Новиков о двух ворах и попе одержимом подагрою
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Полные произведения / Новиков И. / О двух ворах и попе, одержимом подагрою
Два вора, хотя и были в своем ремесле не первого, а не самого ж и последнего номера, пришедши в деревню, по обыкновению своему оглядевши, где плохо запираются ворота, тын невысок и клети не очень крепки, усмотрели, что у одного крестьянина нашлось сходственно с их желанием: в одной клети увидели спящих овец и телят, а в другой что-то насыпанное в мешках; они по своему намерению и считали, что на одну ночь довольно будет труда, чем позабавиться, ежели все дочиста убрать удастся. Дождавшись ночного времени, пошли оба на работу; первому удалось взять два мешка орехов; он принес их на паперть при церкви, где уговорились сходиться; развязавши один мешок, дожидаясь товарища своего, на досуге стал зубами пощелкивать орешки.
В то время у сельского попа загашен был огонь нечаянно в избе, трут весь изошел, огниво потеряно, и спиц не нашли, послал дьячка своего в церковь, чтоб он засветил из горящей лампады и принес. Дьячок, подошедши к паперти, как ночь была очень темная, то он, не видавши никого, а услышав орехову щелкотню, подумал, что, конечно, какой-нибудь гулящий демон, набравши в лесу орешков, запоздавши, пришел на паперть позабавиться и укрыться от ненастной погоды, так долго прислушиваясь, бросился благим матом к настоятелю своему и, запыхаычи, сказал, что черт, сидя на паперти, забавляется орехами. Поп, ничего тому не веря, бранивши его много, посылает с ним другого своего хлопца. чтоб они непременно достали огня. Дьячок, со слезами говорил:
– Евтюшка, у меня, сударь, и от первого походу трещат кости, как в застенке, а жилы сводит подобно лихорадке.
Священник, усиливаясь добиться огня, гнал их палкою, приказывая отходить молитвою. Напуганный дьячок и другой, глядя на него, скинувши чоботы, как журавли, выступали тихими шагами. Подошедши к паперти, услышали оба, что вор грызет орехи, но между тем дьячок рассказал другому, якобы он видел того сатану в лицо: в каком кафтане, в рукавицах и шапке и какие имел онучи и лапти. Долго они, стоя в великом размышлении,не знали, что начать, а вор, не внимая ничего, подавливал орешки. Дьячок взял батрака за руку, и тихим образом возвратились к попу и рассказали, что сатана, сидя, достает головою до свода паперти и имеет превеликие крылья, на ногах и на руках железные когти, а из глаз пылают пламенные искры. Поп сего предсказания не убоялся, потому что, поминаючи с вечера родителей, немало попито было, то к полуночи голова болит и в желудке горит, а без огня и ключей сыскать нельзя, приказал подать свои носилки, ибо он был, конечно, от питья воды подагрою болен. Причетники, посадя батьку в оные, с дрожанием понесли к церкве, но надеялись на себя; ежели черт захочет полакомиться кого – нибудь из них скушать, то хромоногий поп прежде их попадется. По приближении к паперти вор, услыша неосторожно идущих людей, думал, что то его другой товарищ, спросил: – Разве тебе тяжело? Постой, я подсоблю; много ль ты взял и сколько там еще осталось?
Прислужники поповские, услыша голос, оцепенели и.брося с попом носилки, побежали ко двору, и один, как-то запнувшись за подворотню, раскроил себе лоб, а другой также ненароком переломил ногу, а батька, может быть.притворничая.не ходивши на ногах лет с пять, едва мог собраться с силами, также.вскоча, с великою трудностию побежал, а вор, идучи за ним, хохочет:
Куда тебя черт несет и чего ты меня боишься, ведь я один здесь.
Но поп, добежавши до ворот и переправясь через подворотню, хлопнувши калиткою, и хрипливым голосом едва мог выговорить:
-Будь свет проклят именем Божиим, аминь, аминь. рассыпься и пропади в недра земные и бездонное окно.
Вор узнал, что то была ошибка; дождавшись другого, рассказал сие странное приключение; долго хохотали и с добычею пошли в свое жилище, а поп после того и днем, приходя к паперти, ограждал себя крестным знамением, зачал ходить на ногах, а не на носилках, однако ночью в церковь за огнем ни сам не ходил, ни подданных своих посылать не смел.
/ Полные произведения / Новиков И. / О двух ворах и попе, одержимом подагрою
Источник
Ход урока:
   На стадии вызова
применяется прием парная и групповая мозговая атака.
   Работа может быть организована таким образом.
Учитель обращается к классу:
Давайте вспомним, каким может быть смех в литературных произведениях. Разбейтесь на пары и запишите все, что вам известно о природе смеха как художественном приеме, о его видах.
Далее идет взаимный обмен идеями, их запись на доске в той последовательности, в которой они звучат.
   Юмор – смешное, комическое изображение действительности. Добрый смех.
   Ирония – тонкая насмешка.
   Стадию вызова продолжает составление рассказов – прогнозов по ключевым словам: два вора; горящая лампада;
гулящий демон; превеликие крылья; поп, который начал ходить на своих ногах. Учащиеся в парах пишут предполагаемый сюжет, помня о том, что надо использовать
в нем какой-либо вид смеха как художественный прием.
Стадия вызова заканчивается чтением собственных новелл.
Смысловая стадия. Учащиеся знакомятся с рассказом Ивана Новикова.
   Необходимое замечание. До чтения учитель
сообщает, что мы, к сожалению, почти ничего не знаем об этом писателе:
ни даты его рождения; ни смерти; ни даже отчества. Но мы знаем, что в 1792 году была опубликована
его книга “Похождение Ивана гостиного сына”, сборник веселых и мудрых новелл, одну из них мы прочитаем. Она называется “О двух ворах и попе, одержимом подагрою”.
   При чтении учащиеся ведут двухчастный дневник.
Текст рассказа.
   Два вора, хотя и были в своем ремесле не первого, а не самого ж и последнего номера, пришедши в деревню, по обыкновению своему оглядевши, где плохо
запираются ворота, тын невысок и клети не очень крепки, усмотрели, что у одного крестьянина нашлось сходственно с их желанием: в одной клети увидели спящих овец и телят,
а в другой что-то насыпанное в мешках; они по своему намерению и считали, что на одну ночь довольно будет труда, чем позабавиться, ежели все дочиста убрать удастся. Дождавшись
ночного времени, пошли оба на работу; первому удалось взять два мешка орехов; он принес их на паперть при церкви, где уговорились сходиться; развязавши один мешок, дожидаясь
товарища своего, на досуге стал зубами пощелкивать орешки.
    В то время у сельского попа загашен был огонь нечаянно в избе, трут весь изошел, огниво
потеряно, и спиц не нашли, послал дьячка своего в церковь, чтоб он засветил из горящей лампады и принес. Дьячок, подошедши к паперти, как ночь была очень темная, то он,
не видавши никого, а услышав орехову щелкотню, подумал, что, конечно, какой-нибудь гулящий демон, набравши в лесу орешков, запоздавши, пришел на паперть позабавиться
и укрыться от ненастной погоды, так долго прислушиваясь, бросился благим матом к настоятелю своему и, запыхаычи, сказал, что черт, сидя на паперти, забавляется орехами.
Поп, ничего тому не веря, бранивши его много, посылает с ним другого своего хлопца. чтоб они непременно достали огня. Дьячок, со слезами говорил:
– Евтюшка, у меня, сударь, и от первого походу трещат кости, как в застенке, а жилы сводит подобно лихорадке.
   Священник, усиливаясь добиться огня,
гнал их палкою, приказывая отходить молитвою. Напуганный дьячок и другой, глядя на него, скинувши чоботы, как журавли, выступали тихими шагами. Подошедши к паперти,
услышали оба, что вор грызет орехи, но между тем дьячок рассказал другому, якобы он видел того сатану в лицо: в каком кафтане, в рукавицах и шапке и какие имел онучи и лапти.
Долго они, стоя в великом размышлении,не знали, что начать, а вор, не внимая ничего, подавливал орешки. Дьячок взял батрака за руку, и тихим образом возвратились к попу
и рассказали, что сатана, сидя, достает головою до свода паперти и имеет превеликие крылья, на ногах и на руках железные когти, а из глаз пылают пламенные искры. Поп сего
предсказания не убоялся, потому что, поминаючи с вечера родителей, немало попито было, то к полуночи голова болит и в желудке горит, а без огня и ключей сыскать нельзя,
приказал подать свои носилки, ибо он был, конечно, от питья воды подагрою болен. Причетники, посадя батьку в оные, с дрожанием понесли к церкве, но надеялись на себя;
ежели черт захочет полакомиться кого – нибудь из них скушать, то хромоногий поп прежде их попадется. По приближении к паперти вор, услыша неосторожно идущих людей,
думал, что то его другой товарищ, спросил:
– Разве тебе тяжело? Постой, я подсоблю; много ль ты взял и сколько там еще осталось?
   Прислужники
поповские, услыша голос, оцепенели и.брося с попом носилки, побежали ко двору, и один, как-то запнувшись за подворотню, раскроил себе лоб, а другой также ненароком
переломил ногу, а батька, может быть.притворничая.не ходивши на ногах лет с пять, едва мог собраться с силами, также.вскоча, с великою трудностию побежал, а вор, идучи за ним, хохочет:
Куда тебя черт несет и чего ты меня боишься, ведь я один здесь.
   Но поп, добежавши до ворот и переправясь через подворотню, хлопнувши
калиткою, и хрипливым голосом едва мог выговорить:
-Будь свет проклят именем Божиим, аминь, аминь. рассыпься и пропади в недра земные и бездонное окно.
   Вор узнал, что то была ошибка; дождавшись другого, рассказал сие странное приключение; долго хохотали и с добычею пошли в свое жилище,
а поп после того и днем, приходя к паперти, ограждал себя крестным знамением, зачал ходить на ногах, а не на носилках, однако ночью в церковь за огнем ни сам не
ходил, ни подданных своих посылать не смел.
Стадия рефлексии.идет соотнесение прочитанной сказки с той, которую учащиеся пытались
воссоздать по заданным словам.
   Работу можно активизировать вопросом: Какие мысли возникли в связи с совпадением (несовпадением) реальной и воображаемой версий?
Продолжает стадию размышления дискуссия “совместный поиск”.
   Вопросы для дискуссии “совместный поиск”:
Какие человеческие качества высмеивает И.Новиков? Почему?
Какие отрицательные черты разрушают человеческий характер?
Как вы это можете доказать текстом?
Какие художественные средства использует автор для создания своих персонажей?
Какие фольклорные приемы можно обнаружить в новелле?
   Работа заканчивается написанием 10-и минутной работы на тему:
Как вы полагаете, есть ли в этом рассказе положительный герой?
Источник
Вернулся слуга и рассказал все судье. Судья же, выслушав слугу, сказал: «Благодарю и хвалю Бога, что по нем судил. Когда бы не по нем судил, то он бы меня зашиб».
Потом бедный пошел домой, радуясь и хваля Бога.
Вопросы и задания
1. Какой вид юмора используется в этом произведении?
2. Объясните смысл названия этого произведения. Какие нравственные ценности утверждаются, а какие отрицаются в произведении?
3. Почему бедный земледелец выиграл все три судебные тяжбы?
4. Охарактеризуйте образ Шемяки.
5. Объясните идейный смысл концовки произведения. Почему в конце повести и бедняк, и Шемяка возносят хвалу Богу?
6. Какие фольклорные черты вы отметили в повести?
7. Подготовьте пересказ «Шемякина суда» от лица судьи.
Стрельцы и крестьянин
Русская народная баллада
В предлагаемой вам балладе очень хорошо проявляется особенность понимания роли крестьянства на Руси. К тому же здесь отчетливо звучат сатирические нотки.
Вы, без сомнения, сможете сказать, над чем насмехается эта баллада и какие художественные средства используются в ней для изображения стрельцов.
Шли стрельцов молодцов
Пятьдесят человек,
Сами сговорились,
Сами смолвилися:
«Ежели бы нам, ребятушки,
Кобылушку соловую[94]!
Нам бы только экипаж[95] везла,
Сами бы мы пешки шли!»
Едет крестьянин,
Дуб своло́к;
Под крестьянином
Кобылушка соловая.
Взглянули они,
Сами сме́хнулися:
«Что в Христа молили,
То Господь нам дал!
Ну-ка, сем-ка мы, ребятушки,
Нава́лимся!»
Видит крестьянин
Неминучее свое,
Распрягает кобылушку
Соловую,
На колене дугу
Распрямливает:
Всех перебил,
Будто волк переел,
Спины понабил,
Как сычуг[96] снарядил.
«Ну-ка, ребята,
Челобитную[97] писать,
Челобитную писать,
К Москве посылать,
К Москве посылать,
Ко царю подавать!
К Москве нам идтить, –
Нам и правыми быть,
Правыми быть,
Виноватыми слыть.
Ну-ка, ребята,
По своим домам!
Заставим мы жен
Ванюшки топить,
Ванюшки топить,
Свои спинушки лечить.
Раны на нас
Некопейчатые[98],
Раны на нас –
Всё дубинный шлях[99]».
Вопросы и задания
1. Укажите основные жанровые признаки народной баллады и проиллюстрируйте их примерами из прочитанного произведения.
2. Сопоставьте образ крестьянина с образом Ильи Муромца из народной былины: что общего в характерах этих персонажей и в способах их создания.
3. Как в этой балладе показывается сила крестьянина?
4. Какую роль играет в балладе упоминание царя?
Мир и человек в русской литературе XVIII–XIX веков
Иван Новиков
Мы, к сожалению, почти ничего не знаем об этом писателе. Неизвестны нам ни даты его рождения и смерти, ни даже его отчество. Но зато мы знаем опубликованную в 1792 году книгу «Похождения Ивана– гостиного сына», сборник веселых и мудрых новелл, из которых я предлагаю вам прочитать «О двух ворах и попе, одержимом подагрою».
Это очень характерное для всего XVIII века произведение, хотя написано оно на исходе столетия. В нем ярко видны отличия светской литературы от церковной: священнослужитель выступает здесь как отрицательный персонаж, что бывало в жизни, но не проявлялось в церковной литературе, язык повествования ориентируется на разговорный, а не на книжный стиль.
Видно в этом произведении и стремление соединить книжную и фольклорную традиции. Если попробовать определить жанр этого произведения, то мы обнаружим в нем черты новеллы, басни и анекдота, причем повествовательная манера автора ближе всего к фольклорной традиции анекдота.
Но самое главное, на что хотелось бы обратить ваше внимание, заключается в том, как точно отражены здесь новые отношения между людьми и новые черты человеческого характера. Новелла И. Новикова – произведение сатирическое. Автор показывает в ней отрицательные черты, разрушающие человеческий характер. Как вы полагаете, есть ли в этом произведении положительные характеры? Какие художественные средства использует И. Новиков для создания своих персонажей?
О двух ворах и попе, одержимом подагрою[100]
Два вора, хотя и были в своем рукомесле[101] не первого, а не самого ж и последнего номера, пришедши в деревню, по обыкновению своему оглядевши, где плохо запираются ворота, тын[102] невысок и клети[103] не очень крепки, усмотрели, что у одного крестьянина нашлось сходственно с их желанием: в одной клети увидели спящих овец и телят, а в другой что-то насыпанное в мешках; они по своему намерению и считали, что на одну ночь довольно будет труда, чем позабавиться, ежели все дочиста убрать удастся. Дождавшись ночного времени, пошли оба на работу; первому удалось взять два мешка орехов; он принес их на паперть[104] при церкви, где уговорились сходиться; развязавши один мешок, дожидаясь товарища своего, на досуге стал зубами пощелкивать орешки. В то время у сельского попа загашен был огонь нечаянно в избе, трут весь изошел, огниво[105] потеряно, и спиц[106] не нашли, послал дьячка своего в церковь, чтоб он засветил из горящей лампады и принес. Дьячок, подошедши к паперти, как ночь была очень темная, то он, не видавши никого, а услышав орехову щелкотню, подумал, что, конечно, какой-нибудь гулящий демон, набравши в лесу орешков, запоздавши, пришел на паперть позабавиться и укрыться от ненастной погоды; и так долго прислушиваясь, бросился благим матом к настоятелю своему и, запыхаючи, сказал, что черт, сидя на паперти, забавляется орехами. Поп, ничего тому не веря, бранивши его много, посылает с ним другого своего хлопца, чтоб они непременно достали огня. Дьячок со слезами говорил:
– Батюшка, у меня, сударь, и от первого походу трещат кости, как в застенке, а жилы сводит подобно лихорадке.
Священник, усиливаясь добиться огня, гнал их палкою, приказывая отходить[107] молитвою. Напуганный дьячок и другой, глядя на него, скинувши чоботы[108], как журавли, выступали тихими шагами. Подошедши к паперти, услышали оба, что вор грызет орехи, но между тем дьячок рассказал другому, якобы он видел того сатану в лицо: в каком кафтане, в рукавицах и шапке и какие имел онучи[109] и лапти. Долго они, стоя в великом размышлении, не знали, что начать, а вор, не внимая ничего, подавливал орешки. Дьячок взял батрака за руку, и тихим образом возвратились к попу и рассказали, что сатана, сидя, досязает головою до свода паперти и имеет превеликие крылья, на ногах и на руках железные когти, а из глаз пылают пламенные искры. Поп сего предсказания не убоялся, потому что, поминаючи с вечера родителей, немало попито было, то к полуночи голова болит и в желудке горит, а без огня и ключей сыскать нельзя, – приказал подать свои носилки, ибо он был, конечно, от питья воды подагрою болен. Причетники, посадя батьку в оные, с дрожанием понесли к церкве, но надеялись на себя; ежели черт захочет полакомиться кого-нибудь из них скушать, то хромоногий поп прежде их попадется. По приближении к паперти вор, услыша неосторожно идущих людей, думал, что то его другой товарищ, спросил:
– Разве тебе тяжело? Постой, я подсоблю; много ль ты взял и сколько там еще осталось?
Прислужники поповские, услыша голос, оцепенели и, брося с попом носилки, побежали ко двору, и один, как-то запнувшись за подворотню, раскроил себе лоб, а другой также ненароком переломил ногу, а батька, может быть, притворничая, не ходивши на ногах лет с пять, едва мог собраться с силами, также, вскоча, с великою трудностию побежал, а вор, идучи за ним, хохочет:
– Куда тебя черт несет и чего ты меня боишься, ведь я один здесь.
Но поп, добежавши до ворот и переправясь через подворотню, хлопнувши калиткою, и хрипливым голосом едва мог выговорить:
– Будь свет проклят именем Божиим, аминь, аминь, рассыпься и пропади в недра земные и бездонное окно.
Вор узнал, что то была ошибка; дождавшись другого, рассказал сие странное приключение; долго хохотали и с добычею пошли в свое жилище, а поп после того и днем, приходя к паперти, ограждал себя крестным знамением, зачал ходить на ногах, а не на носилках, однако ночью в церковь за огнем ни сам не ходил, ни подданных своих посылать не осмеливался.
Вопросы и задания
1. Для чего в произведение вводится портрет сатаны?
2. Что заставило попа поверить в сатану, сидящего на паперти?
Источник