Ожоги от пены на мойке
При посещении мойки самообслуживания водитель должен ознакомиться с инструкцией по применению оборудования. Технология мойки включает неоднократную обработку кузова активными химическими веществами, которые настолько сильны, что в течение 3-5 минут разъедают спекшуюся грязь. Многие относятся к ним беспечно и ведут себя так, словно это обыкновенное мыло в ванне. Что будет, если эти химикаты попадут в глаза и на кожу человека?
Вред для человека
Опасность для человека представляет пенный распылитель, с помощью которого на кузов наносится белый слой химической пены. Если направить струю химикатов на лицо или открытые части тела, можно нанести не только механические травмы, но и химический ожог.
Пена на автомойке состоит не из мыла, она содержит щелочные составы с высоким уровнем pH, задача которых — максимально быстро растворить грязь. Пену нельзя трогать руками и допускать ее попадание на кожу. Нельзя забывать, что щелочь приводит к сильным раздражениям.
Качественная пена для мойки автомобиля имеет нетоксичный состав. Но она дорогая, и не каждый собственник мойки стремится запастись безопасными препаратами. Часто используют менее нейтральные химикаты, которые приводит к заболеваниям носоглотки и легочной системы у человека.
Поэтому на мойке в обязательном порядке необходимо иметь непромокаемые перчатки и защитные очки, закрывающие не только глаза, но и часть лица. При попадании пены в глаза необходимо срочно промыть их водой. Если этого не сделать, то велик риск повреждения слизистой. Водитель уже не сможет вести машину, и ему придется оказывать первую медицинскую помощь.
Вред для машины
Не меньший вред при неправильном использовании пена наносит и кузову машины. Согласно требованиям инструкции, ее нельзя держать на поверхности лакокрасочного покрытия свыше 5 минут, а после необходимо приступать к ополаскиванию водой. Иначе пена, растворив грязь, будет вступать в химические реакции с лаком и оставит на нем белые разводы.
Некоторые водители преждевременно прерывают мойку, наскоро ополаскивают пену водой и уезжают по срочным делам, не завершив процедуру правильно.
Плохо смытая щелочь оседает на крыше и горизонтальных плоскостях, превращается в жидкость и в концентрированном виде уходит по дренажным каналам. Часть же ее застаивается на крыше, а также в водовыпусках или в стыках панелей кузова, где через несколько часов высыхает. Именно там и появляются пятна, которые через несколько лет или месяцев могут «зацвести» ржавчиной.
Кроме того, на открытых плоскостях примерно через час после нанесения щелочной субстанции тоже появляются белые разводы, которые невозможно смыть. Во избежание образования пятен запрещается допускать высыхание моющего средства. Его нужно тщательно смывать через 5-10 минут после нанесения.
Нельзя наносить пену на горячие, а также нагретые солнцем части автомобиля.
Не рекомендуется обрабатывать поверхности, которые менее 3 месяцев назад были покрашены. Щелочь разъедает неокрепший лак.
Обычно проблемы из-за плохой мойки выявляются не сразу: помутнение лака и пластика, коррозия хрома и алюминиевых дисков, а также пятна на крыше замечаются автомобилистами спустя какое-то время.
Оставить
комментарий (0)
Источник
Мойка автомобиля — рутинная процедура, которой большинство автомобилистов, увы, не уделяет должного внимания. Собственный шампунь для волос, например, мы выбираем тщательно, но совершенно не интересуемся, чем и как моют нашу машину. И напрасно: неправильная мойка не только снижает эффективность полиролей и защитных составов, но и портит лакокрасочное покрытие кузова. Давайте глубже окунёмся в «пенную» тему.
Ручная, автоматическая и бесконтактная мойка
Самая известная реклама мойки — девушки в бикини, вручную натирающие машину тряпками. В реальной жизни мойщики немного другие, но смысл тот же: ручная мойка — классика жанра. Моющий состав (смесь шампуня и воды) разводится в ведре и наносится на кузов автомобиля тряпкой или губкой вручную, затем тщательно растирается и смывается водой. Долгое время ручная мойка де-факто была стандартом индустрии.
С ручной мойкой есть одна проблема: человеческий фактор. Она требует от мойщиков сносной квалификации и ответственного подхода к работе. Губку нужно часто споласкивать и аккуратно смывать грязь, а не втирать её в краску. В результате мойка занимает довольно много времени, а толковые мойщики требуют достойной оплаты за свой труд.
Чтобы ускорить процесс и убрать человеческий фактор, была придумана автоматическая механизированная мойка. Автомобиль заезжает в специальное помещение, где попадает в объятия больших вращающихся щёток. Такой способ мытья — самый болезненный для машины: жесткий ворс щёток нередко ломает антенны и дефлекторы, что уж говорить о лакокрасочном покрытии. Да и обслуживание автоматической мойки недёшево.
В итоге реалии рынка (стремление мыть машины максимально быстро и дёшево) привели к появлению бесконтактных моек. В мире это не самый популярный способ вымыть автомобиль, но в России — наиболее распространённый в последние годы. Моющее средство распыляется на машину в виде пены, после чего смывается водой под высоким давлением — всё это за считанные минуты, и без особых требований к квалификации мойщика. Реклама бесконтактных моек заверяет, что они наиболее безопасны для лакокрасочного покрытия, но возникает вопрос: за счёт чего смывается грязь, если её никто не оттирает? Ответ очевиден — благодаря высокой агрессивности моющего средства. И никто не гарантирует, что кузов безболезненно перенесёт «химическую атаку» на грязь.
Моющие средства и их нанесение
Автомобильные моющие средства существенно отличаются и по своему составу, и по уровню кислотности (pH). Например, для ручной мойки используют шампуни с нейтральным pH — так называемые деликатные средства; ими можно смело мыть и хром, и полированный алюминий, и пластик. Они не образуют на кузове агрессивную среду, а грязь отмывают благодаря входящим в состав ПАВам — поверхностно-активным веществам. Эти химические соединения (входящие, кстати, и в состав бытовых стиральных порошков) снижают поверхностное натяжение, позволяя легко удалить грязь губкой. Синтетические ПАВы автомобильных шампуней также играют роль смазки, заметно снижая трение, и хорошо совместимы с кожей: шампунем для ручной мойки можно пользоваться без перчаток.
Средства для ручной мойки наносят эмульсионным способом — в виде смеси с водой в определённой пропорции. Это наиболее эффективный метод, ведь эмульсия растекается однородным слоем, проникая также во все стыки кузова.
Средства для бесконтактной мойки принципиально иные. Это щелочные составы с высоким уровнем pH, задача которых — максимально быстро растворить грязь. Результата они достигают за счёт химической агрессивности, а не благодаря ПАВам — их в составе может не быть вовсе. Нет в них и смазывающих добавок, снижающих трение, поэтому ручное растирание «бесконтактной» пены губкой, которое иногда практикуют на мойках, нежелательно. Да и касаться щелочной пены без резиновых перчаток — плохая идея.
Щелочные средства наносят пенным способом — это эффектно, но не слишком эффективно. В активной пене много воздуха, она неоднородна, и контактирует с кузовом не так хорошо, как эмульсионная смесь. В кузовные стыки пена не проникает, ложась сверху «шапкой», словно снег. Зато на клиента «пенная вечеринка» производит большое визуальное впечатление.
Взаимодействие с кузовом и полиролями
Очевидно, что щелочная активная пена — не самое деликатное моющее средство. Наносить её нужно не более чем на 2-3 минуты: если мойщик «запенил» машину и пошёл на перекур — пора начинать беспокоиться. Безопасность активной пены для лакокрасочного покрытия зависит и от качества входящей в её состав щёлочи, а значит — от снабженцев автомойки и их желания сэкономить. Но даже если вам демонстрируют банки с дорогой фирменной жидкостью, вы никогда не узнаете, что именно и в какой пропорции залито в пеногенератор: «химичат» на отечественных мойках массово.
Неправильная протирка после мойки — также большая опасность для кузова. Нередко мойщики используют самые дешёвые впитывающие ткани, причём «до последнего», пока они не превратятся в грязные лоскуты. А если после пены на кузове осталась пыль или песчинки, то их старательно разотрут до появления царапин.
Обычно проблемы из-за плохой мойки выявляются не сразу: помутнение лака и пластика, коррозию хрома и алюминиевых дисков вы заметите спустя какое-то время. А когда это случится, претензии к мойке уже будут бессмысленны: всегда можно свалить вину на другую мойку, кислотные дожди или дорожные реагенты.
А что насчёт полиролей и защитных покрытий — спасут ли они машину от отечественных «мойдодыров»? К сожалению, от бесконтактной мойки страдают и они: щелочные средства заметно снижают их срок службы. Особенно чувствителен к щёлочи воск — смесь сложных эфиров и кислот. Реакция нейтрализации при взаимодействии щёлочи и кислоты — основа школьного курса химии. Но это никого не смущает: дополнительную услугу «обработка кузова воском» сразу после мытья щелочной пеной повсеместно навязывают на мойках. Как правило, это достаточно дешевые варианты, которые могут и не «дожить» до следующей мойки.
С полиролями и покрытиями для кузова «дружат» только pH-нейтральные средства для ручной мойки — именно ими нужно мыть автомобиль перед нанесением защитного состава. Долговечность покрытия также зависит от того, как и чем вы будете мыть машину. Ручная мойка деликатными шампунями позволит защитным полиролям эффективно действовать весь заявленный срок. А мойка агрессивной щелочной пеной заметно сократит их «жизнь».
О правильной ручной мойке машины и свойствах шампуней читайте в отдельной статье.
Источник
Комментарии: 116.10.2020
Каждый заботливый автовладелец ухаживает за своим
автомобилем в любую погоду. Неотъемлемой частью ухода является
мойка. Во-первых, так транспорт выглядит более привлекательно.
Во-вторых, это помогает своевременно обнаружить дефекты на кузове и
предпринять меры для их устранения. Если позволяют средства, можно
отправить свой автомобиль на мойку, где услугу предоставят
сотрудники. Однако, в последнее время в России распространились
мойки самообслуживания.
На любом типе моек предусмотрено использование
специального
пенящегося средства. Как правило, пену удерживают на
поверхности пару минут, а потом начинают смывать водой под высоким
напором. На моечном комплексе сотрудники выдерживают ее около 1
минуты, чтобы сэкономить время. На мойках самообслуживания
владельцы порой оставляют ее на 3-5 минут. Такая разница
объясняется тем, что в моющем средстве отличается концентрация
компонентов. Некоторые автомобилисты заявляют, что пена на мойке –
это очень агрессивное вещество, которое без проблем может разрушить
лакокрасочное покрытие, если его передержать на кузове. Разберемся,
верно ли данное утверждение или это очередной миф.
Для начала согласимся с тем, что пена – это
агрессивное химическое вещество. Именно поэтому она может
расщеплять отложившуюся грязь. В противном случае, нельзя было бы
отмыть автомобиль всего за 10 минут. Однако, его агрессивность в
рассказах «опытных» водителей сильно преувеличивается. Многие
заявляют, что неоднократно удерживали пену на автомобиле 10 минут и
более, и ничего плохого не возникало – кузов не покрывался
ржавчиной или разводами. Но ведь в байках речь идет о выдержке в 1
час. Однако, такое попросту невозможно – уже через 15 минут пена
полностью стечет с кузова. И это не просто предположение – есть те
люди, которые проверяли это на деле. Абсолютно весь состав сошел с
поверхности за 12 минут. Конечно, осталось много разводов, но они
быстро смылись.
Интересно, откуда вообще пошло такое предположение, да и
кто додумается держать пену на машине час? Если говорить о мойке
самообслуживания, то просто стоять и наблюдать за пеной – так себе
эксперимент. Да и на таких пунктах очень низкая концентрация химии,
из-за чего пена стекает с кузова моментально. А если рассматривать
моечные комплексы, то сотрудники просто не будут так долго держать
состав. У них есть цель – вымыть машину и обслужить следующую. Это
объясняется тем, что от потока авто зависит заработок. Именно
поэтому, не стоит переживать за то, что пена разъест лакокрасочное
покрытие. Если же такое произошло, значит что-то не так с самим
составом. В любом случае, нужно обращаться к руководству и решать
проблему на месте. Да и чего уж бояться обычной
пены тем автомобилистам, которые каждый год подвергают
опасности свой автомобиль, проезжая по тоннам реагентов? Если уж и
ждать какого-то подвоха, то точно не от пены на мойке.
Итог. Пена на мойке может разъесть
лакокрасочное покрытие, если ее передержать – очередной миф от
автовладельцев. На самом деле, уже через 12 минут выдержки, состав
полностью сползает с кузова.
оцените материал
????
????
????
????
????
Просмотров: 11344 | Источник: car.ru | Автор: Антон Макров
Источник
Любая бесконтактная мойка осуществляется с помощью насоса высокого давления, формирующего плотный поток воды. Струя сметает грязь, химические реагенты и масло, скопившиеся на кузове за долгое зимнее время. Грамотный мойщик знает тонкости такой мойки и при соответствующей квалификации добивается идеальной чистоты кузова. Однако в неумелых руках аппарат высокого давления превращается в оружие, которым наносится вред. Назовем лишь некоторые ошибки начинаюших мойщиков, которые при систематическом повторении портят технику.
Близкие контакты опасны
Ни в коем случае нельза смывать грязь под углом 90 градусов, удерживая сопло распылителя прямо перед кузовом. Кроме того, нельзя держать сопло ближе 15 см от поверхности. Энергия вылетающей струи воды тогда почти полностью поглощается металлом. Поверхностный слой вибрирует, и краска покрывается микротрещинами, которые через несколько лет мутнеют. Устройство нужно держать под углом, чтобы струя отражалась от кузова и летела вместе с грязью в землю. Если удерживать сопло далеко, то вода успевает распылиться и теряет энергию. Она оседает на поверхности кузова и смачивает грязь, не причиняя вреда машине.
Отколоть кусок
Очень чувствительны к мощной струе так называемые хромированные элементы бампера, а именно декоративные пластиковые накладки с серебристой краской, имитирующей гальванический слой металла. Из-за перепадов температур зимой они часто дают трещины, вокруг которых начинается отслаивание краски. Если туда бьет струя, то есть риск отколоть кусочек покрытия.
Таким же образом можно повредить и краску на стыках панелей кузова или на арках колес. Слой лакокрасочного покрытия в этих местах нередко повреждается летящими камнями и покрывается микротрещинами. Лишнее усилие водяной струи способно усугубить дело и отшелушить частички старой краски от кузова.
Химия разъедает краску
Очень важно правильно наносить пену. Эта щелочная субстанция довольно агрессивна для окружающей среды, и необходимо избегать ее попадания на кожу, лицо и в глаза. Нельзя допускать, чтобы машина стояла под пеной дольше 10 минут, иначе химическое средство не только разъедает грязь, но и начинает воздействовать на лак. Луший вариант — дать химической пене поработать около 5 минут, а затем приступать к обмывке.
Пена должна поработать
Быстрый смыв пены тоже не годится. Если она лежит менее 5 минут, то химическим веществам не всегда удается быстро разрушить спекшиеся пласты грязи. Кузов после ополаскивания останется грязным. В этом случае они плохо смываются струей воды. Некоторые мойщики берут тогда тряпки и активно трут грязь на проблемных участках, что делать категорически запрещено, так как тряпка вместе с песком превращается в абразивную щетку, которая оставляет следы на размякшем лакокрасочном покрытии. После многократных повторений этой ошибки краска кузова мутнеет.
Резак в руках
Нельзя направлять струю мойки себе на руки в надежде смыть с них грязь. Струя под высоким давлением порежет кожу. Нельзя бить струей прямо в датчики парковки, расположенные в бамперах. Они намокают и перестают работать.
Нельзя засовывать сопло прямо в радиаторную решетку и пускать туда воду в надежде вымыть зимние наслоения грязи. Мощная струя способна загнуть мягкие ячейки радиатора охлаждения. Тогда придется снимать деталь и выправлять соты пассатижами. А это трудозатратная и недешевая операция.
Не промочите катушки
Также нельзя мыть струей под давлением подкапотное пространство и двигатель. Если направить струю в моторный отсек, она может срезать электронные датчики, висящие на хлипких контактах, а также есть риск залить электрооборудование. Самое неприятное — намочить катушки зажигания или блок управления двигателем, находящийся сверху мотора около лобового стекла. Тогда машина обездвижится и потребует дорогостоящего ремонта.
Мойка двигателя — это серьезная операция, к которой нужно специально готовить автомобиль, предпринимая все предосторожности.
Коррозия металла
В общем, мойка автомобиля непроста и требует подготовки. Лучше всего не усердствовать и стараться смывать грязь постепенно, без резких движений. Важно также не направлять струю на поврежденные участки кузова, такие, как царапины или сколы краски. Вода под давлением усугубит нанесенный вред и станет причиной развития коррозионных процессов.
Источник
Случай имел место быть совсем недавно. Год назад, два – не так важно.
Вечер осенней пятницы. Михаил (имя изменено), приехав с работы, заканчивал ремонт в прадедовой еще, довоенной постройки, даче. Сруб и стропильная система крыши были в отличном состоянии. Поросший мхом шифер на крыше был заменен на современные материалы. Деревянные входные двери и окна, рассохшиеся за восемьдесят с лишним лет – на стеклопакетные. Потемневшие от времени стены были обработаны “отбеливателем”, вернувшим бревнам первоначальную легкую желтизну свежесрубленной сосны. Получилось тепло и уютно – исчезли сквозняки, окна и двери легко закрывались и открывались, и, поскольку рамы стали значительно тоньше, пропускали больше света.
Из-за мелкого нудного дождика, пахнущего снегом и ветра, Миша не стал открывать окна – «чтобы не впускать сырость». АГВ, тоже новый, чуть слышно шипел, наполняя дом теплом.
В это вечер Миша решил запенить швы между коробками установленных в прошлые выходные межкомнатных дверей и стенами. Начал с кухонной. Да, надо отметить –АГВ был установлен в кухне , сразу справа от входной двери. И кухня была небольшого размера – только для готовки еды, обедали в «гостиной».
Дело спорилось. Миша запенил швы вокруг коробки кухонной двери, закрыл дверь и перешел к другой, дальней от кухни двери.
Вдруг…
Вдруг в кухне раздался сильный хлопок. Миша вбежал в кухню. Свежая, еще не застывшая пена интенсивно горела.
Миша впал в ступор. Мишина жена попробовала сбить пламя голыми руками, обожгла ладони, схватила ведро с водой, плеснула на пламя, но пламя не сбила, и только потом закричала от боли.
Крик вывел Мишу из стопора, он схватил висящий в коридоре огнетушитель (хорошо, что в коридоре был огнетушитель, углекислотный, принесенный когда-то из машины и забытый на стене, еще работоспособный) и сбил пламя. Потом старательно пролил место пожара водой.
Вызвали скорую и пожарных.
Врачи обработали ожоги жене Мише, самому ему, наглотавшемуся дыма и все еще надрывно кашляющему, прописали таблетки для отхаркивания.
Пожарные удостоверились, что горение полностью ликвидировано. И один из них рассказал Мише – что годом раньше у него точно так же сгорела дача. Только он запенивал щели вокруг оконных коробок, а дом – домишко рядом с Мишиным – отапливался буржуйкой… Пожарный свою дачу потушить не смог – воды в «запасе», в доме, было мало, а пока бегал за водой к бочке у сарая – огонь ушел внутрь каркасно-щитовых стен… Приехавшим по вызову пожарным только и оставалось, что отливать соседние постройки…
Итак… Два сходных случая. Применялась монтажная пена. В помещении, где она применялась, был источник открытого огня. Окна были закрыты – помещение не проветривалось.
Давайте разберемся.
На любом баллоне с пеной мелким-мелким шрифтом напечатана инструкция по применению (только кто ее читает???) и нанесен значок – «пожароопасно», только кто, увидев его, отдает себе отчет, в том, насколько и почему монтажная пена пожарропасна.
На любом типовом баллоне написано – “В рабочем помещении не курить и не обращаться с оборудоанием, которое может привести к возникновению открытого огня и искр..”
Обеспечить достаточную вентиляцию помещения. В помещении не курить, не пользоваться открытым огнем и не распылять вблизи раскаленных предметов.
Пена может иметь разный состав, но в любом случае это – полимер, и полимер горючий.
Горючий, но никак не самозагорающийся.
Почему же оба раза произошло загорание пены?
Внутри любого баллона содержатся:
Преполимер — непосредственно то жидкое вещество,из которого будет состоять будущая пена и
Пропеллент (от англ. propellant — вытеснитель): — смесь газов, частью в газовой фазе (заполняет свободный от жидкости объем), частично сжиженных, частично растворённых в преполимере. Пропеллент выполняет две основные функции: выталкивание преполимера из баллона и образование пузырьков пены в преполимере, вытесненном из баллона.
Потом, во время твердения пены и еще нескольких суток, это газ выходит в помещение и замещается воздухом.
В качестве пропеллента удобно использовать газ, который сжижается при относительно небольшом давлении (стенки баллона можно сделать тоньше) – и при переходе из жидкого состояния в газовое не требует много энергии. Замечали – баллон с пеной при выходе пены становится холодным?
И еще это газ должен быть достаточно дешев.
Так… Какие газы дешевы и сжижаются при относительно небольшом избыточном давлении?
Это пропан, бутан, некоторые эфиры… Это газы горючие… ЭТО ГАЗЫ ГОРЮЧИЕ, а любой горючий газ в определенной концентрации в воздухе взрывоопасен. Эфиры большей частью имеют сильный запах, бутан так же имеет специфический запах, а пропан, который используется чаще всего, запаха не имеет.
В качестве пропеллента в баллоне с пеной был пропан. Да, то самый пропан, который в смеси с бутаном используется как топливо для автомобильных двигателей, заправляется в баллоны для плит и в баллончики для туристических плиток.
Этого Миша не знал, да и, по большому счету, мало кто знает.
Теперь внимание! Когда Миша запенивал щель, в воздух подмешался пропан из баллона с пеной. После запенивания пропан стал выходить в кухню из пены. В непроветриваемом помещении постепенно образовалась взрывоопасная смесь пропана с воздухом. И когда эта смесь коснулась пламени в АГВ, произошел взрыв. Пламя в буквальном смысле «по воздуху» дошло до пены и свежая пена, содержащая в пузырьках смесь пропана с воздухом, мгновенно загорелась…
Будьте осторожны.
Запенивание производите в хорошо проветриваемом помещении.
И в помещении, в котом производите запенивание, (и в соседних) не должно быть открытого огня и раскаленных предметов. Не курите в помещених, где производится запенивание до полного отвердевания пены. Чтобы взорвалась газо-воздушная смесь, тлеющего кончика сигареты может быть вполне достаточно.
Держите наготове первичные средства пожаротушения и умейте ими пользоваться.
Удачи!
Источник