Курсовая работа на тему сестринский процесс при пневмонии

СОДЕРЖАНИЕ

– оформим в последний
момент

  1. Введение……………………………………………………………        2
  2. Теоретическая часть……………………………………………….        5
    1. Общие сведения о сестринском
      процессе. Основные виды сестринского
      ухода………………………………………………          
      5
    2. Пневмония: этиология, патогенез, клинические проявления,
      физикальные методы диагностики, принципы
      лечения………          
      9
    3. Медицинские учреждения и их
      значения…………………………..     25
  3. Практическая часть………………………………………………..     29
    1. Должностная инструкция палатной
      медицинской сестры в

стационаре……………………………………………………………    
29

    1. Особенности работы палатной
      медсестры пульмонологического

отделения…………………………………………………………….      33

    1. Особенности сестринского 
      процесса при пневмонии в

стационаре…………………………………………………………..       36

      Заключение……………………………………………………………..       
43

      Список 
литературы…………………………………………………….        44

ВВЕДЕНИЕ

– напишем в последний
момент когда все будет готово

В России ежегодно заболевают
пневмонией более 2 миллионов человек.
Распространенность пневмонии составляет
3,86 на 1000. Наиболее часто болеют лица моложе
5 лет и старше 75 лет.  Пневмония является
актуальной проблемой, не смотря на достигнутые
положительные результаты в понимании
патогенеза инфекционного процесса и
применение эффективной химиотерапии.
Неуклонно растет число больных с тяжелым
течением заболевания. Смертность от внебольничных
пневмоний составляет 5%,  среди пациентов,
требующих госпитализации возрастает
до 21,9%, а среди пожилых – 46%.

Сестринский
процесс – это организационная структура,
необходимая для наблюдения, ухода, выполнения
назначений врача терапевтическим больным.
Это метод организации и оказания сестринской
помощи, который обычно включает больного
(пациента) и медицинскую сестру в качестве
взаимодействующих лиц. Довольно важным
является то, что пациент в данной ситуации
должен рассматриваться не как отдельный
случай заболевания, а как личность. До
недавнего времени понятие «диагноз»
относилось только к профессии врача.
Но по мере того, как сестринское дело
стало определяться в автономную профессию,
возникла необходимость сформулировать,
в чем сущность сестринской практики и
ее отличие от деятельности специалистов
других профессий здравоохранения. В профессиональный
лексикон вошло понятие «сестринский
процесс», под которым понимают «системный
или прагматичный подход к оказанию сестринской
помощи, ориентированной на потребности
пациента». Цель его заключается в том,
чтобы предупредить, облегчить, уменьшить
или свести к минимуму проблемы (трудности),
возникающие у пациента. Сам термин «сестринский
процесс» только вводится у нас в стране. 
Он раскрывает сестринскую деятельность
на современном уровне. Медсестры должны
быть компетентными, способными мыслить
и анализировать. Поэтому сестринский
процесс – это все-таки образ мышления
и действий медицинской сестры.

Актуальность
темы.

Пневмония является
распространенным заболеванием органов
дыхания, поражающим людей любого возраста
и социального положения. Несмотря на
достигнутый процесс в изучении заболевания,
количество больных с тяжелыми осложнениями
болезни возрастает с каждым годом.

Подробное раскрытие материала
по данной теме позволит повысить качество
сестринской помощи.

Объект исследования.

Сестринский уход при пневмониях.

Предмет исследования:

Особенности сестринского ухода за больным пневмонией
при его лечении в условиях стационара

Цель исследования.

Определение особенностей сестринского ухода за больным пневмонией
при его лечении в условиях стационара

Задачи исследования.

– изучить понятие «пневмония», ее классификацию,
этиопатогенез, предрасполагающие факторы,
клиническую картину, диагностику и лечение;

– изучить понятие «сестринский
уход», его принципы, классификацию, методы,
методики;

– исследовать особенности 
сестринского ухода за больным 
пневмонией при его лечении 
в стационаре.

Методы исследования: аналитический, исследовательский,
эмпирический (наблюдение)

I ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Общие сведения о
    сестринском уходе

1.1. Понятие
«сестринский уход»

Сестринское дело – это наука и искусство диагностики
и коррекции ответных реакций человека
на существующее или потенциальное болезненное
состояние.

«Глобальная миссия сестринского
дела заключается в помощи отдельным лицам,
семьям и группам населения в определении
и достижении ими физического, умственного
и социального здоровья в условиях окружающей
среды, в которой они живут и работают»
(ВОЗ, 1995 г.).

Основной технологией современного
сестринского дела признан сестринский
уход.

Сестринский
уход – это технология профессиональной
циклической деятельности медицинской
сестры и (подкрепленная научной методологией,
алгоритмами и стандартами) по организации
и оказания сестринской помощи, состоящая
из ряда этапов, каждый из которых имеет
свою цель и результат.

То есть, понятие «сестринский уход»
– это цепь последовательных действий,
предпринимаемых медсестрой при оказании
различных видов помощи пациента.

Задачи сестринского
ухода:

– удовлетворение основных 
потребностей пациента;

– поддержание и восстановление 
здоровья и максимальной независимости 
пациента;

– обеспечение пациенту 
максимального качества жизни 
или условий для спокойной и безболезненной
смерти.

Методология сестринского ухода
требует от медицинской сестры точного
исполнения стандартов, регламентирующих
ее деятельность.

На современном этапе используются
следующие стандарты:

– Стандарт поведения «Этический кодекс медицинской сестры»
и характеристика моделей поведения, которые
отражают основные принципы сестринской
деонтологии и философии сестринского
дела;

– Стандарты профессиональной 
деятельности – описание обязанностей 
практикующих медсестер, критериев оценки их деятельности, степени
ответственности медсестры перед пациентом
и обществом: стандарты выполнение процедур,
определение целей, показаний, противопоказаний,
оснащения, обязательных условий выполнения
процедур, этапов процедуры (подготовка,
выполнения, завершение).

Методы сестринского
ухода – способы удовлетворения нарушенных
потребностей:

– оказание доврачебной 
помощи;

– выполнение врачебных 
назначений;

– создание комфортных 
условий для жизнедеятельности 
с целью удовлетворения основных 
потребностей пациента;

– оказание психологической 
поддержки и помощи;

– выполнение технических 
манипуляций;

– мероприятия по профилактике 
осложнений и укреплению здоровья;

– организация обучения 
и консультирования пациентов 
и членов его семьи.

На основе указанных стандартов
и методов, определены основные  манипуляции
при сестринском уходе за пациентом:

– оценка функционального 
состояния;

– оценка уровня сознания;

– питание и кормление 
пациента;

– личная гигиена пациента;

– смена постельного и 
нательного белья;

– методы простейшей физиотерапии,
ЛФК;

– профилактика осложнений;

– обеспечение психологической 
поддержки;

– обучение методам самоухода;

– применение лекарственных 
средств;

– инструментальные методы 
исследования;

– лабораторные методы 
исследования;

– катетеризация мочевого пузыря;

– клизмы, газоотводная трубка;

– терминальный уход, паллиативная 
помощь;

– сердечно – легочная реанимация.

Основные принципы
ухода за больными:

– Уход не противопоставляется 
лечению, а органически входит 
в него как составная часть.

– Уход предполагает создание 
благоприятной бытовой и психологической 
обстановки на всех этапах 
лечения согласно принципам охранительного 
режима, оберегающего и щадящего 
психику больного.

– Уход направлен на 
устранение чрезмерных раздражителей,
обеспечение тишины и покоя, создание
уюта.

– Уход способствует поддержанию 
у больного оптимистического 
настроения, уверенности в благополучном 
исходе болезни.

– Уход требует соответствующих 
навыков, сострадательного отношения 
к больному, душевной щедрости, чуткости, такта, умения ободрить и
поддержать больного.

 Различают 3 системы сестринского
ухода (модель Д.Оурэм):

1 система – полностью компенсирующая система,
для:

– пациентов, которые не могут 
осуществлять никаких действий

– пациентов в бессознательном 
состоянии

– пациентов в сознании, но которым 
запрещено двигаться или они 
не могут передвигаться самостоятельно

– пациентов, которые не могут 
самостоятельно принимать решения 
и ухаживать за собой, но могут 
передвигаться самостоятельно и 
выполнять некоторые действия по самоуходу под руководством
и наблюдением специалистов.

2 система – частично компенсирующая, для:

– пациентов, с различной степенью 
ограничений двигательной активности

– пациентов, имеющих определенные 
знания, умения, навыки самоухода. А 
так же готовность выполнять определенные действия

Читайте также:  Программа реабилитации детей с пневмонией

3 система – консультативно – поддерживающая,
для:

– пациентов, которые могут использовать 
самоуход и могут обучиться 
ему при наличии помощи. МС 
при этом обучает, обеспечивает 
всем необходимым, руководит, контролирует действия пациента.

    1. Взаимосвязь сестринского ухода и сестринского процесса

Аналогично российской современной
методологии сестринского ухода в западных
странах используется «сестринский процесс».
При изучении этих понятий можно определить
в них единство смыслов, и сходство их
этапов.

Сестринский процесс – это научный метод сестринской
практики, систематический путь определения
ситуации, в которой находится пациент
и медсестра, и возникающих при этом проблем,
в целях выполнения плана ухода, приемлемого
для обеих сторон. Сестринский процесс
состоит из пяти этапов.

I этап – оценка ситуации методом сестринского
обследования, который состоит из следующих
шагов:

– сбор необходимой информации о пациенте,
субъективных и объективных данных;

– оценка психологической ситуации,
в которой находится пациент;

– определение факторов риска,
данных об окружающей среде, влияющих
на состояние здоровья;

– анализ собранной информации
с целью определения потребностей в уходе.

II этап – сестринское диагностирование
или определение проблем пациента в уходе.

Он включает в себя:

– определение настоящих (явных)
и потенциальных (скрытых) проблем пациента
и его потребности в уходе;

– определение приоритетных проблем,
требующих немедленного решения;

– обсуждение с пациентом, когда
это возможно, его выявленных проблем,
неудовлетворенных потребностей и намеченных
приоритетов.

Сестринский диагноз – это клиническое суждение
медицинской сестры об ответной реакции
пациента на болезнь. Он состоит из трёх
компонентов: проблема пациента, причина
её нарушения, клинические проявления
проблемы пациента.

После формулировки диагнозов
выделяют приоритеты, т.е. очередность
решения проблем пациента.

Различают следующие
приоритеты:

– первичный (главный, первостепенный)
– связан с основным заболеванием и его
осложнениями, в том числе жизнеугрожающими.
Этот приоритет должен быть реализован
в короткие сроки;

– промежуточный – связан с основным
заболеванием, но риска для жизни пациента
не представляет;

– вторичный (второстепенный) –
не связан с основным заболеванием и не
влияет на его прогноз.

III этап – планирование сестринской
помощи.

Он включает в себя:

– определение целей (желаемых
результатов) ухода – поставленные цели
должны быть реальными и достижимыми,
по срокам выполнения – краткосрочными
(в течение первой недели) и долгосрочными
(более 1 недели).

– составление плана ухода, обсуждение
его с пациентом и другими участниками
лечебно-диагностического процесса.

IV этап – реализация плана ухода.

Сестринские вмешательства
могут быть:

– зависимые – действия медицинской
сестры по назначению врача (инъекции
антибактериальных препаратов, оксигенотерапия
и т.п.);

– взаимозависимые – консультации
со специалистами других специальностей
(инструктором ЛФК, физиотерапевтом, рентгенологом
и т.п.);

– независимые – медсестра выполняет
по своей инициативе (беседы о соблюдении
постельного режима, смена нательного
и постельного белья, проветривание палат
и т.п.).

Источник

Îïðåäåëåíèå òåðìèíà “ïíåâìîíèÿ”, ïðè÷èíû åå âîçíèêíîâåíèÿ. Ìèêðîîðãàíèçìû, îòâåòñòâåííûå çà ðàçâèòèå âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè: Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, Enterobacteriaceae è äð. Ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ, ôèçèêàëüíîå îáñëåäîâàíèå ëåãêèõ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Íà òåìó: “Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè”

Âûïîëíèëà: Ðåïèíà Äàðüÿ

2016

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ñóòü çàáîëåâàíèÿ

2. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ

3. Ñèìïòîìû

4. Äèàãíîñòèêà

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Ïíåâìîíèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ àêòóàëüíûõ ïðîáëåì ñîâðåìåííîé ìåäèöèíû è ñîñòîèò èç öåëîãî ðÿäà ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ, êëèíè÷åñêèõ, ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ è, íàêîíåö, ñîöèàëüíûõ àñïåêòîâ. Ïàðàäîêñ ïíåâìîíèè ñîñòîèò â òîì, ÷òî, ñ îäíîé ñòîðîíû, äîñòèãíóòû âïå÷àòëÿþùèå ðåçóëüòàòû â ïîíèìàíèè ïàòîãåíåçà èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà, ïîâûøåíèè ýôôåêòèâíîñòè õèìèîòåðàïèè, à, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïðîèñõîäèò óâåëè÷åíèå ÷èñëà áîëüíûõ ñ òÿæåëûì òå÷åíèåì áîëåçíè è âîçðàñòàåò ñìåðòíîñòü.

Íàëè÷èå äàííîé ïðîáëåìû îáùåïðèçíàííî è èññëåäîâàíèÿ â ýòîì íàïðàâëåíèè àêòèâíî âåäóòñÿ ïðàêòè÷åñêè âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà.  ÑØÀ åæåãîäíî ðåãèñòðèðóåòñÿ 5,6 ìëí. ïàöèåíòîâ ñ âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèåé (ÂÏ), èç íèõ ãîñïèòàëèçèðóåòñÿ 1,1 ìëí. Ëåòàëüíîñòü áîëüíûõ ïðè ÂÏ íà äîìó êîëåáëåòñÿ îò 1 äî 5%, â ñòàöèîíàðàõ ñîñòàâëÿåò 12%, à â îòäåëåíèÿõ èíòåíñèâíîé òåðàïèè äîñòèãàåò 40%. Îáùàÿ ñòîèìîñòü ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ïíåâìîíèåé ïðåâûøàåò 1 ìèëëèàðä äîëëàðîâ â ãîä.

 Ðîññèè ïíåâìîíèåé åæåãîäíî çàáîëåâàåò áîëåå 2 ìëí. ÷åëîâåê. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ïíåâìîíèé â íàøåé ñòðàíå ñîñòàâëÿåò 3,86 íà 1000. Íàèáîëåå ÷àñòî áîëåþò ëèöà ìîëîæå 5 ëåò è ñòàðøå 75 ëåò. Ñìåðòíîñòü îò âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèé ñîñòàâëÿåò 5%, íî ñðåäè ïàöèåíòîâ, òðåáóþùèõ ãîñïèòàëèçàöèè, äîõîäèò äî 21,9%, ñðåäè ïîæèëûõ – 46%.

1.Ñóòü çàáîëåâàíèÿ

Îäíèì èç íàèáîëåå èñïîëüçóåìûõ â íàñòîÿùåå âðåìÿ âàðèàíòîâ îïðåäåëåíèÿ ïíåâìîíèè ÿâëÿåòñÿ ñëåäóþùèé:

«Ïíåâìîíèÿ – ýòî îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðîòåêàþùåå ñ îáðàçîâàíèåì âîñïàëèòåëüíîãî ýêññóäàòà â ïàðåíõèìå ëåãêîãî è çàòåìíåíèåì ïðè ðåíòãåíîãðàôèè, êîòîðîå ðàíåå îòñóòñòâîâàëî (ïðè ýòîì íåò äðóãèõ èçâåñòíûõ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ çàòåìíåíèÿ ïðè ðåíòãåíîëîãè÷åñêîì èññëåäîâàíèè ëåãêèõ)».

Âìåñòå ñ òåì, áîëåå îòðàæàþùèì ñóòü ýòîãî çàáîëåâàíèÿ, ïðåäñòàâëÿåòñÿ äðóãàÿ ôîðìóëèðîâêà: «Ïíåâìîíèè – ýòî ãðóïïà ðàçëè÷íûõ ïî ýòèîëîãèè, ïàòîãåíåçó è ìîðôîëîãè÷åñêîé õàðàêòåðèñòèêå îñòðûõ î÷àãîâûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ëåãêèõ ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ðåñïèðàòîðíûõ îòäåëîâ è íàëè÷èåì âíóòðèàëüâåîëÿðíîé ýêññóäàöèè».

2. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ

Âûçûâàòü ïíåâìîíèþ ìîãóò ïðàêòè÷åñêè âñå èçâåñòíûå íà ñåãîäíÿøíèé äåíü èíôåêöèîííûå àãåíòû. Îäíàêî íà ïðàêòèêå ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî ñëó÷àåâ ïíåâìîíèè âûçûâàåòñÿ ñðàâíèòåëüíî îãðàíè÷åííûì êîëè÷åñòâîì âèäîâ ìèêðîîðãàíèçìîâ. Äëÿ ïðîãíîçèðîâàíèÿ ýòèîëîãèè ïíåâìîíèé êðàéíå âàæíî èõ ïîäðàçäåëåíèå íà âíåáîëüíè÷íûå (âíåáîëüíè÷íî ïðèîáðåòåííûå) è ãîñïèòàëüíûå (âíóòðèáîëüíè÷íûå, íîçîêîìèàëüíûå). Ê ïîñëåäíèì îòíîñÿòñÿ ñëó÷àè çàáîëåâàíèÿ, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ïîÿâëåíèåì ñïóñòÿ 48 ÷àñîâ ïîñëå ãîñïèòàëèçàöèè íîâîãî ëåãî÷íîãî èíôèëüòðàòà â ñî÷åòàíèè ñ êëèíè÷åñêèìè äàííûìè, ïîäòâåðæäàþùèìè åãî èíôåêöèîííóþ ïðèðîäó (íîâàÿ âîëíà ëèõîðàäêè, ãíîéíàÿ ìîêðîòà, ëåéêîöèòîç è äð.), ïðè èñêëþ÷åíèè èíôåêöèé, êîòîðûå íàõîäèëèñü â èíêóáàöèîííîì ïåðèîäå íà ìîìåíò ïîñòóïëåíèÿ. Ïîäðàçäåëåíèå ïíåâìîíèè íà âíåáîëüíè÷íóþ è ãîñïèòàëüíóþ íèêàê íå ñâÿçàíî ñ òÿæåñòüþ òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Îñíîâíûì è åäèíñòâåííûì êðèòåðèåì ðàçãðàíè÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ òî îêðóæåíèå, â êîòîðîì ðàçâèëàñü ïíåâìîíèÿ. Äëÿ âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè âîçìîæíî ñ âûñîêîé ñòåïåíüþ âåðîÿòíîñòè ïðåäñêàçàòü ýòèîëîãèþ çàáîëåâàíèÿ. Ãîñïèòàëüíàÿ ïíåâìîíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ áîëüøèì ðàçíîîáðàçèåì è íåñêîëüêî èíîé ýòèîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðîé.

Читайте также:  При лечении пневмонии антибиотиками сколько будет держаться температура

Ê ÷èñëó àêòóàëüíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, îòâåòñòâåííûõ çà ðàçâèòèå âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè, îòíîñÿòñÿ ñëåäóþùèå:

Streptococcus pneumoniae (ïíåâìîêîêê) – ñàìûé ÷àñòûé âîçáóäèòåëü ïíåâìîíèè ñðåäè âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï (30% è áîëåå);

Mycoplasma pneumoniae âûçûâàåò âíåáîëüíè÷íóþ ïíåâìîíèþ â 20-30% ñëó÷àåâ ó ëèö ìîëîæå 35 ëåò; ýòèîëîãè÷åñêèé âêëàä ýòîãî âîçáóäèòåëÿ ó ëèö ñòàðøèõ âîçðàñòíûõ ãðóïï îöåíèâàåòñÿ áîëåå ñêðîìíî (1-9%);

Ñhlamydia pneumoniae âûçûâàåò ïíåâìîíèþ, êàê ïðàâèëî, íåòÿæåëîãî òå÷åíèÿ, â 2-8% ñëó÷àåâ;

Haemophilus influenzae îòâåòñòâåííà çà ðàçâèòèå ïíåâìîíèè ó âçðîñëûõ (÷àùå ó êóðèëüùèêîâ) â 5-18% ñëó÷àåâ;

Legionella spp. (ïðåæäå âñåãî Legionella pneumophila) – íå÷àñòûé âîçáóäèòåëü âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè (2-10%); îäíàêî ëåãèîíåëëåçíàÿ ïíåâìîíèÿ çàíèìàåò âòîðîå ìåñòî (ïîñëå ïíåâìîêîêêîâîé) ñðåäè ñìåðòåëüíûõ ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ;

Êèøå÷íûå ãðàìîòðèöàòåëüíûå ïàëî÷êè (Enterobacteriaceae) – íåàêòóàëüíûé âîçáóäèòåëü âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè (< 5 %), êàê ïðàâèëî, ó áîëüíûõ ñ ñîïóòñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè (ñàõàðíûé äèàáåò, çàñòîéíàÿ ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ïî÷å÷íàÿ, ïå÷åíî÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü è äð.);

Staphylococcus aureus – íåàêòóàëüíûé âîçáóäèòåëü (< 5%), êàê ïðàâèëî, ó áîëüíûõ ñ èçâåñòíûìè ôàêòîðàìè ðèñêà (ïîæèëîé âîçðàñò, íàðêîìàíèÿ, õðîíè÷åñêèé ãåìîäèàëèç, ïåðåíîñèìûé ãðèïï);

Moraxella (Branhamella) catarrhalis – íåàêòóàëüíûé âîçáóäèòåëü (1-2%), êàê ïðàâèëî, ó áîëüíûõ ñ ñîïóòñòâóþùèì õðîíè÷åñêèì îáñòðóêòèâíûì áðîíõèòîì. ïíåâìîíèÿ âíåáîëüíè÷íûé ìèêðîîðãàíèçì streptococcus

Âàæíûì òàêæå ïðåäñòàâëÿåòñÿ ðàçãðàíè÷åíèå ðåñïèðàòîðíûõ âèðóñíûõ èíôåêöèé è ñîáñòâåííî ïíåâìîíèè. Ðåñïèðàòîðíûå âèðóñíûå èíôåêöèè è, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ýïèäåìè÷åñêèé ãðèïï, áåçóñëîâíî, ÿâëÿþòñÿ âåäóùèì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè. Îäíàêî âûçûâàåìûå âèðóñàìè èçìåíåíèÿ â ëåãêèõ íàçûâàòü ïíåâìîíèåé íå ñëåäóåò è, áîëåå òîãî, íåîáõîäèìî ÷åòêî îò íåå îòãðàíè÷èâàòü ïî êëèíèêî-ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì ïðèçíàêàì, ïîñêîëüêó ïîäõîä ê ëå÷åíèþ ýòèõ äâóõ çàáîëåâàíèé äîëæåí áûòü ïðèíöèïèàëüíî ðàçëè÷íûì. Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ ïðåäñòàâëÿåòñÿ íå âïîëíå óäà÷íûì øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûé òåðìèí âèðóñíî-áàêòåðèàëüíàÿ ïíåâìîíèÿ.  ïðîòèâîïîëîæíîñòü âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè â ðÿäó àêòóàëüíûõ âîçáóäèòåëåé ãîñïèòàëüíîé ïíåâìîíèè äîìèíèðóþò àýðîáíûå êèøå÷íûå ãðàìîòðèöàòåëüíûå ïàëî÷êè (65-85%): 30-50% ïðèõîäèòñÿ íà ïðåäñòàâèòåëåé ñåìåéñòâà Enterobacteriaceae ,15-20% – íà Pseudomonas aeruginosa; ñòàôèëîêîêêè è ñòðåïòîêîêêè, êàê ïðàâèëî, â àññîöèàöèè, âûçûâàþò ãîñïèòàëüíóþ ïíåâìîíèþ â 10-25% ñëó÷àåâ.

3.Ñèìïòîìû

 òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ ïíåâìîíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îñòðûì èëè äàæå âíåçàïíûì íà÷àëîì ñ îçíîáà, ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà > 38,0 0Ñ, ÷óâñòâà çàëîæåííîñòè â ãðóäè, îäûøêè è èíîãäà áîëåé â ãðóäíîé êëåòêå ïðè äûõàíèè.  àíàëèçàõ êðîâè îòìå÷àåòñÿ ëåéêîöèòîç (> 10 000/ìêë) è/èëè ïàëî÷êîÿäåðíûé ñäâèã äî 10% è áîëåå. Ïîñòåïåííî íàðàñòàåò èíòîêñèêàöèÿ. ×àùå ñ êîíöà ïåðâûõ ñóòîê ïîÿâëÿåòñÿ êàøåëü ñ ìîêðîòîé. Ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ ïðåâàëèðóþò âíåëåãî÷íûå ïðîÿâëåíèÿ, íàïðèìåð, ñïóòàííîñòü ñîçíàíèÿ èëè äåçîðèåíòàöèÿ, íî èíîãäà, îñîáåííî ó ïðåñòàðåëûõ, à òàêæå ëèö, ñòðàäàþùèõ àëêîãîëèçìîì èëè íåéòðîïåíèåé, ëåãî÷íàÿ ñèìïòîìàòèêà ìîæåò îòñóòñòâîâàòü. Ïðè ñáîðå àíàìíåçà âàæíî ïîëó÷èòü äàííûå î ïðîäðîìàëüíîì ïåðèîäå, íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ (âíåçàïíîå èëè ïîñòåïåííîå), àíàëîãè÷íûõ çàáîëåâàíèÿõ ó ÷ëåíîâ ñåìüè èëè ëèö, ñ êîòîðûìè êîíòàêòèðîâàë áîëüíîé, î êîíòàêòàõ ñ æèâîòíûìè, íåäàâíèõ ïóòåøåñòâèÿõ.

Ôèçèêàëüíîå îáñëåäîâàíèå ëåãêèõ ñîõðàíÿåò ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå äëÿ îðèåíòèðîâî÷íîé ïåðâè÷íîé äèàãíîñòèêè. ×ðåçâû÷àéíî âàæíîé îñîáåííîñòüþ ñîáñòâåííî ïíåâìîíèè, âûÿâëÿåìîé ïðè ïåðêóññèè è àóñêóëüòàöèè ÿâëÿåòñÿ àñèììåòðè÷íîñòü, îäíîñòîðîííîñòü ïîðàæåíèÿ, ïîñêîëüêó ïåðâè÷íî äâóñòîðîííèå âíåáîëüíè÷íûå ïíåâìîíèè âñòðå÷àþòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ðåäêî. Ïîýòîìó îïðåäåëÿåìûå ñèììåòðè÷íûå ñèìïòîìû (íàïðèìåð, õðèïû èëè êðåïèòàöèÿ) ÷àùå âñåãî ñâèäåòåëüñòâóþò î âèðóñíîì ïîðàæåíèè áðîíõîâ è/èëè èíòåðñòèöèàëüíîé òêàíè ëåãêîãî, ëåâîæåëóäî÷êîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè, óñèëèâøåéñÿ â ñâÿçè ñ ïåðåíîñèìûì ðåñïèðàòîðíûì âèðóñíûì çàáîëåâàíèåì, íî íå î ñîáñòâåííî ïíåâìîíèè. Êëèíè÷åñêèé îïûò ñâèäåòåëüñòâóåò, ÷òî ïðè äèàãíîçå íàïðàâëåíèÿ äâóñòîðîííÿÿ ïíåâìîíèÿ, ïíåâìîíèÿ ÷àùå âñåãî èñêëþ÷àåòñÿ âîîáùå. Ïðè ïåðêóññèè è àóñêóëüòàöèè âûÿâëÿþò óêîðî÷åíèå (èëè òóïîñòü) ïåðêóòîðíîãî çâóêà, îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ëåãî÷íîãî êðàÿ, èçìåíåíèå äûõàíèÿ (îñëàáëåííîå, æåñòêîå, áðîíõèàëüíîå) íàä çîíîé ïîðàæåíèÿ, ëîêàëüíàÿ èíñïèðàòîðíàÿ êðåïèòàöèÿ è/èëè ôîêóñ ìåëêîïóçûð÷àòûõ âëàæíûõ õðèïîâ.

Òîïè÷åñêîå îïèñàíèå, à âìåñòå ñ íèì è ñèíäðîìîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà ïíåâìîíèè çàâåðøàåòñÿ ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì èññëåäîâàíèåì è ñîïîñòàâëåíèåì ïîëó÷åííûõ ïðè ýòîì äàííûõ ñ ðåçóëüòàòàìè ôèçè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ ïàöèåíòà. Òèïè÷íûì ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì ïðèçíàêîì ñîáñòâåííî ïíåâìîíèè ÿâëÿåòñÿ èíôèëüòðàòèâíîå, îáû÷íî îäíîñòîðîííåå çàòåíåíèå ëåãî÷íîé òêàíè, êîòîðîå ìîæåò áûòü î÷àãîâûì, ñëèâíûì, ñåãìåíòàðíûì (ïîëèñåãìåíòàðíûì), äîëåâûì (îáû÷íî ãîìîãåííûì) èëè åùå áîëåå îáøèðíûì. Òàê íàçûâàåìûå öåíòðàëüíûå èëè ïðèêîðíåâûå ïíåâìîíèè ïðàêòè÷åñêè íå âñòðå÷àþòñÿ, è òàêîé äèàãíîç ñâÿçàí èñêëþ÷èòåëüíî ñ èññëåäîâàíèåì ëåãêèõ òîëüêî âî ôðîíòàëüíîé ïðîåêöèè, ïðè êîòîðîé çàòåíåíèÿ â 3 è 6 ñåãìåíòàõ ïðîåöèðóþòñÿ íà îáëàñòü êîðíÿ. ×ðåçâû÷àéíî âàæíî â ïðàêòè÷åñêîì îòíîøåíèè äèôôåðåíöèðîâàòü èíôèëüòðàòèâíûå çàòåíåíèÿ, ñâîéñòâåííûå ñîáñòâåííî ïíåâìîíèè, îò îòåêà èíòåðñòèöèàëüíîé òêàíè, õàðàêòåðíîãî äëÿ ÷èñòî âèðóñíûõ ïîðàæåíèé, ðåñïèðàòîðíîãî äèñòðåññ-ñèíäðîìà âçðîñëûõ, êàðäèîãåííîãî çàñòîÿ â ëåãêèõ. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ïðè ïåðå÷èñëåííûõ ñîñòîÿíèÿõ ÷àùå âñåãî õàðàêòåðèçóþòñÿ äâóñòîðîííîñòüþ è ñîñòîÿò â ðàñøèðåíèè è íå÷åòêîñòè êîðíåé, óñèëåíèè ñîñóäèñòîãî ðèñóíêà â âèäå ñåò÷àòîñòè, ÿ÷åèñòîñòè, ïîÿâëåíèè ïåðåãîðîäî÷íûõ ëèíèé Êåðëè íàä äèàôðàãìîé. Ïðè ïðèñîåäèíåíèè ýëåìåíòîâ àëüâåîëÿðíîãî îòåêà ïðåèìóùåñòâåííî â íèæíèõ îòäåëàõ îáîèõ ëåãêèõ ïîÿâëÿþòñÿ ñèììåòðè÷íûå ñëèâàþùèåñÿ î÷àãîâûå çàòåíåíèÿ, äåëàþùèå íå÷åòêèìè ãðàíèöû êóïîëîâ äèàôðàãìû. Äëÿ èíòåðñòèöèàëüíîãî è àëüâåîëÿðíîãî îòåêà õàðàêòåðíà äèíàìè÷íîñòü ðåíòãåíîëîãè÷åñêîé êàðòèíû: âîçìîæíî îò÷åòëèâîå ïðîãðåññèðîâàíèå èëè îñëàáëåíèå çàòåíåíèé â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ.

Îñîáîé äåìîíñòðàòèâíîñòüþ îòëè÷àåòñÿ ïíåâìîêîêêîâàÿ ïíåâìîíèÿ, êîòîðóþ â íàøåé ñòðàíå íåðåäêî ïðîäîëæàþò íàçûâàòü êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ.

 ðÿäó âåäóùèõ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ýòîé ôîðìû ïíåâìîíèè ñëåäóåò îòìåòèòü îñòðîå íà÷àëî, îçíîá, ðâîòó, áîëè â ãðóäè ïðè âäîõå, ñòîéêî âûñîêóþ òåìïåðàòóðó òåëà ñ ïîñëåäóþùèì åå êðèòè÷åñêèì ïàäåíèåì, îò÷åòëèâîñòü àóñêóëüòàòèâíûõ è ïåðêóòîðíûõ èçìåíåíèé â ëåãêèõ, îòäåëåíèå ðæàâîé èëè áóðîé, òÿãó÷åé ñòåêëîâèäíîé ìîêðîòû. Ïðè ðåíòãåíîãðàôèè îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè âèçóàëèçèðóåòñÿ ãîìîãåííàÿ èíôèëüòðàöèÿ äîëè èëè ñåãìåíòà (ôîðìèðîâàíèå ïîëîñòåé äåñòðóêöèè íåòèïè÷íî); õàðàêòåðíà îò÷åòëèâàÿ ïëåâðàëüíàÿ ðåàêöèÿ èëè îãðàíè÷åííûé ïëåâðàëüíûé âûïîò; â ñëó÷àÿõ ëîáàðíîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïíåâìîíè÷åñêîé èíôèëüòðàöèè ãðàíèöû ïîðàæåííîé äîëè ïðåäñòàâëÿþòñÿ âûïóêëûìè, âèçóàëèçèðóåòñÿ ôåíîìåí âîçäóøíîé áðîíõîãðàôèè . Òèïè÷íûìè ëàáîðàòîðíûìè íàõîäêàìè ÿâëÿþòñÿ âûðàæåííûé íåéòðîôèëüíûé ëåéêîöèòîç, ñäâèã ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû (ïàëî÷êîÿäåðíûé íåéòðîôèëåç áîëåå 15%, ìåòàìèåëîöèòû â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè), òîêñèãåííàÿ çåðíèñòîñòü íåéòðîôèëîâ, àíýîçèíîôèëèÿ, ãèïåðôèáðèíîãåíåìèÿ, ïðîòåèíóðèÿ, óðîáèëèíóðèÿ, öèëèíäðóðèÿ.

Îïðåäåëåííûì ñâîåîáðàçèåì îòëè÷àþòñÿ â ðÿäå ñëó÷àåâ ò.í. àòèïè÷íûå ïíåâìîíèè, ýòèîëîãè÷åñêè ñâÿçûâàåìûå ïðåæäå âñåãî ñ ìèêîïëàçìåííîé, õëàìèäèîçíîé è ëåãèîíåëëåçíîé èíôåêöèÿìè.

Читайте также:  При крупозной пневмонии выслушиваются хрипы

Òàê, â ÷àñòíîñòè, ìèêîïëàçìåííàÿ ïíåâìîíèÿ ÷àùå âñåãî äèàãíîñòèðóåòñÿ ó ëèö äåòñêîãî, þíîøåñêîãî è ìîëîäîãî âîçðàñòà; õàðàêòåðíû ýïèäåìè÷åñêèå âñïûøêè èëè ãðóïïîâûå ñëó÷àè çàáîëåâàíèÿ â òåñíî âçàèìîäåéñòâóþùèõ êîëëåêòèâàõ (øêîëüíèêè, âîåííîñëóæàùèå). Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ ïîñòåïåííîå, äîìèíèðóþùèìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ íàäñàäíûé íåïðîäóêòèâíûé êàøåëü è/èëè áîëè â ãîðëå ïðè ãëîòàíèè. Ïðè îáñëåäîâàíèè áîëüíîãî îáðàùàþò íà ñåáÿ âíèìàíèå ñòîéêàÿ òàõèêàðäèÿ, íàêëîííîñòü ê ãèïîòåíçèè. Ôèçèêàëüíûå èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ëåãêèõ ïðåäñòàâëåíû ñäåðæàííî: êàê ïðàâèëî, âûñëóøèâàþòñÿ ìåëêîïóçûð÷àòûå âëàæíûå õðèïû è íåçâó÷íàÿ êðåïèòàöèÿ íàä çîíîé ëåãî÷íîãî ïîðàæåíèÿ ïðè îòñóòñòâèè ïðèòóïëåíèÿ ïåðêóòîðíîãî çâóêà è óñèëåíèÿ ãîëîñîâîãî äðîæàíèÿ (áðîíõîôîíèè). Ó ÷àñòè áîëüíûõ îòìå÷àþòñÿ øåéíàÿ, ðåæå ãåíåðàëèçîâàííàÿ ëèìôàäåíîïàòèÿ, êîæíûå ñûïè, ïàëüïèðóåòñÿ óâåëè÷åííàÿ ïå÷åíü, èçðåäêà âûÿâëÿåòñÿ ñïëåíîìåãàëèÿ. Ïðè ðåíòãåíîãðàôèè îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè âèçóàëèçèðóåòñÿ íåîäíîðîäíàÿ î÷àãîâî-ñëèâíàÿ èëè ðåòèêóëî-íîäóëÿðíàÿ èíôèëüòðàöèÿ ïðåèìóùåñòâåííî íèæíèõ äîëåé ëåãêèõ; ÷ðåçâû÷àéíîé ðåäêîñòüþ äëÿ ìèêîïëàçìåííîé ïíåâìîíèè ÿâëÿþòñÿ ñëó÷àè ðàñïðîñòðàíåííîé è èíòåíñèâíîé ïíåâìîíè÷åñêîé èíôèëüòðàöèè, ïëåâðàëüíûé âûïîò, àáñîëþòíî íåòèïè÷íî àáñöåäèðîâàíèå ëåãî÷íîé òêàíè.  ðÿäó ëàáîðàòîðíûõ èçìåíåíèé, îïèñûâàåìûõ ïðè ìèêîïëàçìåííîé ïíåâìîíèè, ñ ðàçíîé ÷àñòîòîé ôèãóðèðóþò íîðìîöèòîç èëè ëåéêîöèòîç, óìåðåííîå óâåëè÷åíèå ÑÎÝ, ïîâûøåíèå òèòðà õîëîäîâûõ ãåìàããëþòèíèíîâ, ïðèçíàêè ãåìîëèçà (ïîëîæèòåëüíàÿ ïðîáà Êóìáñà, óìåðåííûé ðåòèêóëîöèòîç).

 äèàãíîñòèêå ëåãèîíåëëåçíîé ïíåâìîíèè áîëåçíè ëåãèîíåðîâ) îñîáîå çíà÷åíèå èìåþò ñëåäóþùèå äåòàëè ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà – çåìëÿíûå ðàáîòû, ñòðîèòåëüñòâî, ïðîæèâàíèå âáëèçè îòêðûòûõ âîäîåìîâ, êîíòàêò ñ êîíäèöèîíåðàìè, óâëàæíèòåëÿìè âîçäóõà, ðàçâèòèå çàáîëåâàíèÿ â òåïëûå ìåñÿöû (âòîðàÿ ïîëîâèíà âåñíû, ëåòî, íà÷àëî îñåíè. Õàðàêòåðíûìè äåáþòíûìè ïðèçíàêàìè áîëåçíè ëåãèîíåðîâ ÿâëÿþòñÿ îñòðîå íà÷àëî âûñîêàÿ ëèõîðàäêà, îäûøêà, ñóõîé êàøåëü, ïëåâðàëüíûå áîëè, öèàíîç, ïðåõîäÿùàÿ äèàðåÿ, íàðóøåíèÿ ñîçíàíèÿ, ìèàëãèè, àðòðàëãèè.  àíàëèçàõ êëèíè÷åñêîé ãåìîãðàììû îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå îòíîñèòåëüíàÿ èëè àáñîëþòíàÿ ëèìôîïåíèÿ íà ôîíå óìåðåííîãî ëåéêîöèòîçà ñî ñäâèãîì âëåâî, íåðåäêî çíà÷èòåëüíîå óâåëè÷åíèå ÑÎÝ äî 50-60 ìì/÷àñ.

Ê ñîæàëåíèþ, â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ, îñíîâûâàÿñü íà àíàëèçå àêòóàëüíîé êëèíèêî-ðåíòãåíîëîãè÷åñêîé êàðòèíû çàáîëåâàíèÿ, íå óäàåòñÿ âûñêàçàòüñÿ ñ îïðåäåëåííîñòüþ î âåðîÿòíîé ýòèîëîãèè ïíåâìîíèè.

4. Äèàãíîñòèêà

Ïðè ïíåâìîíèè áîëüíîìó áåçîòëàãàòåëüíî äîëæíî áûòü íàçíà÷åíî ëå÷åíèå, îñíîâíûì ñòðåæíåì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ââèäó îáúåêòèâíûõ òðóäíîñòåé êëèíè÷åñêîé ìèêðîáèîëîãèè èíèöèàëüíàÿ àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ íàçíà÷àåòñÿ ýìïèðè÷åñêè èñõîäÿ èç ïðåäñòàâëåíèé î íàèáîëåå âåðîÿòíûõ âîçáóäèòåëÿõ ïíåâìîíèè è èíôîðìàöèè î ðàñïðîñòðàíåííîñòè ðåçèñòåíòíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ðàçðàáîòàíû è ïîëó÷èëè øèðîêîå êëèíè÷åñêîå ïðèìåíåíèå ñòàíäàðòû àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè ïíåâìîíèè.

Ïðåïàðàòàìè âûáîðà â ëå÷åíèè íåòÿæåëîé âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè ó ëèö ïðåèìóùåñòâåííî ìîëîäîãî è ñðåäíåãî âîçðàñòà ÿâëÿþòñÿ àìèíîïåíèöèëëèíû (àìîêñèöèëëèí, àìïèöèëëèí) èëè ìàêðîëèäû – ýðèòðîìèöèí, ñïèðàìèöèí (ðîâàìèöèí), àçèòðîìèöèí (ñóìàìåä) è äð.

 ñëó÷àå ðàçâèòèÿ íåòÿæåëîé âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè ó ëèö ñòàðøå 60 ëåò è/èëè íà ôîíå ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé ïðåèìóùåñòâî èìåþò àìèíîïåíèöèëëèíû èëè çàùèùåííûå àìèíîïåíèöèëëèíû (àìïèöèëëèí/ñóëüáàêòàì, àìîêñèöèëëèí/êëàâóëàíàò) â ñî÷åòàíèè ñ ìàêðîëèäàìè (ýðèòðîìèöèí, ñïèðàìèöèí, àçèòðîìèöèí è äð.) èëè áåç íèõ, ëèáî öåôàëîñïîðèíû II ïîêîëåíèÿ (öåôóðîêñèì, öåôóðîêñèì àêñåòèë) â ñî÷åòàíèè ñ ìàêðîëèäàìè èëè áåç íèõ.

Ñòàíäàðòîì ëå÷åíèÿ òÿæåëîé ïíåâìîíèè ïðèçíàåòñÿ íàçíà÷åíèå öåôàëîñïîðèíîâ III ïîêîëåíèÿ (öåôîòàêñèì, öåôòðèàêñîí, öåôòàçèäèì) â ñî÷åòàíèè ñ ìàêðîëèäàìè (ýðèòðîìèöèí, ñïèðàìèöèí); ïðèåìëåìîé àëüòåðíàòèâîé â äàííîé êëèíè÷åñêîé ñèòóàöèè ÿâëÿåòñÿ íàçíà÷åíèå ôòîðõèíîëîíîâ (öèïðîôëîêñàöèí) è ìàêðîëèäîâ èëè êàðáàïåíîìîâ (èìèïåíåì/öèëàñòàòèí, ìåðîïåíåì) è ìàêðîëèäîâ.

Ïðåïàðàòàìè âûáîðà â ëå÷åíèè ãîñïèòàëüíîé ïíåâìîíèè ÿâëÿþòñÿ: â ñëó÷àå ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè â îòäåëåíèÿõ îáùåãî ïðîôèëÿ – öåôàëîñïîðèíû III ïîêîëåíèÿ (öåôîòàêñèì, öåôòðèàêñîí), ëèáî çàùèùåííûå àìèíîïåíèöèëëèíû (àìïèöèëëèí/ñóëüáàêòàì, àìîêñèöèëëèí/êëàâóëàíàò) +/- àìèíîãëèêîçèäû (ãåíòàìèöèí, àìèêàöèí), ëèáî àíòèñèíåãíîéíûå ïåíèöèëëèíû (êàðáåíèöèëëèí) +/- àìèíîãëèêîçèäû, ëèáî ôòîðõèíîëîíû (öèïðîôëîêñàöèí), ëèáî êàðáàïåíåìû (èìèïåíåì/öèëàñòàòèí, ìåðîïåíåì); â ñëó÷àå ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè â îòäåëåíèè (ïàëàòå) èíòåíñèâíîé òåðàïèè öåëåñîîáðàçíî íàçíà÷åíèå öåôàëîñïîðèíîâ III ïîêîëåíèÿ ñ àíòèñèíåãíîéíîé àêòèâíîñòüþ (öåôòàçèäèì, öåôîïåðàçîí) +/- àìèíîãëèêîçèäû, ëèáî àíòèñèíåãíîéíûå ïåíèöèëëèíû +/- àìèèíîãëèêîçèäû, ëèáî êàðáàïåíåìû, ëèáî öåôàëîñïîðèíû IV ïîêîëåíèÿ (öåôåïèì, öåôïèðîì).

Àñïèðàöèîííàÿ ïíåâìîíèÿ ïî÷òè âñåãäà ñâÿçàíà ñ àíàýðîáíîé è/èëè àýðîáíîé ãðàìîòðèöàòåëüíîé èíôåêöèåé, ÷òî îïðàâäûâàåò íàçíà÷åíèå öåôàëîñïîðèíîâ III ïîêîëåíèÿ â ñî÷åòàíèè ñ ìåòðîíèäàçîëîì, ëèáî çàùèùåííûõ àìèíîïåíèöèëëèíîâ (àìîêñèöèëëèí/êëàâóëàíàò), ëèáî êëèíäìèöèíà, ëèíêîìèöèíà.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ýôôåêòèâíîé àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè ñîñòàâëÿåò îáû÷íî 7-10 äíåé. Îäíàêî åñëè ñôîðìóëèðîâàòü áîëåå îïðåäåëåííûå âðåìåííûå ãðàíèöû ýôôåêòèâíîé àíòèáèîòèêîòåðàïèè, òî ýòî 3-5 äíåé ñòîéêî íîðìàëüíîé òåìïåðàòóðû òåëà. Âïðî÷åì, èç ýòîãî ïðàâèëà åñòü èñêëþ÷åíèå, êîòîðîå êàñàåòñÿ ò.í. àòèïè÷íûõ ïíåâìîíèé (ýòèîëîãè÷åñêè ñâÿçàííûõ ñ M.pneumoniae, C.pneumoniae, Legionella spp.). Ïîòåíöèàëüíàÿ óãðîçà ðåöèäèâà ïðè ïðåæäåâðåìåííîé îòìåíå àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ çàñòàâëÿåò ñîãëàñèòüñÿ ñ ýìïèðè÷åñêè ïîäîáðàííûìè ñðîêàìè àíòèáàêòåðèàëüíîãî ëå÷åíèÿ â îòíîøåíèè äàííûõ âíóòðèêëåòî÷íûõ âîçáóäèòåëåé – 2-3 íåäåëè.

Åñëè â òå÷åíèå áëèæàéøèõ 48-72 ÷àñîâ îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ íàáëþäàåòñÿ ïåðñèñòèðîâàíèå èëè ïðîãðåññèðîâàíèå êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ, ïîÿâëåíèå ñâåæèõ î÷àãîâî-èíôèëüòðàòèâíûõ èçìåíåíèé â ëåãêèõ, òî âûáðàííàÿ ñõåìà àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè ïðèçíàåòñÿ íåýôôåêòèâíîé è çàìåíÿåòñÿ íà àëüòåðíàòèâíóþ (ñ ó÷åòîì îïðåäåëåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè âûäåëåííîé êóëüòóðû âîçáóäèòåëÿ ê àíòèáèîòèêàì in vitro).

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Àëåêñàíÿí Ë.À Àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ ðàçëè÷íûõ êëèíè÷åñêèõ âàðèàíòîâ âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè: Àâòîðåô. äèñ. … ä-ðà ìåä. íàóê: 14.00.05; 14.00.25 / Ëèàííà Àëåêñàíäðîâíà Àëåêñàíÿí. – Ì.: Á.è., 2001. -48 ñ. (À-30949)

2. Àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè / Ï.Ô. Õâåùóê, À.Ë. Ðàêîâ, À.È. Ñèíîïàëüíèêîâ, À.Â. Ðóäàêîâà // Âîåííî-ìåäèöèíñêèé æóðíàë.- 1999.- ¹ 1.- Ñ. 25-36.

3. Áà÷èíñêàÿ Å.Í. Âîçáóäèòåëè âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèé íà ïîðîãå íîâîãî òûñÿ÷åëåòèÿ // Àíòèáèîòèêè è õèìèîòåðàïèÿ.- 2000.- ¹ 11.- Ñ. 21-28.

4. Âíåáîëüíè÷íûå ïíåâìîíèè ó âîåííîñëóæàùèõ / È.À. Äóäêî, Ñ.Ì. Ìåòåëüñêèé, Ñ.È. Êàðòóøèí, Â.Ñ. Äîðîíèí // Èçáðàííûå âîïðîñû âîåííîé ìåäèöèíû: Ñá. íàó÷. è íàó÷. -ïðàêò. ðàáîò ïðîôåññîð.- ïðåïîäàâàò. ñîñòàâà âîåííî- ìåä. ôàê-òà Ãë. âîåíí. Êëèí. Ãîñïèòàëÿ.- Ìèíñê, 2000.- Ñ. 39-43.

5. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå òÿæåëîé âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèè ó âîåííîñëóæàùèõ / À.Ë. Ðàêîâ, Ï.Ì. Ñàïðîíåíêîâ, Ý.À. Àíòóõ è äð. // Âîåííî-ìåäèöèíñêèé æóðíàë.- 2001.- ¹ 4.- Ñ. 36-39.

6. Êëèíè÷åñêèå è ýêîíîìè÷åñêèå àñïåêòû ëå÷åíèÿ âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèé / Þ.Ê. Äìèòðèåâ, Â.Ï. Òþðèí, Ì.Á. Áîãäàíîâ, Â.Ê. Äóãàíîâ // Âîåííî-ìåäèöèíñêèé æóðíàë.- 2000.- ¹ 4.- Ñ. 28-31.

7. Ñèðîòêî È.È. Îñîáåííîñòè ìíîãîëåòíåé äèíàìèêè çàáîëåâàåìîñòè îñòðûìè ðåñïèðàòîðíûìè âèðóñíûìè èíôåêöèÿìè è âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèåé âîåííîñëóæàùèõ Ñàìàðñêîãî ãàðíèçîíà // Âîåííî-ìåäèöèíñêèé æóðíàë.- 2001.- ¹ 2.- Ñ. 75.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник