Курсовая работа по внебольничным пневмониям

Общие сведения о симптоматике, этиологии и патогенезе пневмонии внебольничной. Особенности диагностики и разновидности недуга. Сравнительный анализ современных лекарственных препаратов, которые рекомендуются для лечения пневмонии у детей и подростков.

Подобные документы

  • Этиология, патогенез, факторы риска пневмонии. Клиническая картина заболевания, осложнения в ходе его течения. Методы диагностики и лечения пневмонии. Деятельность медицинской сестры по организации ухода за больными пневмонией в условиях стационара.

    курсовая работа, добавлен 10.07.2015

  • Понятие и причины возникновения пневмонии, ее разновидности и степень опасности для жизни болеющего. Способы проникновения в организм того или иного пневмонического очага. Патогенез различных видов пневмонии. Характеристика эмфиземы и ателектаза легких.

    лекция, добавлен 30.08.2009

  • Клиническая характеристика пневмонии как острого воспаления легких с инфекционным поражением альвеолярного аппарата. Патогенез и этиология микрофлоры при пневмонии. Изучение классификации пневмоний и описание их основных симптомов. Лечение заболевания.

    презентация, добавлен 05.10.2014

  • Определение и классификация госпитальной (приобретенной в стационаре) пневмонии. Частота развития, патогенез заболевания. Факторы риска распространения возбудителей. Критерии диагноза госпитальной пневмонии. Лечение, оптимальный набор антибиотиков.

    презентация, добавлен 17.12.2014

  • Классификация пневмоний: очаговая, сегментарнвя, долевая, сливная и тотальная. Этиология больничной и внебольничной пневмонии. Факторы, предрасполагающие к развитию заболевания. Клиническая картина воспаления легких, диагностические методы исследования.

    презентация, добавлен 20.01.2015

  • Современные аспекты лечения пневмонии у взрослых в стационарных условиях. Исследование заболеваемости пневмонией по данным ГКБ № 68. Особенности организации сестринской деятельности в пульмонологическом отделении при уходе за пациентами с пневмонией.

    курсовая работа, добавлен 27.10.2016

  • Возбудители и провоцирующие факторы пневмонии. Основные клинические симптомы, характерные для воспаления легких. Стадии развития заболевания, возможные осложнения. Принципы и методика лечения пневмонии, прогноз для жизни и меры профилактики болезни.

    презентация, добавлен 07.10.2012

  • Различия в протекании пневмонии у детей и взрослых, исследование причин данных различий Гергардтом, Бартезом и Рийе. Возможные осложнения на органы и системы организма в результате перенесения пневмонии, факторы риска и главные симптомы заболевания.

    реферат, добавлен 27.04.2010

  • Диагноз: бронхиальная астма, смешанная форма, среднетяжелое течение, период ремиссии. Данные лабораторных и инструментальных исследований. Консультация аллерголога. Развитие острой внебольничной пневмонии. Индивидуальная бронхиальная гиперреактивность.

    история болезни, добавлен 22.06.2009

  • Клиническая картина крупозной пневмонии, острого инфекционно-аллергического заболевания. Стадийность течения болезни и особенности морфологических проявлений. Возникновение стадий красного и серого опеченения. Изучение синдрома уплотнения легочной ткани.

    презентация, добавлен 17.10.2016

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Âèäû ïíåâìîíèè è åå âîçáóäèòåëè. Çàáîëåâàåìîñòü âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèåé, ïåðå÷åíü îñíîâíûõ ôàêòîðîâ ðèñêà ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ è ëåòàëüíîãî èñõîäà. Îñîáåííîñòè êëèíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ è äèàãíîñòèêè. Âûáîð àíòèáèîòèêà ïðè èçâåñòíîì âîçáóäèòåëå ïíåâìîíèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

2

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Ïåíçåíñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Óíèâåðñèòåò

Ìåäèöèíñêèé Èíñòèòóò

Êàôåäðà Òåðàïèè

Çàâ. êàôåäðîé ä.ì.í.,

Ðåôåðàò

íà òåìó:

Îñòðàÿ âíåáîëüíè÷íàÿ ïíåâìîíèÿ

Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà V êóðñà

Ïðîâåðèë: ê.ì.í., äîöåíò

Ïåíçà

2008

1. Ýòèîëîãèÿ

Ïîä ïíåâìîíèåé ïîíèìàþò èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ î÷àãîâûì ïîðàæåíèåì ðåñïèðàòîðíûõ îòäåëîâ ëåãêèõ ñ âíóòðèàëüâåîëÿðíîé ýêññóäàöèåé è ñîïðîâîæäàþùååñÿ ëèõîðàäî÷íîé ðåàêöèåé è èíòîêñèêàöèåé. Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå âèäû ïíåâìîíèé: à) âíåáîëüíè÷íóþ (âíåãîñïèòàëüíóþ), á) âíóòðèáîëüíè÷íóþ (ãîñïèòàëüíóþ, íàçîêîìèàëüíóþ), â) àñïèðàöèîííóþ è àáñöåäèðóþùóþ, ã) ïíåâìîíèþ ïðè èììóíîäåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèÿõ (âðîæäåííûé èììóíîäåôèöèò, ÂÈ×-èíôåêöèÿ, íåéòðîïåíèÿ) è äð. Ïî òåìïó ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè ïîäðàçäåëÿþò íà îñòðûå, ïîäîñòðûå è õðîíè÷åñêèå. Êëàññèôèêàöèÿ íà îñíîâå äàííûõ ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ è êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè ïðåäóñìàòðèâàåò âûäåëåíèå äîëåâîé ïíåâìîíèè, áðîíõîïíåâìîíèè, èíòåðñòèöèàëüíîé ïíåâìîíèè, àáñöåññà ëåãêîãî, ïðèêîðíåâîé àäåíîïàòèè è ïëåâðàëüíîãî âûïîòà.

Âíåáîëüíè÷íàÿ ïíåâìîíèÿ – îäíî èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ. Çàáîëåâàåìîñòü åþ ñîñòàâëÿåò 8-15 íà 1000 íàñåëåíèÿ. ×àñòîòà åå çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåòñÿ ñðåäè ëèö ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà. Ëåòàëüíîñòü îò ïíåâìîíèè äîñòèãàåò 5% (äî 15-20% ñðåäè ëèö ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà). Ïåðå÷åíü îñíîâíûõ ôàêòîðîâ ðèñêà ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ è ëåòàëüíîãî èñõîäà âêëþ÷àåò àëêîãîëèçì, ïðèâû÷êó ê êóðåíèþ, õðîíè÷åñêèå îáñòðóêòèâíûå çàáîëåâàíèÿ ëåãêèõ, çàñòîéíóþ ñåðäå÷íóþ íåäîñòàòî÷íîñòü, èììóíîäåôèöèòíûå ñîñòîÿíèÿ, ñêó÷åííîñòü ïðîæèâàíèÿ è äð.

Íàèáîëåå ÷àñòûì âîçáóäèòåëåì âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè (20-60%) ÿâëÿåòñÿ ïíåâìîêîêê (Streptococcus ðneumoniae). Äâà äðóãèõ ìèêðîîðãàíèçìà Mycoplasma ðneumoniae è Ñhlamydia ðneumoniae íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ó ëþäåé ìîëîäîãî è ñðåäíåãî âîçðàñòà (äî 20-30% ñëó÷àåâ), èõ ýòèîëîãè÷åñêàÿ ðîëü ó ïàöèåíòîâ ñòàðøèõ âîçðàñòíûõ ãðóïï ìåíåå çíà÷èòåëüíà (1-3%). Legionella ðneumophilia – äîâîëüíî ðåäêèé âîçáóäèòåëü âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè, îäíàêî ïðè ïíåâìîíèè ëåãèîíåëåçíîé ýòèîëîãèè îòìå÷àåòñÿ âûñîêàÿ ñìåðòíîñòü.  ñâÿçè ñ îñîáåííîñòÿìè êëèíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ è äèàãíîñòèêè ïíåâìîíèé, âûçâàííûõ M. ðneumoniae è Ñ. ðneumoniae è L. Ðneumophilia, ïðèíÿòî íàçûâàòü èõ àòèïè÷íûìè. Haemophilus influenzae è Moraxela catarralis ÷àùå âûçûâàþò ïíåâìîíèþ ó êóðèëüùèêîâ, à òàêæå íà ôîíå õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà. E. Coli è Klebsiella pneumoniae (ðåæå äðóãèå ïðåäñòàâèòåëè ñåìåéñòâà Eterobacteriaceae) âñòðå÷àþòñÿ, êàê ïðàâèëî, ó ïàöèåíòîâ ñ ñàõàðíûé äèàáåòîì, çàñòîéíîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ è äðóãèìè ôàêòîðàìè ðèñêà. Âåðîÿòíîñòü ñòàôèëîêîêêîâîé ïíåâìîíèè âîçðàñòàåò ó ëþäåé ïîæèëîãî âîçðàñòà, ïðè àñïèðàöèè èëè ïîñëå ãðèïïà. Íàðÿäó ñ ïíåâìîêîêêàìè è L. pneumophilia ïðåäñòàâèòåëè ñåìåéñòâà Eterobacteriaceae, S. aureus. ïðåîáëàäàþò â ýòèîëîãèè òÿæåëîé âíåãîñïèòàëüíîé ïíåâìîíèè.

Читайте также:  Показания для перевода на ивл при пневмонии

2. Äèàãíîñòèêà

Äèàãíîñòèêà ïíåâìîíèè îáû÷íî îñíîâûâàåòñÿ íà òàêèõ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêàõ, êàê ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû äî ôåáðèëüíûõ è ñóáôåáðèëüíûõ öèôð, êàøåëü, îòäåëåíèå ìîêðîòû. Ðåæå îòìå÷àþòñÿ îçíîá, îäûøêà, áîëè â ãðóäíîé êëåòêå. Ïîñëåäíèå, î÷åâèäíî, ñâÿçàíû ñ ðàçäðàæåíèåì ïëåâðû. Ïðè äîëåâûõ ïíåâìîíèÿõ âûÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêè êîíñîëèäàöèè ëåãî÷íîé òêàíè – óêîðî÷åíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà, áðîíõèàëüíîå äûõàíèå, óñèëåíèå ãîëîñîâîãî äðîæàíèÿ. Íàèáîëåå ÷àñòî ïðè àóñêóëüòàöèè âûÿâëÿþòñÿ ëîêàëüíûå ìåëêîïóçûð÷àòûå õðèïû èëè õàðàêòåðíûé ôåíîìåí êðåïèòàöèè.  ïåðå÷åíü ðåêîìåíäóåìûõ èññëåäîâàíèé ïðè âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà âõîäÿò:

– ðåíòãåíîãðàôèÿ ãðóäíîé êëåòêè;

– ãàçû è ðÍ àðòåðèàëüíîé êðîâè;

– êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè;

– áèîõèìè÷åñêîå èññëåäîâàíèå êðîâè (âêëþ÷àÿ ôóíêöèîíàëüíûå òåñòû ïå÷åíè è ïî÷åê, óðîâåíü ýëåêòðîëèòîâ);

– áàêòåðèîñêîïèÿ îêðàøåííûõ ìàçêîâ ìîêðîòû ïî Ãðàììó è áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ìîêðîòû (ïîñåâ);

– ïîñåâ êðîâè (ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè);

– ïðè âûïîòå â ïëåâðàëüíóþ ïîëîñòü ïîñëå ïóíêöèè îêðàñêà ïðåïàðàòà ïî Ãðàììó è ïîñåâ.

Äîêàçàòåëüíûì ÿâëÿåòñÿ ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå, ïðè êîòîðîì îáíàðóæèâàþò äîëåâóþ èëè î÷àãîâóþ èíôèëüòðàöèþ ëåãî÷íîé ïàðåíõèìû. Ðåíòãåíîãðàôèÿ ëåãêèõ òàêæå âûÿâëÿåò òàêèå îñëîæíåíèÿ, êàê àáñöåäèðîâàíèå, ýêññóäàòèâíûé ïëåâðèò.

 êëèíè÷åñêîì àíàëèçå êðîâè îáû÷íî îáíàðóæèâàþò ëåéêîöèòîç áîëåå 10,0 õ 109/ë, ñäâèã ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû âëåâî, òîêñè÷åñêóþ çåðíèñòîñòü íåéòðîôèëîâ. Ëåéêîöèòîç âûøå 15,0 ? 109/ë îáû÷íî óêàçûâàåò íà âåðîÿòíîñòü áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè, ëåéêîïåíèÿ íèæå 3,0 ? 109/ë èëè ëåéêîöèòîç âûøå 25,0 ? 109/ë ÿâëÿþòñÿ íåáëàãîïðèÿòíûìè ïðîãíîñòè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè. Àíåìèÿ ìîæåò óêàçûâàòü íà ìèêîïëàçìåííóþ èíôåêöèþ, õðîíè÷åñêóþ èëè îñëîæíåííóþ ïíåâìîíèþ.

Ñ öåëüþ ýòèîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè îáû÷íî èññëåäóþò ìîêðîòó, êîòîðóþ îêðàøèâàþò ïî Ãðàììó è ïîäâåðãàþò ìèêðîáèîëîãè÷åñêîìó èññëåäîâàíèþ. Òàêèå àëüòåðíàòèâíûå ìåòîäû ïîëó÷åíèÿ ìàòåðèàëà, êàê òðàíñòðàõåàëüíàÿ àñïèðàöèÿ èëè áðîíõîñêîïèÿ ïðèìåíÿþò îáû÷íî ïðè àòèïè÷íîé ñèìïòîìàòèêå, ðåçèñòåíòíîñòè ê ïðîâîäèìîé àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè èëè òÿæåëîì òå÷åíèè ïíåâìîíèè. Ïðè ïðîâåäåíèè èññëåäîâàíèÿ ìîêðîòû íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ðÿä òðåáîâàíèé.

1. Çàáîð ìàòåðèàëà äîëæåí ïðîâîäèòüñÿ äî íàçíà÷åíèÿ àíòèáèîòèêîâ.

2. Ïîñåâ ñëåäóåò âûïîëíèòü â òå÷åíèå ïåðâûõ 2-5 ÷ ñ ìîìåíòà çàáîðà ìàòåðèàëà.

3. Êðèòåðèåì ïðèãîäíîñòè îáðàçöîâ ìîêðîòû äëÿ ïðîâåäåíèÿ áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ñ÷èòàåòñÿ íàëè÷èå > 25 íåéòðîôèëîâ è < 10 êëåòîê ïëîñêîêëåòî÷íîãî ýïèòåëèÿ â ïîëå çðåíèÿ ìèêðîñêîïà ïðè 100-êðàòíîì óâåëè÷åíèè.

Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ íà îñíîâå áàêòåðèîñêîïèè ìîæíî îïðåäåëèòü âåðîÿòíîãî âîçáóäèòåëÿ ïíåâìîíèè è íàçíà÷èòü ñîîòâåòñòâóþùóþ àíòèáàêòåðèàëüíóþ òåðàïèþ äî ïîëó÷åíèÿ ðåçóëüòàòîâ êóëüòóðàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ.  ñëó÷àÿõ òÿæåëîé ïíåâìîíèè öåëåñîîáðàçíî âûïîëíèòü ïîñåâ êðîâè äâàæäû äî íàçíà÷åíèÿ àíòèáèîòèêîâ. Òÿæåëîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî ñëóæèò òàêæå îñíîâàíèåì äëÿ îáñëåäîâàíèÿ íà ëåãèîíåëåçíóþ èíôåêöèþ (êóëüòèâèðîâàíèå, ÐÈÔ, àíòèãåíóðèÿ). Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ ýíäåìè÷åñêèõ è ýïèäåìè÷åñêèõ âñïûøåê ïíåâìîíèè, à òàêæå ëèö ñ îñëàáëåííûì èììóíèòåòîì.

 ñîìíèòåëüíûõ ñëó÷àÿõ ïðîèçâîäèòñÿ òàêæå èäåíòèôèêàöèÿ â ìàçêàõ ìîêðîòû êèñëîòîóñòîé÷èâûõ ïàëî÷åê è ïîñåâ ìîêðîòû íà Ì. tuberculosis.

3. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà

 ïëàíå äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè ñëåäóåò ïîìíèòü î âîçìîæíûõ îíêîëîãè÷åñêèõ (áðîíõîãåííûé èëè áðîíõîàëüâåîëÿðíûé ðàê, ëèìôîìà) èëè èììóííûõ (âàñêóëèòû, àëüâåîëèòû, ýîçèíîôèëüíàÿ ïíåâìîíèÿ, àëüâåîëÿðíûé ïðîòåèíîç) çàáîëåâàíèÿõ, à òàêæå ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ïàòîëîãèè (çàñòîéíàÿ ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, òðîìáîýìáîëèÿ âåòâåé ëåãî÷íîé àðòåðèè). Íå ñëåäóåò çàáûâàòü è î ãîñïèòàëüíîé ïíåâìîíèè; áîëüíûå, êîòîðûì âûïîëíåíà èíòóáàöèÿ òðàõåè è ïðîâîäèòñÿ ÈÂË, ïîäâåðãàþòñÿ îñîáîé îïàñíîñòè èíôèöèðîâàíèÿ. Ýíäîòðàõåàëüíàÿ èíòóáàöèîííàÿ òðóáêà íå îáåñïå÷èâàåò ïîëíîé ãåðìåòèçàöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé, íàðóøàåò êàøëåâîé ðåôëåêñ, óñòðàíÿåò çàùèòó âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ñ ïîìîùüþ ãîëîñîâûõ ñâÿçîê, óãíåòàåò ìóêîöèëèàðíûé êëèðåíñ, âûçûâàåò ðàçâèòèå ìåñòíîãî âîñïàëåíèÿ è ò.ä. Èíôèöèðîâàííûé ñåêðåò ìîæåò ñêàïëèâàòüñÿ âûøå ðàçäóòîé ìàíæåòû ýíäîòðàõåàëüíîé òðóáêè, è åãî òðóäíî óäàëèòü îòñàñûâàíèåì. Ñìåðòíîñòü ïðè ðàçâèòèè ÃÏ â îòäåëåíèè èíòåíñèâíîé òåðàïèè ïîðîé ïðèáëèæàåòñÿ ê 40-50 %.

Читайте также:  Начало пневмонии симптомы и лечение

4. Ëå÷åíèå

Îñíîâîé ýòèîòðîïíîãî ëå÷åíèÿ ïíåâìîíèé ÿâëÿåòñÿ àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ. Âûáîð åå ïðè óñòàíîâëåííîé ýòèîëîãèè îïðåäåëÿåòñÿ ñ ó÷åòîì íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ â îòíîøåíèè òîé èëè èíîé ôëîðû àíòèáèîòèêîâ (òàáë. 1).

Òàáëèöà 1

Âûáîð àíòèáèîòèêà ïðè èçâåñòíîì âîçáóäèòåëå ïíåâìîíèè

Âîçáóäèòåëü

Àíòèáèîòèê âûáîðà

Àëüòåðíàòèâíûå

Àíòèáèîòèêè

Streptococcus pneumoniae

Ïåíèöèëëèíû

Àìîêñèöèëëèí

Öåôòðèàêñîí

Öåôîòàêñèì

Öåôóðîêñèì

Ìàêðîëèäû

Ôòîðõèíàëîíû*

Áåòà-ëàêòàìû

Äîêñèöèêëèí

Hemophilus

influenzae

Öåôàëîñïîðèíû II-III ïîêîëåíèé

Òðèìåòîïðèì/ñóëüôà-ìåòîêñàçîë

Áåòà-ëàêòàìû/èíãèáèòîðû áåòà-ëàêòàìàç

Òåòðàöèêëèíû

Ëåâîìèöåòèí

Ôòîðõèíîëîíû

Moraxela catarralis

Öåôàëîñïîðèíû II-III ïîêîëåíèé

Òðèìåòîïðèì/ñóëüôàìåòîêñàçîë

Àìîêñèöèëëèí/êëàâóëàíàò

Ìàêðîëèäû

Ôòîðõèíîëîíû

Mycoplasma ðneumoniae

Ñhlamidia

pneumoniae

Ìàêðîëèäû

Ôòîðõèíîëîíû

Äîêñèöèêëèí

Àçèòðîìèöèí

L. ðneumophilia

Ìàêðîëèäû

Ðèôàìïèöèí

Ôòîðõèíîëîíû+ðèôàìïèöèí

Äîêñèöèêëèí+ðèôàìïèöèí

Àíàýðîáíàÿôëîðà

Ìåòðîíèäàçîë

Êëèíäàìèöèí

Áåòà-ëàêòàìû/èíãèáèòîðû áåòà-ëàêòàìàç

Àìïèöèëëèí/àìîêñèöèëëèí

Èìèïåíåì/ìåðîíåì

Eterobacteriaceae (E.coli, Klebsiella, Proteus, Enterobacter)

Öåôàëîñïîðèíû II-III ïîêîëåíèé+àìèíîãëèêîçèäû

Àçòðåîíàì

Èìèïåíåì

Áåòà-ëàêòàìû/èíãèáèòîðû áåòà-ëàêòàìàç

Ôòîðõèíîëîíû

S. aureus

Îêñàöèëëèí

Ðèôàìïèöèí

Öåôàçîëèí èëè öåôóðîêñèì

Âàíêîìèöèí

Ôòîðõèíîëîíû (åñëè åñòü ÷óâcòâèòåëüíîñòü in vitro)

Ïðèìå÷àíèå: * Ôòîðõèíîëîíû: ëåâîôëîêñàöèí, ñïàðôëîêñàöèí è äð. àíòèáèîòèêè ýòîãî êëàññà ñ ïîä÷åðêíóòîé àêòèâíîñòüþ â îòíîøåíèè S. pneumoniae

Îáû÷íî âîçáóäèòåëü ïíåâìîíèè íåèçâåñòåí è âûáîð àíòèáèîòèêà ïåðâîãî ðÿäà îñóùåñòâëÿåòñÿ ýìïèðè÷åñêè. Ïîýòîìó ïðè íàçíà÷åíèè àíòèáàêòåðèàëüíûõ ñðåäñòâ öåëåñîîáðàçíî ó÷èòûâàòü ýïèäåìèîëîãè÷åñêóþ è êëèíè÷åñêóþ ñèòóàöèè (òàáë.2).

Òàáëèöà 2

Ôàêòîðû ðèñêà ðàçâèòèÿ âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè èçâåñòíîé ýòèîëîãèè

Ôàêòîðû ðèñêà

Âåðîÿòíûé âîçáóäèòåëü

Âîçðàñò ìåíåå 25 ëåò

Ìèêîïëàçìà, õëàìèäèÿ, ïíåâìîêîêê

Âîçðàñò áîëåå 60 ëåò

Ïíåâìîêîêê, ãåìîôèëüíàÿ ïàëî÷êà

Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò

Ïíåâìîêîêê, ãåìîôèëüíàÿ ïàëî÷êà, ìîðàêñåëëà, ãðàì-îòðèöàòåëüíûå ïàëî÷êè

Êóðåíèå

Ãåìîôèëüíàÿ ïàëî÷êà, ìîðàêñåëëà

Àëêîãîëèçì

Ïíåâìîêîêê, êëåáñèåëëà, àíàýðîáû, ìèêîáàêòåðèÿ òóáåðêóëåçà

Âíóòðèâåííûå íàðêîòèêè

Ñòàôèëîêîêê, àíàýðîáû, ïíåâìîöèñòû, ìèêîáàêòåðèÿ òóáåðêóëåçà

Ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ñóäîðîãè, àñïèðàöèÿ

Àíàýðîáû

Êîíòàêò ñ ïòèöàìè

Õëàìèäèè, ðèêêåòñèè

Ýïèäåìèÿ ãðèïïà

Âèðóñ ãðèïïà, ïíåâìîêîêê, ñòàôèëîêîêê, ãåìîôèëüíàÿ ïàëî÷êà

ÂÈ×-èíôåêöèÿ

Ïíåâìîöèñòû, ïíåâìîêîêê, ëåãèîíåëëà, ãðàì-îòðèöàòåëüíûå ïàëî÷êè, ìèêîáàêòåðèè òóáåðêóëåçà

 îòäåëåíèè èíòåíñèâíîé òåðàïèè íàèáîëåå ÷àñòî èñïîëüçóþò ñî÷åòàíèå ìàêðîëèäîâ (ýðèòðîìèöèí, àçèòðîìèöèí, êëàðèòðîìèöèí) èëè ôòîðõèíîëîíîâ (ëåâîôëîêñàöèí, îôëîêñàöèí, öèïðîôëîêñàöèí) ñ öåôàëîñïîðèíàìè III ïîêîëåíèÿ (öåôîòàêñèì, öåôòðèàêñîí) èëè áåòà-ëàêòàìíûìè àíòèáèîòèêàìè ñ èíãèáèòîðàìè áåòà-ëàêòàìàç (àìïèöèëëèí/ñóëüáàêòàì, àìîêñèöèëëèí/êëàâóëàíàò).

Ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè ïíåâìîíèé äëÿ íà÷àëüíîé (ýìïèðè÷åñêîé) òåðàïèè âûáèðàþòñÿ àíòèáàêòåðèàëüíûå ñðåäñòâà íàèáîëåå øèðîêîãî ñïåêòðà äåéñòâèÿ è èñïîëüçóþò ñî÷åòàíèÿ àíòèáèîòèêîâ, ïîçâîëÿþùèå ïîäàâëÿòü ìàêñèìàëüíîå ÷èñëî âîçìîæíûõ ïàòîãåíîâ. Ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè ïíåâìîíèé àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû ïðèìåíÿþò âíóòðèâåííî, ïî êðàéíåé ìåðå, äî ïîëó÷åíèÿ êëèíè÷åñêîãî ýôôåêòà. Àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ äîëæíà íà÷èíàòüñÿ òîò÷àñ ïîñëå óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà ïíåâìîíèè, æåëàòåëüíî â áëèæàéøèå 4 ÷ ïîñëå ïîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ.

 ïðîãðàììå ëå÷åíèÿ äîëæíû òàêæå èñïîëüçîâàòüñÿ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ñðåäñòâà, îòõàðêèâàþùèå (àöåòèëöèñòåèí, áðîìãåêñèí) è áðîíõîëèòèêè (ýóôèëëèí), ïðåïàðàòû äðóãèõ ãðóïï.  îñòðîì ïåðèîäå ñ äåçèíòîêñèêàöèîííîé öåëüþ ïðîâîäèòñÿ èíôóçèîííàÿ òåðàïèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ýëåêòðîëèòíûõ ðàñòâîðîâ, êîëëîèäîâ, ðàñòâîðîâ ãëþêîçû. Äëÿ ëå÷åíèÿ äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè èñïîëüçóþò îêñèãåíîòåðàïèþ ÷åðåç ìàñêó, íîñîâûå êàòåòåðû, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ – ÈÂË. Ïîñëå ñòàáèëèçàöèè ñîñòîÿíèÿ áîëüíûõ ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íûå ìåòîäû íåìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè, âêëþ÷àþùèå ôèçèîòåðàïèþ è ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó.

Îäíèìè èç íàèáîëåå âàæíûõ ìåð ïðîôèëàêòèêè ÿâëÿþòñÿ ìûòüå ðóê è èñïîëüçîâàíèå ìàñêè, à òàêæå ïîäúåì ãîëîâíîãî êîíöà êðîâàòè. Ìûòüå ðóê ìåæäó êîíòàêòàìè ñ ðàçíûìè áîëüíûìè ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì òðåáîâàíèåì ê ìåäèöèíñêîìó ïåðñîíàëó. Ýòà ïðîñòàÿ ìàíèïóëÿöèÿ ìîæåò ïðåäîòâðàòèòü ïåðåäà÷ó âîçáóäèòåëåé îò îäíîãî áîëüíîãî ê äðóãîìó è êîíòàìèíàöèþ ðóê ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà ïîòåíöèàëüíî ïàòîãåííûìè áàêòåðèÿìè. Òàêîé “ýêçîãåííûé èñòî÷íèê” ìèêðîîðãàíèçìîâ ìîæåò ïðèâåñòè ê èõ íåïîñðåäñòâåííîé èíîêóëÿöèè â òðàõåîáðîíõèàëüíîå äåðåâî, è åñëè òðàõåîáðîíõèàëüíûé ýïèòåëèé ñïîñîáåí ñâÿçûâàòü òàêèå ìèêðîîðãàíèçìû, ìîæåò ïðîèçîéòè êîëîíèçàöèÿ ïîñëåäíèõ, ÷òî ïðèâåäåò ê ïíåâìîíèè.

Ëèòåðàòóðà

1. «Íåîòëîæíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü», ïîä ðåä. Äæ. Ý. Òèíòèíàëëè, Ðë. Êðîóìà, Ý. Ðóèçà, Ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî ä-ðà ìåä. íàóê Â.È.Êàíäðîðà, ä. ì. í. Ì.Â.Íåâåðîâîé, ä-ðà ìåä. íàóê À.Â.Ñó÷êîâà, ê. ì. í. À.Â.Íèçîâîãî, Þ.Ë.Àì÷åíêîâà; ïîä ðåä. Ä.ì.í. Â.Ò. Èâàøêèíà, Ä.Ì.Í. Ï.Ã. Áðþñîâà; Ìîñêâà «Ìåäèöèíà» 2001

2. Èíòåíñèâíàÿ òåðàïèÿ. Ðåàíèìàöèÿ. Ïåðâàÿ ïîìîùü: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Ïîä ðåä. Â.Ä. Ìàëûøåâà. — Ì.: Ìåäèöèíà.– 2000.– 464 ñ.: èë.– Ó÷åá. ëèò. Äëÿ ñëóøàòåëåé ñèñòåìû ïîñëåäèïëîìíîãî îáðàçîâàíèÿ.– ISBN 5-225-04560-Õ

Читайте также:  При поступлении в стационар пневмония

Источник

Îáùèå ñâåäåíèÿ î ñèìïòîìàòèêå, ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçå ïíåâìîíèè âíåáîëüíè÷íîé. Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè è ðàçíîâèäíîñòè íåäóãà. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ñîâðåìåííûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, êîòîðûå ðåêîìåíäóþòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ ïíåâìîíèè ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Èñêëþ÷àþò: æèðíûå ñîðòà ìÿñà, óòêó, ãóñÿ, òóãîïëàâêèå æèâîòíûå æèðû, ïåðåö,ãîð÷èöó.

Ñòåðèöåô

Ïîêàçàíèÿ: áàêòåðèàëüíûå èíôåêöèè, âûçâàííûå ÷óâñòâèòåëüíûìè ìèêðîîðãàíèçìàìè: çàáîëåâàíèÿ âåðõíèõ è íèæíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé (â ò.÷. ïíåâìîíèÿ, àáñöåññ ëåãêèõ, ýìïèåìà ïëåâðû), Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ó ëèö ñ îñëàáëåííûì èììóíèòåòîì.

Ïàïàâåðèí

Ïîêàçàíèÿ: ñïàçìû ãëàäêèõ ìûøö áðîíõîâ.

Ñóïðàäèí

Ïîêàçàíèÿ: ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ïðîôèëàêòèêå è ëå÷åíèè ãèïî- è àâèòàìèíîçîâ è íåäîñòàòêå ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ, â ò.÷.:

— â ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ ïîñëå ïðîäîëæèòåëüíûõ è/èëè òÿæåëî ïðîòåêàþùèõ çàáîëåâàíèé, â ò.÷. èíôåêöèîííûõ;

— â êîìïëåêñíîé òåðàïèè ïðè íàçíà÷åíèè àíòèáèîòèêîòåðàïèè.

Áðîìãåêñèí

Ïîêàçàíèÿ: çàáîëåâàíèÿ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ îáðàçîâàíèåì òðóäíîîòäåëÿåìîãî âÿçêîãî ñåêðåòà: òðàõåîáðîíõèò, õðîíè÷åñêèé áðîíõèò ñ áðîíõîàáñòðóêòèâíûì êîìïîíåíòîì, õðîíè÷åñêàÿ ïíåâìîíèÿ.

Ýëåêòðîôîðåç

Ïîêàçàíèÿ: õðîíè÷åñêèé è îñòðûé áðîíõèòû, ÁÀ, ïíåâìîíèÿ

Ýëåêòðî òîêè â ñî÷åòàíèè ñ ëåêàðñòâåííûìè ïðåïàðàòàìè èñïîëüçóåìûå ïðè ýëåêòðîôîðåçå óñèëèâàþò êðîâîòîê â òêàíè, ðàñïîëîæåííûõ â ìåæýëåêòðîäíîì ïðîñòðàíñòâå è ñòèìóëèðóþò èõ ðåïàðàòèâíóþ ðåãåíåðàöèþ, ÷òî ñîçäàåò ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîé ýôôåêò (äðåíèðóþùèé, äåãèäðàòèðóþùèé), îáåçáîëèâàþùèé, ñåäàòèâíûé, ñîñóäîðàñøèðÿþùèé, ðàññëàáëÿþùèé, óëó÷øàþùèé îáìåí âåùåñòâ è óëó÷øàþùèé ñåêðåöèþ æåëåç.

Ïðîòàðãîë

Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ: íàñìîðê ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè, âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëàç (êîíúþíêòèâû), ôàðèíãèò, ïðåäóïðåæäåíèå áëåôàðèòà ó ìëàäåíöåâ, àäåíîèäû, âîñïàëåíèå ñðåäíåãî óõà, âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà (öèñòèò, óðåòðèò).

Íà ïîâðåæä¸ííîé â ðåçóëüòàòå áîëåçíè è âîñïàëåíèÿ ïîâåðõíîñòè êîæè èëè ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ïðåïàðàò ïðîòàðãîë îáðàçóåò çàùèòíóþ ïëåíêó (çà ñ÷åò îñàæäåíèÿ áåëêîâ ñåðåáðîì). Ïðîòàðãîë óìåíüøàåò ÷óâñòâèòåëüíîñòü êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ñóæàåò ñîñóäû, ÷òî ïðîâîäèò ê ïîäàâëåíèþ âîñïàëèòåëüíûõ ðåàêöèé. Èîíû ñåðåáðà ïîäàâëÿþò ðàçìíîæåíèå ðàçëè÷íûõ âèðóñîâ è áàêòåðèé.

Èíãàëÿöèÿ ñ 0.9% NaÑl

Ïîêàçàíèÿ: óâëàæíÿåò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ãëîòêè, ðîòîâîé ïîëîñòè, è ìåëêèõ áðîíõîâ, çíà÷èòåëüíî ñìÿã÷àÿ êàòàðàëüíûå ÿâëåíèÿ, âðåìåííî óâåëè÷èâàÿ æèäêóþ ÷àñòü áðîíõèàëüíîãî ñåêðåòà.

Ôèçðàñòâîð ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñìåñü âîäû è ïîâàðåííîé ñîëè. Âî âðåìÿ èíãàëÿöèè, åñëè îíà ïðîâîäèòñÿ ïðàâèëüíî, ÷àñòè÷êè ðàñòâîðà îñåäàþò íà ïîðàæåííûõ ñëèçèñòûõ, óëó÷øàÿ îòõîæäåíèå âñåõ îáðàçóþùèõñÿ ïðè èíôåêöèè ìîêðîò. Òåì ñàìûì ñàìî÷óâñòâèå ðåáåíêà óëó÷øàåòñÿ.

Ôèçðàñòâîð âûñòóïàåò è îñíîâîé äëÿ ðàçâåäåíèÿ èíãàëÿöèîííûõ ñìåñåé.

Áèôèäóìáàêòåðèí

Ïîêàçàíèÿ: â êà÷åñòâå ìîíîòåðàïèè èëè â ñîñòàâå êîìïëåêñíîé òåðàïèè:

— ïíåâìîíèÿ, îñòðûå è õðîíè÷åñêèé áðîíõèò, âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ óðîãåíèòàëüíîãî òðàêòà, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ äèñáàêòåðèîçîì êèøå÷íèêà;

— äèñáàêòåðèîç êèøå÷íèêà, âûçâàííûé ïðèåìîì àíòèáèîòèêîâ, àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ, ãîðìîíîâ, ÍÏÂÑ;

— äèàðåÿ ó ïàöèåíòîâ, ïîëó÷àâøèõ äëèòåëüíîå ëå÷åíèå àíòèáèîòèêàìè è äðóãèìè àíòèáàêòåðèàëüíûìè ïðåïàðàòàìè (8).

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Èòàê, â õîäå ðàáîòû ìíîé áûëî âûÿñíåíî, ÷òî: 1. Ïíåâìîíèÿ – ýòî ãðóïïà ðàçëè÷íûõ ïî ýòèîëîãèè, ïàòîãåíåçó è ìîðôîëîãè÷åñêîé õàðàêòåðèñòèêå îñòðûõ î÷àãîâûõ èíôåêöèîííî-âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèé ëåãêèõ ñ ïðåèìóùåñòâåííûì âîâëå÷åíèåì â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ðåñïèðàòîðíûõ îòäåëîâ è îáÿçàòåëüíûì íàëè÷èåì âíóòðèàëüâåîëÿðíîãî âîñïàëèòåëüíîãî ýêññóäàòà.  îñíîâå ëå÷åíèÿ, ëåæèò àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ. Ïðè ñâîåâðåìåííîé äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèè ïðîãíîç ïíåâìîíèè ó äåòåé áëàãîïðèÿòíûé.

2. ß ïðîâåë ñóáúåêòèâíîå è îáúåêòèâíîå îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà, à òàê æå îáîñíîâàë äèàãíîç è ëå÷åíèå äàííîãî çàáîëåâàíèÿ.

Öåëü ìîåé êóðñîâîé ðàáîòû áûëà äîñòèãíóòà.

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÛÕ ÈÑÒÎ×ÍÈÊÎÂ È ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Ã.À. Ñàìñûãèíà «ÏÍÅÂÌÎÍÈß Ó ÄÅÒÅÉ» , Êàôåäðà äåòñêèõ áîëåçíåé ¹ 1 ïåäèàòðè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà ñ êóðñîì êàðäèîëîãèè è ðåâìàòîëîãèè ÔÓÂ, ÐÃÌÓ, 2013 ã.

2. Êóðáàò H.Ì., Ñòàíêåâè÷ Ï.Á. Ðåöåïòóðíûé ñïðàâî÷íèê âðà÷à.- Ìí.: Âûø. øê., 2011ã.459ñ.

3. À.À. Áàðàíîâà, Òàòî÷íåêî Â.Ê. Ëèõîðàäî÷íûå ñèíäðîìû ó äåòåé. Ñîþç ïåäèàòîðîâ 2011 ã.

4. Ñïðàâî÷íèê ïî ëå÷åíèþ äåòñêèõ áîëåçíåé / Ïîä ðåä. Ì.Â. ×è÷êî. – Ìí.: Áåëàðóñü, 2010.

5. Áåëîáîðîäîâà Í.Â., Ïðîøèí Â.À., Êóëèêîâà Ï.À. Ñòóïåí÷àòàÿ òåðàïèÿ: ïåðñïåêòèâíûé àíòèáàêòåðèàëüíûé ðåæèì â ïåäèàòðèè. // Ëå÷àùèé âðà÷. – 2001, ¹10. – Ñ.12-16.

6. Êëèíè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà. Ñïðàâî÷íîå ïîñîáèå äëÿ ñåìåéíîãî âðà÷à. / Ïîä ðåä. Ã.Ï. Ìàòâåéêîâà, Í.Ñ. Ñîðîêà. – Ìí.: Áåëàðóñü, 1999.

7. https://www.knigamedika.ru/bolezni-organov-dyxaniya/gripppnevmo/pnevmoniya-u-detej.

8. https://zdorovye-rebenka.ru/pnevmoniya-u-detej

9. https://mama.ru/articles/pnevmoniya-u-detei-simptomy-i-lechenie

10. https://medvuz.com/med1808/t5/7.php

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник