Острая пневмония у детей уход
Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная – пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная – вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая – наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная – наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная – возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) – пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная – редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.
Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:
1 этап. Сбор информации
– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
– активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
– наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
– динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
– обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
– консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
– проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Источник
Словосочетание «воспаление легких» очень пугает родителей. При этом совершенно не имеет значения, сколько лет или месяцев чаду, это заболевание среди мам и пап считается одним из самых опасных. Так ли это на самом деле, как распознать пневмонию и чем ее правильно лечить, рассказывает известный детский врач, автор книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский.
О заболевании
Пневмония (именно так врачи называют то, что в народе принято именовать воспалением легких) — это очень распространенное заболевание, воспаление тканей легких. Под одним понятием медики подразумевают сразу несколько недугов. Если воспаление не носит инфекционного характера, доктор напишет в карточке «пневмонит». Если поражены альвеолы, диагноз будет звучать иначе – «альвеолит», если поражена слизистая легких – «плеврит».
Воспалительный процесс в легочной ткани вызывают грибки, вирусы и бактерии. Бывают смешанные воспаления — вирусно-бактериальные, например.
Недуги, входящие в понятие «пневмония» все медицинские справочники относят к разряду довольно опасных, так как из 450 миллионов человек со всего мира, которые заболевают ими в год, около 7 миллионов умирают из-за неправильной постановки диагноза, неверного или запоздалого лечения, а также от стремительности и тяжести протекания болезни. Среди умерших около 30% – это дети до 3 лет.
По месту расположения очага воспаления все пневмонии делятся на:
- Очаговые;
- Сегментарные;
- Долевые;
- Сливные;
- Тотальные.
Также воспаление может быть двусторонним или односторонним, если поражено только одно легкое или его часть. Довольно редко пневмония бывает самостоятельным заболеванием, чаще она является осложнением другого заболевания — вирусного или бактериального.
Наиболее опасной пневмония считается для детей до 5 лет и пожилых людей, среди таких заболевших последствия непредсказуемы. По статистике, у них самый высокий процент смертности.
Евгений Комаровский утверждает, что органы дыхания вообще являются самыми уязвимыми для различных инфекций. Именно через верхние дыхательные пути (нос, ротоглотка, гортань) в организм ребенка и проникает большая часть микробов и вирусов.
Если иммунитет малыша ослаблен, если экологические условия в местности, где он проживает, неблагоприятные, если микроб или вирус очень агрессивен, то воспаление не задерживается только в носу или гортани, а опускается ниже — в бронхи. Такое заболевание называется бронхитом. Если его не удается остановить, инфекцию распространяется еще ниже — в легкие. Возникает пневмония.
Однако воздушно-капельный путь инфицирования не является единственным. Если учесть, что легкие кроме газообмена выполняют еще несколько важных функций, то становится понятно, почему иногда недуг появляется в отсутствии вирусной инфекции. Природа возложила на легкие человека миссию увлажнять и согревать вдыхаемый воздух, очищать его от разных вредных примесей (легкие выполняют функцию фильтра), а также аналогичным образом фильтруют циркулирующую кровь, выделяя из нее многие вредные вещества и нейтрализуя их.
Если малыш перенес операцию, сломал ногу, что-то не то скушал и получил сильное пищевое отравление, обжегся, порезался, в кровь в различных концентрациях попадает то или иное количество токсинов, тромбов и т. д. Легкие это терпеливо обезвреживают или выводят наружу с помощью защитного механизма — кашля. Однако, в отличие от бытовых фильтров, которые можно почистить, помыть или выбросить, легкие ни помыть, ни заменить нельзя. И если однажды какая-то часть этого «фильтра» выходит из строя, засоряется, начинается то самое заболевание, которое родители называют воспалением легких.
Возбудителями пневмонии могут быть самые разнообразные бактерии и вирусы. Если ребенок заболел, находясь в больнице с другим недугом, то в огромной долей вероятности у него будет бактериальная пневмония, которую еще называют госпитальной или больничной. Это самая тяжелая из пневмоний, так как в условиях больничной стерильности, применения антисептиков и антибиотиков, выживают только самые крепкие и агрессивные микробы, которые уничтожить не так-то просто.
Наиболее часто у детей встречается пневмония, которая возникла в качестве осложнения какой-либо вирусной инфекции (ОРВИ, грипп и т. д.). На такие случаи воспаления легкие приходится около 90% соответствующих детских диагнозов. Это связано даже не с тем, что вирусные инфекции «страшны», а с тем, что они чрезвычайно широко распространены, и некоторые дети болеют ими до 10 раз в год и даже больше.
Симптомы
Чтобы понять, как начинает развиваться пневмония, нужно хорошо представлять себе, как вообще работает дыхательная система. Бронхи постоянно выделяют слизь, задача которой – блокировать пылинки, микробов, вирусы и прочие нежелательные объекты, попадающие в органы дыхания. У бронхиальной слизи есть определенные характеристики, такие, как вязкость, например. Если она теряет часть свойств, то вместо того, чтобы бороться со вторжением чужеродных частиц, она сама по себе начинает доставлять немало «хлопот».
К примеру, слишком густая слизь, если ребенок дышит пересушенным воздухом, закупоривает бронхи, мешает нормальной вентиляции легких. Это, в свою очередь, приводит к застойным явлениям в некоторых участках легких — развивается пневмония.
Часто воспаление легких случается тогда, когда организм ребенка стремительно теряет запасы жидкости, густеет бронхиальная слизь. Обезвоживание разной степени может произойти при длительном поносе у ребенка, при многократной рвоте, высоком жаре, лихорадке, при недостаточном количестве потребляемой жидкости, особенно на фоне ранее указанных проблем.
Заподозрить у чада пневмонию родители могут по ряду признаков:
- Кашель стал основным признаком болезни. Остальные, присутствовавшие раньше, постепенно проходят, а кашель только усиливается.
- Ребенку стало хуже после улучшения. Если болезнь уже отступила, а потом внезапно малыш почувствовал себя опять плохо, это вполне может говорить о развитии осложнения.
- Ребенок не может глубоко вдохнуть. Каждая попытка сделать это приводит к сильному приступу кашля. Дыхание сопровождается хрипами.
- Пневмония может проявляться через сильную бледность кожных покровов на фоне перечисленных выше симптомов.
- У ребенка появилась одышка, а жаропонижающие средства, которые раньше всегда быстро помогали, перестали оказывать действие.
Важно не заниматься самодиагностикой, поскольку стопроцентным способом установить наличие воспаления легкий является даже не сам врач, а рентгеновский снимок легких и бактериальный посев мокроты, который даст врачу точное представление о том, какой именно возбудитель стал причиной воспалительного процесса. Анализ крови покажет наличие антител к вирусам, если воспаление вирусное, а обнаруженные в кале клебсиеллы, натолкнут на мысль о том, что пневмония вызвана именно этим опасным возбудителем. На дому же доктор обязательно будет выслушивать и выстукивать область легких маленького пациента, слушать характер хрипов при дыхании и во время кашля.
Заразна ли пневмония?
Чем бы ни было вызвано воспаление легких, оно практически во всех случаях является заразным для окружающих. Если это вирусы — они легко передаются другим членам семьи по воздуху, если бактерии — контактным путем, а иногда и воздушно-капельным. Поэтому ребенку с воспалением легких надо выделить отдельную посуду, полотенце, постельное белье.
Лечение по Комаровскому
После того, как диагноз установлен, доктор примет решение о том, где ребенок будет лечиться — дома или в больнице. Этот выбор будет зависеть от того, сколько лет ребенку и насколько тяжелая у него пневмония. Всех детей до 2 лет педиатры стараются госпитализировать, поскольку их иммунитет слаб, и процесс лечения уже по этому должен постоянно контролироваться медицинским персоналом.
Все случаи обструкции во время пневмонии (плеврит, закупорка бронхов) — основание для госпитализации детей любого возраста, так как это является дополнительным фактором риска, и восстановление при такой пневмонии будет непростым. Если доктор говорит, что у вас неосложненная пневмония, то с большой долей вероятности он разрешит лечить ее в домашних условиях.
Чаще всего пневмонию лечат антибиотиками, при этом совершенно не обязательно, что придется делать много больных и страшных уколов.
Антибиотики, которые смогут быстро и эффективно помочь, врач определит по результатам анализа мокроты на бакпосев.
Две трети случаев воспаления легких, по словам Евгения Комаровского, прекрасно лечатся таблетками или сиропами. Кроме того назначаются отхаркивающие средства, которые помогают бронхам как можно скорее очищаться от накопившейся слизи. На завершающей стадии лечения ребенка показаны физиопроцедуры и массаж. Также малышам, которые проходят реабилитацию, показаны прогулки и прием витаминных комплексов.
Если лечение проходит дома, то важно, чтобы ребенок не находился в жарком помещении, пил достаточное количество жидкости, полезен вибрационный массаж, способствующий отхождению бронхиального секрета.
Лечение вирусной пневмонии будет протекать аналогично, за исключением разве что приема антибиотиков.
Профилактика
Если ребенок заболел (ОРВИ, понос, рвота и другие проблемы), нужно обязательно следить за тем, чтобы он потреблял достаточное количество жидкости. Питье должно быть теплым, чтобы жидкость могла быстрее всасываться.
Больной малыш должен дышать чистым, влажным воздухом. Для этого нужно проветривать помещение, увлажнять воздух с помощью специального прибора-увлажнителя или с помощью развешенных по квартире мокрых полотенец. Нельзя допускать, чтобы в помещении было жарко.
Наилучшие параметры для сохранения нормального уровня вязкости слизи таковы: температура воздуха 18-20 градусов, относительная влажность — 50-70%.
Если ребенок болен, нужно постараться максимально освободить его комнату от всего, что может накапливать пыль — ковры, мягкие игрушки, мягкая мебель. Большое количество вдыхаемых пылинок лишь ускоряет загустевание мокроты и повышает риск развития пневмонии. Влажную уборку надо проводить 1-2 раза в день, моющие средства на основе хлора добавлять категорически запрещено!
Если ребенок кашляет, не нужно давать ему в домашних условиях всевозможные средства от кашля.
Кашель нужен, чтобы вывести излишки отработанной мокроты. Если кашлевый рефлекс остановить на самом пике заболевания противокашлевыми препаратами, то выхода мокроты не будет, и риск, что начнется пневмония, вырастет в разы. Муколитические (отхаркивающие) средства (на растительной основе), задача которых разжижать мокроту, приветствуются, но, по словам Комаровского, при неукоснительном соблюдении всех вышеперечисленных пунктов.
При ОРВИ ни в коем случае нельзя принимать антибиотики. Даже если ваш лечащий врач советует начать делать это для профилактики пневмонии. Всех микробов, которые есть в организме человека, даже новейший антибиотик уничтожить не в состоянии, на вирусы же противомикробные средства вообще не действуют. Но доказано, что прием их при гриппе или ОРВИ в 9 раз увеличивает вероятность развития пневмонии!
При насморке, вызванном вирусной инфекцией, не стоит сразу начинать капать сосудосуживающие капли в нос ребенку. Так выше вероятность, что вирусы, минуя нос, прямиком отправятся сразу в легкие и вызовут там воспалительный процесс.
Отличный способ профилактики — вакцинация от пневмококковой инфекции. Именно пневмококк вызывает самые тяжелые формы пневмонии. Ребенку первого года жизни в рамках Календаря прививок вводят вакцину, которая помогает организму выработать антитела к пневмококку. Даже если заражение произойдет, то болезнь будет протекать легче. Вакцину вводят несколько раз. В первые месяцы жизни, в 2 года, в 4 года, в 6 лет и в 12 лет. Отказывать от прививки ни в коем случае не стоит, говорит Евгений Комаровский.
Подробнее смотрите в передаче докора Комаровского.
Источник