Лфк для детей пневмония у детей

Лфк для детей пневмония у детей thumbnail

Пневмония у детей

Пневмония у детей – острый инфекционный процесс в легочной паренхиме с вовлечением в воспаление всех структурно-функциональных единиц респираторного отдела легких. Пневмония у детей протекает с признаками интоксикации, кашлем, дыхательной недостаточностью. Диагноз пневмонии у детей ставится на основе характерной аускультативной, клинико-лабораторной и рентгенологической картины. Лечение пневмонии у детей требует назначения антибиотикотерапии, бронхолитиков, жаропонижающих, отхаркивающих, антигистаминных средств; в стадии разрешения – физиотерапии, ЛФК, массажа.

Общие сведения

Пневмония у детей – острое инфекционное поражения легких, сопровождающееся наличием инфильтративных изменений на рентгенограммах и симптомов поражения нижних дыхательных путей. Распространенность пневмонии составляет 5-20 случаев на 1000 детей раннего возраста и 5–6 случаев на 1000 детей в возрасте старше 3 лет. Заболеваемость пневмонией среди детей ежегодно повышается в период сезонной эпидемии гриппа. Среди различных поражений респираторного тракта у детей доля пневмонии составляет 1-1,5%. Несмотря на достижения диагностики и фармакотерапии, показатели заболеваемости, осложнений и смертности от пневмонии среди детей остаются стабильно высокими. Все это делает изучение пневмонии у детей актуальным вопросом педиатрии и детской пульмонологии.

Пневмония у детей

Пневмония у детей

Причины

Этиология пневмонии у детей зависит от возраста и условий инфицирования ребенка. Пневмонии новорожденных обычно связаны с внутриутробным или внутрибольничным инфицированием. Врожденные пневмонии у детей часто вызываются вирусом простого герпеса типов 1 и 2 типов, ветряной оспы, цитомегаловирусом, хламидией. Среди внутригоспитальных патогенов ведущая роль принадлежит стрептококкам группы В, золотистому стафилококку, кишечной палочке, клебсиелле. У недоношенных и доношенных новорожденных велика этиологическая роль вирусов – гриппа, РСВ, парагриппа, кори и др.

У детей первого года жизни преобладающим возбудителем внебольничной пневмонии выступает пневмококк (до 70-80% случаев), реже – гемофильная палочка, моракселла и др. Традиционными патогенами для детей дошкольного возраста служат гемофильная палочка, кишечная палочка, протей, клебсиелла, энтеробактер, синегнойная палочка, золотистый стафилококк. У детей школьного возраста, наряду с типичным воспалением легких, возрастает число атипичных пневмоний, вызванных микоплазменной и хламидийной инфекцией. Факторами, предрасполагающими к развитию пневмонии у детей, служат недоношенность, гипотрофия, иммунодефицит, стресс, охлаждение, хронические очаги инфекции (кариес зубов, гайморит, тонзиллит).

В легкие инфекция проникает преимущественно аэрогенным путем. Внутриутробная инфекция в сочетании с аспирацией околоплодных вод приводят к возникновению внутриутробной пневмонии. Развитие аспирационной пневмонии у детей раннего возраста может происходить вследствие микроаспирации секрета носоглотки, привычной аспирации пищи при срыгиваниях, гастроэзофагеальном рефлюксе, рвоте, дисфагии. Возможно гематогенное распространение патогенов из внелегочных очагов инфекции. Инфицирование госпитальной флорой нередко происходит при проведении ребенку трахеальной аспирации и бронхоальвеолярного лаважа, ингаляции, бронхоскопии, ИВЛ.

«Проводником» бактериальной инфекции обычно выступают вирусы, поражающие слизистую респираторного тракта, нарушающие барьерную функцию эпителия и мукоцилиарный клиренс, увеличивающие продукцию слизи, снижающие местную иммунологическую защиту и облегчающие проникновение возбудителей в терминальные бронхиолы. Там происходит интенсивное размножение микроорганизмов и развитие воспаления, в которое вовлекаются прилегающие участки легочной паренхимы. При кашле инфицированная мокрота забрасывается в крупные бронхи, откуда попадает в другие респираторные бронхиолы, обусловливая образование новых воспалительных очагов.

Организации очага воспаления способствует бронхиальная обструкция и формирование участков гиповентиляции легочной ткани. Вследствие нарушения микроциркуляции, воспалительной инфильтрации и интерстициального отека нарушается перфузия газов, развивается гипоксемия, респираторный ацидоз и гиперкапния, что клинически выражается признаками дыхательной недостаточности.

Классификация

В используемой в клинической практике классификации учитываются условия инфицирования, рентгеноморфологические признаки различных форм пневмонии у детей, тяжесть, длительность, этиология заболевания и т. д.

По условиям, в которых произошло инфицирование ребенка, выделяют внебольничные (домашние), внутрибольничные (госпитальные) и врожденные (внутриутробные) пневмонии у детей. Внебольничная пневмония развивается в домашних условиях, вне лечебного учреждения, главным образом, как осложнение ОРВИ. Внутрибольничной считается пневмония, возникшая спустя 72 часа после госпитализации ребенка и в течение 72 часов после его выписки. Госпитальные пневмонии у детей имеют наиболее тяжелые течение и исход, поскольку у внутрибольничной флоры нередко развивается резистентность к большинству антибиотиков. Отдельную группу составляют врожденные пневмонии, развивающиеся у детей с иммунодефицитом в первые 72 часа после рождения и неонатальные пневмонии у детей первого месяца жизни.

С учетом рентгеноморфологических признаков пневмония у детей может быть:

  • Очаговой (очагово-сливной) – с очагами инфильтрации диаметром 0,5-1 см, расположенными в одном либо нескольких сегментах легкого, иногда – билатерально. Воспаление легочной ткани носит катаральный характер с образованием в просвете альвеол серозного экссудата. При очагово-сливной форме происходит слияние отдельных участков инфильтрации с образованием большого очага, нередко занимающего целую долю.
  • Сегментарной – с вовлечением в воспаление целого сегмента легкого и его ателектазом. Сегментарное поражение часто протекает в виде затяжной пневмонии у детей с исходом в легочный фиброз или деформирующий бронхит.
  • Крупозной – с гиперергическим воспалением, проходящим стадии прилива, красного опеченения, серого опеченения и разрешения. Воспалительный процесс имеет лобарную или сублобарную локализацию с вовлечением плевры (плевропневмония).
  • Интерстициальной – с инфильтрацией и пролиферацией интерстициальной (соединительной) ткани легких очагового или диффузного характера. Интерстициальная пневмония у детей обычно вызывается пневмоцистами, вирусами, грибами.
Читайте также:  Мед с прополисом при пневмонии

По тяжести течения различают неосложненные и осложненные формы пневмонии у детей. В последнем случае возможно развитие дыхательной недостаточности, отека легких, плеврита, деструкции легочной паренхимы (абсцесса, гангрены легкого), экстрапульмональных септических очагов, сердечно-сосудистых нарушений и т. д.

Течение пневмонии у детей может быть острым или затяжным. Острая пневмония разрешается в сроки 4-6 недель; при затяжной пневмонии клинико-рентгенологические признаки воспаления сохраняются более 1,5 месяцев. По этиологии выделяются вирусную, бактериальную, грибковую, паразитарную, микоплазменную, хламидийную, смешанную формы пневмонии у детей.

Симптомы пневмонии у детей

Клиника очаговой пневмонии у детей обычно развивается на 5-7-й день ОРВИ. Общеинфекционная симптоматика характеризуется фебрильной температурой тела (>38°С), признаками интоксикации (вялостью, нарушением сна, бледностью кожных покровов, расстройством аппетита; у грудных детей – срыгиваниями и рвотой). Респираторные симптомы пневмонии у ребенка включают кашель (влажный или сухой), одышку, периоральный цианоз; иногда – участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Течение очагово-сливной пневмония у детей всегда более тяжелое; нередко с дыхательной недостаточностью, токсическим синдромом, развитием плеврита или деструкции легочной ткани.

Сегментарные пневмонии у детей протекают с лихорадкой, интоксикацией и дыхательной недостаточностью различной степени выраженности. Процесс восстановления может затягиваться до 2-3 месяцев. В дальнейшем на месте воспаления может формироваться сегментарный фиброателектаз или бронхоэктазы.

Клиника крупозной пневмонии у детей отличается бурным началом, высокой лихорадкой с ознобами, болью при кашле и дыхании в грудной клетке, откашливанием «ржавой» мокроты, выраженной дыхательной недостаточностью. Нередко при пневмонии у детей развивается абдоминальный синдром с рвотой, болями в животе с симптомами раздражения брюшины.

Интерстициальная пневмония у детей характеризуется преобладанием симптомов нарастающей дыхательной недостаточности: одышки, цианоза, мучительного кашля со скудной мокротой, ослабления дыхания; нередко – признаками правожелудочковой сердечной недостаточности.

В числе осложнений пневмонии, встречающихся у детей, – инфекционно-токсический шок, абсцессы легочной ткани, плеврит, эмпиема плевры, пневмоторакс, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-синдром, полиорганная недостаточность, ДВС-синдром.

Диагностика

Основу клинической диагностики пневмонии у детей составляет общая симптоматика, аускультативные изменения в легких и рентгенологические данные. При физикальном обследовании ребенка определяется укорочение перкуторного звука, ослабление дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы. «Золотым стандартом» выявления пневмонии у детей остается рентгенография легких, позволяющая обнаружить инфильтративные или интерстициальные воспалительные изменения.

Этиологическая диагностика включает вирусологические и бактериологические исследования слизи из носа и зева, бакпосев мокроты; ИФА и ПЦР-методы выявления внутриклеточных возбудителей.

Гемограмма отражает изменения воспалительного характера (нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ). Детям с тяжелой пневмонией необходимо проводить исследование биохимических показателей крови (печеночных ферментов, электролитов, креатинина и мочевины, КОС), пульсоксиметрию.

Пневмонию у детей необходимо отличать от ОРВИ, острого бронхита, бронхиолита, туберкулеза, муковисцидоза. В типичных случаях диагностика пневмонии у детей проводится участковым педиатром; в сомнительных ситуациях ребенку требуется консультация детского пульмонолога или фтизиатра, проведение КТ легких, фибробронхоскопии и др.

Лечение пневмонии у детей

Основаниями для госпитализации ребенка, заболевшего пневмонией, являются: возраст до 3-х лет, вовлечение в воспаление двух и более долей легких, тяжелая дыхательная недостаточность, плеврит, тяжелые энцефалопатии, гипотрофия, врожденные пороки сердца и сосудов, хроническая патология легких (бронхиальная астма, бронхолегочная дисплазия и др.), почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), состояния иммунодефицита. В лихорадочном периоде ребенку показан постельный режим, рациональное питание и питьевая нагрузка.

Основным методом лечения пневмонии у детей является эмпирическая, а затем этиотропная антибактериальная терапия, для которой могут использоваться бета-лактамы (амоксициллин+клавулановая кислота и др.), цефалоспорины (цефуроксим, цефамандол), макролиды (мидекамицин, азитромицин, кларитромицин), фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), имипенемы (имипенем) и др. При неэффективности терапии в течение 36-48 часов стартовый антибиотик заменяют на препарат из другой группы.

Симптоматическая и патогенетическая терапия пневмонии у детей включает назначение препаратов жаропонижающего, муколитического, бронхолитического, антигистаминного действия. После стихания лихорадки показано физиолечение: СВЧ, индуктотермия, электрофорез, ингаляции, массаж грудной клетки, перкуторный массаж, ЛФК.

Прогноз и профилактика

При своевременном распознавании и лечении исход пневмонии у детей благоприятный. Неблагоприятный прогноз имеют пневмонии, вызванные высоковирулентной флорой, осложненные гнойно-деструктивными процессами; протекающие на фоне тяжелых соматических заболеваний, иммунодефицитных состояний. Затяжное течение пневмонии у детей раннего возраста чревато формированием хронических бронхолегочных заболеваний.

Профилактика пневмонии у детей заключается в организации хорошего ухода за ребенком, его закаливании, предупреждении ОРВИ, лечении ЛОР-патологии, вакцинации против гриппа, пневмококковой инфекции, гемофильной инфекции. Все дети, переболевшие пневмонией, подлежат диспансерному учету у педиатра в течение 1 года с проведением контрольной рентгенографии грудной клетки, ОАК, осмотра ребенка детским пульмонологом, детским аллергологом-иммунологом и детским отоларингологом.

Источник

Пневмония – воспалительное заболевание лёгких, опасное тем, что приводит к нарушению дыхания. Тяжесть заболевания определяется степенью выраженности нарушения дыхания и величиной очага воспаления.

При легкой степени и вовремя начатом лечении, выздоровление наступает в течение 2 недель, в сложных случаях нужно много времени. Дыхательная гимнастика при пневмонии помогает хорошо.

Читайте также:  История болезни внебольничная пневмония нетяжелого течения

В лечении эффективны не только медикаментозные методы, но и последующая реабилитация. Гимнастика при пневмонии у детей – один из способов восстановления дыхательной функции. 

Польза гимнастики при пневмонии

Участок воспаленной ткани не может обеспечивать газообмен. Чем он больше, тем сильнее недостаточность. Кровь меньше насыщается кислородом, страдают головной мозг, сердце и иные органы.

Воспаленная легочная ткань теряет эластичность, мышцы перестают работать, нарушается «механика» дыхания. Внешне проявляется одышкой. Вдох не полный, поверхностный и прерывистый. В области поражения нарушается кровообращение, могут развиться явления, которые после выздоровления рубцуются, образуются спайки.

Современная гимнастика

Лечебная гимнастика при пневмонии у детей популярна и врачи ее часто назначают. Польза упражнений в следующем:

  • Стимулирует полноценный газообмен за счет восстановления правильного механизма дыхания – частоты, полноты, ритма.
  • Улучшает кровоток и ток лимфы.
  • Улучшает насыщение крови кислородом.
  • Способствует тренировке и укреплению дыхательных мышц., правильному движению диафрагмы (у детей она – основной орган, с ее помощью происходит дыхание).
  • Помогает тренировать другие мышцы – пресса, спины, груди.
  • Способствует расслаблению, уменьшению головной боли.
  • Усиливает отхождение мокроты и помогает очистить дыхательные пути.
  • Является профилактикой осложнений (спайки, рубцы, ателектазы, эмфизема).

Какие упражнения назначают?

Гимнастика для детей при пневмонии должна назначаться врачом, потому как она различна для разных возрастов, имеет противопоказания и зависит от стадии болезни.

  • Для постельного режима (первый период) назначают щадящие упражнения, которые выполняют в положении лежа. Это дыхательные упражнения, а также те, которые способствуют движениям грудной клетки и работе мышц брюшного пресса.
  • Для полупостельного режима (второй период) есть упражнения, которые выполняют сидя и стоя, с использованием дополнительного инвентаря (палки, мячи).
  • Для тренировочного режима (третьего периода) разработаны интенсивные программы гимнастики с дополнительными предметами, в спортивном зале, на гимнастической стенке. Рекомендуются спортивные игры на свежем воздухе.

Комплекс упражнений и величину нагрузки назначает врач. Распространенные упражнения:

  • В положении лежа на спине нужно делать повороты кистями рук. Руки вытянуты вдоль тела, ладони смотрят вверх. Поворачиваем руку к себе так, чтобы ладони смотрели вниз. Можно почувствовать, как сводятся лопатки и как бы раскрывается грудная клетка. Делать нужно не быстро, достаточно 5-6 повторов.
  • Исходное положение лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела. Руки поднимаем вверх и опускаем. Махи не должны быть частыми и резкими.
  • Исходное положение – то же. Мах делается руками в стороны, при этом делается вдох. При возвращении в исходное положение – выдох, достаточно 3-4 раз.
  • В положении лежа делайте сгибание и разгибание стоп в том ритме, который удобен.
  • Лежа на спине руки поставить на пояс. Сгибать поочередно ноги в колене, при этом пятка скользит по кровати.
  • При каждом акте дыхания поднимается и опускается нога.
  • Руки согнуть в локтях, упереться ими и затылком и оторвать грудную клетку от кровати. Вернуться на выдохе в исходное положение.
  • При вдохе поднять руки и достать ими до спинки кровати за головой, при выдохе – опустить руки.
  • В положении лежа положить руки на живот. Чувствовать, как двигается брюшина при полном и ровном дыхании. Выдыхать максимально долго.
  • Вытянутые руки завести за голову, как бы толкаясь ими, отрывать корпус от кровати, пружинить.
  • В положении стоя, руки на поясе, делать наклоны в разные стороны, пружиня и делая вдох при каждом наклоне.
  • Ноги слегка согнуть в коленях. При вдохе поднять руки вверх, потом завести назад и резко выдохнуть.

Эффективная гимнастика при пневмонии

Эти упражнения эффективны у детей, выполнять их не сложно, можно делать в условиях стационара и дома. Дыхательная гимнастика у детей до 3-х лет проводится под присмотром взрослых, желательно, чтобы ее основы показал врач или медсестра, только в игровой форме.

Правила для начинающих

  • Тренировки можно начинать только когда температура опустится до субфебрильных цифр и уменьшатся симптомы интоксикации.
  • При выраженной одышке и учащенном пульсе делать гимнастику противопоказано.
  • Начинают гимнастику на 4-5 день болезни.
  • Вначале выполняют комплекс в положении лежа. 
  • Активным упражнениям предшествует дыхательная гимнастика.
  • Пульс при занятиях не должен увеличиваться больше, чем на 10 ударов.
  • Начинают с коротких повторов каждого упражнения, увеличивая их число. Достаточно 10 -15 минут 2-3 раза в день.
  • Ухудшение самочувствия после занятий – повод скорректировать интенсивность нагрузки или согласовать с врачом другой комплекс упражнений.
  • Даже при хорошем самочувствии, увеличивать интенсивность тренировок следует раз в пять-семь дней.

Начальная гимнастика и упражнения

Щадящая начальная дыхательная гимнастика при пневмонии у детей:

  • Сделать глубокий вдох носом на три счета (= 3 сек) и сделать медленный выдох через приоткрытый рот на 6 счетов (=6 сек).
  • Сцепить зубы и попытаться с усилием и вибрацией произнести звуки М, Ш, С, Ф, Р.
  • Сделать максимальный вдох и быстрый выдох с усилием, надувая щеки.
  • Поднимать руки при вдохе, опускать при выдохе.
  • При вдохе поднять руки, завести их за спину, выдохнуть, при этом опустив руки в исходное положение.
Читайте также:  Двусторонняя пневмония лечение народные методы лечения

ЛФК при пневмонии у детей от 4-7 лет

Этот комплекс рекомендуется уже на этапе выздоровления, потому как в нем есть разнообразные упражнения в положении стоя и сидя, ходьба, элементы игры.

  • Начальный этап. Разминка, подготовка к активным действиям. Ходьба в разном ритме. Чтобы ребенку было интереснее, пусть показывает, как ходят разные звери (медведь – покачиваясь и переваливаясь, заяц – быстрыми мелкими шажками и т.д.). Длительность – до 5 минут.
  • Основной этап. Все виды дыхательных упражнений, дренажные упражнения в положении лежа на боку, спине, на четвереньках, махи руками в положении стоя, повороты, наклоны, проработка всех групп мышц, подвижные игры. Важно следить за дыханием, вдох и выдох связывать с движениями. Основной задачей этого этапа является восстановление механизма акта дыхания, улучшение кровообращения, координации движений.
  • Заключительный этап. Упражнения для восстановления дыхания, перехода в спокойное состояние. Эффективна медленная ходьба, упражнения для расслабления, восстановления внимания.

ЛФК у детей старше 8 лет

Гимнастика после пневмонии у детей этого возраста более сложная:

  1. В положении сидя, расставить ноги на ширину плеч, руки опустить. Поднять руки, медленно опустить их на колени. Скользя по ногам, наклониться, дотянуться до носков.
  2. В положении сидя делать повороты корпуса вправо и влево в медленном темпе 2-4 раза.
  3. В положении сидя при вдохе поднимать плечи, при выдохе – опускать. Делать медленно.
  4. В описанном исходном положении подтягивать ноги поочередно к груди, расставив руки на ширину плеч. Упражнение проводить в среднем темпе 3 раза.
  5. В сидячем положении опустить руки. Сводить и разводить лопатки. Повторить 5 раз.
  6. Сидя, согнуть руки в локтях. При вдохе поднять их вверх на 90 градусов, при выдохе – опустить. Достаточно 3 повторений.
  7. В том же положении руки поднять вверх и сцепить в замок. Наклоняться к ногам вперед и немного вправо-влево, качаясь голеностопа. Сделать 4-6 раз.
  8. В положении сидя наклоняться вперед, руки при этом отводить назад. 5-6 раз сделать в среднем темпе.
  9. В положении сидя при вдохе поднять руки вверх через стороны, описав круг и соединить вверху ладони, при выдохе – опустить.

Упражнения стоя с мячом в руках:

  1. Поднять руки вверх на вдохе – опустить на выдохе.
  2. Поднять руки над головой, туловищем описать круг по часовой стрелке и против.
  3. В том же исходном положении при выдохе опустить руки к правой ноге, на вдохе – подняться. Повторить в левую сторону.
  4. Сделать приседание, при этом руки опустить на левое колено, потом – на правое.

Упражнения стоя:

  1. Делать наклоны в бок, скользя рукой по туловищу. Противоположную руку подтянуть к груди.
  2. Взять палку, руки – опустить. Приседать и одновременно поднимать палку до уровня груди на вытянутых руках.
  3. Палку взять за спиной. Делать наклоны в стороны.
  4. Палку поставить перед собой, опереться на нее ладонями. Делать повороты туловища по и против часовой стрелки.

Восстановить дыхание после занятий, медленно походить, расслабить руки и ноги.

Что это за гимнастика

Комплекс упражнений Стрельниковой

Этот комплекс упражнений включает в себя как дыхательную гимнастику, так и умеренные физические нагрузки. он эффективен для облегчения выведения мокроты, восстановления тонуса мышц, общего состояния. применяется на этапе лечения и в восстановительном периоде.

  • Лечь на спину, расслабиться и дышать глубоко. делать не меньше 40 вдохов в минуту.
  • Сгибать и разгибать стопы при медленном дыхании.
  • Поворачивать кисти рук в разные стороны.
  • В положении лежа при вдохе поднять руки, при выдохе опустить. сделать наклоны вперед.
  • Руки согнуть в локтях. Сделать четыре вдоха, глубоких и шумных через нос, сжимая при этом ладони в кулак. 
  • Сделать 8 коротких вдохов, выдохнуть. Повторить 10-12 раз с перерывом в 5 секунд.
  • Сделать 8 вдохов, наклонится к пальцам ног, выдохнуть.
  • Стать в положение кошечки (руки согнуть в локтях, ладони смотрят вниз, кисти согнуть). Приседать с поворотами в стороны, делая при этом вдох. Руками имитировать хватательные движения.
  • Обхватить туловище руками и раскачиваться вперед-назад, делая вдох и выдох.
  • Руки положить на плечи. При вдохе-выдохе 8 раз обнять себя, руки при этом двигаются параллельно.
  • Делать наклоны головы вперед-назад и в стороны.
  • При вдохе сделать шаг, для этого поднять высоко ногу, а вторую немного согнуть. на выдохе – ногу опустить. 
  • Перекатываться с ноги на ногу, делая вдох-выдох.

Упражнения для отхождения мокроты

Есть много разных комплексов упражнений, чтобы улучшить отхождение мокроты, но детям понравятся игровые:

  • Надувание шарика.
  • Дуть в свисток.
  • Вдохнуть носом, а выдыхать на какой-либо легкий предмет (например, перо). Можно привязать его к веревке.
  • При медленной ходьбе делать хлопки перед собой, вверху, за спиной. Дышать через нос.

Эффективны описанные выше упражнения Стрельниковой.

Лешенкова - врач высшей категории

Автор:
Лешенкова Евгения
Терапевт, пульмонолог

Источник