Методика массажа при пневмонии у детей

Воспаление легких у малышей выражается в поражении дыхательного аппарата, что сопровождается нарушениями самочувствия по причине интоксикации организма.

Подвержены явлению дети, у которых болезнь приобретает затяжной характер. В таких ситуациях врачи прописывают массаж при пневмонии для детей. Процедура позволяет устранить остаточные явления болезненного процесса. 

Показания к массажу

Терапевтическая процедура назначается врачом. Предварительно требуется прохождение диагностического обследования. Пневмония у детей встречается часто, сеансы помогают от нее избавиться. Показаниями для массирования будут признаки:

  • усиленное отхождение мокроты;
  • жесткое поверхностное дыхание;
  • цианоз;
  • присутствие хрипов в легких.

Массажные сеансы используются не только при воспалительных процессах в легких. Аргументом для назначения становятся такие патологии, как бронхит и бронхиальная астма и эмфизема легких.

Разновидности массажа

Эксперты разделяют массаж для детей при пневмонии на несколько типов. Процедура проводится комплексно с терапевтическими мероприятиями. Используемый сеанс включает разновидности:

  1. Дренажный – при сложном оттоке мокроты, рекомендован малышам до года.
  2. Баночный – ускоряет выведение токсинов, сокращает результат интоксикации.
  3. Точечный – помогает активизировать внутренние ресурсы организма, наладить работу иммунной системы.
  4. Медовый – снимает признаки синдрома хронической усталости, повышает тонус малыша.
  5. Сегментарный – нормализует процесс лимфотока, обеспечивает подвижность грудной клетки малыша.

Не все формы массирования допускаются к самостоятельному выполнению родителями на дому. Вылечить воспаление легких помогают процедуры у специалиста.

Острая пневмония

Патология острой формы может быть диагностирована только врачом. При терапии на дому назначаются упражнения лечебной гимнастики лежа на спине, а также сидя.

Нужно выполнять движения для конечностей в спокойном темпе с небольшой амплитудой, вращения туловища на сторону, поднятие таза, опираясь руками на постель. Длительность гимнастики занимает до 15 минут. После каждого упражнения нужно делать маленький перерыв.

Массаж при пневмонии и его особенности

Когда ребенок находится на лечении в медицинском учреждении, ЛГ выполняется на протяжении 25 минут стоя, сидя и лежа. Комплекс включает дыхательные упражнения с развивающими для рук, ног и туловища. Амплитуда движений должна достигать максимума. Предотвратить формирование спаек помогут наклоны и повороты туловища в сочетании с дыханием. 

Массаж детям при пневмонии острой формы делать не рекомендуется. Это обусловлено тем, что несвоевременное воздействие процедуры ухудшит воспалительный процесс.

Хроническая пневмония

Согласно характеру протекания выделяют следующие формы хронической патологии:

  • С пролиферативными процессами и вероятным развитием пневмосклероза. Пациенту назначается дыхательная гимнастика, интенсивными укрепляющими упражнениями.
  • С гнойными процессами. Назначается постуральный дренаж: стоя на четвереньках, лежа на здоровом боку с приподнятыми ногами. Процедура проводится до 3 раз в день, длится полчаса.

Массаж для детей с пневмонией назначается, если снизилась температура, пропали явления интоксикации при остром типе.

Выполняется массирование области грудины, ног на протяжении 20 минут. При проведении процедуры пациенту нужно дышать носом, задерживать дыхание нельзя. Курс терапии включает 15-20 сеансов.

Как правильно делать массаж

Массаж для детей с пневмонией предполагает улучшение состояния пациента, подъем его настроения, укрепление иммунитета. Ускорить восстановление после болезни поможет его дренажная форма. Эффективность процедуры многосторонняя: увеличивается подвижность области ребер, укрепляется мышечный корсет грудной клетки, оптимизируется кровоток в зоне легких. 

Чтобы добиться результата и соблюдать правила:

  • Делать массаж за два часа до сна. Это время активизации усиленных процессов отхождения мокроты.
  • Последний прием пищи должен быть несколько часов до процедуры.
  • Помещение для проведения сеанса должно регулярно проветриваться и быть убранным.
  • Длительность массажа и его интенсивность определяются, согласно особенностям больного, стадии воспаления легких, уровня осложнений.
  • Перед сеансом ребенку необходимо принять лекарство с эффектом отхаркивания. Смягчить процесс выведения бронхиального секрета помогает прием теплого питья.

Выполнять массаж при пневмонии у детей допустимо в учреждении, при амбулаторном лечении. Выполнять процедуру требуется специалисту, обладающему опытом и знаниями.

Самостоятельное лечение при воспалении легких строго запрещено. Дети легко переносят манипуляции. Терапия проводится под наблюдением доктора. Если результат не был достигнут, терапевтическую схему пересматривают.

Как сделать крутой массаж

Различные техники массажа

Прохождение сеансов доктор может прописать на любой стадии заболевания. Могут использоваться техники:

  1. Вакуумная. Проводится с помощью банок. Методика обеспечивает улучшение кровоснабжения подкожных слоев. Излишнее потоотделение способствует выведению шлаков, токсинов.
  2. Дренажный массаж при пневмонии у детей выполняется пощипывающими движениями по всей области спины, не касаясь позвоночника. Помогает наладить функционирование легких, разжижая секрет трахеобронхиального дерева. 
  3. Сегментарная. Включает растирания, проглаживания ладонью зоны спины по бокам от позвоночника. Помогает выявить нарушения в лимфотоке, оценить подвижность грудной клетки.
  4. Вибрационный массаж при пневмонии у детей. Представляет ритмичные постукивания по участкам грудины. Процесс ускоряет выход мокроты, стимулирует мускулатуру, укрепляет мышцы зоны грудины.
  5. Медовая. Покрытие кожи верхней части спины медом, приложение и подъем ладоней. Положительно влияет на легкие, улучшает лимфоотток. Медовый массаж после пневмонии детям помогает восстановить работу легких. 
Читайте также:  Сколько дней делают антибиотик при пневмонии детям

Длительность сеанса составляет 15 минут. Интервал занимает 10 минут, что определяется самочувствием пациента. Терапевтический курс должен состоять из 10-14 сеансов.

Как правильно делать массаж

Польза массажа

Курс процедур принесут эффект:

  • Укрепление мышц, обеспечивающих работу легких.
  • Стремительное разжижение, выведение мокроты.
  • Ускорение регенеративных процессов нарушенных тканей.
  • Улучшение состояние системы кровоснабжения.
  • Восстановление легочной вентиляции.
  • Снижение угрозы формирования рубцов и спаек.
  • Профилактика образования эмфизематозных патологий.

Сеансы обеспечивают ускорение действия лекарственных препаратов, дыхание пациента обретает глубину.

Массаж грудной клетки

Особой эффективностью при пневмонии у детей обладает массирование грудины, техника включает следующие этапы:

  1. Больной ложится спиной на твердую поверхность.
  2. Массажист смазывает руки гипоаллергенным маслом.
  3. Массажные движения производятся без касания подмышечных впадин, у мальчиков – зоны сосков, а у девочек – молочных желез.
  4. Сеанс начинается с разглаживаний, затем добавляются растирания.
  5. Завершаются манипуляции с поглаживанием грудной клетки.

Действия массажиста должны быть осторожными, ненавязчивыми. При выявлении дискомфорта у пациента, надо прервать сеанс.

Массаж спины и шеи

После завершения работы с участком грудины, переходят к зоне спины и шеи. Пациент располагается на животе, верхние конечности лежат вдоль тела, под голеностопный сустав кладется валик.

Нужно внимание вертебральным мышцам, подлопаточным  участкам, мускулам шеи и предплечья:

  • Сначала массируется поверхность спины в форме легких поглаживаний и выжиманий.
  • Кожа разогревается за счет растирания до появления признаков гиперемии.
  • Поочередно разминаются мышцы спины. Применяется разминание и техники, позволяющие проработать триггерные зоны.
  • Завершается массирование спины поглаживанием, вибрационными техниками.
  • Массажист приступает к обработке спины. Используются растирание, вибрация, разминание. Манипуляции направлены по движению лимфотока. Используется пальцевое и щипцевидное разминание.

Завершив массирование спины и шеи, осуществляют вторую процедуру для грудной клетки. Длительность сеанса занимает 30 минут.  

Врач высшей категории и пульмонолог

Автор:
Глушко Раиса
Терапевт, пульмонолог, иммунолог

Источник

Пневмония

Наиболее частым заболеванием, особенно недоношенных детей, является пневмония. Из всех заболеваний органов дыхания пневмония связана с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, а также с иммунологической реактивностью детей раннего возраста.

Этиология. Основной причиной развития пневмонии является смешанная инфекция (вирусномикробная). Многие хронические заболевания (тонзиллит, аденоиды, синуситы, вирусы гриппа), как и охлаждение тела, ведут к снижению защитных сил детей и к пневмонии.

Патогенез. У детей первого года жизни пневмония чаще встречается, когда внутриутробный период их жизни протекал неблагоприятно (патология матери) или были нарушения при родах (асфиксия и т. д.), а также у детей, болеющих рахитом, анемией, гипотрофией.

Клиническая картина. При подозрении на пневмонию у детей раннего возраста прослушивается более жесткое дыхание под углами лопаток, хрипы, кожная складка над участком нарушения легкого чаще утолщена, наблюдаются вялость, мышечная гипотония. При акте дыхания – напряжение крыльев носа, втягивание межребий и надгрудинной ямки. Бледность кожных покровов.

Мелкоочаговая пневмония начинается с катара верхних дыхательных путей, в то же время при крупозной пневмонии наблюдается на стороне поражения румянец щеки, надключичная ямка глубже. Плечо этой стороны смещено кпереди и вовнутрь (визуально укорочено). Одышка – до 60–80 циклов в минуту, высокая температура тела ребенка.

Лечение. Только комплексное лечение с разрешением терапевтических задач, в которые входят: восстановление нормального ритма дыхания, устранение разрастания соединительной ткани, ликвидация застойных явлений, предупреждение осложнений, а главное – стимуляция сил ребенка. Массаж и гимнастика в комплексной терапии мелкоочаговой пневмонии решают общие задачи.

Комплекс гимнастики и массажа при начальном периоде острой пневмонии (возраст – от 1,5 до 4 месяцев)

Комплекс выполнять от 3 до 8 мин (по Фонареву М.И., 1973).

Общий поглаживающий массаж конечностей.

Поглаживание живота.

Рефлекторные упражнения на разгибание спины в позе ребенка лежа на правом и левом боку.

Массаж живота и конечностей – поглаживание.

Примерный комплекс упражнений (возраст – от 4 до 9 месяцев)

Массаж рук – поглаживание.

Пассивные упражнения для рук – скрещивание их на груди и разведение.

Массаж живота – поглаживание.

Массаж нижних конечностей – поглаживание.

Упражнение для ног – сгибание и разгибание их попеременно.

Читайте также:  Прививки от пневмонии в пожилом возрасте

Поворот со спины на правый бок.

Массаж живота.

Поворот со спины на левый бок.

Упражнение для рук – круговые движения.

Упражнение для ног – сгибание и разгибание вместе.

Комплекс гимнастики и массажа (возраст – от 9 месяцев до 1 года 2 месяцев)

Массаж рук – поглаживание.

Упражнение для рук – круговые движения.

Массаж ног – поглаживание.

Упражнение для ног – сгибание и разгибание ног вместе.

Массаж живота.

Поворот на правый бок.

Ребенок сидит на руках у специалиста по массажу – поглаживание спины.

Массаж рук.

Упражнение для рук – отведение и сведение рук на груди.

Поворот со спины на левый бок.

Методические указания. Применять активные гимнастические упражнения ограниченно, учитывать индивидуальность и клиническое состояние. Выполняя пассивные движения для верхних и нижних конечностей, необходимо включать рефлекторные упражнения. Чаще проводить смену исходных положений ребенка в период клинических проявлений пневмонии – массаж проводить щадящий, в основном – поглаживание.

В период обратного развития (рассасывания) патологического процесса при пневмонии основные задачи перед комплексной терапией стоят следующие:

? восстановление нормального механизма дыхательного акта;

? предупреждение хронической формы пневмонии, рассасывание патологического очага;

? восстановление психомоторного развития ребенка, нормализация функций органов и систем.

Комплекс гимнастики и массажа в период обратного развития пневмонии (возраст – от 4 до 6 месяцев)

Массаж рук – поглаживание.

Упражнение для рук – сведение и отведение их на груди.

Массаж ног – поглаживание.

Упражнение на сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.

Массаж грудной клетки – поглаживание, растирание.

Массаж живота.

Поворот со спины на живот.

Массаж грудной клетки – поглаживание, растирание, разминание.

Рефлекторные упражнения для ног – ползание.

Упражнения для рук – круговые движения.

«Скользящие шаги».

Примерный комплекс упражнений в период восстановления (возраст – от 6 до 9 месяцев)

Отведение и сведение рук на груди.

Массаж грудной клетки – можно выполнять все приемы.

«Скользящие шаги».

Поворот со спины на живот.

Массаж грудной клетки – все приемы.

Круговые движения руками.

Сгибание и разгибание ног.

Массаж живота.

Поворот со спины на живот.

Рефлекторные упражнения – ползание.

Присаживание ребенка за отведенные в стороны руки.

Массаж живота.

Упражнение для рук – сгибание и разгибание («бокс»).

Примерный комплекс упражнений в период восстановления (возраст – от 9 месяцев до 1 года 2 месяцев)

Массаж грудной клетки.

Активное упражнение для рук – отведение и сведение их на груди.

Активное упражнение для ног – сгибание и разгибание их по речевой инструкции.

Активное упражнение – поворот со спины на живот за игрушкой вправо.

Массаж грудной клетки – все приемы.

Приподнимание из положения на животе до положения стоя, при поддержке за плечи.

Активное упражнение – круговые движения руками.

Активное упражнение – сгибание ног вместе.

Массаж живота.

При поддержке за руку или самостоятельно – присаживание.

В позе сидя – повороты туловища вправо и влево за игрушкой.

Активное упражнение для рук – сгибание и разгибание («бокс»).

Примерный комплекс упражнений в период восстановления (возраст – от 1 года 2 месяцев до 2 лет)

Лежа на спине – сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).

Упражнения для ног – сгибание и разгибание ног попеременно.

Массаж грудной клетки – все массажные приемы.

Фиксируя ноги – присаживание.

В позе сидя – повороты туловища вправо и влево.

Активное упражнение – поднимание рук вверх за игрушкой.

Ребенок, удерживая колечки или палочку, переходит в положение стоя.

По речевой инструкции достать игрушку – приседая, отдать игрушку – с последующим выпрямлением и подниманием рук.

Поворот со спины на живот.

Массаж грудной клетки – все массажные приемы.

Круговые движения руками из исходного положения лежа на спине.

«Скользящие шаги».

Активное упражнение для рук – отведение и сведение их на груди.

Поднятие выпрямленных ног до палочки, игрушки (М.И.Фонарев, 1973).

Методические указания. Активные упражнения влияют на восстановление дыхания, но необходимо следить, чтобы не было задержки дыхания при их выполнении. Все движения выполнять от 4 до 6 раз. Эффект действия различных приемов массажа возрастает, если после массажа грудной клетки выполнять гимнастические упражнения, с акцентом на дыхательные мышцы. При отсутствии противопоказаний в комплексе лечения назначать для ускорения кровотока, перераспределения кровоснабжения организма ребенка – банки, горчичники, растирания, обертывания. Со значительным улучшением состояния ребенка применять вибрационный массаж.

Читайте также:  Уход при пневмонии с мотивацией

Источник

. , , , , , , .

     
. , , , – III , , , , , , .

     
. ; ; – ; .

     
. – , , .

     
, . . – , , .

     

     
1) – , , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , ;

. 141. ,

3) – , , , , , , ;

     
4) – , , , – -, , , .

     

     
1) – , ;

     
2) – , ;

     
3) – , “”;

     
4) – , . -; 7- .

     
( , )

     
1) – ;

     
2) – ;

     
3) – , , , , ;

     
4) – .

     

     
1) – ;

     
2) – , , , ;

     
3) – ;

     
4) – , , .

     

     
1- . II- T9(D9) T5(D5), . 5-6 .;. , . , (). 6-8 , ‘ .

     
2- . ( – -). . : , – , () 5-6 . , .

     
2- 7-8 , , , .

     
, , . – . , . – 15-25 . – 15-20 . . – , .

     
. – , , , . .

     
. , .

     
. – , .

     
, ( ).

     
T7(D9)

     
T2(D2)

     
1) – , , , , ;

     
2) – , , , , , , ;

     
3) – , , , ;

     
4) – , , , . .

     
( )

     
1) – ) ; ) ; ) ;

     
2) – , , , – ;

     
3) – , , , , ;

     
4) – .

     
.

     

     
1) – , , , , ;

     
2) – , , , , , ;

     
3) – , , , ;

     
4) – , , , .

     

     
, , , :

     
1) – , , , , , ;

     
, – ;

     
2) – , , , , , , , , ;

     
3) – , , , , , ;

     
4) – .

     

     
., , .

     
, , .

     
– 15-20 . – 12-15 . 2-4 .

     
. – () – . . .. . , .

     
1- . , , (80-90% ) (10-20%). . .

     
2- . , . . . – 30-40 . – 3-5 3-5 . 4 (2 2 ) , .

     
. , – III , II-III 60 .

     
– – . .

     
– . , . – 10-20 . – 12 , .

     
. – , . ().

     
; .

     
. , , – , , .

     
. . L5-1, D5-3, 4-3, , , , . , — . , (, , , , ); -. (, , , , ); , , ; a ( ; V-VII (. 142).

     
. – 12-20 . – 12-15 , .

     
. . ( ) (); – .

     
– , , .

     
. , , , 15-20 ; , , . (8 ); – , – , . 2-3 10-12 .

     
. 143-146.

     
. . , , , , , , , , .

     
. – . L.2 ( , , ).

. 142. .

. 143. ,

. 144. , ()

. 145. , ( )

. 146. , 274

1- 2- , , “”, – . – , , . .

     
() , , . , , . (, , ), – , , –. . , , , . (3 ) – “” .

     
( ), – .

     
, , ( 3-4 ).

     
– 15-20 .

     
– 8-10 , 2-3 .

     

     

     

     
. – ; ; , ; , , ; .

     
. ; – ; , ; ; ; ; – ( 2 .).

     
. – ( – ).

     
– , , , , (. 147).

     
. ( ). , -: – , , , – , , , . – 10-15 . – 12-15 , . – , . ; , ; , . , , ; , . D9-5, 5-4 (, “”, ). , . , , .

. 147. .

, – , – , .

     
— , , Dg- . ( , , ). ( ), – – ( ), , . , , , . , , , , , .

     
, , . 100 0,3 .

     
. 3 .

     
( ).

     
. . XI , – 1,5-2 VIII , V , – ( 3-4 , 1-2 ). .

     
. , . , , .

     
– 10-15 . – 10-12 , .

     
. – , , – .

     
.

     
. – , , , , . .

     
, , (. 148). .

     
, , , . – , . ( ; – , – ). , , – . ( “”, “”), D9-5 7-3 , – ( D2-4).

     
( ). , (, , – ). ( ) , .

     
, . ,

.148. . , . 121

, . . .

     
– 12-15 . – 12 , , , 20 .

     
. , , , , , .

     
. , ; ; ; .

     
. – , . , . D10-8 , 4 ; – D10-4 .

     
, , . , . . L10- 4-3, D7-9, – , – . . , , ; ( ). ( , – , , , ), ( , ) (. 149).

     
, , . – 12-15 . – 12 , .

     
. . , ; .

     
. . , , (, ); (, ). , , .

     
. , , ; ( ). ; ( , , ). , .

     
– 12-16 , – 10-15 , 2-3 .

     
. – , , . , , , .

     
, (- .); .

. 149. .

     

     
– , , , , .

     
, , – (), . . , , () – , , , .

     
. , , , .

     
. – ; .

     
. (- , ), , , . , . : , , , . . .

     
, .

     

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , , ;

     
3) – , , -, , , , ;

     
4) – , , , , , , .

     
“”, .

     

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , ;

     
3) – , , , , , ;

     
4) – , , , , , .

     
.

     

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , , ;

     
3) – , , , , , , ;

     
4) – , , , , , , .

     
, , , , .

     

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , -, , ;

     
3) – , , , , , , ;

     
4) – , , , , , , .

     
(, , ).

     

     
. .

     
, ( ), .

     

     
:

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , , ;

     
3) – , , , , , ;

     
4) -. .

     
( ) .

     

     
1) – , , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , ;

     
3) – ” , – , , , ;

     
4) – , , , , , .

     
. .

     
– 15-20 , , , . .

     

     
1. – , , – .

     
2. , , , , ; (, ).

     
3. 15 60 .

     
4. 1-2 .

     
5. , , : .

     
6. 15-30 . 10-15 , .

     
7. , .

     
– , , .

     
. 150.

. 150. , 288

. ( , ) – , ( – ).

     
– .

     
, .

     
. , – . , , , , – , , , , ( , , ). . , – , : , , ; , ; ; ; , ; ; ; ; , . , , , . , , . , , .

     
, . – 30-40 , – 12-15 , .

     
, .

     
. , , , , .

     
. ; – . ; D5-1, -2. : , , , , , , .

     
. , – . , . -12-15 , .

     
– . -1, L5-1, D12-ll, . , , , , . , , . 20-25 . – 15-20 , .

     

     
1. .

     
2. , , , .

     
3. .

     
4. .

     
5. , , .

     

     

Источник