Курсовая работа на тему острые пневмонии

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3

1. Этиология…………………………………………………………………….4

2. Клиническая картина……………………………………………………….6

3. Диагностика…………………………………………………………………8

4. Лечение………………………………………………………………………11

5. Сестринский процесс при острых пневмониях………………………….13

6. Алгоритм действий медсестры при уходе
за больным………………………..17

7. Диспансерное наблюдение………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………….…….19

Литература……………………………………………………………….…….20

Введение

Острая пневмония представляет
собой воспалительное заболевание 
легких, диагностируемое по синдрому
дыхательных расстройств и физикальным данным
при наличии очаговых или инфильтративных
изменений на рентгенограмме, с вовлечением
всех структурных элементов легочной
ткани с обязательным поражением альвеол
и развитием в них воспалительной экссудации.
Чаще пневмонией заболевают люди пожилого
и старческого возраста, и дети.

Согласно международному соглашению
в классификацию введены дополнительные
характеристики пневмоний:

1 – внебольничные 
(первичные);

   –  госпитальные 
пневмонии;

   – пневмонии у 
пациентов с иммунодефицитом.

2 – по этиологии 
(пневмококковые, стафилококковые)

3 – по локализации 
(долевые, сегментарные, очаговые).

4 – по осложнениям (плеврит, абсцесс, инфекционно-токсический
шок)   

5 – по тяжести.

Внутрибольничные (госпитальные)
пневмонии вызываются либо аутогенной флорой,
устойчивость к антибиотикам которой
зависит от предшествующей терапии, либо
циркулирующими в стационаре, обычно резистентными
штаммами микроорганизмов или микоплазмой.
Они развиваются, как правило, на фоне
респираторно-вирусной суперинфекции.
Внебольничная пневмония является важнейшей
проблемой здравоохранения, что связано
с высокой заболеваемостью и летальностью,
а также высокими  прямыми и непрямыми
расходами на терапию данного заболевания.

Пневмония относится 
к числу наиболее распространенных инфекционных
заболеваний человека. Заболеваемость
внебольничной пневмонией колеблется
от 2 до 15 случаев на 1000 человек  в год.
Этот показатель значительно выше у пожилых
больных: 25-44 случая на 1000 человек в год
у больных старше 70 лет и до 68-110 случаев
на 1000 человек в году у пожилых больных,
находящихся в домах инвалидов, домах
ухода.

1. Этиология

Микробиологическая идентификация возбудителя возможна
лишь в 40-60% случаев всех пневмоний.

 При внебольничных пневмониях наиболее частые возбудители:
пневмококк,  стрептококк, они являются
ведущей причиной внебольничных пневмоний
как среди больных с легкой, так и с тяжелой
пневмонией (около 20%). Второе место по
значению среди причин внебольничных
пневмоний занимают «атипичные» микроорганизмы
– микоплазма, вирус гриппа, хламидии,
легионелла, стрептококк и др.

При госпитальных пневмониях наиболее частыми возбудителями являются: стафилококк,
клебсиелла, кишечная палочка, анаэробы,
вирусы патогенные грибы и др.

Роль анаэробных микроорганизмов в генезе
внебольничных пневмоний небольшая, но
значительно возрастает при аспирационных
пневмониях – до 50% всех причин. Вирусные
инфекции являются причиной 5 – 15% всех
внебольничных пневмоний, при этом основное
значение имеет вирус гриппа, меньшее
вирусы парагриппа, аденовирусы, респираторно-синтициальный
вирус. Вирусные пневмонии имеют сезонное
преобладание, преимущественно в осенне
– зимнее время.

Предрасполагающими условиями 
к развитию острых пневмоний являются
различные химические и физические факторы,
снижающие защитные силы организма (переохлаждение,
нарушение дренажной функции бронхов,
вирусные инфекции респираторного тракта,
алкоголь, травмы, гипоксия, нарушение
питания).

Форма пневмонии зависит 
от вирулентности возбудителя, уровня специфического иммунитета
и особенностей реактивности организма.

Крупозная (долевая) пневмония.
Проникая в участки легочной ткани,
микроорганизмы выделяют токсины, которые
нарушают проницаемость сосудов. Происходит
экссудация фибрина и клеток крови в альвеолы.

При крупозной и крупноочаговой пневмонии гиперергическое
воспаление развивается в целом сегменте
или доле (обусловливает гомогенное затемнение
на снимке и укорочение перкуторного звука
при ослабленном дыхании и отсутствии
хрипов). При менее реактивных формах очаги
воспаления захватывают перибронхиальные
участки — бронхопневмония (обусловливает
обилие мелкопузырчатых хрипов над зоной
поражения при негомогенности участка
затемнения на снимке).

2. Клиническая картина

 Начало заболевания 
обычно острое. Появляется общее 
недомогание, сильная головная 
боль, нередко — озноб, повышение 
температуры тела до высоких 
цифр (постоянная лихорадка).

Возникают боли в грудной 
клетке, которые усиливаются при кашле
и глубоком вдохе. Появляются сухой кашель, позже — с отделением
небольшого количества вязкой, слизистой
мокроты ржавого цвета, одышка.

Уже в первый день может 
быть отмечена гиперемия щек и 
на стороне поражения, нередко появляются
высыпания типа простого герпеса. Перкуссия легких выявляет тупой или притуплённый
перкуторный звук. При аускультации дыхание
вначале несколько ослаблено, выслушивается
крепитация, затем приобретает характер
бронхиального. В стадии разрешения могут
выслушиваться рассеянные сухие и влажные
хрипы. При распространении воспалительного
процесса на плевру выслушивается шум
трения плевры.

Общие нарушения при 
пневмониях постоянны, Стойкий фебрилитет
характерен для большинства форм,
однако судороги в начале болезни 
наблюдаются реже, чем при ОРВИ. Постоянны возбуждение
или адинамия, анорексия, расстройства
сна. Обычны тахикардия, централизация
кровообращения, в тяжелых случаях — выраженные
нарушения микроциркуляции, сопровождающиеся
метаболическим ацидозом; при пневмониях,
вызванных грамотрицательной флорой,
развивается ДВС-синдром, хотя признаки
гиперкоагуляции имеются у большинства
больных.

В связи с тем, что 
из дыхания выключена целая доля легкого и развивается гипоксия,
страдают все системы организма. Появляются симптомы; тахикардия,
глухость тонов сердца, обложенность языка,
сухость слизистой оболочки полости рта,
губ, запор, олигурия.

При благоприятных условиях кризис
наступает на 7— 8-й день заболевания.
В этот период может отмечаться острая
сердечная недостаточность, снижение
артериального давления. Следует иметь
наготове кордиамин, камфору, кофеин, адреналин
для повышения артериального давления,
а также кислород. После кризиса состояние
пациента начинает улучшаться.

На 2-й или 3-й день от начала антибиотикотерапии температура
тела может снижаться. При благоприятном
течении рассасывание экссудата заканчивается
к концу 3—4-й недели. Однако может наблюдаться
затяжное течение с неполным рассасыванием,
образованием очагов пневмосклероза.

Осложнения: острая сердечно-сосудистая
недостаточность; инфекционно-токсический шок; экссудативный
плеврит; перикардит; абсцесс легкого;
дыхательная недостаточность.

3. Диагностика

В крови наблюдается нейтрофильный лейкоцитоз,
СОЭ обычно увеличена.

 В анализах мочи во время лихорадочного периода отмечаются
умеренная протеинурия, цилиндрурия, единичные
эритроциты.

На  рентгенограмме — гомогенное (однородное) затемнение
доли или сегмента легкого.

Рентгенография грудной клетки является «золотым стандартом»
диагностики пневмоний. Синдром долевого
уплотнении легких (плотные гомогенные
инфильтраты) с воздушными бронхограммами
характерен для пневмоний, вызванными
«типичными» бактериями. Двусторонние
базальные интерстициальные инфильтраты
чаще встречаются при пневмониях, вызванных
“атипичными” микроорганизмами. Однако
рентгенологическая картина, как и клинические
данные, не позволяет достоверно установить
этиологию пневмонии.

Независимо от вида возбудителя 
наиболее часто воспалительный процесс
поражает нижние доли легких. При пневмококковой
пневмонии, осложненной бактериемией, чаще наблюдаются
вовлечение в процесс нескольких долей
легких и наличие плеврального выпота.
Характерными рентгенологическими находками
при стафилококковой пневмонии являются
мультидолевое поражение, абсцедирование,
спонтанный пневмоторакс.

Довольно редко при рентгенографии  грудной
клетки у больных с пневмонией возможно
получение ложноотрицательных результатов:
при обезвоживании больных, нейтропении,
пневмоцистной пневмонии и на ранних стадиях
заболевания (до 24 ч от начала развития
заболевания). В сложных случаях возможно
проведение компьютерной томографии грудной
клетки, так как данный метод обладает
большей чувствительностью.

Разрешение рентгенологических изменений при пневмонии
обычно отстает от улучшения клинической
картины. Улучшение рентгенологической
картины происходит более медленно у пожилых
больных, у курящих.

Общий  анализ
крови является рутинным диагностическим
тестом у больных с пневмонией. Число лейкоцитов
крови более  15•109/л является
сильным аргументом в пользу бактериальной
природы пневмонии (чаще пневмококковой),
хотя более низкие значения не исключают
бактериальной природы.

Некоторые биохимические тесты (мочевина, глюкоза, электролиты,
маркеры функции печени) обычно выполняются
для оценки тяжести заболевания и выявления
сопутствующей патологии (почечная или
печеночная недостаточность).

Всем больным с пневмонией, госпитализированным в стационар, рекомендовано
проведение посева крови (забор крови
проводится из двух мест до начала антимикробной
терапии).

 Исследование мокроты

Подходящим для проведения анализа считается образец
мокроты, полученный при глубоком откашливании
и удовлетворяющий следующим критериям:
менее 10 эпителиальных клеток и более
25 нейтрофилов в поле зрения (малое увеличение),
исследовании мокроты должно быть выполнено
не позднее 2 ч после ее получения ).

Очаги катарального и 
фибринозного воспалении рассасываются 
за 2—4 нед, сегментарные и деструктивные 
— за 4—6 нед, однако полное восстановление
функционального легочного кровотока происходит на 4—6 нед позже, чем нормализация
рентгенологической картины.

В случае своевременно начатого
лечения пневмонии не остается стойких 
нарушений общего состояния, но если
лечения не проводилось, то наблюдается 
длительный период астенизации. При правильном лечении фактически отсутствует
угроза хронизации процесса, хотя у детей,
перенесших в возрасте до 4 лет деструкцию
легочной ткани, в последующем могут выявиться
нарушения кровотока I—II стадии в зоне
поражения при нормальной ФВД и полном
здоровье.

Для определения возможной этиологии
заболевания важен учет возраста больного,
места развития болезни и предшествующего
антибактериального лечения.

4. Лечение

 Пациентов с крупозной 
пневмонией следует госпитализировать.
Помещение должно хорошо проветриваться и быть
достаточно теплым. Пища должна быть полужидкой,
питательной, полезно обильное питье:
фруктовые соки, чай, клюквенный морс,
минеральные воды, стол № 15.

С первых часов заболевания назначают 
антибиотики. При необходимости назначают
сердечно-сосудистые средства. Основными
принципами антибактериальной терапии
являются раннее лечение, учет вида возбудителя
и его чувствительности к препарату, применение
оптимального ритма введения, обеспечивающих
необходимую концентрацию в очаге поражения.
При внебольничных пневмониях препаратами
выбора являются пенициллины, макролиды
и цефалоспорин. Способ введения и дозы зависит
от тяжести течения пневмоний.

При госпитальной пневмонии — пенициллины с клавулановой
кислотой, цефалоспорины 3 поколения,
фторхинолоны, аминогликозиды и др. Комбинированная
терапия (из двух-трех антибиотиков) назначается
при неизвестной этиологии.

При затяжном течении 
пневмонии назначают иммуномодулирующие препараты: интерферон,
нуклеинат натрия. Для борьбы с интоксикацией
применяют гемодез, реополиглюкин, плазму.
При развитии ocтрой дыхательной недостаточности
необходимы побуждение к откашливанию,
эвакуация слизи и гноя при бронхоскопии,
ингаляция смеси кислорода с воздухом
в соотношении 1:1. Улучшение бронхиальной
проходимости достигается  назначением
бронхолитиков (эуфиллин), отхаркивающих
препаратов (мукалтин, бромгексин, йодид
калия) Для ускорения рассасывания воспалительного
процесса, улучшения дренажной функции
целесообразно назначить физиотерапевтическое
лечение: ингаляции щелочей, бронхолитиков
, отхаркивающих, электрофорез кальция
хлорида, аскорбиновой кислоты, и др. При
необходимости назначают горчичники.

Применение комплексного
лечения приводит в подавляющем большинстве случаев к выздоровлению
больного и восстановлению трудоспособности.

Прогноз неблагоприятен
при гриппозных пневмониях с гипертоксическим течением,
стафилококковых пневмониях с абсцедированием,
летальность при которых достигает 20—30%.

К осложненным формам
принято относить пневмонии, осложненные плевритом
и деструкцией, а также очагово-сливные
процессы, при которых деструкция вероятна
(размывание границ между очагами, гиперлейкоцитоз,
сохранение лихорадки на фоне адекватного
лечения). Пневмококковые пневмонии могут
осложняться метапневмоническим плевритом,
имеющим иммунопатологический характер
(серозно-фибринозный выпот с низким цитозом,
увеличение СОЭ, 7—9-дневная «безмикробная»
лихорадка).

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ ïíåâìîíèé ñîãëàñíî ìåæäóíàðîäíîìó ñîãëàøåíèþ. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà êëèíè÷åñêîé êàðòèíû çàáîëåâàíèÿ: ñèìïòîìû è òå÷åíèå. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå, ýòèîëîãèÿ ãîñïèòàëüíûõ (íîçîêîìèàëüíûõ) ïíåâìîíèé. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè îñòðûõ ïíåâìîíèÿõ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÏÍÅÂÌÎÍÈß

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

Ââåäåíèå

1 Êëàññèôèêàöèÿ ïíåâìîíèé

2 Ýòèîëîãèÿ

3 Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

4 Äèàãíîñòèêà

5 Ëå÷åíèå

6 Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè îñòðûõ ïíåâìîíèÿõ

Çàêëþ÷åíèå

Ëèòåðàòóðà

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Ïíåâìîíèÿ – îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðè êîòîðîì ïðîèñõîäèò îáðàçîâàíèå âîñïàëèòåëüíîãî èíôèëüòðàòà â ïàðåíõèìå ëåãêîãî, ïîäòâåðæäåííîå ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.

Ñèñòåìà äûõàíèÿ âîîáùå è ëåãêèå â ÷àñòíîñòè – âåñüìà óÿçâèìû äëÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé. Ïðè âñåì ðàçíîîáðàçèè ñïîñîáîâ çàðàæåíèÿ, âîçäóøíî-êàïåëüíûé ïóòü ïåðåäà÷è âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî. Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ïåðåäîâûì îòðÿäîì áîðüáû ñ ìíîæåñòâîì âèðóñîâ è áàêòåðèé ÿâëÿþòñÿ âåðõíèå äûõàòåëüíûå ïóòè.

Ìèêðîáèîëîãè÷åñêàÿ èäåíòèôèêàöèÿ âîçáóäèòåëÿ âîçìîæíà ëèøü â 40 – 60% ñëó÷àåâ âñåõ ïíåâìîíèé. Streptococcus pneumoniae ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé ïðè÷èíîé âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèé êàê ñðåäè áîëüíûõ ñ ëåãêîé, òàê è òÿæåëîé ïíåâìîíèåé (îêîëî 20%).

Ñðåäè áîëüíûõ ïíåâìîíèåé ñ áàêòåðèåìèåé, íà äîëþ S. pneumoniae ïðèõîäèòñÿ äî äâóõ òðåòåé âñåõ ïðè÷èí çàáîëåâàíèÿ. Âòîðîå ìåñòî ïî çíà÷åíèþ ñðåäè ïðè÷èí âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèé çàíèìàþò àòèïè÷íûå ìèêðîîðãàíèçìû. Íàðÿäó ñ èçâåñòíûìè ïíåâìîòðîïíûìè èíôåêöèîííûìè àãåíòàìè ïîÿâèëèñü è íîâûå (Legionella spp„ Chlamydia pneurnoniae, îïïîðòóíèñòè÷åñêèå èíôåêöèè è äð.).

Ñðåäè ðàñïðîñòðàíåííûõ (âíåáîëüíè÷íûõ) ïíåâìîíèé öåëåñîîáðàçíî âûäåëèòü äâå ïîäðóáðèêè ðàñïðîñòðàíåííûå ïíåâìîíèè ó ëèö äî 65 ëåò è ðàñïðîñòðàíåííûå ïíåâìîíèè ó ëèö ñòàðøå 65 ëåò, íåðåäêî íà ôîíå òàêèõ ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé êàê õðîíè÷åñêàÿ îáñòðóêòèâíàÿ áîëåçíü ëåãêèõ, ñàõàðíûé äèàáåò è äð. Ýòèîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà ðàñïðîñòðàíåííûõ ïíåâìîíèé ó ëèö ìîëîæå 65 ëåò ïðåäñòàâëåíà ñëåäóþùåì ïåðå÷íåì âîçáóäèòåëåé: Streptococcus pneumoniae 8,5-36,0% Haemophilus influenzae 10,0-12,0% Mycoplasma pneumoniae 2,0-18,0% Chlamydia pneumoniae 6,0-11,0% Âîçáóäèòåëü íå îáíàðóæåí 30-50,0%.

1 ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÏÍÅÂÌÎÍÈÉ

Ñîãëàñíî ìåæäóíàðîäíîìó ñîãëàøåíèþ â êëàññèôèêàöèþ ââåäåíû äîïîëíèòåëüíûå õàðàêòåðèñòèêè ïíåâìîíèé:

1 – âíåáîëüíè÷íûå (ïåðâè÷íûå):

– ãîñïèòàëüíûå ïíåâìîíèè;

– ïíåâìîíèè ó ïàöèåíòîâ ñ èììóíîäåôèöèòîì.

2 – ïî ýòèîëîãèè: ïíåâìîêîêêîâûå, ñòàôèëîêîêêîâûå è ò.ä.

3 – ïî ëîêàëèçàöèè (äîëåâûå, ñåãìåíòàðíûå, î÷àãîâûå).

4 – ïî îñëîæíåíèÿì (ïëåâðèò, àáñöåññ, èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêèé øîê)

5 – ïî òÿæåñòè.

 çàâèñèìîñòè îò óñëîâèé âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, ïîäðàçäåëÿþò ïíåâìîíèè íà äâå áîëüøèå ãðóïïû: âíåáîëüíè÷íûå è íîçîêîìèàëüíûå (ãîñïèòàëüíûå) ïíåâìîíèè. Îòäåëüíî âûäåëÿþò ïíåâìîíèè ó áîëüíûõ ñ òÿæåëûìè äåôåêòàìè èììóíèòåòà è àñïèðàöèîííûå ïíåâìîíèè.

Òàêîé ïîäõîä îáîñíîâàí ðàçëè÷íûìè ïðè÷èííûìè ôàêòîðàìè ïíåâìîíèé è ðàçëè÷íûìè ïîäõîäàìè ê âûáîðó àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè. Âíåáîëüíè÷íûå ïíåâìîíèè óñëîâíî ìîæíî ðàçäåëèòü íà 3 ãðóïïû:

1. Ïíåâìîíèè, íå òðåáóþùèå ãîñïèòàëèçàöèè. Äàííàÿ ãðóïïà áîëüíûõ ñàìàÿ ìíîãî÷èñëåííàÿ, íà åå äîëþ ïðèõîäèòñÿ äî 80% âñåõ áîëüíûõ ñ ïíåâìîíèåé; ýòè áîëüíûå èìåþò ëåãêóþ ïíåâìîíèþ è ìîãóò ïîëó÷àòü òåðàïèþ â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ, ëåòàëüíîñòü íå ïðåâûøàåò 15%.

2. Ïíåâìîíèè, òðåáóþùèå ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ â ñòàöèîíàð. Ýòà ãðóïïà ñîñòàâëÿåò îêîëî 20% âñåõ ïíåâìîíèé, áîëüíûå ïíåâìîíèåé èìåþò ôîíîâûå õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ è âûðàæåííûå êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû, ðèñê ëåòàëüíîñòè ãîñïèòàëèçèðîâàííûõ áîëüíûõ äîñòèãàåò 12%.

3. Ïíåâìîíèè, òðåáóþùèå ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ â îòäåëåíèÿ èíòåíñèâíîé òåðàïèè. Òàêèå ïàöèåíòû îïðåäåëÿþòñÿ êàê áîëüíûå ñ òÿæåëîé âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèåé. Ëåòàëüíîñòü ïðè òÿæåëîé ïíåâìîíèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 40%.

2 ÝÒÈÎËÎÃÈß

Ýòèîëîãèÿ ãîñïèòàëüíûõ (íîçîêîìèàëüíûõ) ïíåâìîíèé ñóùåñòâåííî îòëè÷àåòñÿ îò ýòèîëîãèè ðàñïðîñòðàíåííûõ ïíåâìîíèé. Áîëüíûå, îñëàáëåííûå îñíîâíûì çàáîëåâàíèåì, ÿâèâøèìñÿ ïðè÷èíîé ãîñïèòàëèçàöèè, îïåðàòèâíûìè âìåøàòåëüñòâàìè è ò.ä. èíôèöèðóþòñÿ òàê íàçûâàåìîé íîçîêîìèàëüíîé ìèêðîôëîðîé, ìàëîïàòîãåííîé äëÿ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû çäîðîâûõ ëèö.

Äëÿ ýòèîëîãèè àñïèðàöèîííûõ ïíåâìîíèé õàðàêòåðíî ó÷àñòèå íåêëîñòðèäèàëüíûõ îáëèãàòíûõ àíàýðîáîâ (Bacteroides fragilis, Bacteroides metaninogenicus, Fusobacterium nucleatum, Peptococcus è äð.) â ÷èñòîì âèäå èëè â ñî÷åòàíèè ñ ïðåèìóùåñòâåííî ãðàìîòðèöàòåëüíîé ïàëî÷êîâîé ôëîðîé, óïîìèíàâøåéñÿ âûøå. Ýòè ìèêðîîðãàíèçìû âûçûâàþò, êàê ïðàâèëî, òÿæåëóþ è ðàíî âîçíèêàþùóþ äåñòðóêöèþ ïîðàæåííîé ëåãî÷íîé òêàíè (àáñöåññ, ãàíãðåíîçíûé àáñöåññ).

Äëÿ ïíåâìîíèé ó ëèö ñ òÿæåëûìè èììóíîëîãè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè õàðàêòåðíî ó÷àñòèå â ýòèîëîãèè ïíåâìîíè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ öèòîìåãàëîâèðóñíîé èíôåêöèè, Pneumocystis carinii, ïàòîãåííûõ ãðèáîâ, à òàêæå ìèêîáàêòåðèé òóáåðêóëåçà, íàðÿäó ñ ïðî÷èìè ìèêðîáíûìè àãåíòàìè, âñòðå÷àþùèìèñÿ ïðè ïíåâìîíèÿõ äðóãèõ ðóáðèê.

Ïðîíèêàÿ â ó÷àñòêè ëåãî÷íîé òêàíè, ìèêðîîðãàíèçìû âûäåëÿþò òîêñèíû, êîòîðûå íàðóøàþò ïðîíèöàåìîñòü ñîñóäîâ. Ïðîèñõîäèò ýêññóäàöèÿ ôèáðèíà è êëåòîê êðîâè â àëüâåîëû.

 âîçíèêíîâåíèè ãîñïèòàëüíûõ ïíåâìîíèé (íîçîêîìèàëüíûõ, âíóòðèáîëüíè÷íûõ; ðàçâèâàþòñÿ ÷åðåç 2 è áîëåå ñóòîê ïðåáûâàíèÿ ïàöèåíòà â ñòàöèîíàðå ïðè îòñóòñòâèè êëèíèêî-ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ïîðàæåíèÿ ëåãêèõ ïðè ïîñòóïëåíèè) èãðàþò ðîëü ïîäàâëåíèå êàøëåâîãî ðåôëåêñà è ïîâðåæäåíèå òðàõåîáðîíõèàëûþãî äåðåâà âî âðåìÿ îïåðàöèè, èñêóññòâåííîé âåíòèëÿöèè ëåãêèõ, òðàõåîñòîìèè, áðîíõîñêîïèè; íàðóøåíèÿ ãóìîðàëüíîãî è òêàíåâîãî èììóíèòåòà âñëåäñòâèå òÿæåëîãî çàáîëåâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, à òàêæå ñàì ôàêò ïðåáûâàíèÿ áîëüíûõ â ñòàöèîíàðå.  ýòîì ñëó÷àå â ðîëè âîçáóäèòåëÿ ÷àùå âñåãî âûñòóïàåò ãðàìîòðèöàòåëüíàÿ ôëîðà (êèøå÷íàÿ ïàëî÷êà, ïðîòåé, êëåáñèåëëà, ñèíåãíîéíàÿ ïàëî÷êà), ñòàôèëîêîêêè è äð. Ïî ñðàâíåíèþ ñ âíåáîëüíè÷íûìè, âíóòðèáîëüíè÷íûå ïíåâìîíèè íåðåäêî ïðîòåêàþò áîëåå òÿæåëî, îòëè÷àþòñÿ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé è áîëåå âûñîêîé ëåòàëüíîñòüþ. Ó ëèö ñ èììóíî-äåôèöèòíûìè ñîñòîÿíèÿìè (ïðè îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, âñëåäñòâèå õèìèîòåðàïèè, ïðè ÂÈ×-èíôåêöèè) âîçáóäèòåëÿìè ïíåâìîíèè ìîãóò áûòü ãðàìîòðèöàòåëüíûå ìèêðîîðãàíèçìû, ñòàôèëîêîêê, ãðèáû, ííåìîöèñòû, öèòîìåãàëîâèðóñû è äð.

Ïî ìåõàíèçìó ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè ìîãóò áûòü ïåðâè÷íûìè è âòîðè÷íûìè (ðàçâèâøèìèñÿ â ñâÿçè ñ äðóãèì ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì àñïèðàöèîííûå, çàñòîéíûå, ïîñòòðàâìàòè÷åñêèå, èììóíîäåôèöèòíûå, èíôàðêòíûå, àòåëåêòàòè÷åñêèå).

 çàâèñèìîñòè îò îáúåìà ïîðàæåíèÿ âûäåëÿþò ïíåâìîíèè êðóïîçíûå (ïëåâðîïíåâìîíèè, ñ ïîðàæåíèåì äîëè ëåãêîãî), î÷àãîâûå (áðîíõîïíåâìîíèè, ñ ïîðàæåíèåì ïðèëåæàùèõ ê áðîíõàì àëüâåîë) è èíòåðñòèöèàëüíûå. Ñëåäóåò, îäíàêî, ó÷èòûâàòü, ÷òî êðóïîçíîå âîñïàëåíèå ëåãêèõ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé òîëüêî îäíó èç ôîðì ïíåâìîêîêêîâîé ïíåâìîíèè è íå âñòðå÷àåòñÿ ïðè ïíåâìîíèÿõ èíîé ïðèðîäû, à èíòåðñòèöèàëüíîå âîñïàëåíèå ëåãî÷íîé òêàíè ïî ñîâðåìåííîé êëàññèôèêàöèè îòíåñåíî ê àëüâåîëèòàì.

3 ÊËÈÍÈ×ÅÑÊÀß ÊÀÐÒÈÍÀ

Ñèìïòîìû è òå÷åíèå çàâèñÿò îò ýòèîëîãèè, õàðàêòåðà è ôàçû òå÷åíèÿ, ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñóáñòðàòà áîëåçíè è åãî ðàñïðîñòðàíåííîñòè â ëåãêèõ, à òàêæå îñëîæíåíèé (ëåãî÷íîå íàãíîåíèå, ïëåâðèò è äð.). Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ îáû÷íî îñòðîå. Ïîÿâëÿåòñÿ îáùåå íåäîìîãàíèå, ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, íåðåäêî – îçíîá, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî âûñîêèõ öèôð (ïîñòîÿííàÿ ëèõîðàäêà). Âîçíèêàþò áîëè â ãðóäíîé êëåòêå, êîòîðûå óñèëèâàþòñÿ ïðè êàøëå è ãëóáîêîì âäîõå. Ïîÿâëÿþòñÿ ñóõîé êàøåëü, ïîçæå – ñ îòäåëåíèåì íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà âÿçêîé, ñëèçèñòîé ìîêðîòû ðæàâîãî öâåòà, îäûøêà.

Óæå â ïåðâûé äåíü ìîæåò áûòü îòìå÷åíà ãèïåðåìèÿ ùåê è íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ, íåðåäêî ïîÿâëÿþòñÿ âûñûïàíèÿ òèïà ïðîñòîãî ãåðïåñà. Ïåðêóññèÿ ëåãêèõ âûÿâëÿåò òóïîé èëè ïðèòóïë¸ííûé ïåðêóòîðíûé çâóê. Ïðè àóñêóëüòàöèè äûõàíèå âíà÷àëå íåñêîëüêî îñëàáëåíî, âûñëóøèâàåòñÿ êðåïèòàöèÿ, çàòåì ïðèîáðåòàåò õàðàêòåð áðîíõèàëüíîãî.  ñòàäèè ðàçðåøåíèÿ ìîãóò âûñëóøèâàòüñÿ ðàññåÿííûå ñóõèå è âëàæíûå õðèïû. Ïðè ðàñïðîñòðàíåíèè âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà íà ïëåâðó âûñëóøèâàåòñÿ øóì òðåíèÿ ïëåâðû. Îáùèå íàðóøåíèÿ ïðè ïíåâìîíèÿõ ïîñòîÿííû, Ñòîéêèé ôåáðèëèòåò õàðàêòåðåí äëÿ áîëüøèíñòâà ôîðì, îäíàêî ñóäîðîãè â íà÷àëå áîëåçíè íàáëþäàéòñÿ ðåæå, ÷åì ïðè ÎÐÂÈ. Ïîñòîÿííû âîçáóæäåíèå èëè àäèíàìèÿ, àíîðåêñèÿ, ðàññòðîéñòâà ñíà.

Îáû÷íû òàõèêàðäèÿ, öåíòðàëèçàöèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ – âûðàæåííûå íàðóøåíèÿ ìèêðîöèðêóëÿöèè, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ìåòàáîëè÷åñêèì àöèäîçîì; ïðè ïíåâìîíèÿõ, âûçâàííûõ ãðàìîòðèöàòåëüíîé ôëîðîé, ðàçâèâàåòñÿ ÄÂÑ-ñèíäðîì, õîòÿ ïðèçíàêè ãèïåðêîàãóëÿöèè èìåþòñÿ ó áîëüøèíñòâà áîëüíûõ.

 ñâÿçè ñ òåì, ÷òî èç äûõàíèÿ âûêëþ÷åíà öåëàÿ äîëÿ ëåãêîãî è ðàçâèâàåòñÿ ãèïîêñèÿ, ñòðàäàþò âñå ñèñòåìû îðãàíèçìà. Ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû; òàõèêàðäèÿ, ãëóõîñòü òîíîâ ñåðäöà, îáëîæåííîñòü ÿçûêà, ñóõîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, ãóá, çàïîð, îëèãóðèÿ.

4 ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÀ

Íàä çîíîé âîñïàëåíèÿ ïðè ïåðêóññèè ëåãêèõ îïðåäåëÿåòñÿ óêîðî÷åíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà, äûõàíèå ïðèîáðåòàåò áðîíõèàëüíûé îòòåíîê, ðàíî ïîÿâëÿþòñÿ ìåëêîïóçûð÷àòûå âëàæíûå êðåïèòèðóþùèå õðèïû.

Õàðàêòåðíû òàõèêàðäèÿ äî 100 óäàðîâ â ìèí è íåêîòîðîå ñíèæåíèå ÀÄ. Íåðåäêè ïðèãëóøåíèå I òîíà è àêöåíò II òîíà íà ëåãî÷íîé àðòåðèè. Âûðàæåííàÿ ïëåâðàëüíàÿ ðåàêöèÿ èíîãäà ñî÷åòàåòñÿ ñ ðåôëåêòîðíîé áîëüþ â ñîîòâåòñòâóþùåé ïîëîâèíå æèâîòà, áîëåçíåííîñòüþ ïðè ïàëüïàöèè â åãî âåðõíèõ îòäåëàõ. Èêòåðè÷íîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ìîæåò ïîÿâëÿòüñÿ âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ â ïîðàæåííîé äîëå ëåãêîãî è, âîçìîæíî, îáðàçîâàíèÿ î÷àãîâûõ íåêðîçîâ â ïå÷åíè.

Õàðàêòåðåí íåéòðîôèëüíûé ëåéêîöèòîç; îòñóòñòâèå åãî (òåì áîëåå ëåéêîïåíèÿ) ìîæåò áûòü ïðîãíîñòè÷åñêè íåáëàãîïðèÿòíûì ïðèçíàêîì. Ïîâûøàåòñÿ ÑÎÝ.

Ïðè ðåíòãåíîëîãè÷åñêîì èññëåäîâàíèè îïðåäåëÿåòñÿ ãîìîãåííîå çàòåíåíèå âñåé ïîðàæåííîé äîëè èëè åå ÷àñòè, îñîáåííî íà áîêîâûõ ðåíòãåíîãðàììàõ. Ðåíòãåíîñêîïèÿ ìîæåò îêàçàòüñÿ íåèíôîðìàòèâíîé â ïåðâûå ÷àñû áîëåçíè. Ðàçðåøåíèå ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé ïðè ïíåâìîíèè îáû÷íî îòñòàåò îò óëó÷øåíèÿ êëèíè÷åñêîé êàðòèíû. Óëó÷øåíèå ðåíòãåíîëîãè÷åñêîé êàðòèíû ïðîèñõîäèò áîëåå ìåäëåííî ó ïîæèëûõ áîëüíûõ, ó êóðÿùèõ

Äèàãíîç óòî÷íÿåòñÿ ïðè ðåíòãåíîëîãè÷åñêîì èññëåäîâàíèè îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè â äâóõ ïðîåêöèÿõ, âûÿâëÿþùåì èíôèëüòðàò â ëåãêèõ; äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ýòèîëîãè÷åñêîãî äèàãíîçà ïåðåä íà÷àëîì ëå÷åíèÿ ïðîâîäÿò ìèêðîáèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ìîêðîòû (èíîãäà ñìûâîâ èç áðîíõîâ, ïëåâðàëüíîãî âûïîòà) íà áàêòåðèè, âêëþ÷àÿ ìèêîáàêòåðèè òóáåðêóëåçà; èñïîëüçóþò òàêæå èììóíîëîãè÷åñêèå ìåòîäû.

Âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ ïíåâìîíèè: ëåãî÷íûå: ýêññóäàòèâíûé ïëåâðèò, àáñöåäèðîâàíèå, ïèîïíåâìîòîðàêñ, îòåê ëåãêèõ, è âíåëåãî÷íûå: èíôåêöèîííîòîêñè÷åñêèé øîê, ïñèõîç, ïåðèêàðäèò, ìèîêàðäèò, ñåïñèñ è äð.

5 ËÅ×ÅÍÈÅ

Ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ ïíåâìîíèè äîëæíà íà÷èíàòüñÿ íåìåäëåííî ïîñëå óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà íà îñíîâàíèè ýìïèðè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé î íàèáîëåå âåðîÿòíîì âîçáóäèòåëå, ïîñêîëüêó áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ìîêðîòû òðåáóåò çàòðàòû äðàãîöåííîãî âðåìåíè (íå ìåíåå äâóõ ñóòîê).

Ëå÷åíèå ïíåâìîíèé ïðè ëåãêîì òå÷åíèè è áëàãîïðèÿòíûõ áûòîâûõ óñëîâèÿõ ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ íà äîìó, íî áîëüøèíñòâî áîëüíûõ íóæäàþòñÿ â ñòàöèîíàðíîì ëå÷åíèè.

Ïðè âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèÿõ ïðåïàðàòàìè âûáîðà ÿâëÿþòñÿ ïåíèöèëëèíû, ìàêðîëèäû è öåôàëîñïîðèí. Ñïîñîá ââåäåíèÿ è äîçû çàâèñèò îò òÿæåñòè òå÷åíèÿ ïíåâìîíèé.

Ïðè ãîñïèòàëüíîé ïíåâìîíèè – ïåíèöèëëèíû ñ êëàâóëàíîâîé êèñëîòîé, öåôàëîñïîðèíû 3 ïîêîëåíèÿ, ôòîðõèíîëîíû, àìèíîãëèêîçèäû è äð. Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ (èç äâóõ-òðåõ àíòèáèîòèêîâ) íàçíà÷àåòñÿ ïðè íåèçâåñòíîé ýòèîëîãèè.

 ðàçãàð áîëåçíè ïîêàçàíû ïîñòåëüíûé ðåæèì, ìåõàíè÷åñêè è õèìè÷åñêè ùàäÿùàÿ äèåòà ñ îãðàíè÷åíèåì ïîâàðåííîé ñîëè è äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì âèòàìèíîâ, îñîáåííî À è Ñ.

Ñ èñ÷åçíîâåíèåì èëè çíà÷èòåëüíûì óìåíüøåíèåì ÿâëåíèé èíòîêñèêàöèè ðàñøèðÿþò ðåæèì, íàçíà÷àþò ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó, ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé (áîëåçíè ñåðäöà, îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ) áîëüíîãî ïåðåâîäÿò íà äèåòó ¹15.

Ñðàçó æå ïîñëå âçÿòèÿ ìîêðîòû, ìàçêîâ èëè ñìûâîâ äëÿ áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ íà÷èíàþò ýòèîòðîïíóþ òåðàïèþ, êîòîðóþ ïðîâîäÿò ïîä êîíòðîëåì êëèíè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè, â ïîñëåäóþùåì, ñ ó÷åòîì âûñåÿííîé ìèêðîôëîðû è åå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê àíòèáèîòèêàì.

6 ÑÅÑÒÐÈÍÑÊÈÉ ÏÐÎÖÅÑÑ ÏÐÈ ÎÑÒÐÎÉ ÏÍÅÂÌÎÍÈÈ

ïíåâìîíèÿ äèàãíîñòèêà ëå÷åíèå

Öåëè ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ

Ïëàí ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ

 òå÷åíèå ñóòîê îäûøêà çíà÷èòåëüíî óìåíüøèòñÿ

1. Ïðèäàòü ïàöèåíòó óäîáíîå âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå â ñóõîé ïîñòåëè.

2. Îáåñïå÷èòü ïðèòîê ñâåæåãî âîçäóõà.

3. Ïîäàâàòü óâëàæíåííûé êèñëîðîä (÷åðåç 2% ðàñòâîð íàñòîÿ ãèäðîêàðáîíàòà) ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à êàæäûé ÷àñ ïî 5~ 10 ìèíóò.

4.Íàáëþäàòü çà îáùèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà, öâåòîì êîæíûõ ïîêðîâîâ, õàðàêòåðîì äûõàíèÿ

×åðåç 2-3 ÷àñà ïàöèåíò íå áóäåò èñïûòûâàòü áîëü â ãðóäè ïðè äûõàíèè è êàøëå

. Óäîáíî óëîæèòü ïàöèåíòà íà áîëüíîé áîê â âîçâûøåííîì ïîëîæåíèè (óìåíüøèòñÿ îùóùåíèå áîëè).

2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíûé ïîêîé, íàó÷èâ åãî ìûøå÷íîé ðåëàêñàöèè â ïåðâûå äíè áîëåçíè.

3. Ïðè ñíèæåíèè òåìïåðàòóðû òåëà ïðèìåíèòü êðóãîâûå ãîð÷è÷íèêè.

4. Ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ïðèìåíèòü àíàëüãåòèêè âíóòðü èëè ïàðåíòåðàëüíî (àíàëüãèí, áàðàëãèí, òðàìàë è äð.) è â ïåðâûå äíè – ïðîòèâîêàøëåâûå ñðåäñòâà êîäòåðïèí, ëèáåêñèí)

Òåìïåðàòóðà òåëà áóäåò ïîñòåïåííî ñíèæàòüñÿ, íå âûçûâàÿ îñëîæíåíèé

1. Íà âûñîòå ëèõîðàäêè âûïîëíèòü âëàæíîå îáòèðàíèå êîæè ðàñòâîðîì âîäû ñ äîáàâëåíèåì ñïèðòà, õîëîäíóþ ïðèìî÷êó íà ëîá.

2.Îáåñïå÷èòü ïðîâåòðèâàíèå ïîìåùåíèÿ è îáíàæåíèå ïàöèåíòà.

3. Íàëîæèòü ïóçûðè ñî ëüäîì íà ïðîåêöèè êðóïíûõ ñîñóäîâ ÷åðåç òêàíåâûå ïðîñëîéêè.

4. Ïðèãîòîâèòü äëÿ âíóòðèìûøå÷íîãî ââåäåíèÿ 2 ìë 50% ðàñòâîðà àíàëüãèíà è 1 ìë 1% ðàñòâîðà äèìåäðîëà (ââåñòè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à).

5. Ââîäèòü àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû â ñòðîãî íàçíà÷åííîå âðà÷îì âðåìÿ.

6. Ðåãóëÿðíî èçìåðÿòü ÀÄ, ñëåäèòü çà ïóëüñîì, äûõàíèåì ïàöèåíòà, çà åãî âíåøíèì âèäîì.

7. Îðãàíèçîâàòü äðîáíîå ïèòàíèå ìàëûìè ïîðöèÿìè è îáèëüíîå ïèòüå (åñëè íàçíà÷èë âðà÷).

8. Ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà ïñèõè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà – èíäèâèäóàëüíûé nocò (âîçìîæåí ïñèõîç)

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ïíåâìîíèÿ îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà. Çàáîëåâàåìîñòü âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèåé êîëåáëåòñÿ îò 2 äî 15 ñëó÷àåí ïà 1000 ÷åëîâåê è ãîä. Ýòîò ïîêàçàòåëü çíà÷èòåëüíî âûøå ó ïîæèëûõ áîëüíûõ: 25-44 ñëó÷àÿ íà 1000 ÷åëîâåê â ãîä ó áîëüíûõ ñòàðøå 70 ëåò è äî 68-110 ñëó÷àåí íà 1000 ÷åëîâåê â ãîäó ó ïîæèëûõ áîëüíûõ, íàõîäÿùèõñÿ â äîìàõ èíâàëèäîâ, äîìàõ óõîäà.

Ôîðìà ïíåâìîíèè çàâèñèò îò âèðóëåíòíîñòè âîçáóäèòåëÿ, óðîâíÿ ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà è îñîáåííîñòåé ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà.

 ëèõîðàäî÷íûé ïåðèîä çàáîëåâàíèÿ áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò óõîä çà ïàöèåíòîì. Íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà íèì.

Ïðåäðàñïîëàãàþùèìè óñëîâèÿìè ê ðàçâèòèþ ïíåâìîíèé ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå õèìè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå ôàêòîðû, ñíèæàþùèå çàùèòíûå ñèëû îðãàíèçìà (ïåðåîõëàæäåíèå, íàðóøåíèå äðåíàæíîé ôóíêöèè áðîíõîâ, âèðóñíûå èíôåêöèè ðåñïèðàòîðíîãî òðàêòà, àëêîãîëü, òðàâìû, ãèïîêñèÿ, íàðóøåíèå ïèòàíèÿ). Ïðàêòè÷åñêè ëþáîé ìèêðîîðãàíèçì ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè. Êàêîé êîíêðåòíî – çàâèñèò îò öåëîãî ðÿäà ôàêòîðîâ. Îò âîçðàñòà áîëüíîãî, îò òîãî ìåñòà, ãäå âîñïàëåíèå ëåãêèõ âîçíèêíåò – äîìà èëè â áîëüíèöå, åñëè â áîëüíèöå, òî â êàêîì îòäåëåíèè – â õèðóðãèè îäíè ìèêðîáû, â òåðàïèè äðóãèå. Îãðîìíóþ ðîëü èãðàåò ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ îðãàíèçìà â öåëîì è ñîñòîÿíèå èììóíèòåòà â ÷àñòíîñòè.

Ïðîôèëàêòèêà îñòðûõ ïíåâìîíèé çàêëþ÷àåòñÿ â ñàíàöèè î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè, çàêàëèâàíèè îðãàíèçìà, èçáåãàíèè ïåðåîõëàæäåíèÿ. Ïíåâìîíèÿì íàèáîëåå ïîäâåðæåíû ëèöà äåòñêîãî è ïîæèëîãî âîçðàñòà, êóðÿùèå, ñòðàäàþùèå õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, ñ èììóíîäåôèöèòîì, ïîñòîÿííî êîíòàêòèðóþùèå ñ ïòèöàìè, ãðûçóíàìè.

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1. Âíóòðèáîëüíè÷íûå èíôåêöèè / Ïîä ðåä. Ð.Ï. Âåíöåëà. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2003 – 156 ñ.

2. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Âåáåð Â.Ð., ×óâàêîâ Ã.È., Ëàïîòíèêîâ Â.À., è äð. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2001. – 216 ñ.

3. Ñïðàâî÷íèê âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè.  2-õ òîìàõ. / Ïîä ðåä. Âîðîáüåâà Í.Ñ. -Ì.: Èçä-âî Ýêñìî, 2005. – 410 ñ.

4. Ñìîëåâà Ý.Â. Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè. – Ðîñòîâ í/Ä : Ôåíèêñ, 2007 -115 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник