Особенности методики лг при острой и хронической пневмонии

Особенности методики лг при острой и хронической пневмонии thumbnail
ЛФК Пост. режим, 3-5дней Платный режим, 5-9 дней Свободный режим, 10-12 дней
Средства ФУ, ДУ, массаж ФУ, ДУ, воздушные ванны, массаж ФУ, природные факторы, массаж, механотерапия
Формы УГГ(5-7м), ЛГ (10-15м) УГГ (8-10м), ЛГ (15-20м), д. ходьба УГГ (10-15м), ЛГ (20-25м), самост. занятия, ходьба по ступеням, д. ходьба
Методы Инд., малогрупповой Инд., малогрупповой Малогрупповой
ИП Лежа на спине и боку, сидя Лежа на спине и боку, сидя и стоя Сидя и стоя
ЛГ 1.ФУ для мелких и средних мышц конечностей
2.повороты и наклоны туловища (для рассасывания спаек)
3.статические ДУ
4.ГУ/ДУ 1/2, 1/1
1.ФУ для верхнего плечевого пояса и верхних конечностей, ДУ
2.ГУ с палкой и медицинболом 4-6 раз
3.ФУ для мелких мышц в быстром темпе; для средних и крупных в медленном темпе
4.ГУ/ДУ 1/1, 1/2
1.ФУ для всех групп мышц, с различными предметами и снарядами
2.ФУ у гимнастической стенки, наклоны, повороты туловища
3.подвижные игры
4.ГУ/ДУ 1/2, 1/3
Массаж Конечностей, грудной клетки Плечевого пояса, ног и грудной клетки Плечевого пояса, ног и грудной клетки

В поликлинических и санаторных условиях следует постепенно расширять двигательный режим, увеличивая интенсивность ОРУ. В зависимости от клинических проявлений используют специальные упражнения – на увеличение подвижности грудной клетки, укрепление дыхательной мускулатуры и брюшного пресса, упражнения, формирующие правильную осанку. В санаторных условиях можно включать в занятия спортивные упражнения (греблю, ходьбу на лыжах, легкоатлетические упражнения), игры (волейбол, бадминтон, теннис) и сочетать их с закаливанием.

Бронхоэктатическая болезнь – заболевание, которое характеризуется регионарным расширением бронхов. Расширенные бронхи изменяют свою форму и становятся:

а) цилиндрическими;

б) мешотчатыми (кистообразными);

в) веретенообразными;

г) смешанными.

Такие измененные бронхи и носят название бронхоэктазов. Структурировано измененные бронхи имеют изъязвленную слизистую оболочку, к которой присоединяется деструкция хрящевой и мышечной ткани с последующим замещением соединительной тканью, что ведет к образованию рубцов, снижению эластичности и нарушению дренажной функции бронхов.

Этиология:

1. врожденное недоразвитие (гипоплазия) доли или сегмента легкого;

2. приобретенное в результате осложнений бронхитов, пневмоний, кори и коклюша у детей, токсического поражения бронхиального дерева, обструкции (при наличии рубцов или опухоли).

Симптомы заболевания:

  • выделение огромного до 500мл мокроты, преимущественно в утренние часы, мокрота имеет трехслойную структуру (при стоянии распадается на три слоя) с прожилками крови и характерным зловонным запахом;
  • повышение температуры, изменения функций ЦНС.

Задачи ЛФК:

  • общее укрепление организма;
  • содействие выделению мокроты;
  • улучшение трофики легких и внешнего дыхания.

Особенности методики ЛФК.

В занятия ЛГ на фоне ОРУ необходимо включать упражнения, направленные на увеличение подвижности грудной клетки, тренировку дыхания с удлиненным выдохом, активизацию диафрагмального дыхания.

Усиливать воздействие на органы дыхания следует постепенно, исключая чрезмерно форсированные ДУ. При наличии плевральных спаек применяют упражнения, направленные на их растягивание. Для усиления выделения мокроты рекомендуется использовать дренажные ИП, те располагать больного так, чтобы пути оттока мокроты по бронхам были ниже бронхоэктазов (например, на наклонной под углом 10—15° кушетке головой к опущенному концу), В этих же целях можно использовать ИП лежа на спине, на животе, на боку без подушки (с приподнятой ножной частью кровати на 20—З0 см), упор стоя на коленях. Выбор ИП зависит от расположения бронхоэктазов. В процессе занятий ФУ необходимо наблюдать за общим самочувствием больных, реакцией пульса, дыхания, изменением ЖЕЛ.

Эмфизема легких– патологический процесс в легких, характеризующийся повышенным содержанием воздуха в легочной ткани, расширением альвеол и истончением перегородок. В результате наблюдаются дефекты и разрывы легочной ткани, снижение эластичности волокон. В основе патогенеза лежит увеличение остаточного объема в 2-3 раза. Развитие эмфиземы возможно:

1. при увеличении внутрибронхиального и альвеолярного давления, что приводит к вздутию легких (оперные певцы, стеклодувы);

2. при изменении эластичности ткани (бронхоэктатическая болезнь и др.);

3. при нарушении подвижности грудной клетки (дефекты осанки, сколиоз).

Этиология:

· первичное поражение – редко встречаемое, генетически детерминированное, связано с врожденной недостаточностью фермента (ά 1—антитрипсин);

· вторичное поражение – на фоне других заболеваний легких (бронхиты, пневмонии и др.);

· у пожилых людей (старческая эмфизема).

В результате развития патологического процесса снижается альвеолярная вентиляция, что приводит к гипоксемии, развитию дыхательной, а затем сердечно-сосудистой недостаточности.

Симптомы заболевания:

· одышка, сопровождающаяся затрудненным выдохом;

· сплюснутость лица;

· из-за увеличения объема легких и малой подвижности диафрагмы форма грудной клетки становится бочкообразной;

· кашель, явления бронхоспазма.

Задачи ЛФК:

· повышение эластичности легких;

· сохранение подвижности грудной клетки;

· поддержание состояния компенсации сердечно-сосудистой системы в целом;

· формирование правильной осанки.

Особенности методики ЛФК.

В занятие ЛГ включаются ОРУ для всех групп мышц, выполняемые в среднем и медленном темпе. Обязательным является выполнение ДУ статического и динамического характера, направленные на увеличение подвижности грудной клетки, укрепление мускулатуры выдоха, развитие диафрагмального дыхание, овладение механизмом дыхания с удлиненным выдохом. Эти упражнения уменьшают количество остаточного выдоха, улучшают газообмен, облегчают работу сердца.

При эмфиземе легких, осложненной сердечной недостаточностью, ЛФК назначают в период выраженного уменьшения застойных явлений. В занятия включают упражнения, выполняемые с малой нагрузкой (движения в дистальных отделах конечностей), в медленном и среднем темпе, в ИП с приподнятым туловищем. Эти упражнения направлены на улучшение периферического кровообращения. Кроме того, включают упражнения, обеспечивающие дозированный венозный приток к сердцу (ритмичные движения конечностями, выполняемые с неполной амплитудой в медленном темпе). Движения необходимо чередовать с паузами для отдыха и ДУ с удлиненным выдохом. Используются также упражнения в расслаблении мышц, улучшении осанки (корригирующие) и увеличении подвижности позвоночного столба. Большая нагрузка не рекомендуется

При улучшении состояния больных и повышении их приспособляемости к физическим нагрузкам двигательный режим расширяется. Добавляют движения, охватывающие большие мышечные группы. Упражнения проводятся из ИП лежа, сидя и стоя, постепенно увеличивается расстояние в дозированной ходьбе.

Бронхиальная астма – хроническое заболевание аллергической природы, характеризующееся повторными приступами экспираторной одышки, вызванной аллергической реакцией в тканях бронхиального дерева (спазм бронхов, отек и гиперсекреция). Обязательным признаком болезни является приступ удушья и (или) астматический статус. Астматический статус определяется, как опасная для жизни, нарастающая бронхиальная обструкция с прогрессирующими нарушениями вентиляции и газообмена в легких, которая не купируется обычно эффективными у данного больного лекарственными средствами.

Общепринятой классификации бронхиальной астмы не существует, но чаще всего используют классификацию А.Д. Адо и П.К. Булатовой по которой выделяют инфекционно-аллергическую астму и атопическую астму, с рядом клинико-патогенетических вариантов (аутоиммунный, дисгормональный, нервно-психический и др.). Считается, что лица, страдающие атопической астмой, имеют наследственный характер заболевания. В возникновении инфекционно-аллергической астмы играют роль неинфекционные (домашняя пыль, пыльца растений и др.) и инфекционные (бактерии, вирусы, грибы) аллергены.

Стадии заболевания:

Предастма – хронические неспецифические заболевания легких с приступами бронхоспазма.

І стадия – сопровождается развитием дыхательной недостаточности (чаще всего на фоне хронических бронхитов или пневмоний).

ІІ стадия – дыхательная недостаточность, сердечная недостаточность, формирование легочного сердца, наличие астматического статуса.

Задачи ЛФК:

· нормализация функций ЦНС;

· снятие бронхоспазма;

· развитие полного дыхания с тренировкой выдоха;

· увеличение силы дыхательных мышц и подвижности грудной клетки;

· нормализация внешнего дыхания;

· формирование правильной осанки;

· улучшение крово – и лимфообращения.

Формы ЛФК: ЛГ, УГГ, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

Особенности методики ЛФК:

ЛГ назначается в периоды стихания приступов, при улучшении общего состояния больного, когда нет выраженных явлений недостаточности кровообращения. Курс делится на подготовительный и тренировочный периоды.

В подготовительный период (2-3 дня) происходит ознакомление больного со специальными упражнениями, восстановление правильного дыхания, изучение методистом функциональных возможностей пациента.

В тренировочный период включается дыхательная гимнастика, снижающая минутный объем дыхания (МОД), звуковая гимнастика, массаж и легкие гимнастические упражнения.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. В занятиях используются ОРУ; специальные упражнения для увеличения подвижности грудной клетки; ДУ, обеспечивающие восстановление полноценного дыхания и формирующие умение больных управлять дыхательным актом. Особое внимание следует обращать на тренировку удлиненного выдоха, диафрагмального дыхания и на укрепление мышц брюшного пресса для улучшения фазы выдоха.

Методика произвольного снижения МОД (по В.В. Гневушеву). В начале обучения осваивают в большей степени навык «полного» дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначается термином дыхательный интервал» (ДИ), например, ДИ (2:4). Обучение этому режиму дыхания преследует цели: а) увеличение дыхательного объема (ДО) в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД.

При обучении методике произвольного снижения МОД необходимо соблюдать следующие условия:

• вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности небольшого его продолжения;

• выдох через нос полный произвольный или непроизвольный;

• исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание.

Тренировка строится по следующей схеме: ДИ (2:4)—ДИ (3:4)—ДИ (4:4)—ДИ (6:4)—ДИ (8:3) и т.д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с движением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

Звуковая гимнастика (ЗГ) включает специальные упражнения, связанные с произнесением звуков: вначале «закрытый стон» — «мым» и очистительный выдох — «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол.

По силе воздушной струи согласные делятся на три группы:

• наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц трудной клетки и диафрагмы;

• средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з;

• наименьшей интенсивностью — звуки м, к, л, р.

Цель ЗГ — выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха, равное 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходят наиболее полный газообмен в альвеолах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха — более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий, рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение ДУ и ОРУ 1:1; исходные положения — сидя и стоя. ЛГ рекомендуется сочетать с массажем грудной клетки и мышц надплечья.

Санаторно-курортный период включает ЛГ, климатотерапию, аутогенную тренировку, воздействие солнечных ванн, закаливание массаж.

Плеврит– воспаление листков плевры, покрывающих легкие, внутреннюю часть грудной клетки, диафрагму и органы средостения. Кроме органов дыхания в патологический процесс может быть вовлечено сердце, органы пищеварения, печень. Как правило, плеврит развивается вторично на фоне пневмонии, опухолевых и ревматических процессов, при коллагенозах, постинфарктном синдроме. Выделяют:

  • сухой (фиброзный) плеврит, чаще возникает как следствие воспалительной реакции. Характеризуется утолщением листков плевры, их отечностью и гиперемией, выпадением фибриновых нитей с небольшим количеством экссудата. Из симптомов заболевания чаще встречается боль в пораженной стороне, которая усиливается при дыхании, кашле, натужном сморкании, шум трения плевры.
  • Экссудативный (выпотной) плеврит протекает с выпотом в плевральную полость жидкости (экссудата). Экссудат может быть серозно-фиброзным, геморрагическим, гнойным или смешанным. Для выпотного плеврита характерно наличие одышки, цианоза, больные принимают вынужденное полусидячее положение, грудная клетка занимает инспираторное положение с выбуханием грудной стенки на больной стороне, ощущение болезненности при дыхании.
  • Гнойный плеврит развивается как осложнение абсцесса, туберкулеза или ранения легкого, является формой экссудативного плеврита.

К ЛФК приступают при снижении температуры, улучшении общего самочувствия, снижении количества экссудата.

Задачи ЛФК:

  • улучшение крово – и лимфообращения;
  • восстановление подвижности легких и правильного механизма дыхательного акта;
  • предупреждение сращений и спаечного процесса;
  • общее укрепление организма.

Источник

ЛФК при пневмонии является эффективным методом в борьбе с недугом. Специально разработанные комплексы занятий позволяют значительно сократить срок выздоровления и уменьшить период реабилитации.

Польза ЛФК при пневмонии

Легкая гимнастика при пневмонии благотворно влияет на пораженные органы. Такие упражнения позволяют достичь следующего эффекта:

  • уменьшить риск развития осложнений после перенесенного заболевания;
  • улучшить работу дыхательных путей;
  • избежать легочной недостаточности;
  • помочь регенерации ткани легких;
  • вывести мокроту и токсины из воспаления;
  • улучшить циркуляцию крови;
  • нормализовать дыхание;
  • снять спазмы бронхов;
  • убрать воспалительный процесс;
  • восстановить вентиляцию легких.

Основные правила выполнения занятий

Чтобы ЛФК эффективно помогло при пневмонии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • при острой форме воспаления выполнять упражнения только с разрешения лечащего врача;
  • начинать занятия следует с минимальной нагрузки;
  • не следует выполнять ЛФК при легочной недостаточности, повышенной температуре и признаках интоксикации организма;
  • нагрузку на легкие увеличивать нужно постепенно;
  • не стоит перенапрягаться при выполнении гимнастики.

Обратите внимание! Чрезмерные физические нагрузки при пневмонии могут привести к ухудшению состояния больного.

Комплекс упражнений

Рассмотрим примерные комплексы занятий ЛФК для взрослых и детей.

Для взрослых

Гимнастика в период болезни

  1. Садимся на стульчик. Восемь раз чередуем глубокие вдохи с неглубокими. Потом  руки разводим в стороны и в спокойном ритме выполняем шесть раз. Затем 12 раз ходьба на месте, дыхание при этом произвольное.
  2. Встаем, плечи при этом должны быть расслаблены. Спокойно ходим по комнате две минуты, дышим в произвольном ритме. После этого руки поднимаем и на каждом глубоком вдохе руки поворачиваем в стороны. Осуществляем шесть раз. Встаем на носки восемь раз, дышим в произвольном ритме.
  3. Положение то же. Семь раз наклоняемся вперед и достаем ладошками до кончиков пальцев. Дышим произвольно.
  4. Садимся на стул. Поочередно поднимаем и опускаем руки 6 раз, дышим при этом поверхностно. Затем 10 раз сжимаем одновременно пальцы рук и ног, дыхание с каждым сжатием замедляем.

Гимнастика после выздоровления

  1. Сидя на стуле, дышим глубоко с замедлением на каждом выдохе. Повторяем 5 раз.
  2. Положение то же. Десять раз выполняем ногами вращение, имитируя езду на велосипеде. Дышим глубоко.
  3. Ходьба на месте две минуты, ноги при этом должны быть на ширине плеч. Потом к ногам добавляем поднимание рук вверх и в стороны. Выполняем две минуты, дышим глубоко.
  4. Упражнение делается возле гимнастической лестницы. Поворачиваемся к ней боком, одна рука на перекладине. Наклоняемся шесть раз к лестнице, поднимая при этом свободную руку. Дышим в произвольном ритме.

Для детей

ЛФК при пневмонии у детей проводят по методу Стрельникова, такой лечебный комплекс упражнений особенно нравиться детям, поскольку каждое упражнение имеет свое название, также его можно иллюстрировать картинками для лучшего запоминания.

  1. Ладошки. Данное движение является разминочным, его выполняют для того, чтобы подготовить организм ребенка к ЛФК. Малыш делает 4 быстрых вдоха через нос, выдох осуществляется медленно для расслабления мышц живота и груди. При выполнении необходимо согнуть руки в локте и на каждом вдохе сжимать кулаки.
  2. Погончики. Руки сжаты в кулаки на животе. Ребенок делает восемь резких, коротких вдохов, на каждом из них руки резко опускают вниз. Затем пять секунд передышки, и снова повторяем занятие.
  3. Насос. Движение похоже на предыдущее. Тоже делается восемь вдохов, только вместо разгибания рук необходимо наклониться и достать ладошками до кончиков пальцев на ногах, такое движение осуществляется на каждом выдохе.

    Важно! Родителям при выполнении этого задания следует обратить внимание на противопоказания: частые приступы головокружения, патологии позвоночника, опущение внутренних органов, повышенное внутричерепное давление.

  4. Кошка. Делается стоя, ноги при этом вместе. При каждом вдохе ребенок приседает, поворачивая туловище вправо и влево попеременно. Выполняется восемь раз, передышка, снова восемь раз.
  5. Обними себя за плечи. Также делается 8 дыхательных движений, на каждом малыш обнимает себя за плечи. Руки при этом нужно держать параллельно.
  6. Маятник. Делается стоя, при этом верхние конечности обхватывают плечи. Выполняются дыхательные движения, тело ребенка при этом должно покачиваться попеременно влево, вправо, вперед, назад. Осуществляется шесть раз.
  7. Ушки. Движение аналогичное предыдущему, только вместе с покачиваниями в сторону выполняются наклоны головы. Повторить шесть раз.
  8. Перекат. Делается восемь дыхательных движений (вдох, выдох), при этом необходимо на выдохах переносить вес с одной ноги на другую.

ЛФК, применяемая при пневмонии, в первые сутки после выздоровления состоит из первых трех упражнений. Во избежание головокружения у малыша, их можно выполнять сидя.

Затем по мере восстановления и учитывая состояние ребенка, по одному добавляются остальные движения. Целью выполнения гимнастики в такой период является восстановление дыхания после недуга.

 Противопоказания

Рассмотрим противопоказания для осуществления ЛФК:

  • не прорвавшийся абсцесс в легких;
  • заболевания сердечнососудистой системы;
  • астма;
  • дыхательная недостаточность;
  • кровохарканье;
  • высокая температура;
  • патологии психического характера;
  • наличие жидкости в плевре;
  • ателектаз легкого.

ЛФК при пневмонии является одним из наиболее эффективных методов терапии. Гимнастику необходимо в таком случае применять в комплексе с медикаментозным лечением физиотерапией. Если следовать всем рекомендация врача, то при помощи лечебной физкультуры можно значительно ускорить выздоровление и уменьшить реабилитационный период.

Обратите внимание! Информация предоставляется с целью ознакомления и дает общее понимание о проблемах со здоровьем. Не занимайтесь самолечением! При первых симптомах и признаках заболевания обратитесь к медицинскому специалисту.

Наверх ↑

Источник