Ожоги первая помощь как рассказать детям

Ирина Чернышова
Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»

Пояснительная записка к НОД.

•Позиция педагога: дошкольное детство – важный период, когда дети осваивают правила поведения в социуме и, в том числе, правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Кроме того, у старшего дошкольника активно формируются предпосылки к логическому мышлению и знаково-символическая функция головного мозга. На мой взгляд, важно не просто сформулировать правило, но и помочь детям разобраться в свойствах объектов и явлений, лежащих в его основе. Воспроизводство правил в виде знаков помогает более осознанному их запоминанию и выполнению. Результат продуктивной деятельности данного занятия – памятка – способствует формированию единых требований к поведению ребенка в опасных бытовых ситуациях, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

•Тема НОД: «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»

•Образовательные области: познание, безопасность, здоровье.

•Цель: уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах.

•Задачи:

Образовательные

• продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения;

• активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья;

• уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.

Развивающие

• развивать умения делать выводы и умозаключения;

• развивать произвольность поведения;

• закреплять умение действовать по заданному алгоритму.

Воспитательные

• формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности детей;

• воспитывать сочувствие и внимательное отношение к себе и к окружающим.

•Место мероприятия: групповое помещение.

•Тип: углубленно-познавательное

•Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска (экран, лист бумаги формат А-4 сложенный втрое, простые и красные карандаши по числу детей.

Содержательная часть:

Конспект НОД

Номер слайда Деятельность воспитателя Деятельность детей

Слайд 1 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану, сообщает, что доктор Айболит пришел к ним в очередной раз и сегодня снова даст им свои советы, но сначала просит ребят отгадать его загадки. Рассаживаются полукругом перед экраном для просмотра презентации, настраиваются на отгадывание загадок.

Слайд 2

Загадывает загадку:

«Из горячего колодца

Через нос водица льется». Отгадывают загадку.

(чайник)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 3

Загадывает загадку:

«Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен». Отгадывают загадку.

(огонь)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 4

Загадывает загадку:

«В полотняной стране

По реке простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать». Отгадывают загадку.

(утюг)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 5 Воспитатель предлагает детям посмотреть на все три отгадки и подумать, что их объединяет (почему они заключены в красные круги).

Подводит детей к выводу, что красный круг – предостережение об опасности.

Предлагает детям высказать свое предположение, чем опасны эти три предмета.

Просит детей вспомнить, какие предметы домашнего обихода могут так же привести к ожогам. Дети рассуждают и приходят к выводу, что красный цвет, предупреждает об опасности.

Излагают свои предположения.

(можно обжечься)

Возможные ответы детей:

(газовая плита, включенный утюг, розетка и т. д.)

Слайд 6-7

Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает детям игру «Четвертый лишний». На экране 4 картинки иллюстрирующие опасные бытовые ситуации. Предлагает детям выбрать ситуацию, которая опасна, но не приводит к ожогу. Дети рассматривают картинки, называют ту, которая по их мнению лишняя и объясняют свой выбор.

Слайд 8 Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает обратную игру: из 4 опасных ситуаций выбрать ту, которая приведет к ожогам. Дети рассматривают картинки, выбирают нужную ситуацию, объясняют свой выбор.

Слайд 9

Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши -Доктор Айболит спрашивает, знаете ли вы, как оказать помощь, пострадавшему, который получил ожог.

Выслушивает ответы детей, рассказывает им о том какую помощь необходимо оказать человеку, получившему ожог (на основе презентации). Ответы детей.

Дети слушают и рассматривают картинки.

Слайд 10 Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши – Доктор Айболит знает, что ожог дети могут получить не только дома, но и в детском саду, если не будут соблюдать правила. Предлагает детям подумать, в каких ситуациях они могут получить ожог в группе. Дети высказывают свои предположения.

(во время обеда и подготовки к нему)

Слайд 11-13

Переход к слайдам по щелчку мыши последовательно в процессе обсуждения знаков Предлагает детям разработать правила безопасного поведения в группе, которые помогут им избежать ожогов, и записать их с помощью знаков.

Организует беседу, активизирует детей, задает наводящие вопросы. В процессе обсуждения демонстрирует знаки, с помощью которых можно записать правила. Дети предлагают свои варианты правил безопасного поведения и предлагают варианты их записи с помощью знаков.

(Нельзя бегать вокруг накрытых столов, подходить близко к младшему воспитателю, который накрывает на стол или несет кастрюли с пищей и т. д.)

– – Доктор Айболит приготовил для вас памятки для правил, но они пока пустые. Предлагает детям перейти к столам, где приготовлены бумага и карандаши и зарисовать, по одному из трех правил, на каждой части сложенной втрое бумаги. Организует самостоятельную деятельность детей по зарисовке знаков в свои памятки по безопасности. Дети делают зарисовки знаков в свои памятки.

Слайд 14 Предлагает детям объединиться в пары и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Поручает дежурным собрать памятки для проверки Айболитом и объясняет, что Доктор на всех правильно заполненных памятках поставит свою печать.

Читайте также:  Электрический ожог код по мкб 10

Обмениваются памятками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Собирают памятки.

Переход к игровой деятельности

После проведения НОД оценивает работу детей, приклеивая печати в памятки. (Приложение)

Использованные ресурсы:

1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О. М. Дьяченко. – М,: Гном-пресс, 1999.

2.Иллюстрации к презентации: https://images.yandex.ru/

Источник

Ломтева Юлия
Конспект занятия для детей 7–11 лет «Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, ожогах»

Конспект занятия по праграмме “Азбука здоровья” Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, ожогах

Возрастная категория детей 7-11 лет

Цель: формирование навыков оказания первой помощи при ожоге, порезе и ссадине.

Задачи:

1. Воспитать чувство ответственности за свою и чужую жизнь, чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

2. Усвоить основные правила оказания первой помощи пострадавшим.

Ход занятия

Дорогие ребята! Взрослые всегда волнуются за вас, когда вы остаётесь без них дома или выходите одни на улицу. Забота ваших родителей и педагогов часто кажется вам излишней. Но беспокойство взрослых вовсе не следует воспринимать только как опеку старших над маленькими. Взрослые остро чувствуют свою ответственность за вашу жизнь и здоровье, и тревоги их не напрасны. К сожалению, несчастные случаи довольно часто происходят не только с детьми, но и с очень осторожными взрослыми. Вот почему вам нужно не только быть всегда внимательными, но и суметь не растеряться в неожиданных обстоятельствах и помочь тем, кто попал в беду.

Твои родители часто напоминают тебе о том, чего делать нельзя.Ты только и слышишь со всех сторон каждый день: «Не горбись!», «Вымой руки!», «Не сиди долго перед компьютером!», «Отодвинься от телевизора подальше!», «Не грызи ногти!» А задумывался ли ты когда-нибудь, почему так настойчиво твои любящие родственники изо дня в день повторяют подобные советы и запреты? (Ответы детей)

1. Общие советы и рекомендации

Когда с нами случается беда, очень часто мы зависим от того, кто в этот момент находится с нами рядом. Постарайтесь запомнить, как необходимо поступить в различных ситуациях, когда может потребоваться ваша помощь. И совсем не исключено, что эти знания когда-нибудь помогут вам спасти чью-то жизнь.

Если произошёл несчастный случай с тобой или с тем, кто находится с тобой рядом, конечно же, самое лучшее, что ты можешь сделать, – вызвать скорую медицинскую помощь или позвать кого-нибудь из взрослых. Но если случилось так, что поблизости из взрослых никого нет, тогда тебе придётся оказать первую помощь самостоятельно.

– Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии «Гигиена здоровья!» (Ответ детей)

Сегодня мы поговорим о том, как оказать помощь себе самому и своим друзьям. Все вы, и мальчишки и девчонки, любите бегать, прыгать, догонять друг друга. И иногда ваши игры заканчиваются ссадинами, порезами и другими травмами. Вы узнаете, что необходимо сделать, если вы порезались, упали, ушиблись, обожглись и т. д.

Порезы и ссадины

– Промой ранку чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бумаги.

– Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода. Обязательно наложи на место пореза бактерицидный пластырь.

– Даже неглубокие ранки могут сильно кровоточить. Не пугайся, даже если тебе кажется, что крови очень много. Из большинства порезов кровь идёт несколько минут. Кровотечение легко остановить, сильно прижав к ране чистый носовой платок. Надавливай на ранку несколько минут, не отпуская.

– Если рана большая и глубокая, нужно закрыть её чистой повязкой, носовым платком или полотенцем и обратиться к врачу -может быть, понадобится накладывать швы.

– Не забывай, что если даже в самую маленькую ранку попадёт грязь, может начаться серьёзное воспаление.

Иллюстрация «Ожог».

Что необходимо предпринять, если ты получил ожог.

Ожоги

Ожоги могут появиться на отдельных участках кожи после длительного пребывания на солнце. Ожоги можно получить при неосторожном обращении с огнём, с различными химическими веществами, с электрическими приборами. Можно обвариться кипящей жидкостью или паром. Даже самые незначительные ожоги очень болезненны, вызывают покраснение и отёк кожи.

– Место ожога необходимо охладить под струёй воды.

– С не сильными ожогами – ожогами первой степени – не обязательно обращаться к врачу. Чтобы обожжённая кожа не слишком пересохла, её нужно смазать специальной мазью или растительным маслом. Возникшие на месте ожога пузыри нельзя трогать. Если их необходимо вскрыть, то лучше обратиться к врачу – в пузырь, вскрытый неправильно, может попасть инфекция.

Просмотр видеосюжета «Приключения Юли и Ромы – порезы, ссадины, ушибы, растяжения, переломы».

2. Домашняя аптечка

В каждом доме должны быть средства первой помощи. Набор таких средств удобно держать в специальном ящичке или коробке. Для того чтобы не растеряться, если вдруг произойдёт несчастный случай, детям нужно знать не только, где хранятся, но и для каких целей предназначено то или иное средство.

– Ребята, а у кого ещё должна быть обязательно аптечка?

(У водителя – автомобильная аптечка, чтобы и в дороге все необходимое для оказания первой помощи было под рукой)

Вот что необходимо иметь в домашней аптечке:

– стерильный перевязочный пакет в бумажной упаковке накладывают на раны, порезы, ссадины и ожоги, чтобы в поражённое место не попала инфекция;

– марлевые бинты и лейкопластырь -используют для при крепления перевязочного пакета к ране;

– вата -ватными тампонами удаляют загрязнения с ран, порезов и ссадин;

– бактерицидный лейкопластырь -наклеивают на небольшие порезы, ссадины и царапины;

Читайте также:  Белый ожог от перекиси водорода

– небольшой пинцет -им можно вытаскивать занозы;

– раствор перекиси водорода -используют для очистки и дезинфекции повреждённых участков кожи;

– йод -применяется для прижиганий, дезинфекции и обеззараживания ран, порезов и царапин;

– мазь, содержащая антибиотик -применяется для снятия воспалений на коже;

– палочки с накрученной на них ватой -применяются для смазывания и протирания;

– эластичный бинт -накладывается на запястье или голеностоп при растяжении связок;

– флакон одеколона или спирта – применяется для удаления загрязнений с кожи. Помни, ЧТО ЛИТЬ СПИРТ на открытую рану нельзя -можно получить сильный ожог;

– пузырь для льда -прикладывается на ушибленное место;

– большая клеёнка -используется для различных процедур (например, для приготовления компрессов). Клеёнку подкладывают под больного, чтобы во время процедуры не намочить постель;

– термометр -используется для измерения температуры тела;

– таблетки фурацилина -применяются для приготовления обеззараживающего раствора, который используется для обработки различных ран;

– перманганат калия (марганцовка) -используется для приготовления дезинфицирующего раствора;

– питьевая сода -раствор питьевой соды помогает при изжоге и несварении желудка;

– таблетки активированного угля -применяются при пищевых отравлениях;

– болеутоляющие лекарства (анальгетики) -используются при головной или зубной боли.

Оздоровительная минутка:

Я гуляю по дорожке (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)

Заключение

Ты должен знать своё тело,

Знать и любить.

Самое первое дело –

В мире с ним жить.

Каждую клеточку тела

Нужно понять,

Пользоваться умело

И охранять!

спасибо!

Источник

Дети познают окружающий мир посредством органов чувств, одно из которых – осязание. Но не все предметы можно трогать – получить ожог может малыш даже самых внимательных и ответственных родителей. Достаточно потянуть на себя край скатерти со стола, на котором стоит горячий чай, схватиться за подошву утюга или ручку кастрюли с кипятком. Страдает детская кожа и на пляже во время длительных солнечных ван. Что делать, если ребенок обжегся, как оказать первую помощь своему крохе?

Причины термических и химических детских ожогов

В большинстве случаев дети становятся жертвами термического или химического воздействия на кожу. Причины возникновения ожогов, вызванных высокими температурами:

  • Солнце. Огромную долю термических ожогов у детей занимает агрессивное влияние солнца. Нельзя находиться с малышом на пляже в часы наибольшей солнечной активности (с 12 до 16 часов), в остальное время необходимо пользоваться солнцезащитными средствами.
  • Кипяток. Кухня – один из главных источников опасности. Горячий кофе, кастрюля с кипятком, чайник могут стать причиной серьезного ожога.
  • Горячие предметы. Малыш может пострадать от горячей пищи, раскаленных камней, которые используются для поддержания высокой температуры в бане, подошвы разогретого утюга, плойки для завивки волос. Некоторые родители предпочитают утюжить постельные принадлежности и предметы одежды, расположившись на стуле или на разложенном диване. Ожог от утюга у ребенка в этом случае – не редкость.
  • Открытый огонь. В быту у детей есть риск получить ожог посредством открытого огня – дотронуться рукой до конфорки газовой плиты, в походе у костра.

Реже дети получают ожог, вызванный химическими веществами – кислотой или щелочью. Агрессивные соединения присутствуют в нашей жизни в виде средств для снятия нагара со сковородок и варочной поверхности, гелей для мытья унитазов и устранения ржавчины, жидкостей для отбеливания белья. С некоторыми из них можно работать только в защитных перчатках, о чем ребенок может не знать.

Какие бывают ожоги?

Термические или химические ожоги классифицируют по степени тяжести. Медики различают четыре стадии:

  • Первая. Поражен верхний слой дермы – в месте воздействия появляется покраснение, ребенок чувствует болезненность.
  • Вторая. Эта степень поражения характеризуется вовлечением в воспалительный процесс подкожного слоя. В зоне воздействия может возникнуть 1 или несколько пузырей, наполненных прозрачной жидкостью. Ребенок может жаловаться на боль, жжение, которые не проходят в течение длительного периода.
  • Третья. Опасная разновидность ожога, требующая немедленного вмешательства специалиста. Повреждение тканей захватывает поверхностные и внутренние слои дермы, мышцы. Третья стадия может иметь две разновидности – А и Б. Первая характеризуется появлением пузырей в плотной оболочке, образованием струпьев, отека прилегающих областей. В стадии Б отмечается наличие гноя, некроза тканей, язв.
  • Четвертая. В этой стадии страдают кожные покровы, подкожный слой, мышцы, сухожилия. Иногда ожог у ребенка достигает кости – отмечается обугливание и полный некроз пострадавших тканей.

В чем опасность ожога у ребенка?

Здоровые ткани эпителия синтезируют фибронектин (гликопротеин), принимающий участие в связывании клеток иммунитета с патогенами. Возникновение ожога – это повреждение эпителиального слоя, который перестает функционировать полноценно. Это ведет не только к появлению болевых ощущений, но и к возможному развитию осложнений.

Организм у детей особенно чувствителен к повреждениям дермы, поэтому вероятность инфицирования высока.

Первая помощь при ожоге в домашних условиях

Своевременно и грамотно оказанная первая помощь – залог успешного лечения ожога. Кроме того, правильные действия родителей помогают избежать усугубления проблемы, ведь потом будет значительно сложнее лечить. При термическом ожоге (воздействии утюга, горячей воды) специалисты рекомендуют действовать по следующей схеме:

  • Как можно быстрее снизить температуру поврежденных тканей. Для этого нужно убрать одежду, разрезав ее в случае необходимости, затем охладить пострадавший участок под холодной водой. Если этого не сделать, нагрев распространится в более глубокие слои тканей, затронув подкожную клетчатку, мышцы, сухожилия.
  • Обработать поврежденную область средством с содержанием декспантенола (Пантенол, Д-Пантенол). Лучше использовать препарат в виде спрея – тогда касаться раны не придется и болезненные ощущения будут сведены к минимуму.
  • При ожоге 1 степени (волдыри отсутствуют, нет отека), пораженная область не превышает 5 см² – дальнейшее лечение не требуется. При возникновении на пострадавшем участке пузырей или волдырей, наполненных кровью, отсека и гиперемии кожи, как на фото, стоит вызвать скорую помощь. Пока едет врач, можно обезболить рану – дать малышу Нурофен или Парацетамол (рекомендуем прочитать: как давать «Парацетамол» в дозировке 500 мг детям?).
Читайте также:  К чему может привести ожог глаза

Если ожог возник вследствие воздействия химических веществ (кислоты или щелочи), пораженный участок следует подержать под струей холодной воды. Это нужно сделать для того, чтобы смыть с кожи остатки агрессивного соединения. Ожоги у детей рекомендуется промывать не менее четверти часа. Нейтрализовать кислотный компонент можно раствором соды с водой (2–3%) или мылом, а щелочной – с помощью промывания слабым раствором лимонной кислоты.

Как лечить термические и химические ожоги?

Лечение ожогов 2–3 степени должно быть медикаментозным, а в качестве вспомогательной терапии можно применять народные рецепты. В тяжелых случаях показана немедленная госпитализация, пересадка кожи. Курс препаратов должен назначать врач, который руководствуется тяжестью состояния маленького пациента, возрастом, а также учитывает противопоказания. Лечение химических и термических ожогов почти не отличается, однако в первом случае степень поражения кожных покровов окончательно определяется лишь через 5 – 7 дней.

Аптечные препараты

Задача терапии – снять воспаление, подсушить рану (если нужно), купировать размножение патогенов. В этом случае организм сможет самостоятельно справиться с повреждением и восстановить эпидермис. В стандартной ситуации лечение ожога проводится по следующей схеме:

  • Устранение гиперемии, уменьшение воспаления. Используются препараты на основе декспантенола. Подобные средства рекомендуется наносить в первые минуты после получения ожога. При наличии волдырей или мокнущих язв для лечения используются более сильные препараты (рекомендуем прочитать: волдыри у ребенка на теле: что это и как их устранить?).
  • Антисептик. Иногда врач рекомендует предварительно обрабатывать рану Хлоргексидином, Мирамистином, раствором Фурацилина или марганцевого калия, чтобы устранить микроорганизмы, которые могли попасть на поверхность раны. При этом остатки антисептика желательно убрать, промокнув рану кусочком марли или бинта.
  • На пораженную область рекомендуется наносить мазь с содержанием антибиотика. Это может быть Левомеколь, Доксициклин. Мазать тонким слоем дважды в день.
  • В более тяжелых случаях врач может назначить прием антибиотиков внутрь.
  • Если облегчение не наступает в течение 2–3 дней, необходимо проконсультироваться со специалистом. Врач может изменить назначения или предложить госпитализацию.
  • Если пострадал малыш до года, его необходимо показать педиатру, независимо от степени повреждения. При этом груднички реже становятся жертвой ожогов, в отличие от детей годовалого возраста и дошкольников.

В стационаре медики проводят первичную обработку раны, удаляют частички мусора, инородных тел, а также отмершие ткани. Далее выполняется комплекс противошоковых мероприятий: обезболивание с помощью анальгетиков, применение седативных препаратов, курс инфузионной терапии. При необходимости ребенку назначают антибиотики, а также экстренную вакцинацию от столбняка.

Народные рецепты

Существует масса способов помочь ребенку подручными средствами в домашних условиях. Рецепты народной медицины проверены временем, в них не используются дорогостоящие компоненты. Самые популярные:

  • Сырой картофель. К месту ожога можно прикладывать измельченный в кашицу или нарезанный небольшими пластинами корнеплод. Заживляющими свойствами обладает также морковь, свекла. Можно намазать ожог соком, выжатым из этих овощей.
  • Капуста. Свежие листья имеют способность снимать воспаление, понижать температуру обожженного участка кожи. Следует приложить к ране капустный лист, а через полчаса заменить его свежим.
  • Дубовая кора. Приготовить отвар из коры дуба, смочить в нем бинт, сложенный в несколько раз, приложить к ране. Процедуру делать 3–4 раза в день.

Возможные последствия

Ожоги первой-второй степени обычно заживают в течение недели и не несут угрозы здоровью ребенка. При массовых повреждениях кожи или ожогах 3–4 степени важно, чтобы терапия была проведена вовремя.

Среди возможных последствий:

  • Инфицирование поврежденного участка. Мокнущая рана – идеальная среда для размножения патогенов (рекомендуем прочитать: лечение мокнущей раны у ребенка ). Воспалительный процесс, вызванный бактериями, может привести к возникновению ожоговой флегмоны или пиодермии.
  • После заживления ран могут образовываться рубцы. Кроме косметической проблемы, такие последствия могут стать причиной ограничения подвижности и функциональности конечностей (ладоней, ступней, суставов рук, ног).
  • Если площадь поврежденных кожных покровов достигает 20 – 25% поверхности всего тела, отмечается обезвоживание организма. При несвоевременном принятии мер возможны тяжелые последствия, вплоть до летального исхода.

Чего нельзя делать при ожоге?

В стрессовой ситуации многие родители совершают ряд ошибок, стремясь как можно быстрее облегчить страдания малыша. Если ребенок обжегся, следующие действия недопустимы:

  • Использование медицинских препаратов на масляной основе, особенно в первые минуты после того, как малыш обжег утюгом руку или ошпарился кипятком. Жировая составляющая средства образует непроницаемую пленку на поверхности раны, отчего поврежденные ткани не остывают, а продолжают разрушаться под действием высокой температуры.
  • Не применять спиртосодержащие средства: зеленку, йод, настойку календулы. Подобные препараты раздражают раневую поверхность, что способствует усугублению болевых ощущений.
  • Не стоит спешить сразу же помазать рану после ожога медицинским средством – сначала нужно снизить температуру пораженного участка.
  • Если в месте ожога образовались пузыри, не следует их прокалывать – желательно, чтобы эту манипуляцию производил специалист. В противном случае велика вероятность инфицирования раны, что может привести к осложнениям.
  • Не следует закрывать рану пластырем даже после того, как слезла кожа. Лучше использовать стерильную дышащую повязку.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Источник