Наблюдение внебольничная пневмония у детей

Наблюдение внебольничная пневмония у детей thumbnail

Пневмония у детей – острый инфекционный процесс в легочной паренхиме с вовлечением в воспаление всех структурно-функциональных единиц респираторного отдела легких. Пневмония у детей протекает с признаками интоксикации, кашлем, дыхательной недостаточностью. Диагноз пневмонии у детей ставится на основе характерной аускультативной, клинико-лабораторной и рентгенологической картины. Лечение пневмонии у детей требует назначения антибиотикотерапии, бронхолитиков, жаропонижающих, отхаркивающих, антигистаминных средств; в стадии разрешения – физиотерапии, ЛФК, массажа.

Общие сведения

Пневмония у детей – острое инфекционное поражения легких, сопровождающееся наличием инфильтративных изменений на рентгенограммах и симптомов поражения нижних дыхательных путей. Распространенность пневмонии составляет 5-20 случаев на 1000 детей раннего возраста и 5–6 случаев на 1000 детей в возрасте старше 3 лет. Заболеваемость пневмонией среди детей ежегодно повышается в период сезонной эпидемии гриппа. Среди различных поражений респираторного тракта у детей доля пневмонии составляет 1-1,5%. Несмотря на достижения диагностики и фармакотерапии, показатели заболеваемости, осложнений и смертности от пневмонии среди детей остаются стабильно высокими. Все это делает изучение пневмонии у детей актуальным вопросом педиатрии и детской пульмонологии.

Пневмония у детей

Пневмония у детей

Причины

Этиология пневмонии у детей зависит от возраста и условий инфицирования ребенка. Пневмонии новорожденных обычно связаны с внутриутробным или внутрибольничным инфицированием. Врожденные пневмонии у детей часто вызываются вирусом простого герпеса типов 1 и 2 типов, ветряной оспы, цитомегаловирусом, хламидией. Среди внутригоспитальных патогенов ведущая роль принадлежит стрептококкам группы В, золотистому стафилококку, кишечной палочке, клебсиелле. У недоношенных и доношенных новорожденных велика этиологическая роль вирусов – гриппа, РСВ, парагриппа, кори и др.

У детей первого года жизни преобладающим возбудителем внебольничной пневмонии выступает пневмококк (до 70-80% случаев), реже – гемофильная палочка, моракселла и др. Традиционными патогенами для детей дошкольного возраста служат гемофильная палочка, кишечная палочка, протей, клебсиелла, энтеробактер, синегнойная палочка, золотистый стафилококк. У детей школьного возраста, наряду с типичным воспалением легких, возрастает число атипичных пневмоний, вызванных микоплазменной и хламидийной инфекцией. Факторами, предрасполагающими к развитию пневмонии у детей, служат недоношенность, гипотрофия, иммунодефицит, стресс, охлаждение, хронические очаги инфекции (кариес зубов, гайморит, тонзиллит).

В легкие инфекция проникает преимущественно аэрогенным путем. Внутриутробная инфекция в сочетании с аспирацией околоплодных вод приводят к возникновению внутриутробной пневмонии. Развитие аспирационной пневмонии у детей раннего возраста может происходить вследствие микроаспирации секрета носоглотки, привычной аспирации пищи при срыгиваниях, гастроэзофагеальном рефлюксе, рвоте, дисфагии. Возможно гематогенное распространение патогенов из внелегочных очагов инфекции. Инфицирование госпитальной флорой нередко происходит при проведении ребенку трахеальной аспирации и бронхоальвеолярного лаважа, ингаляции, бронхоскопии, ИВЛ.

«Проводником» бактериальной инфекции обычно выступают вирусы, поражающие слизистую респираторного тракта, нарушающие барьерную функцию эпителия и мукоцилиарный клиренс, увеличивающие продукцию слизи, снижающие местную иммунологическую защиту и облегчающие проникновение возбудителей в терминальные бронхиолы. Там происходит интенсивное размножение микроорганизмов и развитие воспаления, в которое вовлекаются прилегающие участки легочной паренхимы. При кашле инфицированная мокрота забрасывается в крупные бронхи, откуда попадает в другие респираторные бронхиолы, обусловливая образование новых воспалительных очагов.

Организации очага воспаления способствует бронхиальная обструкция и формирование участков гиповентиляции легочной ткани. Вследствие нарушения микроциркуляции, воспалительной инфильтрации и интерстициального отека нарушается перфузия газов, развивается гипоксемия, респираторный ацидоз и гиперкапния, что клинически выражается признаками дыхательной недостаточности.

Классификация

В используемой в клинической практике классификации учитываются условия инфицирования, рентгеноморфологические признаки различных форм пневмонии у детей, тяжесть, длительность, этиология заболевания и т. д.

По условиям, в которых произошло инфицирование ребенка, выделяют внебольничные (домашние), внутрибольничные (госпитальные) и врожденные (внутриутробные) пневмонии у детей. Внебольничная пневмония развивается в домашних условиях, вне лечебного учреждения, главным образом, как осложнение ОРВИ. Внутрибольничной считается пневмония, возникшая спустя 72 часа после госпитализации ребенка и в течение 72 часов после его выписки. Госпитальные пневмонии у детей имеют наиболее тяжелые течение и исход, поскольку у внутрибольничной флоры нередко развивается резистентность к большинству антибиотиков. Отдельную группу составляют врожденные пневмонии, развивающиеся у детей с иммунодефицитом в первые 72 часа после рождения и неонатальные пневмонии у детей первого месяца жизни.

С учетом рентгеноморфологических признаков пневмония у детей может быть:

  • Очаговой (очагово-сливной) – с очагами инфильтрации диаметром 0,5-1 см, расположенными в одном либо нескольких сегментах легкого, иногда – билатерально. Воспаление легочной ткани носит катаральный характер с образованием в просвете альвеол серозного экссудата. При очагово-сливной форме происходит слияние отдельных участков инфильтрации с образованием большого очага, нередко занимающего целую долю.
  • Сегментарной – с вовлечением в воспаление целого сегмента легкого и его ателектазом. Сегментарное поражение часто протекает в виде затяжной пневмонии у детей с исходом в легочный фиброз или деформирующий бронхит.
  • Крупозной – с гиперергическим воспалением, проходящим стадии прилива, красного опеченения, серого опеченения и разрешения. Воспалительный процесс имеет лобарную или сублобарную локализацию с вовлечением плевры (плевропневмония).
  • Интерстициальной – с инфильтрацией и пролиферацией интерстициальной (соединительной) ткани легких очагового или диффузного характера. Интерстициальная пневмония у детей обычно вызывается пневмоцистами, вирусами, грибами.

По тяжести течения различают неосложненные и осложненные формы пневмонии у детей. В последнем случае возможно развитие дыхательной недостаточности, отека легких, плеврита, деструкции легочной паренхимы (абсцесса, гангрены легкого), экстрапульмональных септических очагов, сердечно-сосудистых нарушений и т. д.

Течение пневмонии у детей может быть острым или затяжным. Острая пневмония разрешается в сроки 4-6 недель; при затяжной пневмонии клинико-рентгенологические признаки воспаления сохраняются более 1,5 месяцев. По этиологии выделяются вирусную, бактериальную, грибковую, паразитарную, микоплазменную, хламидийную, смешанную формы пневмонии у детей.

Симптомы пневмонии у детей

Клиника очаговой пневмонии у детей обычно развивается на 5-7-й день ОРВИ. Общеинфекционная симптоматика характеризуется фебрильной температурой тела (>38°С), признаками интоксикации (вялостью, нарушением сна, бледностью кожных покровов, расстройством аппетита; у грудных детей – срыгиваниями и рвотой). Респираторные симптомы пневмонии у ребенка включают кашель (влажный или сухой), одышку, периоральный цианоз; иногда – участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Течение очагово-сливной пневмония у детей всегда более тяжелое; нередко с дыхательной недостаточностью, токсическим синдромом, развитием плеврита или деструкции легочной ткани.

Сегментарные пневмонии у детей протекают с лихорадкой, интоксикацией и дыхательной недостаточностью различной степени выраженности. Процесс восстановления может затягиваться до 2-3 месяцев. В дальнейшем на месте воспаления может формироваться сегментарный фиброателектаз или бронхоэктазы.

Клиника крупозной пневмонии у детей отличается бурным началом, высокой лихорадкой с ознобами, болью при кашле и дыхании в грудной клетке, откашливанием «ржавой» мокроты, выраженной дыхательной недостаточностью. Нередко при пневмонии у детей развивается абдоминальный синдром с рвотой, болями в животе с симптомами раздражения брюшины.

Интерстициальная пневмония у детей характеризуется преобладанием симптомов нарастающей дыхательной недостаточности: одышки, цианоза, мучительного кашля со скудной мокротой, ослабления дыхания; нередко – признаками правожелудочковой сердечной недостаточности.

В числе осложнений пневмонии, встречающихся у детей, – инфекционно-токсический шок, абсцессы легочной ткани, плеврит, эмпиема плевры, пневмоторакс, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-синдром, полиорганная недостаточность, ДВС-синдром.

Диагностика

Основу клинической диагностики пневмонии у детей составляет общая симптоматика, аускультативные изменения в легких и рентгенологические данные. При физикальном обследовании ребенка определяется укорочение перкуторного звука, ослабление дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы. «Золотым стандартом» выявления пневмонии у детей остается рентгенография легких, позволяющая обнаружить инфильтративные или интерстициальные воспалительные изменения.

Этиологическая диагностика включает вирусологические и бактериологические исследования слизи из носа и зева, бакпосев мокроты; ИФА и ПЦР-методы выявления внутриклеточных возбудителей.

Гемограмма отражает изменения воспалительного характера (нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ). Детям с тяжелой пневмонией необходимо проводить исследование биохимических показателей крови (печеночных ферментов, электролитов, креатинина и мочевины, КОС), пульсоксиметрию.

Пневмонию у детей необходимо отличать от ОРВИ, острого бронхита, бронхиолита, туберкулеза, муковисцидоза. В типичных случаях диагностика пневмонии у детей проводится участковым педиатром; в сомнительных ситуациях ребенку требуется консультация детского пульмонолога или фтизиатра, проведение КТ легких, фибробронхоскопии и др.

Лечение пневмонии у детей

Основаниями для госпитализации ребенка, заболевшего пневмонией, являются: возраст до 3-х лет, вовлечение в воспаление двух и более долей легких, тяжелая дыхательная недостаточность, плеврит, тяжелые энцефалопатии, гипотрофия, врожденные пороки сердца и сосудов, хроническая патология легких (бронхиальная астма, бронхолегочная дисплазия и др.), почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), состояния иммунодефицита. В лихорадочном периоде ребенку показан постельный режим, рациональное питание и питьевая нагрузка.

Основным методом лечения пневмонии у детей является эмпирическая, а затем этиотропная антибактериальная терапия, для которой могут использоваться бета-лактамы (амоксициллин+клавулановая кислота и др.), цефалоспорины (цефуроксим, цефамандол), макролиды (мидекамицин, азитромицин, кларитромицин), фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), имипенемы (имипенем) и др. При неэффективности терапии в течение 36-48 часов стартовый антибиотик заменяют на препарат из другой группы.

Симптоматическая и патогенетическая терапия пневмонии у детей включает назначение препаратов жаропонижающего, муколитического, бронхолитического, антигистаминного действия. После стихания лихорадки показано физиолечение: СВЧ, индуктотермия, электрофорез, ингаляции, массаж грудной клетки, перкуторный массаж, ЛФК.

Прогноз и профилактика

При своевременном распознавании и лечении исход пневмонии у детей благоприятный. Неблагоприятный прогноз имеют пневмонии, вызванные высоковирулентной флорой, осложненные гнойно-деструктивными процессами; протекающие на фоне тяжелых соматических заболеваний, иммунодефицитных состояний. Затяжное течение пневмонии у детей раннего возраста чревато формированием хронических бронхолегочных заболеваний.

Профилактика пневмонии у детей заключается в организации хорошего ухода за ребенком, его закаливании, предупреждении ОРВИ, лечении ЛОР-патологии, вакцинации против гриппа, пневмококковой инфекции, гемофильной инфекции. Все дети, переболевшие пневмонией, подлежат диспансерному учету у педиатра в течение 1 года с проведением контрольной рентгенографии грудной клетки, ОАК, осмотра ребенка детским пульмонологом, детским аллергологом-иммунологом и детским отоларингологом.

Источник

Лабораторная диагностика пневмонии

Анализ периферической крови необходимо проводить всем больным с подозрением на пневмонию. Лейкоцитоз более 10-12х109/л и палочкоядерный сдвиг более 10% указывают на высокую вероятность бактериальной пневмонии. При установленном диагнозе пневмонии лейкопению менее 3х109/л или лейкоцитоз более 25×109/л считают неблагоприятными прогностическими признаками.

Биохимический анализ крови и исследование кислотно-основного состояния крови – стандартные методы обследования детей и подростков с тяжёлой пневмонией. нуждающихся в госпитализации. Определяют активность печёночных ферментов, уровень креатинина и мочевины, электролитов.

Этиологический диагноз устанавливают главным образом при тяжёлых пневмониях. Выполняют посев крови, который даёт положительный результат в 10-40% случаев. Микробиологическое исследование мокроты в педиатрии не имеет широкого применения в связи с техническими трудностями забора мокроты в первые 7-10 лет жизни. Но в случаях проведения бронхоскопии микробиологическое исследование используют, материалом для него служат аспираты из носоглотки, трахеостомы и эндотрахеальной трубки. Кроме того, для выявления возбудителя проводят пункцию плевральной полости и посев пунктата плеврального содержимого.

Серологические методы исследования также используют с целью выяснения этиологии заболевания. Нарастание титров специфических антител в парных сыворотках, взятых в острый период и период реконвалесценции. может свидетельствовать о микоплазменной или хламидийной этиологии пневмонии. Достоверными методами также считают выявление антигенов методами латекс-агглютинации, встречного иммуноэлектрофореза, ИФА. ПЦР и др. Все эти методы, однако, требуют времени, не влияют на выбор тактики лечения и имеют только эпидемиологическую значимость.

Инструментальные методы диагностики пневмонии

«Золотой стандарт» диагностики пневмонии у детей – рентгенологическое исследование органов грудной клетки, которое считают высокоинформативным и специфичным методом диагностики (специфичность метода составляет 92%). При анализе рентгенограмм оценивают следующие показатели:

  • размеры инфильтрации лёгких и её распространённость;
  • наличие или отсутствие плеврального выпота;
  • наличие или отсутствие деструкции лёгочной паренхимы.

Все эти данные помогают определить степень тяжести заболевания и правильно подобрать антибактериальную терапию. В последующем при отчётливой положительной динамике клинических проявлений внебольничной пневмонии нет необходимости в контрольной рентгенографии (при выписке из стационара или когда ребёнок лечится дома). Более целесообразно проводить контрольную рентгенографию не ранее чем через 4-5 нед от начала заболевания.

Рентгенографическое исследование в динамике в острый период заболевания проводят только при наличии прогрессирования симптомов поражения лёгких или при появлении признаков деструкции и/или вовлечения плевры в воспалительный процесс. В случаях осложнённого течения пневмонии проводят обязательный рентгенологический контроль перед выпиской больного из стационара.

При госпитальной пневмонии необходимо помнить, что если пневмония развивается за 48 ч до летального исхода, то рентгенографическое исследование может дать отрицательный результат. Такую рентгенонегативную пневмонию (когда рентгенография, проведённая за 5-48 ч до смерти пациента, не выявляла пневмонической инфильтрации в лёгких) наблюдают в 15-30% случаев. Диагноз устанавливают только клинически на основании выраженной дыхательной недостаточности, ослабленного дыхания; нередко может быть кратковременный подъём температуры.

Рентгенографическое исследование в динамике при госпитальной пневмонии в острый период заболевания проводят при прогрессировании симптомов поражения лёгких или при появлении признаков деструкции и/или вовлечения плевры в воспалительный процесс. При отчётливой положительной динамике клинических проявлений пневмонии контрольную рентгенографию проводят при выписке из стационара.

При оценке состояния госпитализированных ранее по поводу какой-либо патологии детей и детей с тяжёлой внебольничной пневмонией особое внимание нужно уделять состоянию и эффективности дыхательной функции, в частности показаниям пульсоксиметрии. При тяжёлой пневмонии и госпитальной пневмонии, особенно ВАП, необходим также мониторинг таких показателей, как частота дыхания, частота пульса, артериальное давление, кислотно-основное состояние, диурез, у детей первого полугодия жизни – масса тела.

Компьютерную томографию (КТ) используют в случае необходимости при проведении дифференциальной диагностики, так как КТ обладает в 2 раза более высокой чувствительностью по сравнению с обзорной рентгенографией при выявлении очагов инфильтрации в нижней и верхней долях лёгких.

Фибробронхоскопия и другие инвазивные методики применяют с целью получения материала для микробиологического исследования у пациентов с тяжёлыми нарушениями иммунитета и при проведении дифференциальной диагностики.

Источник

Главное в лечении пневмоний в домашних условиях — это своевременный и правильный выбор этиотропного средства (антибиотиков), ориентировочные рекомендации представлены в табл. 19.

Таблица 19. Выбор антибиотика для лечения внебольничной пневмонии

Возраст, форма

Вероятная этиология

Стартовый препарат

Замена при неэффективности

1 -6 месяцев, с высокой темпе­ратурой, ин-фильтративной тенью

Стафилококк, кишечная па­лочка и другая Гр (-) кишеч­ная флора

Парентерально: ампиокс, амоксициллин, амоксиклав, цефалоспорины 1-2-го по­коления

Аминогликозиды 2-го и цефалоспорины 3-4-го поколений, ванкомицин, имипенемы

1-6 месяцев, афебрильное заболевание, с диффузными изменениями на К-грамме

Хлам иди и, реже пневмоцисты, уреаплазмы

Внутрь: бисептол, эритромицин, макролиды (сумамед, рулид и др.)

Парентерально: бисептол, клиндамицин, макро­лиды, цефалоспорины 3-4-го по­коления

6 месяцев — 15 лет, неосложненная, гомо­генная инфильт­рация

Пневмококк, реже гемофильная па­лочка

Внутрь: оспен, амоксициллин, амоксиклав, зиннат

Парентерально: пенициллины, аминогликозиды, цефалоспорины 2-3-го поколения

6 месяцев —

15 лет, очагово-сливная тень, плеврит, дест­рукция легких, токсикоз

Пневмококк, гемофильная палочка, редко стрептококк, стафилококк

Парентерально: пенициллин, амоксициллин, аугментин, цефалоспорины 2-3-го поколения

Парентерально: цефалоспорины 3-4-го, аминог­ликозиды 2-3-го поколений в ком­бинации, имипенемы

5-15 лет, него­могенная тень, обилие влажных хрипов

Микоплазма, хламидия (Clam. Pneumonia)

Внутрь: эритро­мицин, оумамед, рулид и другие макролиды, би­септол

Парентерально:

линкомицин,

клиндамицин,

аминогликозиды,

бисептол

Примечание. Бисептол, гентамицин, ампициллин мало эффективны при пневмониях, вызванных пневмококком и другими бактериями; бисептол (котримоксазол) эффективен только при хламидиозных и микоплазмозных процессах в легких.

Выбор дозы препаратов, наиболее часто используемых в амбулаторной практике педиатрами, представлен в табл. 20.

Таблица 20. Дозировка антибактериальных препаратов в мг/кг/сутки

Группа

Наименование препаратов

Суточная доза, мг/кг

Для орального применения

Пенициллины

Оспен, клиацил

20-30

Амоксициллин

30-50

Амоксиклав, аугмснтин

30-50

Цефалоспорины

Цефалексин (1 поколение)

25-50

Цефадроксол (1)

25-50

Цефуроксим (2) — зиннат

50-100

Цефаклор (2)

20-40

Цефподоксим (3) — орелокс

5-10

Цефтибутен (3) — цедекс

8-10

Цефиксим (3)

8-10

Фторхинолоны

Ципрофлоксацин — ципробай

20-30

(старше 12 лет)

Нормфлоксацин — нолицин

10

Офлоксацин — таривид

10-20

Макролиды

Эритромицин

40-50

Азитромицин — сумамед

5 (10 в 1-й день)

Джозимицин — вильпрофен

30-50

Мидекамицин — макропен

20-50

Рокситромицин — рулид

5-8

Спирамицин — ровамицин

50

Котримоксазол

Бисептол, бактрим, септрим

30-40 (6-8 по ТМТ)

Тетрациклины

Доксициклин — вибрамицин

2-4

(старше 8 лет)

Метациклин — рондомицин

7-10

Для парентерального применения

Пенициллины

Бензилпенициллин

50-200 мг/кг

Ампициллин, ампиокс

-“-

Амоксиклав, аугмснтин

30-50

Уназин

100-150

«Антисинегнойные»

Пиперциллин

150-300

пенициллины

Тазобактам

50-100

Азлоциллин

200-300

Тнкарциллин (клавулан. к-та) Карбенициллин

200-400 300-500

Азтреонам

150-250

Цефалоспорины

Цефазолин (1)

50-100

Цефманлол (2)

-“-

Цефтазидим (3)

30-50

Цефотаксим (3)

50-100

Цефтриаксон (3) — лонгоцеф

20-80

Цефтазидим (3) — фортум

-“-

Цефперазон (3) — цефобид

-“-

Цефепим (4) — кейтеи

20-50

Карбапенемы

Меронем

20-40

Тиенам

20-40

Ванкомицин

Ванкомицин

20-40

Полимиксины

Коломицин (полимиксин Е)

50

Аминогликозиды

Гентамицин

5-7

Амикацин (2)

15

То(5рамицин, сизомицин (2)

3-5

Нетилмицин (2)

6-8

Линкозамины

Линкомицин

30-50

Клиндамицин

20-40

Бисептол

Бисептол

30

Примечание. Спирамицин (ровамицин) назначается внутрь без ограничения в возрасте (парентерально — с 12 лет); цефобид обладает антисинегнойной активностью; фторхи-нолоны назначаются детям с 14-летнего возраста; карбапенемы (тиенам, меронем) разрешены к применению детям с 1 месяца; ванкомицин, рифампицин являются антистафилококковыми препаратами резерва.

Выбор антибактериальных препаратов в зависимости от клинической ситуации представлен в табл. 21.

Таблица 21. Выбор антибиотиков при различных клинических ситуациях

Клиническая ситуация

Вероятный возбудитель

Антибиотики первого ряда

Альтернативный препарат

Первичная долевая пнев­мония

Пневмококк

Пенициллины, макролиды

Эритромицин, цефалоспорины

Первичная атипичная пневмония

Микоплазма, легионелла, хламидия

Эритромицин,

макролиды,

бисептол

Цефалрепорины 3-го поколения, метронидазол, бисептол

Пневмония на фоне хро­нического бронхита

Гемофильная па­лочка, стрептококк

Ампициллин, макролиды

Левомицетин, цефалоспорины 2-3-го поколения

Пневмония на фоне гриппа

Стафилококк, пневмококк, гемо­фильная палочка

Ампиокс, аугментин, амоксиклав

Цефалоспорины 2-3-го поколе­ния, ванкомицин

Основная тактика терапии при приобретенных пневмониях включает выбор тех антибиотиков, которые активны против грам-положительных возбудителей. В нашей стране в течение многих лет при эмпирическом лечении пневмоний использовали внутримышечное введение пенициллина (Приказ МЗ РФ № 725), однако изменение спектра возбудителей амбулаторных пневмоний с довольно высоким удельным весом гемофильной палочки, микоплазмы и др., не чувствительных к пенициллину бактерий, заставляет изменить эту тактику. Появление пенициллинрезистентных штаммов пневмококка, а также необходимость введения пенициллина каждые 3-4 часа требует замены препарата 1-й линии для лечения амбулаторных пневмоний.

Точка зрения, принятая в 80-е годы, согласно которой в первую очередь необходимо назначение макролидов, в настоящее время пересматривается в связи с появлением резистентных штаммов пневмококка и сомнительной активностью этой группы препаратов в отношении Haemophylus influenzae. На практике предположение о пневмококковой инфекции (реже спровоцированной Н. influenzae) требует назначения в первую очередь бета-лактамного антибиотика (ампициллина или амоксициллина). Несколько позже распространение получил аугментин, амоксиклав (амоксициллин в сочетании с клавулановой кислотой, которая обеспечивает антибиотику защиту от энзиматической деградации бета-лактамазой).

Если же через 48 часов не наблюдается клинического эффекта, то производят замену полусинтетических пенициллинов на эритромицин (или другие макролиды новой генерации), предполагая наличие атипичных патогенов (легионелл, хламидий, микоплазм). Удобство в назначении рулида, сумамеда и ровамицина состоит в том, что они назначаются перорально и имеют по сравнению с другими антибиотиками очень низкий уровень побочных эффектов. Эта генерация макролидов хорошо концентрируется в местах воспаления легких, что достигается их способностью проникать в альвеолярные макрофаги и эпителиальные клетки слизистой оболочки дыхательных путей.

При отсутствии эффекта от макролидов в течение следующих 48 часов больного госпитализируют в стационар. При тяжелом течении приобретенной пневмонии антибиотиками выбора являются цефалоспорины, минимум третьей генерации.

Вероятно, в будущем эта стратегия проведения антибактериальной терапии будет изменяться вследствие развития резистентности возбудителей одновременно к пенициллинам и макролидам. Внедрение фторхинолонов, активных в отношении пневмококка, могло бы в ближайшем будущем значительно улучшить эффект второго этапа лечения (при неудачной терапии пенициллином). Ципрофлоксацин, офлоксацин и другие фторхинолоны эффективны также при лечении пневмоний, вызванных Н. influenza, Legionella pneumoniae и Mycoplasma pneumoniae.

Программы лечения больных включают обязательное проведение антибцотикотерапии с учетом конкретного этиологического агента (на этапе колонизации микроорганизмов), причем предпочтение отдается монотерапии, только в тяжелых случаях используются комбинации антибиотиков (пенициллинов с аминогликозидами или/и цефалоспоринами), а также антибиотики резерва (фторхинолоны, ингибиторы бета-лактамаз, макролиды и цефалоспорины последних генераций, рифампицин, ванко-мицин и др.). Выбор антибиотиков в зависимости от возбудителей и с учетом клинической ситуации представлен в таблицах 1 и 2.

Оценка эффективности антибактериальной терапии производится в течение первых 2-3 суток (с заменой или комбинацией а/б в необходимых случаях, особенно при неуточненном возбудителе).

Продолжительность курса антибиотикотерапии зависит от характера и дозы возбудителя, его чувствительности к антибиотику, состояния иммунитета больного, наличия осложнений и т. д. При неосложненной пневмонии курс лечения антибиотиками продолжается не более 3-4 дней после нормализации температуры.

Патогенетически оправданы все способы улучшения бронхиального дренажа (ингаляции с бронхолитиками, муколитиками, отхаркивающими средствами, массаж грудной клетки, ЛФК и др.). По показаниям — кислородотерапия, дезинтоксикация. В период разрешения пневмонии возрастает роль противовоспалительных’ и симптоматических средств, а.также немедикаментозных методов лечения (физиотерапия и др.).

Критериями эффективности лечения пневмонии являются:

— клинические признаки: снижение температуры, уменьшение интоксикации, улучшение общего состояния, улучшение отхождения мокроты, уменьшение кашля и др.;

— лабораторные показатели: нормализация лейкоцитарной формулы, КЩС, уменьшение степени гнойности мокроты и др.;

— рентгенологическая картина: положительная динамика рентгенологических данных вплоть до исчезновения инфильтрата — через 2-4 недели от начала заболевания;

— функциональные параметры: нормализация показателей ФВД.

Эффективность лечения пневмоний у детей оценивается как полный или частичный эффект, либо его отсутствие.

Полный эффект:

— падение температуры ниже 38 °С в течение 24-48 часов при неосложненной пневмонии или 3-4 суток при осложненной;

— улучшение состояния и аппетита, уменьшение одышки;

— улучшение И-логической картины или отсутствие отрицательной динамики;

— продолжение антибактериальной терапии при введении препаратов внутрь.

Частичный эффект:

— сохранение фебрильной температуры свыше указанных сроков;

— улучшение состояния, аппетита, снижение одышки;

— отсутствие ухудшения И-логической картины;

— продолжение назначенной антибактериальной терапии.

Отсутствие эффекта:

— сохранение высокой температуры;

— ухудшение общего состояния и других патологических явлений;

— смена антибиотиков через 24-36 часов терапии (при подозрении на анаэробную этиологию пневмонии добавляется метронидазол).



Длительность антибактериальной терапии:


— при неосложненной пневмонии — до получения четкой клинико-рентгенологической положительной динамики и еще не менее 3-х дней нормальной температуры (курс терапии обычно составляет 7-10 дней);

— при осложненной пневмонии — до полной ликвидации осложнений и еще не менее 5 дней (курс терапии 10-14 дней).

Наблюдение на участке

Кратность наблюдения за детьми при лечении на дому зависит от возраста. Так, дети первого года жизни осматриваются участковым педиатром ежедневно, до выздоровления. Дети старше года наблюдаются педиатром каждый день в течение острого периода заболевания, в среднем 7 дней, а далее направляются в отделение восстановительного лечения на реабилитацию, которая включает лечебную гимнастику, массаж, кислородные коктейли, мембраностабилизаторы, иммуномодуляторы, адаптогены, витамины с микроэлементами, физиотерапию, ингаляции.

Диспансерное наблюдение детей, перенесших острую пневмонию, осуществляет участковый педиатр в течение 1 года при неосложненной пневмонии и 2 года — при осложненной (Приказ МЗ РФ № 725 от 1983).

План наблюдения

Осмотр участкового педиатра:

— в возрасте до 3 месяцев в первые 6 месяцев после болезни осмотр проводится 2 раза в месяц; во вторые 6 месяцев — 1 раз в месяц;

— в возрасте 3-12 месяцев — 1 раз в месяц;

— в возрасте 1-3 лет — 1 раз в 1,5 месяца;

— в возрасте старше 3-х лет — 1 раз в 3 месяца.

Осмотр ЛОР-врачом — 2 раза в год, пульмонологом — 1 раз в год. Общий анализ крови и мочи — 1 раз в 3 месяца.

Наибольшее внимание при диспансеризации требуют дети:

— перенесшие пневмонию с легочными и легочно-плевральными осложнениями, затяжным течением или рецидивирующей клиникой (кашель, лихорадка, локализованные хрипы);

— повторно болеющие острой пневмонией;

— выписанные из стационара с остаточными явлениями;

— если в течение 4-6 недель активного лечения остаточные явления сохраняются, то ребенок должен быть осмотрен пульмонологом;

— при повторных эпизодах острой пневмонии в течение года дети должны быть осмотрены иммунологом;

— при наличии фоновых состояний, поддерживающих изменения в легких (рахит, гипотрофия, хронические очаги инфекции в носоглотке и др.), дете?