîáõîäèìî áûñòðîå îõëàæäåíèå ïîðàæåííîãî ó÷àñòêà òåëà ïóòåì ïîãðóæåíèÿ â õîëîäíóþ âîäó, ïîä ñòðóþ õîëîäíîé âîäû èëè îðîøåíèåì õëîðýòèëîì. Ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ (êðîìå îæîãîâ íåãàøåíîé èçâåñòüþ) ïîðàæåííóþ ïîâåðõíîñòü êàê ìîæíî áûñòðåå îáèëüíî ïðîìûâàþò âîäîé èç-ïîä êðàíà.  ñëó÷àå ïðîïèòûâàíèÿ õèìè÷åñêè àêòèâíûì âåùåñòâîì îäåæäû íóæíî ñòðåìèòüñÿ áûñòðî óäàëèòü åå. Àáñîëþòíî ïðîòèâîïîêàçàíû êàêèå-ëèáî ìàíèïóëÿöèè íà îæîãîâûõ ðàíàõ. Ñ öåëüþ îáåçáîëèâàíèÿ ïîñòðàäàâøåìó äàþò àíàëüãèí (ïåíòàëãèí, òåìïàëãèí, ñåäàëãèí). Ïðè áîëüøèõ îæîãàõ ïîñòðàäàâøèé ïðèíèìàåò 2-3 òàáëåòêè àöåòèëñàëèöèëîâîé êèñëîòû (àñïèðèíà) è 1 òàáëåòêó äèìåäðîëà. Äî ïðèáûòèÿ âðà÷à äàþò ïèòü ãîðÿ÷èé ÷àé è êîôå, ùåëî÷íóþ ìèíåðàëüíóþ âîäó (500-2000 ìë) èëè ñëåäóþùèå ðàñòâîðû: I ðàñòâîð – ãèäðîêàðáîíàò íàòðèÿ (ïèùåâàÿ ñîäà) 1/2 ÷àéí. ë., õëîðèä íàòðèÿ (ïîâàðåííàÿ ñîëü) 1 ÷àéí. ë. íà 1 ë âîäû; II ðàñòâîð – ÷àé, íà 1 ë êîòîðîãî äîáàâëÿþò 1 ÷àéí. ë. ïîâàðåííîé ñîëè è 2/3 ÷àéí. ë. ãèäðîêàðáîíàòà èëè öèòðàòà íàòðèÿ. Íà îáîææåííûå ïîâåðõíîñòè ïîñëå îáðàáîòêè èõ 70% ýòèëîâûì ñïèðòîì èëè âîäêîé íàêëàäûâàþò àñåïòè÷åñêèå ïîâÿçêè. Ïðè îáøèðíûõ îæîãàõ ïîñòðàäàâøåãî çàâåðòûâàþò â ÷èñòóþ òêàíü èëè ïðîñòûíþ è íåìåäëåííî äîñòàâëÿþò â áîëüíèöó.

1. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÏÎÐÀÆÅÍÈÈ ÝËÅÊÒÐÈ×ÅÑÊÈÌ ÒÎÊÎÌ

Îñíîâíîé ïðè÷èíîé íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ, îáóñëîâëåííûõ äåéñòâèåì ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà, ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ïðàâèë òåõíèêè áåçîïàñíîñòè ïðè ðàáîòå ñ áûòîâûìè ýëåêòðîïðèáîðàìè è ïðîìûøëåííûìè ýëåêòðîóñòàíîâêàìè. Áîëüøàÿ ÷àñòü ïîðàæåíèé âûçûâàåòñÿ ïåðåìåííûì òîêîì ïðîìûøëåííîé ÷àñòîòû (50 Ãö). Ýëåêòðîòðàâìà âîçíèêàåò íå òîëüêî ïðè íåïîñðåäñòâåííîì ñîïðèêîñíîâåíèè òåëà ÷åëîâåêà ñ èñòî÷íèêîì òîêà, íî è ïðè äóãîâîì êîíòàêòå, êîãäà ÷åëîâåê íàõîäèòñÿ âáëèçè îò óñòàíîâêè ñ íàïðÿæåíèåì áîëåå 1000 Â, îñîáåííî â ïîìåùåíèÿõ ñ âûñîêîé âëàæíîñòüþ âîçäóõà.

Ýëåêòðè÷åñêèé òîê âûçûâàåò ìåñòíûå è îáùèå íàðóøåíèÿ â îðãàíèçìå. Ìåñòíûå èçìåíåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ îæîãàìè òêàíè â ìåñòàõ âûõîäà è âõîäà ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà.  çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ ïîðàæåííîãî (âëàæíàÿ êîæà, óòîìëåíèå, èñòîùåíèå è äð.), ñèëû è íàïðÿæåíèÿ òîêà âîçìîæíû ðàçëè÷íûå ìåñòíûå ïðîÿâëåíèÿ – îò ïîòåðè ÷óâñòâèòåëüíîñòè äî ãëóáîêèõ îæîãîâ. Ïðè âîçäåéñòâèè ïåðåìåííîãî òîêà ñèëîé 15 ìÀ ó ïîñòðàäàâøåãî âîçíèêàþò ñóäîðîãè (òàê íàçûâàåìûé íåîòïóñêàþùèé òîê).  ñëó÷àå ïîðàæåíèÿ òîêîì ñèëîé 25-50 ìÀ íàñòóïàåò îñòàíîâêà äûõàíèÿ. Èç-çà ñïàçìà ãîëîñîâûõ ñâÿçîê ïîñòðàäàâøèé íå ìîæåò êðèêíóòü è ïîçâàòü íà ïîìîùü. Åñëè äåéñòâèå òîêà íå ïðåêðàùàåòñÿ, ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò ïðîèñõîäèò îñòàíîâêà ñåðäöà â ðåçóëüòàòå ãèïîêñèè è íàñòóïàåò ñìåðòü ïîñòðàäàâøåãî. Ñîñòîÿíèå ïîðàæåííîãî â ìîìåíò ýëåêòðîòðàâìû ìîæåò áûòü íàñòîëüêî òÿæåëûì, ÷òî îí âíåøíå ìàëî ÷åì îòëè÷àåòñÿ îò óìåðøåãî: áëåäíàÿ êîæà, øèðîêèå, íå ðåàãèðóþùèå íà ñâåò çðà÷êè, îòñóòñòâèå äûõàíèÿ è ïóëüñà — «ìíèìàÿ ñìåðòü». Ìåñòíûå ïîâðåæäåíèÿ ïðè ïîðàæåíèè ìîëíèåé àíàëîãè÷íû ïîâðåæäåíèÿì, íàñòóïàþùèì ïðè âîçäåéñòâèè ïðîìûøëåííîãî ýëåêòðè÷åñòâà. Íà êîæå ÷àñòî ïîÿâëÿþòñÿ ïÿòíà òåìíî-ñèíåãî öâåòà, íàïîìèíàþùèå ðàçâåòâëåíèÿ äåðåâà («çíàêè ìîëíèè»), ÷òî îáóñëîâëåíî ðàñøèðåíèåì ñîñóäîâ. Ïðè ïîðàæåíèè ìîëíèåé îáùèå ÿâëåíèÿ âûðàæåíû çíà÷èòåëüíåå. Õàðàêòåðíî ðàçâèòèå ïàðàëè÷åé, ãëóõîòà, íåìîòà è îñòàíîâêà äûõàíèÿ.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Îäíèì èç ãëàâíûõ ìîìåíòîâ ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ íåìåäëåííîå ïðåêðàùåíèå äåéñòâèÿ ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà. Ýòî äîñòèãàåòñÿ âûêëþ÷åíèåì òîêà (ïîâîðîòîì ðóáèëüíèêà, âûêëþ÷àòåëÿ, ïðîáêè, îáðûâîì ïðîâîäîâ), îòâåäåíèåì ýëåêòðè÷åñêèõ ïðîâîäîâ îò ïîñòðàäàâøåãî (ñóõîé âåðåâêîé, ïàëêîé), çàçåìëåíèåì èëè øóíòèðîâàíèåì ïðîâîäîâ (ñîåäèíèòü ìåæäó ñîáîé äâà òîêîâåäóùèõ ïðîâîäà). Ïðèêîñíîâåíèå ê ïîñòðàäàâøåìó íåçàùèùåííûìè ðóêàìè ïðè íå îòêëþ÷åííîì ýëåêòðè÷åñêîì òîêå îïàñíî. Îòäåëèâ ïîñòðàäàâøåãî îò ïðîâîäîâ , íåîáõîäèìî òùàòåëüíî îñìîòðåòü åãî. Ìåñòíûå ïîâðåæäåíèÿ ñëåäóåò îáðàáîòàòü è çàêðûòü ïîâÿçêîé, êàê ïðè îæîãàõ.

Ïðè ïîâðåæäåíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ëåãêèìè îáùèìè ÿâëåíèÿìè (îáìîðîê, êðàòêîâðåìåííàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ãîëîâîêðóæåíèå, ãîëîâíàÿ áîëü, áîëè â îáëàñòè ñåðäöà), ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ñîçäàíèè ïîêîÿ è äîñòàâêå áîëüíîãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî îáùåå ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî ìîæåò ðåçêî è âíåçàïíî óõóäøèòüñÿ â áëèæàéøèå ÷àñû ïîñëå òðàâìû: âîçíèêàþò íàðóøåíèÿ êðîâîñíàáæåíèÿ ìûøöû ñåðäöà, ÿâëåíèÿ âòîðè÷íîãî øîêà è ò.ä. Ïîäîáíûå ñîñòîÿíèÿ èíîãäà íàáëþäàþòñÿ äàæå ó ïîðàæåííîãî ñ ñàìûìè ëåãêèìè îáùèìè ïðîÿâëåíèÿìè (ãîëîâíàÿ áîëü, îáùàÿ ñëàáîñòü); ïîýòîìó âñå ëèöà, ïîëó÷èâøèå ýëåêòðîòðàâìó, ïîäëåæàò ãîñïèòàëèçàöèè.  êà÷åñòâå ïåðâîé ïîìîùè ìîãóò áûòü äàíû áîëåóòîëÿþùèå (0,25 ã àìèäîïèðèíà, 0,25 ã àíàëüãèíà), óñïîêàèâàþùèå (ìèêñòóðà Áåõòåðåâà, íàñòîéêà âàëåðèàíû), ñåðäå÷íûå ñðåäñòâà (êàïëè Çåëåíèíà è äð.).

Ïðè òÿæåëûõ îáùèõ ÿâëåíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ðàññòðîéñòâîì èëè îñòàíîâêîé äûõàíèÿ, ðàçâèòèåì ñîñòîÿíèÿ «ìíèìîé ñìåðòè», åäèíñòâåííî äåéñòâåííîé ìåðîé ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ íåìåäëåííîå ïðîâåäåíèå èñêóññòâåííîãî äûõàíèÿ, èíîãäà â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ ïîäðÿä. Ïðè ðàáîòàþùåì ñåðäöå èñêóññòâåííîå äûõàíèå áûñòðî óëó÷øàåò ñîñòîÿíèå áîëüíîãî, êîæíûé ïîêðîâ ïðèîáðåòàåò åñòåñòâåííóþ îêðàñêó, ïîÿâëÿåòñÿ ïóëüñ, íà÷èíàåò îïðåäåëÿòüñÿ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Íàèáîëåå ýôôåêòèâíî èñêóññòâåííîå äûõàíèå ðîò â ðîò (16-20 âäîõîâ â ìèíóòó).

Ïîñëå òîãî êàê ê ïîñòðàäàâøåìó âåðíåòñÿ ñîçíàíèå, åãî íåîáõîäèìî íàïîèòü (âîäà, ÷àé, êîìïîò, íî íå àëêîãîëüíûå íàïèòêè è êîôå), òåïëî óêðûòü.

 ñëó÷àÿõ, êîãäà íåîñòîðîæíûé êîíòàêò ñ ýëåêòðîïðîâîäîì ïðîèçîøåë â òðóäíîäîñòóïíîì ìåñòå – íà âûøêå ýëåêòðîïåðåäà÷è, íà ñòîëáå – íåîáõîäèìî íà÷àòü îêàçàíèå ïîìîùè ñ èñêóññòâåííîãî äûõàíèÿ, à ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà – íàíåñòè 1-2 óäàðà ïî ãðóäèíå â îáëàñòü ñåðäöà è ïðèíÿòü ìåðû äëÿ ñêîðåéøåãî îïóñêàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî íà çåìëþ, ãäå ìîæíî ïðîâîäèòü ýôôåêòèâíóþ ðåàíèìàöèþ.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà äîëæíà áûòü íà÷àòà êàê ìîæíî ðàíüøå, ò. å. â ïåðâûå 5 ìèí, êîãäà åùå ïðîäîëæàþò æèòü êëåòêè ãîëîâíîãî è ñïèííîãî ìîçãà. Ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â îäíîâðåìåííîì ïðîâåäåíèè èñêóññòâåííîãî äûõàíèÿ è íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà. Ìàññàæ ñåðäöà è èñêóññòâåííîå äûõàíèå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîäîëæàòü äî ïîëíîãî âîññòàíîâëåíèÿ èõ ôóíêöèé èëè ïîÿâëåíèÿ ÿâíûõ ïðèçíàêîâ ñìåðòè. Ïî âîçìîæíîñòè ìàññàæ ñåðäöà ñëåäóåò ñî÷åòàòü ñ ââåäåíèåì ñåðäå÷íûõ ñðåäñòâ.

Ïîñòðàäàâøåãî òðàíñïîðòèðóþò â ïîëîæåíèè ëåæà. Âî âðåìÿ òðàíñïîðòèðîâêè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü âíèìàòåëüíîå íàáëþäåíèå çà òàêèì áîëüíûì, ò.ê. â ëþáîå âðåìÿ ó íåãî ìîæåò ïðîèçîéòè îñòàíîâêà äûõàíèÿ èëè ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè, è íàäî áûòü ãîòîâûì â ïóòè îêàçàòü áûñòðóþ è ýôôåêòèâíóþ ïîìîùü. Ïðè òðàíñïîðòèðîâêå â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå ïîñòðàäàâøèõ, íàõîäÿùèõñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè èëè ñ íå ïîëíîñòüþ âîññòàíîâëåííûì ñàìîñòîÿòåëüíûì äûõàíèåì, ïðåêðàùàòü èñêóññòâåííîå äûõàíèå íåëüçÿ.

Çàðûâàòü â çåìëþ ïîðàæåííîãî ìîëíèåé êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ! Çàêàïûâàíèå â çåìëþ ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíûå íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ: óõóäøàåò äûõàíèå ïîñòðàäàâøåãî (åñëè îíî èìåëîñü), âûçûâàåò îõëàæäåíèå, çàòðóäíÿåò êðîâîîáðàùåíèå è, ÷òî îñîáåííî âàæíî, çàòÿãèâàåò âðåìÿ îêàçàíèÿ äåéñòâåííîé ïîìîùè.

Ïîñòðàäàâøèå, ó êîòîðûõ ïîñëå óäàðà ìîëíèåé íå íàñòóïèëà îñòàíîâêà ñåðäöà, èìåþò õîðîøèå øàíñû íà âûæèâàíèå. Ïðè îäíîâðåìåííîì ïîðàæåíèè ìîëíèåé íåñêîëüêèõ ÷åëîâåê, ïîìîùü íåîáõîäèìî îêàçûâàòü âíà÷àëå ïîñòðàäàâøèì, íàõîäÿùèìñÿ â ñîñòîÿíèè êëèíè÷åñêîé ñìåðòè, à óæ çàòåì äðóãèì, ó êîòîðûõ ïðèçíàêè æèçíè ñîõðàíèëèñü.

Ïðîôèëàêòèêà ïîðàæåíèÿ ìîëíèåé: ïðè ñèëüíîé ãðîçå îòêëþ÷èòü òåëåâèçîð, ðàäèî, ïðåêðàòèòü òåëåôîííûå ðàçãîâîðû, çàêðûòü îêíà. Íåëüçÿ íàõîäèòüñÿ íà îòêðûòîé ìåñòíîñòè èëè óêðûâàòüñÿ ïîä îäèíîêî ñòîÿùèìè äåðåâüÿìè, ñòîÿòü âáëèçè ìà÷ò, ñòîëáîâ.

· íåîáõîäèìî êàê ìîæíî áûñòðåå ïðåêðàòèòü äåéñòâèå ôàêòîðà îæîãîâîãî ïîðàæåíèÿ;

· ïîòóøèòü ïëàìÿ (âîäà, îãíåòóøèòåëü è äð.);

· äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëè è ïîñëåäóþùåãî ïîâðåæäåíèÿ òêàíåé, îõëàæäåíèÿ ìåñòà îæîãà â ïåðâûå 20 ìèíóò ïîñëå òðàâìû èñïîëüçóþò õîëîä: îõëàæäàþò ëüäîì èëè äðóãèìè ñðåäñòâàìè, ïîëèâàþò ïðîòî÷íîé õîëîäíîé âîäîé èëè ïðèêëàäûâàþò òêàíü, êîòîðàÿ ñìî÷åíà åþ (íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî ó ìàëåíüêèõ äåòåé äëèòåëüíîå îõëàæäåíèå ìîæåò âûçûâàòü îïàñíóþ äëÿ æèçíè ãèïîòåðìèþ);

· ïðè ýëåêòðè÷åñêèõ îæîãàõ èñòî÷íèê äîëæåí áûòü èçúÿò îò ïîñòðàäàâøåãî íåïðîâîäÿùèì ýëåêòðè÷åñòâî îáúåêòîì (äðåâåñèíîé, ðåçèíîé è äð.);

· ïðè õèìè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèÿõ àãåíò äîëæåí áûòü ðàçâåäåí îáèëüíîé è äëèòåëüíîé âîäíîé èððèãàöèåé;

· ïðè îæîãàõ âÿçêèìè âåùåñòâàìè (ñìîëîé, ãóäðîíîì è äð.), êîòîðûå òÿæåëî ñìûâàòü èç-çà èõ âÿçêîãî õàðàêòåðà, ñíà÷àëà íàäî îñòóäèòü ñìîëó ïðîìûâàíèåì õîëîäíîé âîäîé è äîâåñòè äî òâåðäîãî ñîñòîÿíèÿ, ïîòîì óñòðàíÿþò ñàìî âåùåñòâî (îñòîðîæíî, ÷òîáû íå âûçâàòü âòîðè÷íîãî ìåõàíè÷åñêîãî ïîâðåæäåíèÿ), ìîæíî ñ èñïîëüçîâàíèåì ìèíåðàëüíîãî ìàñëà è âàçåëèíà ñ öåëüþ ÷àñòè÷íîãî óâëàæíåíèÿ è ðàçìÿã÷åíèÿ çàñòûâøåãî âåùåñòâà (äîáàâëåíèå ñîðáèòàíòà (ïîëèñîðáàòà) ìîæåò óñêîðèòü ïðîöåññ óñòðàíåíèÿ âÿçêîãî âåùåñòâà ïóòåì ýìóëüãèðóþùåãî äåéñòâèÿ);

· åñëè òðàâìèðîâàííûå, íà êîòîðûõ âîñïëàìåíèëàñü îäåæäà, ñòîÿò èëè áåãóò – óëîæèòü èõ, ïîòîìó ÷òî íà áåãó ðàçäóâàåòñÿ ïëàìÿ, à âåðòèêàëüíîå ïîëîæåíèå òåëà ñïîñîáñòâóåò ïîâðåæäåíèþ ëèöà, âîëîñ, îðãàíîâ äûõàíèÿ;

· îäåæäó, êîòîðàÿ ïðèñòàëà ê îáîææåííîé êîæå, íå îòðûâàþò, à, ïðè íåîáõîäèìîñòè, îáðåçàþò âîêðóã ðàí;

· îäåæäó, ÷òî íå ñãîðåëà, íå íàìîêëà, íå òëååò – ëó÷øå íå ñíèìàòü;

· îáîææåííûõ íåîáõîäèìî ñîãðåòü, íàïîèòü (ëó÷øå – æèäêîñòüþ ñ ïîâàðåííîé ñîëüþ è ïèòüåâîé ñîäîé).

2. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÕÈÌÈ×ÅÑÊÈÕ ÎÆÎÃÀÕ

ïîðàæåíèå òîê õèìè÷åñêèé îæîã

Îñíîâîé îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè áîëüøèíñòâå õèìè÷åñêèõ îæîãîâ ÿâëÿåòñÿ ðàííåå è äëèòåëüíîå ïðîìûâàíèå, îáèëüíàÿ èððèãàöèÿ äëÿ óäàëåíèÿ àãåíòà è çàùèòû ïîâåðõíîñòè êîæè, ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Ðàíû íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ðàíüøå íà÷àòü ïðîìûâàòü âîäîé, â òî âðåìÿ êàê ñîëåâûå ðàñòâîðû ëó÷øå äëÿ ïðîìûâàíèÿ ñëèçèñòûõ è îáîëî÷åê ãëàç. Ïåðâûé ïðèíöèï – ðàçâåäåíèå, à íå íåéòðàëèçàöèÿ. Îøèáî÷íàÿ íåéòðàëèçàöèÿ îæîãîâ êèñëîòîé èëè ùåëî÷üþ ìîæåò ïðèâåñòè ê âîçíèêíîâåíèþ ýêçîòåðìè÷åñêèõ ðåàêöèé. Ãëóáîêèå îæîãè ùåëî÷àìè äîëæíû ïðîìûâàòüñÿ 24 ÷àñà. Ïðîìûâàíèå õèìè÷åñêîãî îæîãà äîëæíî íà÷èíàòüñÿ êàê ìîæíî áûñòðåå – åùå íà ìåñòå íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ, åñëè ýòî âîçìîæíî, è äîëæíî ïðîäîëæàòüñÿ íåñêîëüêî ÷àñîâ â ñëó÷àå áîëüøèõ ïîâðåæäåíèé.

Äîïîëíèòåëüíûå ìåðîïðèÿòèÿ âêëþ÷àþò:

· îñòîðîæíóþ î÷èñòêó îò ïîãèáøèõ òêàíåé;

· èíôóçèîííóþ òåðàïèþ (êàê äëÿ ëþáûõ òåðìè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé, ñ ó÷åòîì òîãî, ÷òî õèìè÷åñêèå îæîãè ÷àùå âñåãî áûâàþò ãëóáîêèìè);

· ïðèìåíåíèå ìåñòíîé àíòèñåïòèêè è ðàííåãî èññå÷åíèÿ è çàêðûòèÿ ãëóáîêèõ ïîâðåæäåíèé, òàê êàê è ïðè òåðìè÷åñêèõ îæîãàõ.

Ìíîãèå õèìè÷åñêèå âåùåñòâà ïîñëå âñàñûâàíèÿ â îðãàíèçìå âûçûâàþò îñîáåííûå ñäâèãè ðàçíûõ ñèñòåì è ìîãóò ïîíàäîáèòüñÿ ìåðû, òàêèå êàê îáìåííûå òðàíñôóçèè èëè ãåìîäèàëèç. Ñþäà âêëþ÷àþòñÿ íåêîòîðûå ðåàêöèè òèïà ãèïîêàëüöèåìèè – îñíîâíîãî îñëîæíåíèÿ îæîãîâ ôòîðèñòîâîäîðîäíîé êèñëîòîé èëè àáñîðáöèè ùàâåëåâîé êèñëîòû. Òÿæåëîå ïå÷åíî÷íîå è ïî÷å÷íîå òîêñè÷åñêîå ïîðàæåíèå ìîæåò íàñòóïèòü èç-çà äåéñòâèÿ ôîñôîðà è êèñëîò òèïà äóáèëüíîé, ìóðàâüèíîé, õðîìîâîé, ïèêðèíîâîé è ôåíîëîâîé. Ïðè ïîðàæåíèè êðåçîëîì (ëèçîëîì) ïîñòðàäàâøèå íóæäàåòñÿ â ýêñòåíñèâíîì ãåìîäèàëèçå.

×òî êàñàåòñÿ îæîãîâ ñ îïðåäåëåííûìè õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè, òî ñóùåñòâóþò îñîáûå ìåðû, êîòîðûå ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ñîêðàùåíèÿ îáúåìà ïðîãðåññèðóþùåãî ðàçðóøåíèÿ òêàíåé:

· Ïðè îæîãàõ ôòîðèñòîâîäîðîäíîé êèñëîòîé íà îæîãîâóþ ðàíó íàíîñèòñÿ 10% ðàñòâîð ãëþêîíàòà êàëüöèÿ, ÷òî ïîìîãàåò äåçàêòèâèðîâàòü êèñëîòó ïóòåì ñâÿçûâàíèÿ èîíîâ ôòîðà ñ ââåäåííûì êàëüöèåì;

· Ïðè îæîãå ôåíîëîì ïîâðåæäåííûå òêàíè äîëæíû áûòü îáèëüíî ïðîìûòû âîäîé. Ïîïåðåìåííî ïðîìûâàÿ ïîâðåæäåííóþ êîæó ïîëèýòèëåíãëèêîëåì èëè ýòèëîâûì ñïèðòîì, äîñòèãàþò óâåëè÷åíèÿ ðàñòâîðèìîñòè ôåíîëà è, îòñþäà, ïðîìûâàíèÿ âîäîé áóäåò áîëåå ýôôåêòèâíûì;

· Áåëûé ôîñôîð – èìååò íåïðèÿòíîå ñâîéñòâî ñïîíòàííîãî ñàìîâîñïëàìåíåíèÿ ïðè ñîåäèíåíèè ñ âîçäóõîì. Ñ ýòîé öåëüþ ïðîìûâàíèå âîäîé äîëæíî ïðîäîëæàòüñÿ äî òåõ ïîð, ïîêà íå èñ÷åçíóò âñå ïðèçíàêè ãîðåíèÿ. Äëÿ äåçàêòèâàöèè ôîñôîðà ðåêîìåíäóþò 1% ðàñòâîð ñóëüôàòà ìåäè, íî åãî ïðèìåíåíèè â áîëüøèõ îáúåìàõ ïðèâîäèò ê òîêñè÷åñêîìó ãåïàòèòó;

· Öåìåíò – ñîäåðæèò çíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî ùåëî÷è ñ âûñîêèì pÍ. Îá ýòîì íóæíî ïîìíèòü è ïðîäîëæàòü ïðîìûâàíèå òêàíåé, êîòîðûå áûëè ïîâðåæäåíû öåìåíòîì, ÷òîáû ñìûòü ùåëî÷ü è ñäåëàòü äåçàêòèâàöèþ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник