Оказание первой помощи при ожогах для детского сада

Оказание первой помощи при ожогах для детского сада thumbnail

Ирина Чернышова
Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»

Пояснительная записка к НОД.

•Позиция педагога: дошкольное детство – важный период, когда дети осваивают правила поведения в социуме и, в том числе, правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Кроме того, у старшего дошкольника активно формируются предпосылки к логическому мышлению и знаково-символическая функция головного мозга. На мой взгляд, важно не просто сформулировать правило, но и помочь детям разобраться в свойствах объектов и явлений, лежащих в его основе. Воспроизводство правил в виде знаков помогает более осознанному их запоминанию и выполнению. Результат продуктивной деятельности данного занятия – памятка – способствует формированию единых требований к поведению ребенка в опасных бытовых ситуациях, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

•Тема НОД: «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»

•Образовательные области: познание, безопасность, здоровье.

•Цель: уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах.

•Задачи:

Образовательные

• продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения;

• активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья;

• уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.

Развивающие

• развивать умения делать выводы и умозаключения;

• развивать произвольность поведения;

• закреплять умение действовать по заданному алгоритму.

Воспитательные

• формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности детей;

• воспитывать сочувствие и внимательное отношение к себе и к окружающим.

•Место мероприятия: групповое помещение.

•Тип: углубленно-познавательное

•Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска (экран, лист бумаги формат А-4 сложенный втрое, простые и красные карандаши по числу детей.

Содержательная часть:

Конспект НОД

Номер слайда Деятельность воспитателя Деятельность детей

Слайд 1 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану, сообщает, что доктор Айболит пришел к ним в очередной раз и сегодня снова даст им свои советы, но сначала просит ребят отгадать его загадки. Рассаживаются полукругом перед экраном для просмотра презентации, настраиваются на отгадывание загадок.

Слайд 2

Загадывает загадку:

«Из горячего колодца

Через нос водица льется». Отгадывают загадку.

(чайник)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 3

Загадывает загадку:

«Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен». Отгадывают загадку.

(огонь)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 4

Загадывает загадку:

«В полотняной стране

По реке простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать». Отгадывают загадку.

(утюг)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 5 Воспитатель предлагает детям посмотреть на все три отгадки и подумать, что их объединяет (почему они заключены в красные круги).

Подводит детей к выводу, что красный круг – предостережение об опасности.

Предлагает детям высказать свое предположение, чем опасны эти три предмета.

Просит детей вспомнить, какие предметы домашнего обихода могут так же привести к ожогам. Дети рассуждают и приходят к выводу, что красный цвет, предупреждает об опасности.

Излагают свои предположения.

(можно обжечься)

Возможные ответы детей:

(газовая плита, включенный утюг, розетка и т. д.)

Слайд 6-7

Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает детям игру «Четвертый лишний». На экране 4 картинки иллюстрирующие опасные бытовые ситуации. Предлагает детям выбрать ситуацию, которая опасна, но не приводит к ожогу. Дети рассматривают картинки, называют ту, которая по их мнению лишняя и объясняют свой выбор.

Слайд 8 Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает обратную игру: из 4 опасных ситуаций выбрать ту, которая приведет к ожогам. Дети рассматривают картинки, выбирают нужную ситуацию, объясняют свой выбор.

Слайд 9

Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши -Доктор Айболит спрашивает, знаете ли вы, как оказать помощь, пострадавшему, который получил ожог.

Выслушивает ответы детей, рассказывает им о том какую помощь необходимо оказать человеку, получившему ожог (на основе презентации). Ответы детей.

Дети слушают и рассматривают картинки.

Слайд 10 Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши – Доктор Айболит знает, что ожог дети могут получить не только дома, но и в детском саду, если не будут соблюдать правила. Предлагает детям подумать, в каких ситуациях они могут получить ожог в группе. Дети высказывают свои предположения.

(во время обеда и подготовки к нему)

Слайд 11-13

Переход к слайдам по щелчку мыши последовательно в процессе обсуждения знаков Предлагает детям разработать правила безопасного поведения в группе, которые помогут им избежать ожогов, и записать их с помощью знаков.

Организует беседу, активизирует детей, задает наводящие вопросы. В процессе обсуждения демонстрирует знаки, с помощью которых можно записать правила. Дети предлагают свои варианты правил безопасного поведения и предлагают варианты их записи с помощью знаков.

(Нельзя бегать вокруг накрытых столов, подходить близко к младшему воспитателю, который накрывает на стол или несет кастрюли с пищей и т. д.)

– – Доктор Айболит приготовил для вас памятки для правил, но они пока пустые. Предлагает детям перейти к столам, где приготовлены бумага и карандаши и зарисовать, по одному из трех правил, на каждой части сложенной втрое бумаги. Организует самостоятельную деятельность детей по зарисовке знаков в свои памятки по безопасности. Дети делают зарисовки знаков в свои памятки.

Слайд 14 Предлагает детям объединиться в пары и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Поручает дежурным собрать памятки для проверки Айболитом и объясняет, что Доктор на всех правильно заполненных памятках поставит свою печать.

Обмениваются памятками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Собирают памятки.

Переход к игровой деятельности

После проведения НОД оценивает работу детей, приклеивая печати в памятки. (Приложение)

Использованные ресурсы:

1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О. М. Дьяченко. – М,: Гном-пресс, 1999.

2.Иллюстрации к презентации: https://images.yandex.ru/

Источник

Оказание первой помощи при ожогах для детского сада 

Ожог – повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). Различают 4 степени ожога: покраснение кожи, образование пузырей, омертвение всей толщи кожи, обугливание тканей. Тяжесть ожога определяется величиной площади и глубиной повреждения тканей. Чем больше площадь и глубже повреждение тканей, тем тяжелее течение ожога.

Действия при термическом ожоге 

·         устраните причину ожога, обеспечьте безопасность пострадавшего и свою собственную;

·         удалите остатки сгоревшей одежды (не отрывайте плотно прилипшие части одежды с пораженных мест);

·         по возможности охладите обожженный участок тела под проточной водой в течение 10-15 минут. Нельзя прикладывать к ожогу лед.

·         закройте пораженный участок стерильной или чистой повязкой, используя ее в качестве покрывала – она должна лишь касаться тела. Ни в коем случае не используйте вату, так как она прилипнет к пораженному участку

·         обильно напоите пострадавшего солевой минеральной водой или содово-соленым раствором (1 чайная ложка соли и 1 чайная ложка соды на 1 литр воды);

·         дайте пострадавшему любые обезболивающие таблетированные средства, 1-2 таб. Нельзя давать пострадавшему алкоголь;

·         при ожогах конечностей проведите иммобилизацию (временное обездвижение пораженного участка тела);

·         при ожогах глаз промывайте их водой 5-10 минут;

·         в холодное время согрейте пострадавшего.

Нельзя при ожоге использовать масла и мази. Нельзя вскрывать пузыри, так как таким образом можно занести инфекцию.

Существует множество классификаций ожогов, большая часть из них основана на клиническом течении и тактике врача при той или иной ожоговой травме. Две наиболее распространённые и наглядные классификации – по глубине поражения и по типу повреждения.

Клинико-морфологическая классификация

Ожог первой степени. Поражается верхний слой ороговевающего эпителия. Проявляется покраснением кожи, небольшим отёком и болью. Через 2-4 дня происходит выздоровление. Погибший эпителий слущивается, следов поражения не остаётся.

Ожог второй степени. Повреждается ороговевающий эпителий до росткового слоя. Формируются небольшие пузыри с серозным содержимым. Полностью заживают за счёт регенерации из сохранившегося росткового слоя за 1-2 недели.

Ожог третьей степени. Поражаются все слои эпидермиса и дерма.

Третья А степень. Частично поражается дерма, дном раны служит неповреждённая часть дермы с оставшимися эпителиальными элементами (сальными, потовыми железами, волосяными фолликулами). Возможно самостоятельное восстановление поверхности кожи, если ожог не осложнится инфекцией и не произойдёт вторичного углубления раны.

Третья Б степень. Тотальная гибель кожи до подкожно-жировой клетчатки.

Ожог четвертой степени. Гибель подлежащих тканей, обугливание мышц, костей, подкожно-жировой клетчатки.

Первая помощь при отравлении угарным газом

Угарный газ — это ядовитый газ, невидимый и не имеющий запаха. Человек может погибнуть от него в течение нескольких минут. Токсическое действие угарного газа основано на том, что, попадая в организм человека, он связывается с гемоглобином крови прочнее и в 200—300 раз быстрее, чем кислород, блокируя процессы транспортировки кислорода и блокируя передачу кислорода тканевым клеткам, что приводит к кислородному голоданию.

Угарный газ входит в состав дыма при пожаре и является одним из наиболее токсичных продуктов горения.

Симптомы отравления угарным газом: головная боль, удушье, стук в висках, головокружение, боли в груди, сухой кашель, тошнота, рвота, зрительные и слуховые галлюцинации, повышение артериального давления, двигательный паралич, потеря сознания, судороги

Действия при отравлении угарным газом

·         При отравлении угарным газом нужно вызвать врача

·         В легких случаях отравления нужно дать пострадавшему понюхать нашатырный спирт на ватке, выпить кофе или крепкий чай

·         Чтобы помочь тем, кто потерял сознание, нужно вынеси их на свежий воздух, освободить от стесняющей дыхание одежды, облить голову холодной водой. Можно влить в рот воды с несколькими каплями нашатырного спирта.

·         Если угоревший дышит тяжело, с усилиями, сделайте искусственную вентиляцию легких. Продолжайте, пока пострадавший не придёт в чувство.

·         Уложите пострадавшего в постель в незадымленном помещении, напоите чёрным кофе, согрейте грелками.

·         Удерживайте внимание пострадавшего, заставьте его говорить (петь, считать). Не позволяйте ему забыться в течение часа.

ОНДПР Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России

по г. Санкт-Петербургу

Источник

Первая помощь при ожогах у детей – это перечень последовательных действий, который оказывается в случае повреждения тканей в организме в результате воздействия электрического тока, некоторых химикатов или высокой температуры. Согласно статистике, каждый третий пациент в ожоговом отделении – ребенок. По сравнению со всеми хирургическими пациентами доля больных детей составляет 8,5%. В результате подобных повреждений ребенок может остаться инвалидом или погибнуть. Важно вовремя начать лечение.

ребенок и газовая плита

Каким ожогам чаще всего подвержены дети

Согласно данным статистики, специалисты возводят данный вид повреждений в приоритет и заставляют пристально следить за факторами, провоцирующими ожог.

По механизму развития ожоговые травмы разделяют на:

  • солнечные – поражения в результате длительного нахождения на солнце;
  • электрические – от удара током;
  • химические – развиваются при контакте с кислотами или щелочами;
  • термический – вызван воздействием горячей жидкости, открытого огня и нагретого предмета.

В 70 случаях из 100 у детей наблюдается солнечный ожог. На втором месте находятся поражения термического характера – это 20-25 обращений. Электрические ожоги встречаются у 5-10 детей из сотни.

Чаще всего страдают дети в возрасте 1 – 3 года.

Что является причиной данной термической травмы? Это кипяток или другая горячая жидкость, пролитая на ручку, ножку или тело, горячий утюг, плита, духовой шкаф, газовая кухонная плита или другие раскаленные предметы.

бинтуют ожог на руке

Электрические повреждения возникают в результате неисправности электроприборов или розеток. Часто дети случайно касаются оголенных проводов, оставленных без присмотра в момент ремонта.  Нередко тяжелые повреждения с летальным возникают после игр на подстанциях и трансформаторных будках.

Малая доля приходится на химические поражения. Произойти они могут при неаккуратном обращении с агрессивной бытовой химией, кислотами, щелочами. Малыши могут перепутать уксус с водой и выпить его. Это опасно, так как возникает тяжелый ожог пищевода, кишечная непроходимость и другие опасные последствия.

Также часто дети могут обжигаться растениями, растущими на садовых участках: крапива, борщевик. Они не опасны, но, отправляясь в сад, обследуйте его территорию.

Оказание первой помощи при ожогах ребенку

Детский травматизм связан с тяжелыми последствиями. Он может испортить дальнейшую жизнь, оставив уродливые рубцы, а обожженные ткани теряют эластичность. Это заставляет ребенка испытывать физический и психический дискомфорт. Поэтому, с целью исключения тяжелых последствий, первая помощь при ожоге маленькому ребенку должна оказывать правильно и современно.

Термические ожоги

Утюг, плита и кипяток – самые частые причины ожоговых повреждений у малышей. Для глубокого поражения достаточно воздействия жидкости температурой 70 градусов на протяжении всего 1 секунды.

Что необходимо делать в первые минуты?

  1. Прекратить влияние термического агента.
  2. Снять мокрую одежду с тела.
  3. Охлаждать поврежденный участок холодной водой или льдом на протяжении 15 минут. При этом следует учитывать вероятность обморожения. При тяжелых ожогах – продолжать охлаждение до прибытия медиков.
  4. Дать болеутоляющий препарат.
  5. Наложить на рану салфетку из хлопчатобумажной ткани.
  6. В случае необходимости обратиться в больницу.

Данный алгоритм разрешен только при ожогах 1 или 2 степени.

Образовавшийся волдырь нельзя покалывать, закрывать пластырем или смазывать кремами. Лечение, в таких случаях, назначается только врачом.

Помощь при химических ожогах

В данном случае действуйте быстро, так как это один из самых опасных видов травм.

Что необходимо делать?

  1. Найти источник и ликвидировать его.
  2. Если химическое вещество попало на вещи – быстро снять их.
  3. Обожженная рана промывается под краном с холодной водой.
  4. Немедленно вызвать врачей.

Нельзя промывать ожоги, вызванные воздействием соединений алюминия, извести или серной кислоты.

При ожогах пищевода у детей первую помощь оказывают медицинские специалисты. Старайтесь уберечь ребенка от рвоты, желудок необходимо промывать только зондом.

ребенок обжегся кипятком

Если химикаты попали на слизистую глаза, их промывают, направляя струю от внутреннего края глаза к наружному. Запрещено прикасаться и протирать поврежденные ткани.

Доврачебная помощь при электрическом ожоге

Пока медицинский персонал не приехал, необходимо оказать первую помощь, которая позволит спасти человека:

  1. Первый и самый важный шаг – отключить источник электричества. Для спасения ребенка также можно использовать изделия из резины, пластмассы или дерева.
  2. При потере сознания проверьте пульс и дыхание. Если они отсутствуют, следует начать реанимационные мероприятия – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
  3. Вызвать скорую помощь.
  4. Освободить пораженную зону от одежды и закройте ее чистой салфеткой.
  5. Налейте ребенку теплой воды с 10 каплями седативного средства, в том числе и валерианы.

Солнечный ожог

Обжечься прямыми солнечными лучами легко и часто это происходит из-за того, что малыш увлекается игрой в воде или песке на пляже.

Как помочь ребенку:

  • спрятать в помещении или тени;
  • обнаженные участки закрыть дышащей тканью;
  • дать теплой воды в небольшом количестве;
  • наложить прохладный компресс и смазывать пантенолом.

Эффективные средства для обработки

Оптимальное лечебное воздействие поврежденные участки оказывают антисептики и ранозаживляющие средства, которые можно купить в любой аптеке без рецепта врача. Фармакологическая продукция данных категорий представлена в широком ассортименте, вы можете выбрать любой эффективный спрей, мазь или гель.

Домашний уход за травмой осуществляется при помощи кремов и мазей. Самые популярные – Спасатель, Повидон-йод, Левомеколь, Апполо, Пантенол. Данные средства используются только при незначительных повреждениях. Гели быстрее очищают рану, помогают быстрее слезть некротическим тканям при серьезных повреждениях.

Что нельзя делать при ожогах и дальнейший уход

Важно правильно оказать первую помощь ребенку. Многие взрослые действуют ошибочно и усугубляют положение.

Что запрещено делать:

  1. При ударе током – не двигать ребенка, не удостоверившись в наличии дыхания, пульса и исключения переломов.
  2. Не очищать рану самостоятельно, при помощи нестерильных бинтов.
  3. Не смазывать ожоги сметаной и маслом.
  4. Не накладывать повязку, если не уверены в этом.
  5. Накладывать жгут при кровотечениях необходимо, но только на определенное время. В противном случае кожа отомрет, и рука или нога будут ампутированы.
  6. Не отдирать прилипшую одежду.
  7. Не прокалывать пузыри из-за риска инфекции.

Как действовать в дальнейшем:

  1. Правильно сушить.
  2. Защищать от инфекции.
  3. Снимать воспаление.
  4. Обрабатывать мазями для регенерации.

Ожоговая травма болезненна и опасна и с психологической точки зрения. Она может нанести непоправимый вред здоровью, поэтому важно, чтобы родители умели правильно и своевременно оказывать первую помощь. Приобретению соответствующих навыков способствуют памятки и профилактические беседы. Берегите детей, ограждайте их от опасности.

Статья проверена редакцией

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Источник

1. Общие правила:

1.1. Вызовите «скорую помощь»;

1.2. Убедитесь в том, что ни пострадавшему, ни вам не угрожает опасность;

1.3. По возможности оставьте потерпевшего лежать там, где он находится, пока, его не осмотрят. Если, придётся его перемещать, делайте это с особой осторожностью;

1.4. Если у потерпевшего рвота, положите его на бок, чтобы не задохнулся;

1.5. Если пострадавший не дышит, сделайте ему искусственное дыхание;

1.6. Накройте потерпевшего, чтобы он не замёрз, защитите его от дождя и снега;

1.7. Перевяжите и зафиксируйте травмированный орган;

1.8. Выберите наиболее подходящий способ транспортировки.

2. Потеря сознания:

2.1. Убедитесь в том, что пострадавший потерял сознание;

2.2. Если он без сознания, определите, дышит ли он;

2.3. Если он не дышит, освободите ему носоглотку. Вытяните вперёд его нижнюю челюсть. Наклоните голову назад так, чтобы подбородок был выше носа. Вытяните его язык вперёд, чтобы он не закрывал собой носоглотку.

Если пострадавший не начал дышать, применяйте искусственное дыхание.

Первая помощь при тепловом, солнечном ударе.

У ребёнка, длительное время находящегося в душном помещении или в жаркую безветренную погоду в тени, может произойти тепловой удар; нормальная терморегуляция организма нарушается, температура тела повышается, появляются вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, головная боль, нарушается координация движения. В более тяжёлых случаях дыхание учащается, лицо бледнеет, наступает потеря сознания. То же происходит и при длительном воздействии на непокрытую голову ребёнка прямых солнечных лучей (солнечный удар). При первых признаках теплового или солнечного удара пострадавшего необходимо перевести в тенистое, прохладное место, снять одежду, смочить голову и грудь прохладной водой. При отсутствии дыхания или сильном его ослаблении сделать искусственное дыхание.

Первая помощь при укусах насекомых.

Для детей опасны укусы пчёл, ос, слепней. При укусах возможна только местная реакция, проявляется жгучей болью, покраснением и отёком в месте укуса. Наиболее ярко это выражено при укусе лица и шеи. Особенно опасны и болезненны укусы в глаза и слизистую рта, губы. При этом возможно серьёзное повреждение органов зрения. Отёк, развивающийся при укусах в губы и слизистую рта, может привести к удушью и смерти. Общие симптомы при укусах следующие: озноб, повышение температуры, одышка, головокружение, головная боль, учащение сердцебиения, боли в области сердца, тошнота, рвота, обмороки. При оказании помощи в первую очередь следует удалить жало из места укуса, затем промыть ранку спиртом и положить холод. При развитии удушья ребёнок нуждается в немедленной госпитализации.

Остановка кровотечения.

8.1. Положите потерпевшего так, чтобы рана была выше уровня сердца, если рана на голове или шее, приподнимите голову и плечи;

8.2. Почти любое кровотечение можно остановить, приложив свёрнутую в несколько слоев чистую ткань. Наложите повязку на рану и затяните её покрепче;

8.3. Если кровотечение продолжается, надо прижать артерию к кости выше раны. На руке — посредине между локтем и подмышкой. На ноге – в складке, между торсом и бедром.

Ушибы и ссадины.

Это самый частый вид повреждений, возникающих при ударе о твердый предмет, при падении, неосторожном обращении с игрушкой. Чаще всего встречаются ушибы головы и конечностей. На месте ушиба образуется ссадина или гематома (разрыв кровеносных сосудов). Она обычно может сопровождаться сотрясением мозга: резким побледнением, рвотой, потерей сознания. При этом ребенка направляют в лечебные учреждения. Ушибы и ссадины специального лечения не требуют.

Первая помощь заключается в прикладывании компрессов (холодные) на 5-7 минут. Ссадины, загрязненные землей, промывают раствором марганцовки – слабым или теплой кипяченой водой с мылом, перекисью водорода. Затем поверхность смазывают 3 % раствором йода или зеленкой. Небольшие ссадины оставляют без повязки. Обработка ссадин поможет вам избежать гнойного или воспалительного процесса окружающих тканей.

Раны.

При сильном ударе о край стола или кровати, или при шалости с острыми предметами нарушается целостность кожных покровов и возникает рана. Часты также повреждения пальцев при защемлении дверью. Основная направленность первой помощи при ранах – борьба с кровотечением и профилактика инфекций. Обработка такая же как при ссадинах. Сильное кровотечение перетягивают жгутом на 1,5-2 часа, но не дольше. Обязательно при глубокой ране вводится противостолбнячная сыворотка.

Ожоги.

Первая помощь при термических ожогах у детей

Первым делом, нужно избавится от источника ожога. При возгорании одежды, ее нужно потушить, накинув, куском плотной ткани. Если вы облились кипятком, немедленно, снимите одежду.

Не удаляйте куски одежды, прилипшие к коже, этим, вы только, еще больше повредите место ожога.

Снимите браслеты, кольца, и другие украшения, которые могут воспрепятствовать нормальной циркуляции крови.

Охладите место ожога, приложив полотенце, смоченное холодной водой или пакет со льдом.

Не мажьте ничем пораженный участок кожи, и не вскрывайте пузыри, в случае их образования.

Первая помощь при химических ожогах у детей

Первым делом, необходимо снять одежду и все вещи, на которые, возможно, попали химические вещества.

Место ожога, необходимо промыть, подержав место ожога под холодной, проточной водой, в течение 20 минут. Это поможет убрать остатки химического вещества, вызвавшего ожог. Не стоит пытаться удалить химические вещества салфетками, тряпочками и тампонами, так, вы вотрете их еще глубже.

Охладите место ожога, холодной водой или пакетом со льдом.

Наложите многослойную повязку из бинта.

Первая помощь при солнечных ожогах у детей

Отведите обгоревшего на солнце ребенка, в тень или прохладное помещение.

Положите на пострадавшие участки холодное полотенце.

Намажьте ребенка специальным кремом или воспользуйтесь одним из средств народной медицины.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаза.

Если вы видите частичку на склере глаза или под нижним веком, вытащите ее, используя уголок чистого носового платка или тампон.

Если вы не видите частичку, опустите верхнее веко на нижнее и подержите немного — может быть, она переместится вниз. Если частичка так и не покажется, она, по-видимому, находится под верхним веком. В этом случае следует прибегнуть к чьей-либо помощи, и вам удалят инородное тело, как указано в пункте 3.

Попросите пострадавшего посмотреть вниз. Возьмите пальцами ресницы верхнего века и опустите его вниз. Положите спичку, трубочку для коктейля или ватный жгутик на верхнее веко и отогните его кверху над одним из этих предметов. Увидев частичку, осторожно удалите ее, как указано в пункте 1.

Первая помощь при попадании инородных тел в уши.

Если инородное тело попало в ухо, выполните следующие действия:

Наклоните голову вбок, ухом вниз, чтобы попытаться сместить инородное тело.

Не вводите в ухо различные инструменты. Не пытайтесь удалить инородное тело ватной палочкой, спичкой или любым другим инструментом, т.к. вы можете ввести инородное тело еще глубже в ухо и тем самым повредить его.

Удалите инородное тело, его хорошо видно и его можно легко захватить пинцетом.

Если в ухо попало насекомое, поверните голову ухом вверх и влейте в него растительное, оливковое или детское масло. Вливание масла поможет удалить насекомое из уха. Масло должно быть теплым, но не горячим. Используйте масло только для удаления насекомых. Не используйте масло, если есть подозрение на повреждение уха (боль, кровотечение или выделения из уха).

Во всех других случаях, когда удаление инородного тела из уха не удалось или невозможно, следует немедленно обратиться за медицинской помощью.

Первая помощь при попадании иногороднего тела в дыхательные пути.

Первая помощь в случаях, когда у ребенка в дыхательных путях находится инородное тело, будет несколько различаться, если малышу меньше годика. В этом случае ребенка надо положить на руку, повернув его вниз лицом. Нижняя челюсть обхватывается пальцами указательным и большим. Руку, на которой уложен ребенок следует упереть в свое бедро, предварительно приняв положение сидя, дальше нужно опустить головку малыша вниз. Четырежды ударьте по спине между лопатками ладонью в течение пяти секунд, после чего переложите ребенка на свободную руку лицом вверх. Голова продолжает находиться ниже по отношению к туловищу. Ниже сосков на грудь ребенка нужно положить два пальца и опять надавить 4 раза в течение 5 секунд.

Если ребенку больше года, настойчиво просите его кашлять. Если он не может этого сделать, следует встать сзади него, обхватить на уровне его пояса своими руками и, сжав одну руку в кулак, обхватить его другой рукой. При этом у кулака большой палец должен быть прижат к центру живота, немного повыше пупка и ниже грудины. Локти выставить вперед и быстро, резко надавить своим кулаком ребенку на живот. Эти действия производятся до удаления инородного предмета или до прибытия врачей. Периодически проверяйте, находится ли ребенок в сознании, если он не дышит, начинайте делать искусственное дыхание. Накройте своим ртом его рот и сделайте пару полных медленных вдуваний, между ними – пауза.

Отравление.

При пищевом отравлении важно не только вызвать рвоту, чтобы избавиться от отравляющего вещества, но и предупредить обезвоживание. Для этого ребенка надо поить водой или специальными растворами, регулирующими электролитный баланс (препараты для приготовления таких растворов. Например, регидрон, продаются в аптеках, часто, маленькими порциями – в среднем по чайной ложке в пять минут.

Чего нельзя делать при отравлении.

Нельзя давать ребенку никаких таблеток и обезболивающих средств – это может смазать клиническую картину и затруднить дальнейшую диагностику.

Нельзя также позволять ребенку есть и пить, пока желудок полностью не промыт и диагноз не поставлен.

Нельзя использовать согревающие или охлаждающие компрессы на живот.

Судороги.

Уложить больного на плоскую поверхность (на пол) и подложить под голову подушку или валик; голову повернуть набок и обеспечить доступ свежего воздуха.

Восстановить проходимость дыхательных путей: очистить ротовую полость от слизи, вставить небольшой и довольно мягкий предмет между зубами, чтобы предотвратить прикусывание языка, губ и повреждение зубов. Лучше всего связать край полотенца или платка (любой другой ткани ) в узелок и проложить этот узел между зубами. Использование для этой цели твердых предметов (например, ложки) может обернуться сломанными зубами.

Боль в животе.

Если у ребенка возникли боли в животе, нужно срочно вызывать «скорую помощь», поскольку промедление может стать причиной тяжелых осложнений. Уложите человека в постель и терпеливо ждите приезда врача. Запомните: при боли в животе нельзя давать больному никаких обезболивающих препаратов, поскольку врачу будет трудно поставить диагноз. Кроме того, ни в коем случае не пытайтесь сделать клизму или дать слабительные препараты, а также поить и кормить больного — это может привести к тяжелым осложнениям.

Утопление.

Первая помощь ребенку, какое-либо время находившемуся под водой, включает в себя следующие мероприятия:

1) позовите на помощь и попросите вызвать «Скорую помощь»;

2) проверьте, дышит ли ребенок.

Если ребенок не дышит, начинайте срочно делать искусственное дыхание «рот в рот».

Искусственное дыхание следует делать незамедлительно, даже на мелководье, в лодке или в спасательном круге, промедление может нанести непоправимый вред ребенку.

Для того чтобы сделать искусственное дыхание:

обхватите своими губами рот ребенка так, чтобы не было ни малейшей щели, через которую будет выходить вдыхаемый воздух;

зажмите пальцами нос ребенка;

вдыхайте резко и интенсивно;

положите руку на грудь. При правильном вдыхании вы почувствуете движения грудной клетки. В противном случае надувается живот, это означает, что вдыхаемый воздух попадает не в дыхательные пути, а в желудок.

3) сделайте непрямой массаж сердца.

По достижении берега положите малыша на землю и продолжайте искусственное дыхание, присоединив к нему непрямой массаж сердца.

Для непрямого массажа сердца следует провести следующие мероприятия:

опуститесь перед ребенком на колени;

положите правую руку на ту область, где ребра соединяются с грудиной. Ваша рука должна располагаться вдоль продольной оси грудины;

основанием правой руки надавите на тело так, чтобы грудная клетка опустилась на пару сантиметров, именно это обеспечивает необходимую стимуляцию сердца.

совершайте пять нажатий на грудную клетку, а затем проводите один вдох. После одной минуты интенсивной реанимации прощупывайте пульс в течение нескольких секунд.

если пульс нащупан, следует проверить, дышит ли ребенок самостоятельно. Если ребенок не может дышать, следует продолжить искусственное дыхание «рот в рот».

Обморок.

Первая помощь при обмороке

уложить без подушки

немного приподнять ноги

расстегнуть одежду

открыть форточку

побрызгать лицо холодной водой

дать понюхать ватку с нашатырным спиртом

во время приступа контролируйте пульс ребёнка, обратите внимание на его ритмичность, по возможности измерьте давление. Эти данные помогут в дальнейшем определить причину обморока.

Кровь из носа.

1. Ребенка попросите сесть на стул таким образом, чтобы плечи были чуть впереди туловища.

2. Затем прижмите крылья поврежденного носика. Это можете сделать вы сами или ваш ребенок, если он достаточно взрослый и смышленый для этой процедуры. Причем зажимать стоит не на несколько секунд, а на несколько минут, достаточно зажать минут на 10. После этого разожмите пальцы.

3. Чтобы кровотечение остановить, к переносице приложите что-то прохладное или холодное. Это может быть всё что угодно из морозильной камеры. К примеру, кусочки льда, мороженое, мясо или любой продукт, который вы обнаружили в морозилке. Выбор остается за вами.

4. В обязательном порядке стоит прополоскать рот водой. Это должна быть холодная вода, а не теплая.

5. После того, как зажимали крылья носа на 10 минут, разожмите и удостоверьтесь, что кровь перестала идти. Если кровотечение не остановилось, то зажмите нос еще на 10 минут, пусть ваш ребенок проявит немного терпения.

Источник