Неотложная помощь при пневмонии презентация
1
ГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России Ессентукский филиал Курсовая работа Тема: «Диагностика и лечение острых пневмоний у детей. Неотложная помощь при осложнениях» Выполнила: студентка 311 группы Махаридзе Г.Р. Руководитель: преподаватель Белякова Н.А.
2
Актуальность В современных условиях пневмония по-прежнему остается одним из наиболее широко распространенных инфекционных заболеваний с серьезным прогнозом. У пациентов детского возраста в течение последних лет пневмонии занимают одно из ведущих мест в структуре бронхолегочной патологии.
3
Цель – изучение диагностики, лечения пневмоний и оказания неотложной помощи при осложнениях острых пневмоний у детей. Задачи: Провести анализ учебно-методической и медицинской литературы по теме исследования. Изучить современные подходы к диагностике, лечению. Выделить наиболее часто возникающие осложнения острых пневмоний у детей и объем неотложной помощи при их возникновении.
4
Объект – острые пневмонии у детей. Предмет – диагностика и лечение острых пневмоний у детей. Неотложная помощь при осложнениях. Методы исследования: изучение литературных и медицинских источников; анализ статистических данных; обобщение полученных данных.
5
Пневмония – острое инфекционно- воспалительное заболевание легких, с наличием внутри альвеолярной экссудации Шифр по МКБ J12-J18
6
Анатомо-физиологические особенности детского организма, предрасполагающие к развитию пневмоний Трахея и крупные бронхи короткие и широкие – легко проникает инфекция Мелкие бронхи и бронхиолы узкие, легко спадаются и обтюрируются Особенности ветвления бронхов – частое вовлечение в патологический процесс I,II,IX,X,VI сегментов обоих легких и IV, V сегментов левого легкого Недостаток эластических элементов и сурфактанта, склонность к развитию ателектазов и эмфиземы Недостаточный мукоцилиарный клиренс – затруднение удаления инородных частиц Недостаточный синтез интерферонов и иммуноглобулинов (Ig A) – неполноценность иммунного ответа Легочная паренхима полнокровна, хорошо васкуляризована, богата интерстицием, при рождении находится в сжатом состоянии
7
Факторы риска Недоношенность Тяжелая перинатальная патология: внутриутробная гипоксия, асфиксия, родовая травма Синдром циклической рвоты, срыгивания Искусственное вскармливание Рахит Анемия Гипотрофия Врожденные пороки сердца Муковисцидоз Пороки развития легких Хирургические вмешательства Наследственные иммунодефициты Гиповитаминозы Хронические очаги инфекции ЛОР-органов Курение
8
По условиям возникновения 1. Внебольничная (домашняя). 2. Внутрибольничная (госпитальная, нозокомиальная) – развивается через 48 ч пребывания в стационаре или через 48 ч после выписки из стационара. 3. Пневмония новорожденных (неонатальная): а) внутриутробная (врожденная) – развившиеся в первые 72 ч жизни ребенка б) приобретенная (постнатальная) Внебольничная Внутрибольничная 4. Вентиляционная (у детей, находящихся на ИВЛ) а) ранняя – до 72 ч на ИВЛ б) поздняя – через 4 и более суток ИВЛ 5. Аспирационная 6. Пневмонии у лиц с иммунодефицитными состояниями. Классификация пневмоний
9
По клинико-рентгенологическим данным: 1.Очаговая 3. Крупозная(лобарная) 2.Сегментарная 4. Интерстициальная Локализация: 1. Односторонняя (право-, лево- ) 2. Двухсторонняя Течение: 1. Острое (до 6 недель) 2. Затяжное (более 6 нед – до 8 мес.) 3. Рецидивирующее Степень тяжести l ll lll lV V Дыхательная недостаточность I ст. II ст. III ст.
10
Классификация пневмоний Осложнения 1. Неосложненная 2. Осложненная ОБЩИМИ НАРУШЕНИЯМИ Токсико-септическое состояние ИТШ Кардиоваскулярный синдром ДВС-синдром Изменения со стороны ЦНС ЛЕГОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ Деструкция Абсцесс Плеврит Пневмоторакс ВОСПАЛЕНИЕМ РАЗНЫХ ОРГАНОВ Синусит Отит Пиелонефрит Менингит остеомиелит
11
Основные фазы патогенеза Фаза Основные патогенетические процессы 1 Проникновение микроорганизмов и отечно- воспалительная обструкция ВДП 2 Процессы неспецифического воспаления 3 Активация процессов свободнорадикального окисления 4 Нарушение патофизиологических механизмов регуляции дыхания 5 Дыхательная недостаточность и нарушение не дыхательных функций легких 6 Метаболические и функциональные нарушения органов и систем
12
Клиника Лихорадка (выше 38 o С) Токсикоз Одышка Дыхательная недостаточность Кашель Цианоз Физикальные симптомы – укорочение перкуторного звука, ослабленное дыхание, разнокалиберные влажные хрипы, крепитация
13
Критерии диагностики Лабораторные исследования: – Лейкоцитоз, повышение СОЭ, нейтрофилез – Повышение C – РБ, серомукоидов Отсутствие гематологических сдвигов не позволяет исключить пневмонию !!! Рентгенологическое исследование – «Золотой стандарт» диагностики – гомогенные тени различной плотности и размеров – облако видные тени, диссеминированные изменения (при интерстициальной пневмонии) – очагово-сливные, плотные с выбухающей границей (при деструкции) – прикорневые изменения (при вирусных пневмониях) – ателектазы (при затяжном течении)
14
Алгоритм клинической диагностики НАЧАЛО ОСМОТРА: Т более 38 o С более 3 дней или/и втяжения грудной клетки (без явлений бронхообструкции) Локальные системы: укорочение перкуторного звука и/или ослабленное или бронхиальное дыхание и/или локальные хрипы Асимметрия влажных хрипов Токсикоз, Лейкоцитоз выше 15*10 9 /л Рентген или начало лечения
15
Дифференциальная диагностика ОРВИ Острый бронхит Бронхиолит Бронхиальная астма Аспирация инородного тела Хронические заболевания легких Туберкулез
16
Особенности течения пневмоний у детей раннего возраста Зависит от пола (чаще мальчики), возраста (чем меньше ребенок, тем тяжелее протекает), преморбидного состояния, возбудителя Развивается на фоне ОРВИ, кори, коклюша Перкуторные изменения – минимальные, аускультативно – разнообразие дыхательных шумов У новорожденных за счет апноэ или брадипноэ ЧДД может быть повышена незначительно, гипертермии может не быть
17
Показания к госпитализации Дети до 3 лет Осложненное течение заболевания Дыхательная недостаточность и нестабильная гемодинамика Дети с гипотрофией Дети с врожденными пороками сердца, трахеобронхиального дерева и легких Сопутствующие хронические заболевания Неблагоприятные социально-бытовые условия
18
Общие принципы терапии Постельный режим Проветривание помещения (доступ свежего воздуха), кислородотерапия (увлажненным кислородом) Дезинтоксикация – обильное питье, по показаниям – инфузионная терапия Антибиотикотерапия Антибиотикотерапия Патогенетическая терапия Симптоматическая терапия
19
В качестве стартовой терапии используют аминопенициллины и цефалоспорины.. При тяжелых вариантах пневмонии – назначают их комбинацию с аминогликозидами. Если в анамнезе аллергия к пенициллину – используют макролиды.
20
Критерии эффективности антибиотикотерапии при пневмониях Оценка эффективности проводится при неосложненной форме пневмонии через часов, при осложненной через часа Критерии: Динамика общего состояния ребенка Динамика лихорадочной реакции Динамика частоты дыхания и пульса и их соотношения Динамика лабораторных и рентгенологических данных
21
Прогноз При отсутствии осложнений и сопутствующих заболеваний – благоприятный. При благоприятном течении заболевания пневмонический очаг рассасывается до конца 3-4 недели (при затяжном течении пневмонии с неполным рассасыванием возможно образование очага пневмосклероза и хронизации процесса). Выписка больного в детское учреждение – не ранее 2 недель от начала заболевания при стойкой клинической картине выздоровления, нормализации данных лабораторного и рентгенологического обследования. Дети, перенесшие крупозную пневмонию, наблюдаются в амбулаторных условиях в кабинете восстановительного лечения в течение 3-х (дети в возрасте до 3-х лет) – 2-х месяцев (дети старше 3-х лет). Диспансерное наблюдение проводится в течение 8 месяцев – 1 года (включает осмотр участкового врача, проведение анализов крови в динамике).
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В большинстве случаев пневмония является серьезным и тяжелым недугом. Наиболее частой клинико-рентгенологической формой внебольничной пневмонии у детей 3-15 лет остаётся очагово- сливная бронхопневмония (72,9%) У преобладающего большинства (70,3%) детей с внебольничной пневмонией заболевание развивается на неблагоприятном преморбидном фоне. Стрептококк остаётся основным возбудителем внебольничной пневмонии у детей 3-15 лет (58,5%). В условиях госпитального лечения тяжёлой и среднетяжёлой внебольничной пневмонии у детей наиболее эффективны цефалоспорины II-III поколения, а также комбинированная терапия цефалоспоринов III поколения с макролидами. Учитывая высокую частоту развития внебольничных пневмоний у детей с неблагополучными фоновыми состояниями, необходимо уделять особое внимание мероприятиям по профилактике заболеваний нижних дыхательных путей в условиях амбулаторного ведения этих пациентов.
23
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !
Источник
Презентация на тему: ПНЕВМОНИЯ
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Заболевания органов дыхания. Острая пневмония.
№ слайда 2
Описание слайда:
План изложения материала Острая пневмония: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Профилактика пневмоний. Основные клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Особенности пневмонии у новорождённых детей. Принципы организации сестринского процесса при острой пневмонии.
№ слайда 3
Описание слайда:
Цель занятия Формирование теоретических знаний причин, предрасполагающих факторов, основных клинических проявлений изучаемого заболевания, принципов лечения и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.
№ слайда 4
Описание слайда:
После изучения темы Вы будете: Представлять и понимать: Механизмы развития патологического процесса при пневмонии. Роль медицинской сестры в профилактике заболевания. Роль медицинской сестры в диагностике заболевания, в подготовке ребёнка к лабораторно-инструментальным методам исследования. Роль медицинской сестры в оказании неотложной помощи при пневмонии . Роль медицинской сестры в организации сестринского процесса при уходе за пациентами.
№ слайда 5
Описание слайда:
Вы узнаете : Вы узнаете : Основные причины и факторы риска развития заболевания. Принципы профилактики заболевания. Ранние признаки и клинические проявления острой пневмонии у детей разного возраста, проблемы пациентов, осложнения, основные методы диагностики. Принципы лечения и организация сестринского процесса при уходе за пациентами.
№ слайда 6
Описание слайда:
Острая пневмония – Острая пневмония – острое воспаление респираторных альвеол, участвующих в газообмене.
№ слайда 7
№ слайда 8
Описание слайда:
Крупозная пневмония
№ слайда 9
№ слайда 10
№ слайда 11
Описание слайда:
Этиология
№ слайда 12
Описание слайда:
Факторы риска развития заболевания: Факторы риска развития заболевания: недоношенность, незрелость; аспирационный синдром; АФО строения органов дыхания у детей раннего возраста; гиповитаминозы; фоновые заболевания (рахит, гипотрофия, анемия, диатезы);-
№ слайда 13
Описание слайда:
врождённые пороки развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы; врождённые пороки развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы; хронические очаги инфекции; наследственные и приобретённые иммунодефициты; неблагоприятные факторы окружающей среды (физические, экологические, химические); переохлаждение.
№ слайда 14
Описание слайда:
Пути распространения инфекции бронхогенный; гематогенный; лимфогенный.
№ слайда 15
Описание слайда:
Профилактика ЗОЖ; предупреждение острых респираторных инфекций; профилактик развития фоновых состояний у детей раннего возраста; своевременное и адекватное лечение заболеваний верхних дыхательных путей; регулярная санация очагов хронической инфекции; проведение курсов общеукрепляющей терапии, закаливающих процедур…
№ слайда 16
Описание слайда:
Клиническая картина Классификация острых пневмоний: очаговая пневмония; сегментарная пневмония; долевая (крупозная) пневмония; интерстициальная пневмония
№ слайда 17
Описание слайда:
Симптомы интоксикации: Симптомы интоксикации: стойкая фебрильная лихорадка; беспокойство, возбуждение или вялость, сонливость; снижение аппетита, срыгивание; нарушение сна; головная боль.
№ слайда 18
Описание слайда:
Симптомы дыхательной недостаточности: Симптомы дыхательной недостаточности: Одышка (тахипноэ или диспноэ); цианоз (акроцианоз, периоральный или общий); участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания; стонущее дыхание на выдохе.
№ слайда 19
Описание слайда:
Симптом кашля: кашель в начале заболевания непродуктивный ( сухой, навязчивый, непрерывный, может быть болезненный), затем – продуктивный , с мокротой ( при бронхопневмонии) Симптом кашля: кашель в начале заболевания непродуктивный ( сухой, навязчивый, непрерывный, может быть болезненный), затем – продуктивный , с мокротой ( при бронхопневмонии)
№ слайда 20
Описание слайда:
Локальные изменения в лёгких: Локальные изменения в лёгких: укорочение лёгочного звука при перкуссии на стороне поражения; ослабленное дыхание при аускультации над очагом поражения; влажные хрипы при аускультации; шум трения плевры (при крупозной пневмонии).
№ слайда 21
Описание слайда:
Изменения со стороны других систем органов: Изменения со стороны других систем органов: сердечно-сосудистая система: тахикардия, глухость тонов, функциональный шум; ЦНС: явления менингизма (рвота, не связанная с приёмом пищи, ригидность затылочных мышц, судороги); абдоминальный синдром: боли и вздутие живота, диспепсические расстройства; изменения в периферической крови: лейкоцитоз, нейтрофилёз, ускорение СОЭ.
№ слайда 22
Описание слайда:
Особенности клиники пневмонии у новорождённых и недоношенных детей: ведущими являются симптомы интоксикации и угнетения ЦНС (адинамия, мышечная гипотония, снижение физиологических рефлексов); отсутствуют или слабо выражены температурная реакция и кашель; могут быть «хрюкающие» звуки при дыхании (аналог кашля);-
№ слайда 23
Описание слайда:
пенистая слизь около рта, раздувание крыльев носа, приступы апноэ (признаки дыхательной недостаточности); пенистая слизь около рта, раздувание крыльев носа, приступы апноэ (признаки дыхательной недостаточности); физикальные данные скудные, отсутствуют или запаздывают изменения в периферической крови; из-за поздней диагностики и несвоевременного начала лечения пневмонии часто принимают затяжное течение.
№ слайда 24
Описание слайда:
Методы диагностики: клинический анализ крови; исследование крови на стерильность; бактериологическое исследование мокроты; рентгенограмма органов грудной клетки в 2-х проекциях.
№ слайда 25
Описание слайда:
Рентгенологические изменения: очаги инфильтрации лёгочной ткани. Рентгенологические изменения: очаги инфильтрации лёгочной ткани.
№ слайда 26
№ слайда 27
№ слайда 28
№ слайда 29
№ слайда 30
Описание слайда:
Осложнения: затяжное течение пневмонии; появление симптомов поражения сердечно-сосудистой системы, ЦНС; развитие пневмосклероза, бронхоэктазов (особенно при интерстициальной пневмонии).
№ слайда 31
Описание слайда:
Основные принципы лечения острой пневмонии: Госпитализации подлежат дети с тяжёлым течением заболевания, новорождённые, с угрозой развития осложнений и при отсутствии эффекта от проводимой терапии в течение 24-36 часов. Создание лечебно-охранительного режима: постельный на весь период лихорадки, приподнят головной конец, дренирующее положение.-
№ слайда 32
Описание слайда:
3. Детей грудного возраста чаще брать на руки, туго не пеленать, чаще поворачивать с боку на бок. 3. Детей грудного возраста чаще брать на руки, туго не пеленать, чаще поворачивать с боку на бок. 4. Питание ребёнка – полноценное, витаминизированное, за исключением периода интоксикации В первые дни болезни питание витаминизированное, пища полужидкая, термически и механически щадящая, эстетически оформленная ,при тяжёлом течении пневмонии у детей раннего возраста – зондовое или перентеральное питание.-
№ слайда 33
Описание слайда:
5. Дополнительное введение жидкости: морсы клюквенный или брусничный, компоты, чай с лимоном и т.д..- 5. Дополнительное введение жидкости: морсы клюквенный или брусничный, компоты, чай с лимоном и т.д..-
№ слайда 34
Описание слайда:
6. Медикаментозная терапия: 6. Медикаментозная терапия: антибиотики широкого спектра действия: ампициллин, оксациллин, ампиокс, в тяжёлых случаях – цефалоспорины, аминогликозиды, при подозрении на микоплазменную пневмонию – амиксициллин, пенициллин G; противокашлевые средства (при сухом кашле): либексин, тусупрекс, тусин, паксиладин;-
№ слайда 35
Описание слайда:
муколитики: флюимуцил, мукалите, мукосол, мукодин и т.д. муколитики: флюимуцил, мукалите, мукосол, мукодин и т.д. бронхолитики:эуфиллин,бронхолитин симптоматические средства: жаропонижающие, сердечные, витамины, биопрепараты и т.д. дезинтоксикационная терапия; стимулирующие препараты: амиксин, ликопид, дибазол, нуклеинат натрия и т.д.-
№ слайда 36
Описание слайда:
7. Оксигенотерапия (по показаниям). 7. Оксигенотерапия (по показаниям). 8. Вибрационный массаж в дренажном положении, лечебный массаж. 9. Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные обёртывания, согревающие компрессы. 10. Фитотерапия: отвары из корня алтея, солодки, термопсиса, багульника, мать-и-мачехи, девясила, чабреца, плодов аниса.-
№ слайда 37
Описание слайда:
11. Физиотерапия: УВЧ, СВЧ, электрофорез с никотиновой кислотой, кальцием, алоэ. 11. Физиотерапия: УВЧ, СВЧ, электрофорез с никотиновой кислотой, кальцием, алоэ. 12. ЛФК, дыхательная гимнастика.
№ слайда 38
Описание слайда:
Сестринский процесс при острой пневмонии Возможные проблемы пациента: нарушение дыхания из-за гипоксии, воспалительного процесса в лёгком…; нарушение питания из-за снижения аппетита, отсутствия сосательного и глотательного рефлексов и т.д…; жар, жажда или озноб из-за лихорадки ; состояние дискомфорта из-за боли в грудной клетке; нарушение сна из-за кашля …….; риск развития осложнений; дефицит самоухода;
№ слайда 39
Описание слайда:
дефицит знаний о заболевании, правил пользования плевательницей….; беспокойство ребёнка из-за снижения успеваемости; нарушение познавательной деятельности и игровой активности; тяжёлая реакция на госпитализацию; необходимость соблюдать постельный режим; страх перед манипуляциями…….
№ слайда 40
Описание слайда:
Возможные проблемы родителей: Возможные проблемы родителей: чувство тревоги, страх за исход заболевания; дефицит знаний о заболевании и особенностях ухода; неадекватная оценка состояния ребёнка…
№ слайда 41
Описание слайда:
Сестринские вмешательства Восполнить дефицит знаний родителей о причинах развития заболевания, клинических проявлениях, особенностях его течения, профилактике и методах лечения, возможных осложнениях. При тяжёлом течении пневмонии, при развитии осложнений убедить родителей в необходимости госпитализации ребёнка для оказания квалифицированной медицинской помощи и проведения эффективного комплексного лечения, для обеспечения благополучного исхода заболевания. Оказать помощь при госпитализации ребёнка.
№ слайда 42
Описание слайда:
3. Создать для ребёнка обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, избегать громких звуков, яркого света, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребёнком. 3. Создать для ребёнка обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, избегать громких звуков, яркого света, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребёнком. 4. Создать оптимальный микроклимат в помещении: -проветривать и увлажнять воздух в любое время года до 5-6 раз в сутки, – поддерживать температуру воздуха в пределах 18-20С, для новорождённых – 23-24С.
№ слайда 43
Описание слайда:
5. На период лихорадки обеспечить ребёнку : 5. На период лихорадки обеспечить ребёнку : постельный режим, возвышенное положение в постели, менять положение в постели: поворачивать с одного бока на другой для предупреждения застойных явлений в лёгких, грудного ребёнка чаще брать на руки. По мере улучшения состояния режим постепенно –расширяется, но должен оставаться щадящим, с пролонгиров?