Особенности пневмонии у детей гипотрофия

Пневмония у детей – острый инфекционный процесс в легочной паренхиме с вовлечением в воспаление всех структурно-функциональных единиц респираторного отдела легких. Пневмония у детей протекает с признаками интоксикации, кашлем, дыхательной недостаточностью. Диагноз пневмонии у детей ставится на основе характерной аускультативной, клинико-лабораторной и рентгенологической картины. Лечение пневмонии у детей требует назначения антибиотикотерапии, бронхолитиков, жаропонижающих, отхаркивающих, антигистаминных средств; в стадии разрешения – физиотерапии, ЛФК, массажа.
Общие сведения
Пневмония у детей – острое инфекционное поражения легких, сопровождающееся наличием инфильтративных изменений на рентгенограммах и симптомов поражения нижних дыхательных путей. Распространенность пневмонии составляет 5-20 случаев на 1000 детей раннего возраста и 5–6 случаев на 1000 детей в возрасте старше 3 лет. Заболеваемость пневмонией среди детей ежегодно повышается в период сезонной эпидемии гриппа. Среди различных поражений респираторного тракта у детей доля пневмонии составляет 1-1,5%. Несмотря на достижения диагностики и фармакотерапии, показатели заболеваемости, осложнений и смертности от пневмонии среди детей остаются стабильно высокими. Все это делает изучение пневмонии у детей актуальным вопросом педиатрии и детской пульмонологии.
Пневмония у детей
Причины
Этиология пневмонии у детей зависит от возраста и условий инфицирования ребенка. Пневмонии новорожденных обычно связаны с внутриутробным или внутрибольничным инфицированием. Врожденные пневмонии у детей часто вызываются вирусом простого герпеса типов 1 и 2 типов, ветряной оспы, цитомегаловирусом, хламидией. Среди внутригоспитальных патогенов ведущая роль принадлежит стрептококкам группы В, золотистому стафилококку, кишечной палочке, клебсиелле. У недоношенных и доношенных новорожденных велика этиологическая роль вирусов – гриппа, РСВ, парагриппа, кори и др.
У детей первого года жизни преобладающим возбудителем внебольничной пневмонии выступает пневмококк (до 70-80% случаев), реже – гемофильная палочка, моракселла и др. Традиционными патогенами для детей дошкольного возраста служат гемофильная палочка, кишечная палочка, протей, клебсиелла, энтеробактер, синегнойная палочка, золотистый стафилококк. У детей школьного возраста, наряду с типичным воспалением легких, возрастает число атипичных пневмоний, вызванных микоплазменной и хламидийной инфекцией. Факторами, предрасполагающими к развитию пневмонии у детей, служат недоношенность, гипотрофия, иммунодефицит, стресс, охлаждение, хронические очаги инфекции (кариес зубов, гайморит, тонзиллит).
В легкие инфекция проникает преимущественно аэрогенным путем. Внутриутробная инфекция в сочетании с аспирацией околоплодных вод приводят к возникновению внутриутробной пневмонии. Развитие аспирационной пневмонии у детей раннего возраста может происходить вследствие микроаспирации секрета носоглотки, привычной аспирации пищи при срыгиваниях, гастроэзофагеальном рефлюксе, рвоте, дисфагии. Возможно гематогенное распространение патогенов из внелегочных очагов инфекции. Инфицирование госпитальной флорой нередко происходит при проведении ребенку трахеальной аспирации и бронхоальвеолярного лаважа, ингаляции, бронхоскопии, ИВЛ.
«Проводником» бактериальной инфекции обычно выступают вирусы, поражающие слизистую респираторного тракта, нарушающие барьерную функцию эпителия и мукоцилиарный клиренс, увеличивающие продукцию слизи, снижающие местную иммунологическую защиту и облегчающие проникновение возбудителей в терминальные бронхиолы. Там происходит интенсивное размножение микроорганизмов и развитие воспаления, в которое вовлекаются прилегающие участки легочной паренхимы. При кашле инфицированная мокрота забрасывается в крупные бронхи, откуда попадает в другие респираторные бронхиолы, обусловливая образование новых воспалительных очагов.
Организации очага воспаления способствует бронхиальная обструкция и формирование участков гиповентиляции легочной ткани. Вследствие нарушения микроциркуляции, воспалительной инфильтрации и интерстициального отека нарушается перфузия газов, развивается гипоксемия, респираторный ацидоз и гиперкапния, что клинически выражается признаками дыхательной недостаточности.
Классификация
В используемой в клинической практике классификации учитываются условия инфицирования, рентгеноморфологические признаки различных форм пневмонии у детей, тяжесть, длительность, этиология заболевания и т. д.
По условиям, в которых произошло инфицирование ребенка, выделяют внебольничные (домашние), внутрибольничные (госпитальные) и врожденные (внутриутробные) пневмонии у детей. Внебольничная пневмония развивается в домашних условиях, вне лечебного учреждения, главным образом, как осложнение ОРВИ. Внутрибольничной считается пневмония, возникшая спустя 72 часа после госпитализации ребенка и в течение 72 часов после его выписки. Госпитальные пневмонии у детей имеют наиболее тяжелые течение и исход, поскольку у внутрибольничной флоры нередко развивается резистентность к большинству антибиотиков. Отдельную группу составляют врожденные пневмонии, развивающиеся у детей с иммунодефицитом в первые 72 часа после рождения и неонатальные пневмонии у детей первого месяца жизни.
С учетом рентгеноморфологических признаков пневмония у детей может быть:
- Очаговой (очагово-сливной) – с очагами инфильтрации диаметром 0,5-1 см, расположенными в одном либо нескольких сегментах легкого, иногда – билатерально. Воспаление легочной ткани носит катаральный характер с образованием в просвете альвеол серозного экссудата. При очагово-сливной форме происходит слияние отдельных участков инфильтрации с образованием большого очага, нередко занимающего целую долю.
- Сегментарной – с вовлечением в воспаление целого сегмента легкого и его ателектазом. Сегментарное поражение часто протекает в виде затяжной пневмонии у детей с исходом в легочный фиброз или деформирующий бронхит.
- Крупозной – с гиперергическим воспалением, проходящим стадии прилива, красного опеченения, серого опеченения и разрешения. Воспалительный процесс имеет лобарную или сублобарную локализацию с вовлечением плевры (плевропневмония).
- Интерстициальной – с инфильтрацией и пролиферацией интерстициальной (соединительной) ткани легких очагового или диффузного характера. Интерстициальная пневмония у детей обычно вызывается пневмоцистами, вирусами, грибами.
По тяжести течения различают неосложненные и осложненные формы пневмонии у детей. В последнем случае возможно развитие дыхательной недостаточности, отека легких, плеврита, деструкции легочной паренхимы (абсцесса, гангрены легкого), экстрапульмональных септических очагов, сердечно-сосудистых нарушений и т. д.
Течение пневмонии у детей может быть острым или затяжным. Острая пневмония разрешается в сроки 4-6 недель; при затяжной пневмонии клинико-рентгенологические признаки воспаления сохраняются более 1,5 месяцев. По этиологии выделяются вирусную, бактериальную, грибковую, паразитарную, микоплазменную, хламидийную, смешанную формы пневмонии у детей.
Симптомы пневмонии у детей
Клиника очаговой пневмонии у детей обычно развивается на 5-7-й день ОРВИ. Общеинфекционная симптоматика характеризуется фебрильной температурой тела (>38°С), признаками интоксикации (вялостью, нарушением сна, бледностью кожных покровов, расстройством аппетита; у грудных детей – срыгиваниями и рвотой). Респираторные симптомы пневмонии у ребенка включают кашель (влажный или сухой), одышку, периоральный цианоз; иногда – участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Течение очагово-сливной пневмония у детей всегда более тяжелое; нередко с дыхательной недостаточностью, токсическим синдромом, развитием плеврита или деструкции легочной ткани.
Сегментарные пневмонии у детей протекают с лихорадкой, интоксикацией и дыхательной недостаточностью различной степени выраженности. Процесс восстановления может затягиваться до 2-3 месяцев. В дальнейшем на месте воспаления может формироваться сегментарный фиброателектаз или бронхоэктазы.
Клиника крупозной пневмонии у детей отличается бурным началом, высокой лихорадкой с ознобами, болью при кашле и дыхании в грудной клетке, откашливанием «ржавой» мокроты, выраженной дыхательной недостаточностью. Нередко при пневмонии у детей развивается абдоминальный синдром с рвотой, болями в животе с симптомами раздражения брюшины.
Интерстициальная пневмония у детей характеризуется преобладанием симптомов нарастающей дыхательной недостаточности: одышки, цианоза, мучительного кашля со скудной мокротой, ослабления дыхания; нередко – признаками правожелудочковой сердечной недостаточности.
В числе осложнений пневмонии, встречающихся у детей, – инфекционно-токсический шок, абсцессы легочной ткани, плеврит, эмпиема плевры, пневмоторакс, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-синдром, полиорганная недостаточность, ДВС-синдром.
Диагностика
Основу клинической диагностики пневмонии у детей составляет общая симптоматика, аускультативные изменения в легких и рентгенологические данные. При физикальном обследовании ребенка определяется укорочение перкуторного звука, ослабление дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы. «Золотым стандартом» выявления пневмонии у детей остается рентгенография легких, позволяющая обнаружить инфильтративные или интерстициальные воспалительные изменения.
Этиологическая диагностика включает вирусологические и бактериологические исследования слизи из носа и зева, бакпосев мокроты; ИФА и ПЦР-методы выявления внутриклеточных возбудителей.
Гемограмма отражает изменения воспалительного характера (нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ). Детям с тяжелой пневмонией необходимо проводить исследование биохимических показателей крови (печеночных ферментов, электролитов, креатинина и мочевины, КОС), пульсоксиметрию.
Пневмонию у детей необходимо отличать от ОРВИ, острого бронхита, бронхиолита, туберкулеза, муковисцидоза. В типичных случаях диагностика пневмонии у детей проводится участковым педиатром; в сомнительных ситуациях ребенку требуется консультация детского пульмонолога или фтизиатра, проведение КТ легких, фибробронхоскопии и др.
Лечение пневмонии у детей
Основаниями для госпитализации ребенка, заболевшего пневмонией, являются: возраст до 3-х лет, вовлечение в воспаление двух и более долей легких, тяжелая дыхательная недостаточность, плеврит, тяжелые энцефалопатии, гипотрофия, врожденные пороки сердца и сосудов, хроническая патология легких (бронхиальная астма, бронхолегочная дисплазия и др.), почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), состояния иммунодефицита. В лихорадочном периоде ребенку показан постельный режим, рациональное питание и питьевая нагрузка.
Основным методом лечения пневмонии у детей является эмпирическая, а затем этиотропная антибактериальная терапия, для которой могут использоваться бета-лактамы (амоксициллин+клавулановая кислота и др.), цефалоспорины (цефуроксим, цефамандол), макролиды (мидекамицин, азитромицин, кларитромицин), фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), имипенемы (имипенем) и др. При неэффективности терапии в течение 36-48 часов стартовый антибиотик заменяют на препарат из другой группы.
Симптоматическая и патогенетическая терапия пневмонии у детей включает назначение препаратов жаропонижающего, муколитического, бронхолитического, антигистаминного действия. После стихания лихорадки показано физиолечение: СВЧ, индуктотермия, электрофорез, ингаляции, массаж грудной клетки, перкуторный массаж, ЛФК.
Прогноз и профилактика
При своевременном распознавании и лечении исход пневмонии у детей благоприятный. Неблагоприятный прогноз имеют пневмонии, вызванные высоковирулентной флорой, осложненные гнойно-деструктивными процессами; протекающие на фоне тяжелых соматических заболеваний, иммунодефицитных состояний. Затяжное течение пневмонии у детей раннего возраста чревато формированием хронических бронхолегочных заболеваний.
Профилактика пневмонии у детей заключается в организации хорошего ухода за ребенком, его закаливании, предупреждении ОРВИ, лечении ЛОР-патологии, вакцинации против гриппа, пневмококковой инфекции, гемофильной инфекции. Все дети, переболевшие пневмонией, подлежат диспансерному учету у педиатра в течение 1 года с проведением контрольной рентгенографии грудной клетки, ОАК, осмотра ребенка детским пульмонологом, детским аллергологом-иммунологом и детским отоларингологом.
Источник
Инфо
Признавая большое влияние гипотрофии на развитие ребенка, необходимо расшифровать ее значение в формировании преморбидного состояния организма. Учитывая склонность детей с гипотрофией к заболеваниям, особенно к респираторной патологии, М. С. Маслов рассматривал гипотрофию как предпневмоническое состояние.
Ю. Ф. Домбровская указывает, что еще до определения видимых морфологических изменений в организме при гипотрофии намечается расстройство функций различных органов и систем, которые являются почвой для развития интеркуррентных заболеваний.
Не вызывает сомнения, что гипотрофия предрасполагает к заболеваниям, а последние в свою очередь углубляют дистрофизацию ребенка. С. О. Дулицкий сообщал о значительной частоте детей с гипотрофией среди больных желудочно-кишечными заболеваниями. Из числа детей с токсической диспепсией 72% было больных гипотрофией, у 30% из них наблюдались тяжелые формы заболевания (II и III степень).
По данным Института педиатрии АМН, среди детей, поступивших на лечение по поводу диспепсии, 54,6% страдали гипотрофией. Частота различных заболеваний у детей с гипотрофией даже в период новорожденности свидетельствует о значительной предрасположенности их к интеркуррентным заболеваниям. Согласно данным Л. М. Цвинтарной, у детей с врожденной гипотрофией острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей встречаются в 1,8 раза, пневмонии в 3 раза чаще, чем у здоровых детей. Кроме того, дети с гипотрофией при рождении в 2 раза чаще болеют рахитом. Нельзя обойти в этой связи и оценку паратрофии как нарушения питания, отрицательно влияющего на здоровье. У детей с избыточной массой чаще проявляется экссудативный диатез, развивается анемия, отмечается склонность к респираторной инфекции, которая в 1,7 раза выше, чем у здоровых. С. Г. Лазарев, изучая заболеваемость у 335 детей 1-го года жизни с избыточной массой (на 10- 43%), отметил, что общая заболеваемость у них в 1,6 раза выше, чем у эйтрофиков. Дети с ожирением болели гриппом и ОРЗ в 1,5 раза, пневмонией – в 2,3 раза, диспепсиями – в 2,4 раза, анемиями – в 2,2 раза чаще, чем дети с нормальной массой.
Таким образом, не только гипотрофия, но и паратрофия, которая рассматривается как одна из форм дистрофий (в последнее время частота ее нарастает), несомненно, создает склонность к ряду заболеваний, особенно к респираторной патологии. Кроме того, дистрофизация, сопровождающаяся глубокими нарушениями обмена, определяет клинические особенности заболеваний и не может не влиять отрицательно на течение их, ухудшая прогноз.
Так, по данным Ф. С. Меерзон, в подавляющем большинстве случаев грипп у детей с гипотрофией протекал совершенно асимптомно (заболевание выявлялось только при массовом вирусологическом обследовании) или со слабо выраженными катаральными явлениями (стертая форма). Только в 22% случаев грипп начинался остро: с выраженных катаральных явлений и высокой температуры, которая чередовалась с нормальной и субфебрильной. Автор приводит также результаты наблюдений за детьми с дизентерией, возникающей на фоне гипотрофии. Внешне доброкачественное, более вялое течение дизентерии у этого контингента больных осложнялось другими заболеваниями, которые, протекая также атипично, нередко приводили к гибели ребенка. Следует указать, что имеется зависимость тяжести течения заболевания от степени гипотрофии. Даже легкая форма гипотрофии (I степень) таит в себе опасность срыва адаптационно-трофических механизмов. А. В. Кузнецова, например, приводит убедительные данные о зависимости формы пневмонии и особенностей течения ее от степени гипотрофии. По наблюдениям автора, тяжелое течение пневмонии при гипотрофии I степени отмечено у 54,3% детей, II степени – у 74,1%, III степени (или атрофии) – у 100% больных. С таким же постоянством отмечались и рецидивы пневмонии. При гипотрофии I степени они наблюдались в 11,6%, II степени – в 28,9%, III степени – в 55,6% случаев. Это же подтверждают и наши данные. Из числа детей с тяжелой пневмонией (717) в 32,1% случаев заболевание развилось на фоне гипотрофии, причем в 19,4% – на фоне гипотрофии II и III степени. Пневмонии могут протекать двояко: с малосимптомными проявлениями (особенно при гипотрофии II и III степени) и с отчетливыми клиническими симптомами. Чем тяжелее степень гипотрофии, тем малосимптомнее протекает пневмония. На первый взгляд, состояние ребенка как будто не нарушено, однако при тщательном осмотре можно обнаружить незначительно выраженный цианоз вокруг рта, который почти не заметен на общем серовато-землистом фоне кожи лица. Резко ухудшается аппетит, больной становится апатичным, что имитирует мнимое благополучие. Температура зачастую остается нормальной или даже ниже нормы, хотя у некоторых детей иногда отмечаются эпизодические незначительные подъемы ее. Одышка может быть выражена незначительно. У некоторых детей бывает частый короткий кашель. Физикальные изменения в легких, как правило, скудные. Перкуторный звук почти не изменен. Только при непосредственной осязательной перкуссии удается определить (паравертебрально, в нижних отделах легких) едва уловимое укорочение звука. Лишь при внимательной аускультации изредка на глубине вдоха можно услышать скудные мелкопузырчатые хрипы. Со стороны сердца – приглушенность тонов, замедление пульса. Конечности холодные. Рентгенологически обнаруживается понижение прозрачности легких. В периферической крови изменения не выражены. Ребенок худеет, возможно присоединение рвоты, жидкого стула. В терминальной стадии повышается температура до 40°, появляются судороги и может наступить смерть. При малосимптомном течении пневмонии у детей с гипотрофией большое значение приобретает микросиптоматика: потеря аппетита, нарушение кривой массы, понижение тургора ткани, наличие опрелостей, молочницы. Решающим в исходе заболевания является своевременное выявление пневмонии.
Гипотрофия относится к числу эндогенных факторов, обусловливающих формирование хронической пневмонии, что было подчеркнуто при разработке проекта классификации хронических легочных заболеваний. В литературе имеются указания на особо тяжелое и рецидивирующее течение пневмоний, иногда приобретающих хроническую форму, у детей с расстройствами питания. Автор приводит убедительные данные о зависимости формы пневмонии и особенностей течения ее от степени гипотрофии.
Следует особо остановиться на роли гипотрофии в развитии пневмонии. Разрабатывая на протяжении ряда лет вопросы этиологии и патогенеза пневмоний у детей раннего возраста, М. С. Маслов рассматривал состояние больных гипотрофией, нередко сочетающейся с рахитом, как преморбидное, предпневмоническое. В основе патогенеза пневмоний, кроме ателектаза, он видел сосудодвигательные расстройства или кровенаполнение легких.
В чем сущность преморбидного состояния детей, больных гипотрофией, что делает их склонными к заболеванию именно пневмонией с тяжелым, затяжным и часто рецидивирующим течением? Чем обусловлена тяжесть болезни? Ответы на эти вопросы следует искать прежде всего в особенностях макроорганизма. Не отрицая значения инфекционного агента в возникновении пневмонии у детей с гипотрофией, следует главную роль отвести иммунобиологическим свойствам организма больного, если учесть, что эти дети, бесспорно, менее защищены в иммунологическом аспекте.
Исследование функциональных особенностей организма у этой категории больных показало выраженные нарушения основных жизненно важных функций (дыхания, сердечно-сосудистой системы, терморегуляции), глубокие изменения обменных процессов и снижение реактивности. Рассматривая состояние этих детей как предпневмоническое, надо думать, что суть его заключается не только в общем ослаблении организма, которое может привести к любому заболеванию, но и, прежде всего, в поражении системы дыхания. В возникновении пневмоний у детей с гипотрофией первостепенное значение имеют именно нарушения дыхания и связанных с ним окислительных процессов. В результате наряду со снижением оксигенации артериальной крови и, следовательно, с развитием гипоксемии усиливаются гликолитические процессы как компенсаторная реакция для поддержания энергетического баланса. Вследствие усиления анаэробных процессов накапливается большое количество конечных продуктов гликолиза (молочная кислота), не безразличных для организма. Лактацидемия усиливает обменные нарушения, которые в свою очередь увеличивают морфологические изменения в легких, еще более ухудшая диффузию газов.
Для нейтрализации недоокисленных продуктов аэробного и анаэробного обмена и выравнивания ацидотического сдвига в организме этих больных нужен кислород, в котором испытывается недостаток, в связи с чем развиваются компенсаторное учащение дыхания и относительная тахикардия. Развивающаяся гипервентиляция вызывает напряжение и утомление ребенка, который при заболевании уже не располагает резервами для компенсаторного усиления дыхания. Гипоксия при гипотрофии прямо пропорциональна степени ее, так как большие извращения дыхательного цикла отмечаются на поздних этапах гипотрофии (периодическое дыхание). Периодичность дыхания у детей раннего возраста наблюдается и в норме вследствие возрастной незрелости регулирующих центров, но возникновение менее совершенных (в филогенетической характеристике) форм дыхания даже у здорового ребенка А. Пейпер объясняет гипоксией, голоданием и другими причинами, влияющими на высшие центры. Следовательно, логично думать, что подобные нарушения дыхания у детей, больных гипотрофией, во-первых, сами связаны с указанными причинами, а во-вторых, они, несомненно, определяют готовность к воспалению легких и большие поломки при заболевании пневмонией, что обусловливает и более тяжелое течение последней.
Таким образом, нет сомнения в том, что в склонности к пневмонии с тяжелым течением у детей, больных гипотрофией, главенствующую роль играют нарушения в системе дыхания, к числу которых относятся и выявленные нами.
М. С. Маслов пишет: “Преморбидное состояние – это состояние, стоящее на грани между здоровьем и болезнью. Оно не безразлично для организма, и от нашего вмешательства зависит, затихнет оно или перейдет в патологию. Поэтому знание каждым врачом таких преморбидных состояний имеет большое практическое значение. К сожалению, диагностика таких состояний не всегда возможна и мы должны еще долго и упорно работать над ее совершенствованием. Но, с другой стороны, мы уже и сейчас знаем те Условия, при которых создается предрасположение. Правильная профилактика таких преморбидных состояний и заключается в устранении этих условий из окружения ребенка”.
В свете сказанного понятно, что прогноз при гипотрофии зависит от тяжести ее. При I степени прогноз благоприятный. Гипотрофия II степени успешно излечивается, но для этого требуется определенное время. Самый тяжелый прогноз у детей с III степенью гипотрофии, при которой необходимо более длительное лечение (2-3 месяца) и успеха удается достичь только в 75-80% случаев. Обычно при этой степени гипотрофии дети погибают от сопутствующих заболеваний или от самой гипотрофии, если она доходит до необратимой токсико-септической фазы.
Читать далее о Лечении гипотрофии
Женский журнал www.BlackPantera.ru:
Лидия Тимошкина
Еще по теме:
Источник