Особенности пневмонии у детей с анемией

Высокая восприимчивость детей к различным инфекционно-воспалительным процессам является следствием их слабого и неразвитого иммунитета. Одна из самых опасных патологий — бронхопневмония.

Заболевание коварное, ведь вовремя поставить диагноз сложно, так как воспаление находится в необычном месте — в корне легкого.

Как протекает патология, как распознать первые симптомы? Узнайте об этих и других функциях в этой статье.

Что это такое?

Радикальная пневмония — воспалительный процесс нижних дыхательных путей, отличающийся специфическим расположением очага заболевания. Из-за нетипичного расположения между легкими и бронхами эта патология входит в список самых опасных поражений. Инфекция вызывает воспаление альвеолярной и интерстициальной ткани (расположенной в воротах легкого).

В начальной стадии развития бронхиальной пневмонии нет характерной симптоматики: дыхание остается прежним, шумов и повышения температуры нет.

Выделение патологии в отдельную группу оправдано тем, что она имеет специфические диагностические, клинические и прогностические свойства. Этот тип пневмонии сложно визуализировать на рентгеновских снимках, потому что локализация похожа на корень легкого.

Обнаружение заболевания в запущенной форме может вызвать осложнения — это абсцесс и пневмоторакс (скопление гноя в плевре). Клиническая картина бронхопневмонии у детей характеризуется хроническим течением с чередованием периодов обострения и ремиссии.

Далее периостит подразделяется на несколько типов:

  1. Правая рука. Чаще всего развивается у маленьких детей.
  2. Левая сторона. Наблюдается у детей с недостаточной дренажной функцией (возникает гиперемия).
  3. Опухолевый. Бронхи сдавливаются у корня и доли легких разрушаются (ателектаз). Из-за таких нарушений возникает дыхательная недостаточность. Заболевание протекает более спокойно, без жара и кашля. Хорошо подходит для терапии.
  4. Воспаление. Состояние ребенка тяжелое, симптомы очень выражены. Трудно лечить.

На развитие заболевания у детей раннего возраста влияют нарушения развития плода, врожденные пороки сердца (которые подразумевают нарушения кровотока), сезонные эпидемии ОРЗ, хронические заболевания (рахит), плохой рост и задержка физического развития. развитие, частые переохлаждения. Если ребенок пассивный курильщик, это тоже провоцирует развитие пневмонии.

Первые признаки и симптомы

Симптомы патологии в начальной стадии легко спутать с ОРЗ. Пневмония вызывает сухой кашель и насморк, сонливость и снижение аппетита. Температура тела повышается незначительно или остается нормальной, первоначально на уровне 37,5 ° C. По мере прогрессирования болезни появляются следующие симптомы:

  • высокая температура, которую невозможно снизить с помощью лекарств (более 39 ° C);
  • вы слышите специфические хрипы;
  • выраженные симптомы интоксикации: обезвоживание, головная боль, увеличение лимфатических узлов;
  • детская потливость;
  • интенсивность кашля увеличивается.

Особенности у детей от 1 года

У детей с 1 года корневая пневмония имеет волновое течение: ремиссии чередуются с обострениями.

Продолжительный и медленный процесс ослабляет защитные силы иммунной системы.

Во время обострения ребенку не хватает воздуха, он чувствует боли в груди. Еще один характерный симптом — цианоз (посинение), которое появляется на коже и слизистых оболочках.

Если у вашего ребенка 3 или более общих симптома, немедленно обратитесь к врачу.

Выраженность у грудничков до 1 года

Заметить патологию на ранней стадии можно только при ежедневном комплексном обследовании ребенка. Симптомы пневмонии включают:

  • пониженный аппетит (малыш кричит о груди, но вялый);
  • Помутнение кожи вокруг носогубного треугольника (хорошо видно во время кормления)
  • учащенное дыхание (при вдохе кожа между ребрами отступает).

Также нормальное поведение у младенцев может измениться: отот пассивного и апатичного до чрезмерно возбудимого.

Диагностика

Выявление патологии у ребенка — сложный процесс, потому что малыши не могут четко сформулировать свои ощущения и указать места боли. Педиатр или пульмонолог ставит диагноз и назначает лечение.

Наличие пневмонии в организме ребенка можно подтвердить только после рентгенологического исследования и проведения лабораторных исследований. Если диагностирована колющая пневмония, необходим дифференциальный диагноз, чтобы отличить эту патологию от туберкулеза и онкологии бронхов.

Как диагностируется пневмония у детей? Выполняются следующие тесты:

  1. Рентген. На фото виден затемненный участок.
  2. Визуальный осмотр у врача.
  3. Аускультация — Выслушивание звуков дыхания, шепота.
  4. Общий анализ крови и мочи. Анализ газового состава крови.
  5. Микроскопическое исследование мокроты. Бронхоскопия.

Лечение

Детей до 1 года обязательно госпитализируют для лечения подострой пневмонии.

Патология не заразна, а коварна по развитию опасных последствий. Поэтому курс лечения выбирается сразу после постановки диагноза.

Общие принципы терапии — комплексность, устранение причины и купирование симптомов.

Препараты назначают в зависимости от возраста и веса ребенка:

  • антибиотики широкого спектра действия;
  • противовирусное или противогрибковое;
  • Жаропонижающие (от лихорадки);
  • витамины;
  • бронходилататоры.

Дополнительной мерой терапии является поддержание водного баланса и отказ от тяжелой пищи. Для устранения проблем с дыханием назначают небулайзер на травах. При улучшении состояния ребенка показана физиотерапия (УВЧ, массаж, согревание, обертывания). При сердечной слабости назначают сердечные гликозиды.

Прогноз благоприятный при своевременном и правильном лечении. Дети, перенесшие пневмонию, проходят регулярные осмотры в больнице (это сводит к минимуму рецидивы). После выздоровления родителям важно укрепить защитные силы ребенка и улучшить дыхательную функцию. Физиотерапия и санаторно-курортное лечение рекомендованы детям любого возраста в период выздоровления после болезней.

Особенности при правосторонней форме

Эта форма обычно возникает как вторичная пневмония на фоне плохо леченных острых респираторных инфекций.

Основой терапии правосторонней бронхопневмонии является прием антибактериальных препаратов и другие меры:

  1. Антибиотики. Цефалоспорины второго-третьего поколения, сульбактомакс. При обострении их вводят внутримышечно, а затем внутривенно.
  2. Инфузионная терапия. Растворы глюкозы (5%) и гидрохлорида натрия (0,9%) вводятся через внутривенный катетер. Цель — вывести токсины, остановить синдром гипертермии.
  3. Прием отхаркивающих средств.
  4. Обязательный прием пробиотиков для поддержания микрофлоры кишечника: специальные йогурты или продукты с лакто- и бифидобактериями.
  5. Сиропы на основе парацетамола или ибупрофена используются для снижения температуры. При отсутствии эффекта целесообразно вводить литическую смесь (растворы анальгина, папаверина и димедрола в одном шприце).
Читайте также:  Нижнедолевая правосторонняя пневмония у новорожденных

Во время лечения важно измерять уровень кислорода в крови. Если состояние ухудшается и уровень падает ниже 95%, ребенок должен получать кислород через маску. Если эффекта нет (если дыхательная недостаточность продолжается), необходима интубация и перевод на искусственную вентиляцию легких. Это предотвратит апноэ.

Справочные материалы (скачать)

Щелкните соответствующий документ, чтобы загрузить его:

Заключение

В заключение, корешковая пневмония представляет особый риск для здоровья ребенка из-за сходства симптомов с острыми респираторными инфекциями и сложности последующего диагностического процесса.Если диагноз подтвержден, лечение является немедленным и комплексным.В период выздоровления следует проводить профилактические мероприятия.Качественное лечение ОРЗ, сбалансированное питание, закаливание организма, повышение иммунитета помогут предотвратить возможное рецидивирование болезни.

Источник

Статьи

Опубликовано в журнале:

Лечащий врач »» 10 / 2002 В. К. Таточенко, доктор медицинских наук, профессор, НЦЗД РАМН, Москва

Как классифицируется пневмония?
Каков спектр возбудителей острой пневмонии у детей в зависимости от возраста?
Как правильно выбрать стартовый антибиотик?

Согласно принятой в России классификации, пневмония у детей определяется как острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или физикальным данным при наличии очаговых или инфильтративных изменений на рентгенограмме. Наличие этих рентгенологических признаков («золотой стандарт», по мнению ВОЗ) с высокой долей вероятности свидетельствует о бактериальной этиологии процесса и позволяет исключить из круга заболеваний, определяемых как пневмония, большинство поражений нижних дыхательных путей (бронхиты, в том числе обструктивные), вызываемых респираторными вирусами и не нуждающихся в антибактериальном лечении [1].

Подбор антибиотиков для лечения пневмоний оптимален при расшифровке ее этиологии; однако экспресс-методы оказываются не всегда надежны и доступны. Приемлемой альтернативой является определение наиболее вероятного возбудителя — с учетом очевидных симптомов, а также возраста больного, времени и места развития заболевания. Приводимые ниже сведения, касающиеся спектра бактериальных возбудителей пневмонии, основаны на обобщенных данных, полученных автором и его сотрудниками в ходе лечения более чем 5000 детей с пневмонией (1980–2001 гг.), а также почерпнутых из материалов зарубежных авторов. Эти данные вполне сопоставимы, хотя и были получены разными методами: с помощью выявления возбудителя или его антигена в плевральном экссудате [1, 2], определения возбудителя в пунктатах легкого [3], а также антител к хламидиям, микоплазме и пневмококковых иммунных комплексов [4, 5, 6]. Что касается данных ряда иностранных авторов относительно преобладания вирусных пневмоний, то они основаны на материалах исследований больных, у которых в качестве критериев пневмонии рассматривались только мелкопузырчатые хрипы при отсутствии инфильтративных или очаговых изменений [7,8].

Показатели заболеваемости детей пневмонией: в России (при должных рентгенологических критериях) эта цифра колеблется в пределах 4 — 12 на 1000 детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет [1]; зарубежные источники приводят те же данные относительно заболеваемости «рентгеноположительными пневмониями» (4,3 на 1000 детей [9]), но при более широких критериях определения пневмоний уровень заболеваемости оказывается на порядок выше [5].

В последние годы российские ученые неоднократно обсуждали эту проблему с учетом принципов доказательной медицины. Были одобрены поправки к Классификации неспецифических болезней органов дыхания у детей [10], сформулированы рекомендации по противомикробной терапии острых внебольничных пневмоний у детей [11] и принят консенсус в рамках программы «Острые респираторные заболевания у детей» Союза педиатров России [12].

Согласно принятой классификации, пневмонии делятся на вне- и внутрибольничные, развившиеся у лиц с иммунодефицитными состояниями, и пневмонии у больных на ИВЛ (ранние — первые 72 ч. и поздние). Внебольничные пневмонии возникают у ребенка в обычных условиях, внутрибольничные — через 72 ч пребывания в стационаре или в течение 72 ч после выписки оттуда. Выделяют также пневмонии новорожденных (в том числе внутриутробные, развившиеся в первые 72 ч жизни ребенка), однако в данной статье этого вопроса мы касаться не будем.

Практически важно различать «типичные» формы с четким, гомогенного вида, очагом или инфильтратом на рентгенограмме и «атипичные» — с негомогенными, не имеющими четких границ изменениями. Тяжесть пневмонии обусловливается легочно-сердечной недостаточностью, токсикозом и наличием осложнений (плеврит, легочная деструкция, инфекционно-токсический шок). При адекватном лечении большинство неосложненных пневмоний рассасываются за 2–4 недели, осложненные — за 1–2 месяца; затяжное течение диагностируется при отсутствии обратной динамики в сроки от 1,5 до 6 месяцев.

Диагностика. Классические аускультативные и перкуторные признаки пневмонии, описываемые в учебниках, выявляются всего у 40 — 60% больных, лихорадка, одышка, кашель, хрипы в легких часто регистрируются и при других респираторных заболеваниях. Признаки (в дополнение к классическим), позволяющие заподозрить наличие пневмонии, имеют специфичность и чувствительность порядка 95%:

  • температура выше 38,0°C более 3 дней;
  • одышка в отсутствие признаков бронхиальной обструкции (>60/мин у детей до 2 месяцев, >50 в возрасте 2 – 12 месяцев и >40 у детей 1 – 5 лет);
  • асимметрия влажных хрипов.

Этиология. Поскольку большинство пневмоний у детей вызывается возбудителями, обычно вегетирующими в дыхательных путях, обнаружение этих возбудителей в мокроте не говорит об их этиологической роли. Более надежны полуколичественные методы посева мокроты, а также методы, позволяющие обнаружить возбудителя или его антиген во внутренних средах организма, однако некоторые из этих методов (ПЦР) столь чувствительны, что выявляют обычную флору дыхательных путей. Выявление любым методом вирусов, микоплазм, хламидий, грибков, пневмоцист при отсутствии клинической картины соответствующей пневмонии не является доказательством их этиологической роли, как, впрочем, и наличия самой пневмонии. Обнаружение IgM-антител к хламидиям и микоплазме имеет диагностическое значение, однако в течение первой недели с момента начала вызванной микоплазмой пневмонии они часто отсутствуют [6].

Читайте также:  Клебсиелла пневмония у взрослого кале

На практике предположительный этиологический диагноз ставится с учетом вероятности наличия того или иного возбудителя при данной форме пневмонии в данной возрастной группе (см. табл. 1, табл. 2).

Таблица 1.
Выбор стартового препарата при внебольничной пневмонии

Таблица 2.
Антибиотики при внутрибольничной пневмонии

Внебольничные пневмонии. В возрасте 1–6 месяцев часто наблюдаются атипичные формы (20% случаев и более), вызываемые Chlamidia trachomatis (следствие перинатальной инфекции), и достаточно редко (у недоношенных) — Pneumocystis carinii. Более чем у половины больных типичные пневмонии связаны с аспирацией пищи, муковисцидозом, первичным иммунодефицитом; их возбудители — грамотрицательная кишечная флора, стафилококки. Пневмонии, вызванные пневмококками и Haemophilus influenzae типа b, встречаются у 10% детей; обычно это дети, заболевшие в результате контакта с больным ОРЗ старшим сибсом или взрослым членом семьи.

У детей 6 месяцев — 6 лет наиболее частым (более 50%) возбудителем пневмонии является пневмококк, им обусловлены 90% осложненных пневмоний. H. influenzae типа b обусловливает до 10% осложненных форм. Стафилококк выявляется редко. Бескапсульные H. influenzae обнаруживаются в пунктатах легких достаточно часто, обычно в сочетании с пневмококком [3], однако их роль до конца не ясна. Атипичные пневмонии, вызванные M. pneumoniae, наблюдаются в этой возрастной группе не более чем у 10–15% больных, Chl. pneumoniae — еще реже [4, 6].

В возрасте 7–15 лет основным бактериальным возбудителем типичных пневмоний является пневмококк (35–40%), редко — пиогенный стрептококк, доля атипичных пневмоний превышает 50% [4,6] — их вызывают M. pneumoniae (20–60%) и Chl. pneumoniae (6–24%).

Вирусная инфекция предшествует бактериальной пневмонии примерно в половине случаев и тем чаще, чем моложе ребенок. Пневмонии только вирусной этиологии с небольшим легочным инфильтратом встречаются в 8 — 20% случаев, но у таких больных бактериальная суперинфекция наблюдается достаточно часто [1, 6]. Пневмонии у детей, вызванные Legionella pneumophila, в России встречаются, по-видимому, редко, поскольку кондиционирование воздуха в нашей стране широко не распространено.

Внутрибольничные пневмонии отличаются как спектром возбудителей, так и их резистентностью к антибиотикам. В этиологии этих заболеваний определенную роль играет либо больничная флора (стафилококки, кишечная палочка, Klebsiella pneumoniae, Proteus sp., Cytrobacter, при манипуляциях — Pseudomonas aeruginosa, Serratia sp., анаэробы), либо аутофлора больного (см. табл. 2). В большинстве случаев эти пневмонии развиваются как осложнение ОРВИ.

Пневмонии, развившиеся в первые 72 часа ИВЛ у вновь поступивших больных, обычно обусловлены аутофлорой — пневмококком, H. influenzae, M. pneumoniae, начиная с 4-х суток ИВЛ их сменяют S. aureus, P. aeruginosa, Acinetobacter, K. pneumoniae, Serratia. Если ИВЛ начали проводить после 3 — 5-го дня госпитализации, более вероятный возбудитель — внутрибольничная флора.

Пневмонии у больных с иммунодефицитами, в том числе находящихся на иммуносупрессии, вызываются как обычной, так и оппортунистической микрофлорой (P. carinii, грибы Candida). У инфицированных ВИЧ и больных СПИДом детей, а также при длительной глюкокортикостероидной терапии (> 2 мг/кг/сутки или >20 мг/сутки более 14 дней) нередки пневмонии, вызванные P. carinii, цитомегаловирусом, М. avium-intercellulare и грибами.

Чувствительность возбудителей к антибиотикам зависит как от их генетических свойств, так и от предшествующего контакта с антибиотиками. Во многих странах 20–60% пневмококков приобрели устойчивость к пенициллинам, многим цефалоспоринам и макролидам, а H. influenzae — к ампициллину. В России циркулируют 95% штаммов пневмококка, чувствительных к пенициллинам, цефалоспоринам, макролидам, но устойчивых к котримоксазолу, гентамицину и другим аминогликозидам [2, 13]. Стафилококки (внебольничные штаммы) сохраняют чувствительность к оксациллину, защищенным пенициллинам (аугментину), линкомицину, цефазолину, макролидам, рифампицину. и аминогликозидам.

H. influenzae в России [2] чувствительны к амоксициллину, защищенным пенициллинам (аугментину), азитромицину, цефалоспоринам II — III поколений, аминогликозидам, левомицетину, доксициклину и рифампицину. Однако этот возбудитель как в России, так и за рубежом, утратил чувствительность к эритромицину; к «новым» макролидам (рокситромицину, спирамицину, джосамицину, мидекамицину) чувствительны лишь единичные штаммы. Напротив, Moraxella catarrhalis чувствительны к «новым» макролидам, а также к аугментину, цефтриаксону, аминогликозидам. Микоплазмы и хламидии чувствительны к макролидам и доксициклину.

Выбор стартового антибактериального препарата. Отечественные рекомендации, построенные с учетом как возраста ребенка, так и формы пневмонии (табл. 1, табл. 2), незначительно отличаются от зарубежных — в них учтены отличия, касающиеся чувствительности флоры. При их использовании быстрый (24–36 ч) эффект от лечения наступает в 85– 90% случаев, при неэффективности стартового препарата переходят на альтернативные. Если нет уверенности в отношении этиологии, можно использовать препарат или комбинацию двух препаратов с более широким спектром.

При неосложненных типичных пневмониях используют оральные препараты — амоксициллин, амоксициллин/клавуланат (аугментин), цефуроксим-аксетил (зиннат), действующие как на пневмококки, так и на гемофильную палочку. Феноксиметилпенициллин-бензатин (сироп оспен) и цефалоспорины I поколения подавляют только кокковую флору, поэтому их лучше применять у более старших детей.

При атипичных пневмониях препаратами выбора служат макролиды и азитромицин. Поскольку они действуют и на кокковую флору, эти средства можно использовать у лиц с аллергией на b-лактамы, однако их широкое применение нежелательно из-за стимуляции ими лекарственной устойчивости флоры.

При осложненной пневмонии лечение начинают с парентеральных препаратов, заменяя их на оральные при наступлении эффекта (ступенчатый метод).

Опыт показывает, что более 85% всех внебольничных пневмоний у детей можно излечить без единой инъекции антибиотика; в среднем за время лечения ребенок, больной пневмонией, получает менее 4 инъекций [14].

Дозы антибактериальных препаратов, используемые для лечения пневмонии, обычно подбираются в соответствии с рекомендациями производителей. С учетом возможности повышения устойчивости пневмококка оправданно назначение пенициллинов — как обычных, так и защищенных — в дозах порядка 100 мг/кг/сутки, при которых их уровень в тканях в несколько раз превысит МПК даже резистентных штаммов.

Читайте также:  Народные рецепты при восстановлении после пневмонии

Оценка эффективности лечения проводится через 24, 36 и 48 ч лечения. Полный эффект регистрируется при падении температуры ниже 38,0°С (без жаропонижающих) и улучшении общего состояния, появлении аппетита; рентгенологическая картина при этом может улучшиться или остаться прежней. Это указывает на чувствительность возбудителя к препарату, следовательно, лечение этим лекарственным средством следует продолжать. Частичный эффект регистрируется при улучшении общего состояния и аппетита, а также отсутствии отрицательной динамики в очаге, но при сохранении фебрильной температуры; такая картина наблюдается при наличии гнойного очага (деструкция) или иммунопатологического процесса (метапневмонический плеврит). При этом антибиотик не меняют, полный эффект наступает позже — при опорожнении гнойника или назначении противовоспалительных средств. Если у больного сохраняется фебрильная температура, нарастает инфильтрация в легких и/или общие расстройства, принято считать, что эффект отсутствует; в этих случаях требуется немедленная смена антибиотика.

Длительность лечения нетяжелых пневмоний — 5 — 7 дней, осложненных форм — 10 — 14 дней (2 — 3 дня после падения температуры). При внутрибольничных пневмониях замена препарата проводится по бактериологическим данным или эмпирически уже через 24 — 36 ч — при первых признаках неэффективности. У детей старше 12 лет и в крайне тяжелых случаях у пациентов более младшего возраста при резистентности энтеробациллярной, синегнойной и атипичной флоры используют фторхинолоны. При анаэробных процессах используют метронидазол, при процессах грибковой этиологии — флуконазол, кетоконазол.

Другие виды терапии. В остром периоде дети практически не едят; восстановление аппетита — первый признак улучшения при тяжелых процессах с длительной лихорадкой. Витамины вводят детям, неправильно питавшимся до болезни, другие средства назначают при наличии соответствующих показаний. При правильном выборе антибактериального препарата быстрое улучшение состояния больного позволяет отказаться от применения других средств.

Важно соблюдение питьевого режима (1 л/сутки и более), при этом используют чай, соки, отвары или регидратационные растворы, разбавленные наполовину. Особенностью лечения тяжелых форм заболевания является ограничение внутривенного введения жидкости, поскольку пневмония сопровождается массивным выбросом антидиуретического гормона, что обусловливает олигурию. Снижение ОЦК (на 20–30%) также представляет собой компенсаторный механизм, не требующий немедленной коррекции. При необходимости внутривенно вводится не более 1/6 расчетной суточной потребности жидкости, то есть не более 15–20 мл/кг/сутки.

Имеющиеся в литературе рекомендации относительно «общеукрепляющего» лечения, как правило, не основаны на результатах строгих терапевтических испытаний. Применение при пневмонии средств так называемой патогенетической терапии — от витаминов до иммуномодуляторов, а также «дезинтоксикационных», «стимулирующих» и других аналогичных препаратов, в том числе вливания плазмы, крови, g-глобулина, гемодеза, не только не улучшает исход пневмонии, но часто являются причиной осложнений и суперинфекции, к тому же существенно повышая стоимость лечения. Такие средства следует применять по строгим показаниям; например, белковые препараты вводятся при гипопротеинемии, кровь — при резком падении гемоглобина (50 г/л, железо и витамины — при сохранении анемии и астенизации ребенка в период реконвалесценции. Физиотерапевтические процедуры на грудную клетку (ионофорез, СВЧ и т. д.), в том числе в период репарации, неэффективны.

Литература

  1. Таточенко В. К. (ред). Острые пневмонии у детей. Чебоксары, 1994, 323 с.
  2. Таточенко В. К., Катосова Л. К., Федоров А. М. Этиологический спектр пневмоний у детей // Пульмонология. 1997. 2: 29-35.
  3. Acute respiratory infections in children: Case management in small hospitals in developing countries. A manual for doctors and other senior health workers. WHO/ARI/90.5. World Health Organization. Geneva.
  4. Heiskanen-Kosma, Korppi M., Jokinen C., et al. Ethiology of childhood pneumonia: serologic results of a prospective, population-based study // Pediatr. Infect. Dis. J. 1998. 17: 986-991.
  5. Pechere J. C. (ed.). -acquired pneumonia in children: International Forum Series. Cambridge Medical Publication. 1995. 154 р.
  6. Gendrel D. Pneumonies communautaires de l’enfant: etiologie et traitement // Arch. Pediatr. 2002 ; 9 (3): 278 – 288.
  7. Hendricson K. J. Viral pneumonia in children: Seminar in Pediatric infectious Diseases. 1998. 9: 217 – 233.
  8. Wildin S. R., Chonmaitree T., Swischuk L. E. Roentgenographic features of common pediatric viral respiratory tract infections // Am. J. Dis. Child. 1988. 142: 43-46.
  9. Black S., Shinefield H. R., Ray P. et al. Efficacy of heptavalent conjugate pneumococcal vaccine in 37 000 infants and children: impact on pneumonia: otitis and an up of the disease results in Northern California//39th Interscience Conference, Sept. 26-29, 1999, Washington D.C. Aqmerican Society for Microbiology, 1999: 379 (# 1398).
  10. Классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей // Вестник перинатол. и педиатрии. 1996. 41, 6: 52 – 55.
  11. Таточенко В. К., Середа Е. В., Федоров А. М. и др. Антибактериальная терапия пневмонии у детей // Consilium medicum, 2001. Прил.: 4 – 9.
  12. Союз педиатров России, Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка. Научно-практическая программа “Острые респираторные заболевания у детей. Лечение и профилактика”. М., 2002.
  13. Страчунский Л. С., Кречикова О. И., Решедько Г. К. и др. Чувствительность к антибиотикам пневмококков, выделенных от здоровых детей из организованных коллективов // Клин. микробиология и антимикробная терапия. 1999. 1(1): 31 – 39.
  14. Таточенко В. К., Федоров А. М., Хайрулин Б. Е. Об использовании оральных антибактериальных средств в лечении острой пневмонии у детей //Педиатрия. 1992. 4 – 6: 38 – 42.
  15. Страчунский Л. С., Белоусов Ю. Б., Козлов С. Н. (ред). Антибактериальная терапия. М., 2000.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник