Критерии тяжести пневмонии у детей раннего возраста

Комментарии

Опубликовано в журнале:

Лечащий врач »» 10 / 2002 В. К. Таточенко, доктор медицинских наук, профессор, НЦЗД РАМН, Москва

Как классифицируется пневмония?
Каков спектр возбудителей острой пневмонии у детей в зависимости от возраста?
Как правильно выбрать стартовый антибиотик?

Согласно принятой в России классификации, пневмония у детей определяется как острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или физикальным данным при наличии очаговых или инфильтративных изменений на рентгенограмме. Наличие этих рентгенологических признаков («золотой стандарт», по мнению ВОЗ) с высокой долей вероятности свидетельствует о бактериальной этиологии процесса и позволяет исключить из круга заболеваний, определяемых как пневмония, большинство поражений нижних дыхательных путей (бронхиты, в том числе обструктивные), вызываемых респираторными вирусами и не нуждающихся в антибактериальном лечении [1].

Подбор антибиотиков для лечения пневмоний оптимален при расшифровке ее этиологии; однако экспресс-методы оказываются не всегда надежны и доступны. Приемлемой альтернативой является определение наиболее вероятного возбудителя — с учетом очевидных симптомов, а также возраста больного, времени и места развития заболевания. Приводимые ниже сведения, касающиеся спектра бактериальных возбудителей пневмонии, основаны на обобщенных данных, полученных автором и его сотрудниками в ходе лечения более чем 5000 детей с пневмонией (1980–2001 гг.), а также почерпнутых из материалов зарубежных авторов. Эти данные вполне сопоставимы, хотя и были получены разными методами: с помощью выявления возбудителя или его антигена в плевральном экссудате [1, 2], определения возбудителя в пунктатах легкого [3], а также антител к хламидиям, микоплазме и пневмококковых иммунных комплексов [4, 5, 6]. Что касается данных ряда иностранных авторов относительно преобладания вирусных пневмоний, то они основаны на материалах исследований больных, у которых в качестве критериев пневмонии рассматривались только мелкопузырчатые хрипы при отсутствии инфильтративных или очаговых изменений [7,8].

Показатели заболеваемости детей пневмонией: в России (при должных рентгенологических критериях) эта цифра колеблется в пределах 4 — 12 на 1000 детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет [1]; зарубежные источники приводят те же данные относительно заболеваемости «рентгеноположительными пневмониями» (4,3 на 1000 детей [9]), но при более широких критериях определения пневмоний уровень заболеваемости оказывается на порядок выше [5].

В последние годы российские ученые неоднократно обсуждали эту проблему с учетом принципов доказательной медицины. Были одобрены поправки к Классификации неспецифических болезней органов дыхания у детей [10], сформулированы рекомендации по противомикробной терапии острых внебольничных пневмоний у детей [11] и принят консенсус в рамках программы «Острые респираторные заболевания у детей» Союза педиатров России [12].

Согласно принятой классификации, пневмонии делятся на вне- и внутрибольничные, развившиеся у лиц с иммунодефицитными состояниями, и пневмонии у больных на ИВЛ (ранние — первые 72 ч. и поздние). Внебольничные пневмонии возникают у ребенка в обычных условиях, внутрибольничные — через 72 ч пребывания в стационаре или в течение 72 ч после выписки оттуда. Выделяют также пневмонии новорожденных (в том числе внутриутробные, развившиеся в первые 72 ч жизни ребенка), однако в данной статье этого вопроса мы касаться не будем.

Практически важно различать «типичные» формы с четким, гомогенного вида, очагом или инфильтратом на рентгенограмме и «атипичные» — с негомогенными, не имеющими четких границ изменениями. Тяжесть пневмонии обусловливается легочно-сердечной недостаточностью, токсикозом и наличием осложнений (плеврит, легочная деструкция, инфекционно-токсический шок). При адекватном лечении большинство неосложненных пневмоний рассасываются за 2–4 недели, осложненные — за 1–2 месяца; затяжное течение диагностируется при отсутствии обратной динамики в сроки от 1,5 до 6 месяцев.

Диагностика. Классические аускультативные и перкуторные признаки пневмонии, описываемые в учебниках, выявляются всего у 40 — 60% больных, лихорадка, одышка, кашель, хрипы в легких часто регистрируются и при других респираторных заболеваниях. Признаки (в дополнение к классическим), позволяющие заподозрить наличие пневмонии, имеют специфичность и чувствительность порядка 95%:

  • температура выше 38,0°C более 3 дней;
  • одышка в отсутствие признаков бронхиальной обструкции (>60/мин у детей до 2 месяцев, >50 в возрасте 2 – 12 месяцев и >40 у детей 1 – 5 лет);
  • асимметрия влажных хрипов.

Этиология. Поскольку большинство пневмоний у детей вызывается возбудителями, обычно вегетирующими в дыхательных путях, обнаружение этих возбудителей в мокроте не говорит об их этиологической роли. Более надежны полуколичественные методы посева мокроты, а также методы, позволяющие обнаружить возбудителя или его антиген во внутренних средах организма, однако некоторые из этих методов (ПЦР) столь чувствительны, что выявляют обычную флору дыхательных путей. Выявление любым методом вирусов, микоплазм, хламидий, грибков, пневмоцист при отсутствии клинической картины соответствующей пневмонии не является доказательством их этиологической роли, как, впрочем, и наличия самой пневмонии. Обнаружение IgM-антител к хламидиям и микоплазме имеет диагностическое значение, однако в течение первой недели с момента начала вызванной микоплазмой пневмонии они часто отсутствуют [6].

На практике предположительный этиологический диагноз ставится с учетом вероятности наличия того или иного возбудителя при данной форме пневмонии в данной возрастной группе (см. табл. 1, табл. 2).

Таблица 1.
Выбор стартового препарата при внебольничной пневмонии

Таблица 2.
Антибиотики при внутрибольничной пневмонии

Внебольничные пневмонии. В возрасте 1–6 месяцев часто наблюдаются атипичные формы (20% случаев и более), вызываемые Chlamidia trachomatis (следствие перинатальной инфекции), и достаточно редко (у недоношенных) — Pneumocystis carinii. Более чем у половины больных типичные пневмонии связаны с аспирацией пищи, муковисцидозом, первичным иммунодефицитом; их возбудители — грамотрицательная кишечная флора, стафилококки. Пневмонии, вызванные пневмококками и Haemophilus influenzae типа b, встречаются у 10% детей; обычно это дети, заболевшие в результате контакта с больным ОРЗ старшим сибсом или взрослым членом семьи.

У детей 6 месяцев — 6 лет наиболее частым (более 50%) возбудителем пневмонии является пневмококк, им обусловлены 90% осложненных пневмоний. H. influenzae типа b обусловливает до 10% осложненных форм. Стафилококк выявляется редко. Бескапсульные H. influenzae обнаруживаются в пунктатах легких достаточно часто, обычно в сочетании с пневмококком [3], однако их роль до конца не ясна. Атипичные пневмонии, вызванные M. pneumoniae, наблюдаются в этой возрастной группе не более чем у 10–15% больных, Chl. pneumoniae — еще реже [4, 6].

В возрасте 7–15 лет основным бактериальным возбудителем типичных пневмоний является пневмококк (35–40%), редко — пиогенный стрептококк, доля атипичных пневмоний превышает 50% [4,6] — их вызывают M. pneumoniae (20–60%) и Chl. pneumoniae (6–24%).

Вирусная инфекция предшествует бактериальной пневмонии примерно в половине случаев и тем чаще, чем моложе ребенок. Пневмонии только вирусной этиологии с небольшим легочным инфильтратом встречаются в 8 — 20% случаев, но у таких больных бактериальная суперинфекция наблюдается достаточно часто [1, 6]. Пневмонии у детей, вызванные Legionella pneumophila, в России встречаются, по-видимому, редко, поскольку кондиционирование воздуха в нашей стране широко не распространено.

Читайте также:  Можно ли ставить горчичники при бронхите и пневмонии

Внутрибольничные пневмонии отличаются как спектром возбудителей, так и их резистентностью к антибиотикам. В этиологии этих заболеваний определенную роль играет либо больничная флора (стафилококки, кишечная палочка, Klebsiella pneumoniae, Proteus sp., Cytrobacter, при манипуляциях — Pseudomonas aeruginosa, Serratia sp., анаэробы), либо аутофлора больного (см. табл. 2). В большинстве случаев эти пневмонии развиваются как осложнение ОРВИ.

Пневмонии, развившиеся в первые 72 часа ИВЛ у вновь поступивших больных, обычно обусловлены аутофлорой — пневмококком, H. influenzae, M. pneumoniae, начиная с 4-х суток ИВЛ их сменяют S. aureus, P. aeruginosa, Acinetobacter, K. pneumoniae, Serratia. Если ИВЛ начали проводить после 3 — 5-го дня госпитализации, более вероятный возбудитель — внутрибольничная флора.

Пневмонии у больных с иммунодефицитами, в том числе находящихся на иммуносупрессии, вызываются как обычной, так и оппортунистической микрофлорой (P. carinii, грибы Candida). У инфицированных ВИЧ и больных СПИДом детей, а также при длительной глюкокортикостероидной терапии (> 2 мг/кг/сутки или >20 мг/сутки более 14 дней) нередки пневмонии, вызванные P. carinii, цитомегаловирусом, М. avium-intercellulare и грибами.

Чувствительность возбудителей к антибиотикам зависит как от их генетических свойств, так и от предшествующего контакта с антибиотиками. Во многих странах 20–60% пневмококков приобрели устойчивость к пенициллинам, многим цефалоспоринам и макролидам, а H. influenzae — к ампициллину. В России циркулируют 95% штаммов пневмококка, чувствительных к пенициллинам, цефалоспоринам, макролидам, но устойчивых к котримоксазолу, гентамицину и другим аминогликозидам [2, 13]. Стафилококки (внебольничные штаммы) сохраняют чувствительность к оксациллину, защищенным пенициллинам (аугментину), линкомицину, цефазолину, макролидам, рифампицину. и аминогликозидам.

H. influenzae в России [2] чувствительны к амоксициллину, защищенным пенициллинам (аугментину), азитромицину, цефалоспоринам II — III поколений, аминогликозидам, левомицетину, доксициклину и рифампицину. Однако этот возбудитель как в России, так и за рубежом, утратил чувствительность к эритромицину; к «новым» макролидам (рокситромицину, спирамицину, джосамицину, мидекамицину) чувствительны лишь единичные штаммы. Напротив, Moraxella catarrhalis чувствительны к «новым» макролидам, а также к аугментину, цефтриаксону, аминогликозидам. Микоплазмы и хламидии чувствительны к макролидам и доксициклину.

Выбор стартового антибактериального препарата. Отечественные рекомендации, построенные с учетом как возраста ребенка, так и формы пневмонии (табл. 1, табл. 2), незначительно отличаются от зарубежных — в них учтены отличия, касающиеся чувствительности флоры. При их использовании быстрый (24–36 ч) эффект от лечения наступает в 85– 90% случаев, при неэффективности стартового препарата переходят на альтернативные. Если нет уверенности в отношении этиологии, можно использовать препарат или комбинацию двух препаратов с более широким спектром.

При неосложненных типичных пневмониях используют оральные препараты — амоксициллин, амоксициллин/клавуланат (аугментин), цефуроксим-аксетил (зиннат), действующие как на пневмококки, так и на гемофильную палочку. Феноксиметилпенициллин-бензатин (сироп оспен) и цефалоспорины I поколения подавляют только кокковую флору, поэтому их лучше применять у более старших детей.

При атипичных пневмониях препаратами выбора служат макролиды и азитромицин. Поскольку они действуют и на кокковую флору, эти средства можно использовать у лиц с аллергией на b-лактамы, однако их широкое применение нежелательно из-за стимуляции ими лекарственной устойчивости флоры.

При осложненной пневмонии лечение начинают с парентеральных препаратов, заменяя их на оральные при наступлении эффекта (ступенчатый метод).

Опыт показывает, что более 85% всех внебольничных пневмоний у детей можно излечить без единой инъекции антибиотика; в среднем за время лечения ребенок, больной пневмонией, получает менее 4 инъекций [14].

Дозы антибактериальных препаратов, используемые для лечения пневмонии, обычно подбираются в соответствии с рекомендациями производителей. С учетом возможности повышения устойчивости пневмококка оправданно назначение пенициллинов — как обычных, так и защищенных — в дозах порядка 100 мг/кг/сутки, при которых их уровень в тканях в несколько раз превысит МПК даже резистентных штаммов.

Оценка эффективности лечения проводится через 24, 36 и 48 ч лечения. Полный эффект регистрируется при падении температуры ниже 38,0°С (без жаропонижающих) и улучшении общего состояния, появлении аппетита; рентгенологическая картина при этом может улучшиться или остаться прежней. Это указывает на чувствительность возбудителя к препарату, следовательно, лечение этим лекарственным средством следует продолжать. Частичный эффект регистрируется при улучшении общего состояния и аппетита, а также отсутствии отрицательной динамики в очаге, но при сохранении фебрильной температуры; такая картина наблюдается при наличии гнойного очага (деструкция) или иммунопатологического процесса (метапневмонический плеврит). При этом антибиотик не меняют, полный эффект наступает позже — при опорожнении гнойника или назначении противовоспалительных средств. Если у больного сохраняется фебрильная температура, нарастает инфильтрация в легких и/или общие расстройства, принято считать, что эффект отсутствует; в этих случаях требуется немедленная смена антибиотика.

Длительность лечения нетяжелых пневмоний — 5 — 7 дней, осложненных форм — 10 — 14 дней (2 — 3 дня после падения температуры). При внутрибольничных пневмониях замена препарата проводится по бактериологическим данным или эмпирически уже через 24 — 36 ч — при первых признаках неэффективности. У детей старше 12 лет и в крайне тяжелых случаях у пациентов более младшего возраста при резистентности энтеробациллярной, синегнойной и атипичной флоры используют фторхинолоны. При анаэробных процессах используют метронидазол, при процессах грибковой этиологии — флуконазол, кетоконазол.

Другие виды терапии. В остром периоде дети практически не едят; восстановление аппетита — первый признак улучшения при тяжелых процессах с длительной лихорадкой. Витамины вводят детям, неправильно питавшимся до болезни, другие средства назначают при наличии соответствующих показаний. При правильном выборе антибактериального препарата быстрое улучшение состояния больного позволяет отказаться от применения других средств.

Важно соблюдение питьевого режима (1 л/сутки и более), при этом используют чай, соки, отвары или регидратационные растворы, разбавленные наполовину. Особенностью лечения тяжелых форм заболевания является ограничение внутривенного введения жидкости, поскольку пневмония сопровождается массивным выбросом антидиуретического гормона, что обусловливает олигурию. Снижение ОЦК (на 20–30%) также представляет собой компенсаторный механизм, не требующий немедленной коррекции. При необходимости внутривенно вводится не более 1/6 расчетной суточной потребности жидкости, то есть не более 15–20 мл/кг/сутки.

Имеющиеся в литературе рекомендации относительно «общеукрепляющего» лечения, как правило, не основаны на результатах строгих терапевтических испытаний. Применение при пневмонии средств так называемой патогенетической терапии — от витаминов до иммуномодуляторов, а также «дезинтоксикационных», «стимулирующих» и других аналогичных препаратов, в том числе вливания плазмы, крови, g-глобулина, гемодеза, не только не улучшает исход пневмонии, но часто являются причиной осложнений и суперинфекции, к тому же существенно повышая стоимость лечения. Такие средства следует применять по строгим показаниям; например, белковые препараты вводятся при гипопротеинемии, кровь — при резком падении гемоглобина (50 г/л, железо и витамины — при сохранении анемии и астенизации ребенка в период реконвалесценции. Физиотерапевтические процедуры на грудную клетку (ионофорез, СВЧ и т. д.), в том числе в период репарации, неэффективны.

Читайте также:  Как лечить пневмонию у 3 летнего ребенка

Литература

  1. Таточенко В. К. (ред). Острые пневмонии у детей. Чебоксары, 1994, 323 с.
  2. Таточенко В. К., Катосова Л. К., Федоров А. М. Этиологический спектр пневмоний у детей // Пульмонология. 1997. 2: 29-35.
  3. Acute respiratory infections in children: Case management in small hospitals in developing countries. A manual for doctors and other senior health workers. WHO/ARI/90.5. World Health Organization. Geneva.
  4. Heiskanen-Kosma, Korppi M., Jokinen C., et al. Ethiology of childhood pneumonia: serologic results of a prospective, population-based study // Pediatr. Infect. Dis. J. 1998. 17: 986-991.
  5. Pechere J. C. (ed.). Community-acquired pneumonia in children: International Forum Series. Cambridge Medical Publication. 1995. 154 р.
  6. Gendrel D. Pneumonies communautaires de l’enfant: etiologie et traitement // Arch. Pediatr. 2002 ; 9 (3): 278 – 288.
  7. Hendricson K. J. Viral pneumonia in children: Seminar in Pediatric infectious Diseases. 1998. 9: 217 – 233.
  8. Wildin S. R., Chonmaitree T., Swischuk L. E. Roentgenographic features of common pediatric viral respiratory tract infections // Am. J. Dis. Child. 1988. 142: 43-46.
  9. Black S., Shinefield H. R., Ray P. et al. Efficacy of heptavalent conjugate pneumococcal vaccine in 37 000 infants and children: impact on pneumonia: otitis media and an update of the disease results in Northern California//39th Interscience Conference, Sept. 26-29, 1999, Washington D.C. Aqmerican Society for Microbiology, 1999: 379 (# 1398).
  10. Классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей // Вестник перинатол. и педиатрии. 1996. 41, 6: 52 – 55.
  11. Таточенко В. К., Середа Е. В., Федоров А. М. и др. Антибактериальная терапия пневмонии у детей // Consilium medicum, 2001. Прил.: 4 – 9.
  12. Союз педиатров России, Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка. Научно-практическая программа “Острые респираторные заболевания у детей. Лечение и профилактика”. М., 2002.
  13. Страчунский Л. С., Кречикова О. И., Решедько Г. К. и др. Чувствительность к антибиотикам пневмококков, выделенных от здоровых детей из организованных коллективов // Клин. микробиология и антимикробная терапия. 1999. 1(1): 31 – 39.
  14. Таточенко В. К., Федоров А. М., Хайрулин Б. Е. Об использовании оральных антибактериальных средств в лечении острой пневмонии у детей //Педиатрия. 1992. 4 – 6: 38 – 42.
  15. Страчунский Л. С., Белоусов Ю. Б., Козлов С. Н. (ред). Антибактериальная терапия. М., 2000.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник

Пнев­мо­ния у детей — ост­рый инфек­ци­он­но-вос­па­ли­тель­ный про­цесс раз­лич­ной этио­ло­гии. Меха­низ­мы раз­ви­тия забо­ле­ва­ния свя­за­ны с пре­иму­ще­ствен­ным пора­же­ни­ем респи­ра­тор­ных отде­лов легких.

Респи­ра­тор­ны­ми отде­ла­ми лег­ких явля­ют­ся ана­то­ми­че­ские струк­ту­ры, рас­по­ло­жен­ные за тер­ми­наль­ны­ми брон­ха­ми, — респи­ра­тор­ные, аль­вео­ляр­ные ходы и аль­ве­о­лы. Забо­ле­ва­е­мость пнев­мо­ни­ей у детей на пер­вом году жиз­ни состав­ля­ет 15–20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5–6 на 1000 детей.Предрасполагающими фак­то­ра­ми у детей могут быть сле­ду­ю­щие забо­ле­ва­ния: пери­на­таль­ная пато­ло­гия аспи­ра­ции, гипо­тро­фия, врож­ден­ный порок серд­ца с недо­ста­точ­но­стью кро­во­об­ра­ще­ния, имму­но­де­фи­цит­ные состояния.

У более стар­ших детей пред­рас­по­ла­га­ю­щи­ми фак­то­ра­ми явля­ют­ся оча­ги хро­ни­че­ской инфек­ции, пас­сив­ное и актив­ное куре­ние, пере­охла­жде­ние организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бак­те­ри­аль­ные;
  • вирус­ные;
  • мико­плаз­мен­ные;
  • рик­кет­си­оз­ные;
  • гриб­ко­вые;
  • аллер­ги­че­ские;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при инва­зи­ях гельминтами;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при воз­дей­ствии физи­че­ских и хими­че­ских факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пнев­мо­кок­ко­вая;
  • фрид­лен­де­ров­ская;
  • сине­гной­ная;
  • гемо­филь­ная;
  • стреп­то­кок­ко­вая;
  • ста­фи­ло­кок­ко­вая;
  • груп­па пнев­мо­ний, вызван­ных про­те­ем и кишеч­ной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • грип­поз­ная пневмония;
  • аде­но­ви­рус­ная пневмония;
  • пара­грип­поз­ная пневмония;
  • респи­ра­тор­но-син­ти­ци­аль­ная пневмония.

В соот­вет­ствии с при­чи­на­ми и меха­низ­ма­ми воз­ник­но­ве­ния раз­ли­ча­ют пер­вич­ные и вто­рич­ные пнев­мо­нии. Послед­ние воз­ни­ка­ют на фоне обостре­ний хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний брон­хо-легоч­ной систе­мы и дру­гих сома­ти­че­ских забо­ле­ва­ний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попа­да­ние сли­зи в лег­кие из верх­них дыха­тель­ных путей — аэро­ген­ный путь;
  • попа­да­ние мик­ро­ор­га­низ­ма в бронхи;
  • раз­ру­ше­ние защит­ных меха­низ­мов дыха­тель­ных путей;
  • гема­то­ген­ный, лим­фо­ген­ный пути рас­про­стра­не­ния инфекции.

При воз­ник­но­ве­нии пнев­мо­нии у детей нару­ша­ют­ся вен­ти­ля­ция лег­ких и газо­об­мен, сни­жа­ет­ся пита­ние мио­кар­да желу­доч­ков. По про­тя­жен­но­сти пора­же­ния пнев­мо­нии могут быть сег­мен­тар­ны­ми, доле­вы­ми, тоталь­ны­ми, одно- и дву­сто­рон­ни­ми. В меха­низ­ме раз­ви­тия пнев­мо­нии боль­шую роль игра­ет гипо­ксия с гипер­кап­ни­ей, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся в резуль­та­те нару­ше­ния как внеш­не­го, легоч­но­го, так и тка­не­во­го дыхания.

Кли­ни­че­ские симп­то­мы пнев­мо­нии зави­сят от вида пнев­мо­нии, вели­чи­ны и рас­про­стра­нен­но­сти про­цес­са. При оча­го­вой пнев­мо­нии (брон­хопнев­мо­нии) про­цесс идет ост­ро или подо­ст­ро и раз­ви­ва­ет­ся на 5–7‑й день остро­го респи­ра­тор­но­го забо­ле­ва­ния в виде его вто­рой волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повы­ше­ние температуры;
  • сла­бость;
  • голов­ная боль;
  • боль в гру­ди или под лопатками;
  • кашель;
  • уси­ле­ние интоксикации.

Над зоной пора­же­ния отме­ча­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, при аускуль­та­ции — брон­хо­фо­ния, ослаб­лен­ное дыха­ние, ино­гда кре­пи­та­ция. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски опре­де­ля­ет­ся уси­ле­ние легоч­но­го рисун­ка меж­ду оча­га­ми вос­па­ле­ния и кор­ня­ми лег­ко­го. В ана­ли­зе кро­ви опре­де­ля­ет­ся ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, повы­ше­ние СОЭ.

Сегментарная пневмония

В слу­чае гема­то­ген­но­го пути рас­про­стра­не­ния пора­жа­ют­ся один или несколь­ко сег­мен­тов лег­ко­го. Обыч­но чаще пора­жа­ют­ся пра­вые сег­мен­ты. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния начи­на­ет­ся ост­ро с повы­ше­ния тем­пе­ра­ту­ры, обыч­но выра­же­ны симп­то­мы инток­си­ка­ции, появ­ля­ют­ся боли в обла­сти груд­ной клет­ки, ино­гда — в живо­те, кашель — ред­кий. Появ­ля­ют­ся симп­то­мы дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти, объ­ек­тив­ные дан­ные выра­же­ны сла­бо. Вто­рич­ная сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся на фоне про­те­ка­ю­щей респи­ра­тор­ной инфек­ции, при этом симп­то­мы инток­си­ка­ции выра­же­ны сла­бо. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния рент­ге­но­ло­ги­че­ски про­яв­ля­ет­ся в отдель­ных оча­гах, кото­рые сли­ва­ют­ся, а затем захва­ты­ва­ют целый сегмент.

Крупозная пневмония

Вос­па­ли­тель­ный про­цесс захва­ты­ва­ет долю лег­ко­го или его часть и плев­ру. Встре­ча­ет­ся ред­ко. Часто вызы­ва­ет­ся пнев­мо­кок­ком. Нача­ло острое. Забо­ле­ва­ние начи­на­ет­ся с голо­во­кру­же­ния, ухуд­ше­ния само­чув­ствия, рез­кой голов­ной боли. Отме­ча­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра до 40–41 °С, часто боль­ные жалу­ют­ся на озноб. Кашель в пер­вые три дня ред­кий, сухой, затем — с выде­ле­ни­ем ржа­вой мок­ро­ты. Быст­ро появ­ля­ют­ся циа­ноз, одыш­ка. Часто у детей появ­ля­ет­ся абдо­ми­наль­ный син­дром, про­яв­ля­ю­щий­ся боля­ми в обла­сти пуп­ка, метео­риз­мом, рво­той. Раз­ли­ча­ют четы­ре ста­дии в тече­нии кру­поз­ной пневмонии.

При пер­вой ста­дии — ста­дии при­ли­ва, — опре­де­ля­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка с тим­па­ни­че­ским оттен­ком, ослаб­лен­ное дыха­ние, пери­о­ди­че­ски про­слу­ши­ва­ет­ся кре­пи­та­ция. Во вто­рой ста­дии раз­ви­ва­ет­ся гипе­ре­мия лица, часто — на сто­роне пора­же­ния, тяже­лое состо­я­ние. На сто­роне пора­же­ния опре­де­ля­ют­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, брон­хи­аль­ное дыха­ние, брон­хо­фо­ния. Хри­пы не про­слу­ши­ва­ют­ся. Тре­тья ста­дия раз­ви­ва­ет­ся на 4–7‑й день — уси­ли­ва­ет­ся кашель, тем­пе­ра­ту­ра пада­ет, часто кри­ти­че­ски. Пер­ку­тор­ный звук при­ни­ма­ет тим­па­ни­че­ский отте­нок, появ­ля­ет­ся крепитация.

В чет­вер­той ста­дии — ста­дии раз­ре­ше­ния, — сни­жа­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра, появ­ля­ет­ся частый кашель, появ­ля­ют­ся обиль­ные раз­но­ка­ли­бер­ные хри­пы. На рент­ге­но­грам­мах так­же опре­де­ля­ет­ся ста­дий­ность про­цес­са: в пер­вой ста­дии — уси­ле­ние сосу­ди­сто­го рисун­ка, огра­ни­че­ние подвиж­но­сти диа­фраг­мы; во вто­рой ста­дии появ­ля­ют­ся плот­ные тени, соот­вет­ству­ю­щие долям с вовле­че­ни­ем кор­ня и плев­ры; в тре­тьей и чет­вер­той ста­ди­ях инфиль­тра­ция исче­за­ет постепенно.

Читайте также:  Двусторонняя пневмония легких у взрослых

При кру­поз­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся рез­кий ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, уско­ре­ние СОЭ. Ати­пич­но про­те­ка­ет кру­поз­ная пнев­мо­ния у детей ран­не­го воз­рас­та. Обыч­но нечет­ко выра­же­ны основ­ные симп­то­мы забо­ле­ва­ния. Под вли­я­ни­ем анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии уко­ра­чи­ва­ют­ся ста­дии вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са. В слу­чае нера­ци­о­наль­ной тера­пии воз­ни­ка­ет затяж­ное тече­ние заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интер­сти­ци­аль­ная пнев­мо­ния воз­ни­ка­ет при вирус­ной, мико­плаз­мен­ной, пнев­мо­цист­ной, гриб­ко­вой и ста­фи­ло­кок­ко­вой инфек­ци­ях. Чаще эта пнев­мо­ния реги­стри­ру­ет­ся у недо­но­шен­ных и ново­рож­ден­ных детей, а так­же на фоне дис­тро­фии, имму­но­де­фи­цит­ных состо­я­ний у детей. Забо­ле­ва­ние может сопро­вож­дать­ся выра­жен­ной инток­си­ка­ци­ей, воз­мож­но паде­ние арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния, кро­ме это­го, часто отме­ча­ют­ся изме­не­ния со сто­ро­ны цен­траль­ной нерв­ной систе­мы, а так­же желу­доч­но-кишеч­но­го трак­та. Отме­ча­ет­ся изну­ри­тель­ный кашель со скуд­ной пени­стой мок­ро­той. При интер­сти­ци­аль­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся взду­тие груд­ной клет­ки. Пер­ку­тор­но — тим­па­нит. Про­слу­ши­ва­ют­ся еди­нич­ные кре­пи­ти­ру­ю­щие и сухие хри­пы на фоне ослаб­лен­но­го дыха­ния. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски выяв­ля­ют­ся эмфи­зе­ма, пере­брон­хи­аль­ная инфиль­тра­ция, яче­и­стость интер­сти­ци­аль­но-сосу­ди­сто­го рисун­ка. Со сто­ро­ны кро­ви выяв­ля­ет­ся лей­ко­ци­тоз, повы­ше­ние СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диа­гно­сти­ка про­во­дит­ся на осно­ва­нии кли­ни­ко-рент­ге­но­ло­ги­че­ских данных.

Кли­ни­че­ски­ми симп­то­ма­ми являются:

  • тем­пе­ра­тур­ная реакция;
  • при­зна­ки дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти: одыш­ка, циа­ноз, уча­стие в дыха­нии вспо­мо­га­тель­ной мускулатуры;
  • стой­кие аускуль­та­тив­ные и пер­ку­тор­ные откло­не­ния со сто­ро­ны легких;
  • рент­ге­но­ло­ги­че­ски — оча­го­вые, сег­мен­тар­ные, лобар­ные инфиль­тра­тив­ные тени;
  • со сто­ро­ны кро­ви: лей­ко­ци­тоз, ней­тро­фи­лез, повы­ше­ние СОЭ;
  • эффект от про­во­ди­мой этио­ло­ги­че­ской терапии.

Тече­ние пнев­мо­ний у детей зави­сит от этио­ло­гии, воз­рас­та и нали­чия раз­лич­ных сопут­ству­ю­щих забо­ле­ва­ний. Осо­бен­но тяже­ло про­те­ка­ют пнев­мо­нии, вызван­ные гос­пи­таль­ны­ми штам­ма­ми золо­ти­сто­го ста­фи­ло­кок­ка или гра­мот­ри­ца­тель­ны­ми бак­те­ри­я­ми. Тече­ние пнев­мо­ний в этих слу­ча­ях харак­те­ри­зу­ет­ся ран­ним абсце­ди­ро­ва­ни­ем, быст­рым про­ры­вом вос­па­ли­тель­но­го оча­га в плев­ру и воз­ник­но­ве­ни­ем пиоп­нев­мо­то­рак­са с бур­ным тече­ни­ем заболевания.

В пери­о­де ново­рож­ден­но­сти пнев­мо­ния име­ет серьез­ный про­гноз. Раз­ли­ча­ют при­об­ре­тен­ные и внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии ново­рож­ден­ных. Внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии воз­ни­ка­ют в резуль­та­те инфи­ци­ро­ва­ния пло­да во вре­мя бере­мен­но­сти или аспи­ра­ции инфи­ци­ро­ван­ны­ми око­ло­плод­ны­ми вода­ми, при этом аспи­ра­ция может быть как внут­ри­утроб­ной, так и интра­на­таль­ной. У ново­рож­ден­ных пнев­мо­нии часто сопро­вож­да­ют­ся ате­лек­та­за­ми, а так­же деструк­ци­ей легоч­ной ткани.

Важ­ную роль в раз­ви­тии пнев­мо­нии могут играть пред­рас­по­ло­жен­ность к аллер­ги­че­ско­му воз­дей­ствию внеш­них фак­то­ров и воз­ник­но­ве­ние ката­раль­но­го вос­па­ле­ния сли­зи­стых обо­ло­чек. При дан­ных пнев­мо­ни­ях харак­тер­ным явля­ет­ся при­со­еди­не­ние аст­ма­ти­че­ско­го син­дро­ма. Тече­ние пнев­мо­нии в этих слу­ча­ях при­ни­ма­ет реци­ди­ви­ру­ю­щий харак­тер. У детей, стра­да­ю­щих рахи­том, пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся чаще и име­ет затяж­ное тече­ние. У детей с гипо­тро­фи­ей воз­ни­ка­ет чаще в свя­зи со зна­чи­тель­ным сни­же­ни­ем имму­ни­те­та, отме­ча­ет­ся сла­бая выра­жен­ность симп­то­мов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В слу­чае сред­не­тя­же­лых и тяже­лых форм дети под­ле­жат ста­ци­о­нар­но­му лече­нию. Дети пер­во­го года жиз­ни — при любых формах.

Лече­ние пнев­мо­ний про­во­дит­ся ком­плекс­но и состо­ит в:

  • при­ме­не­нии этио­троп­ных средств;
  • окси­ге­но­те­ра­пии при раз­ви­тии дыха­тель­ной недостаточности;
  • назна­че­нии средств, улуч­ша­ю­щих брон­хи­аль­ную проводимость;
  • при­ме­не­нии средств и мето­дов, обес­пе­чи­ва­ю­щих транс­порт кис­ло­ро­да крови;
  • назна­че­нии пре­па­ра­тов, улуч­ша­ю­щих про­цес­сы тка­не­во­го дыхания;
  • исполь­зо­ва­нии средств, улуч­ша­ю­щих обмен­ные про­цес­сы в организме.

Пита­ние ребен­ка долж­но соот­вет­ство­вать воз­рас­ту и потреб­но­стям дет­ско­го орга­низ­ма. Одна­ко в пери­од инток­си­ка­ции пища долж­на быть меха­ни­че­ски и хими­че­ски щадя­щей. В свя­зи с кашлем из раци­о­на исклю­ча­ют­ся про­дук­ты, содер­жа­щие части­цы, кото­рые могут аспи­ри­ро­вать­ся. Назна­ча­ет­ся допол­ни­тель­но жид­кость в виде питья. Для это­го исполь­зу­ют­ся отва­ры шипов­ни­ка, чер­ной смо­ро­ди­ны, соки.

Сра­зу после поступ­ле­ния в ста­ци­о­нар про­из­во­дят­ся забор мок­ро­ты, смы­вы для бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го обсле­до­ва­ния, затем назна­ча­ет­ся этио­троп­ное лече­ние, кото­рое про­во­дят под кон­тро­лем кли­ни­че­ской эффек­тив­но­сти, в после­ду­ю­щем — с уче­том полу­чен­ных резуль­та­тов чув­стви­тель­но­сти мок­ро­ты к анти­био­ти­кам. В слу­чае вне­боль­нич­ной пнев­мо­нии назна­ча­ют­ся мак­ро­ли­ды ново­го поко­ле­ния. В слу­чае вну­т­ри­боль­нич­ных пнев­мо­ний назна­ча­ют цефа­ло­спо­ри­ны вто­ро­го, тре­тье­го поко­ле­ний и анти­био­ти­ки груп­пы резерва.

При пнев­мо­ни­ях у детей, воз­ник­ших в резуль­та­те внут­ри­утроб­ной инфек­ции, назна­ча­ют новое поко­ле­ние мак­ро­ли­дов — спи­ро­ми­цин, рок­сит­ро­ми­цин, ази­т­ро­ми­цин. В слу­чае пнев­мо­нии у детей с имму­но­де­фи­ци­та­ми назна­ча­ют­ся цефа­ло­спо­ри­ны тре­тье­го, чет­вер­то­го поко­ле­ний. При сме­шан­ной инфек­ции, вза­и­мо­дей­ствии воз­бу­ди­те­ля грип­па и ста­фи­ло­кок­ка наря­ду с вве­де­ни­ем анти­био­ти­ков широ­ко­го спек­тра дей­ствия вво­дит­ся про­ти­во­грип­поз­ный у‑глобулин по 3–6 мл.

Анти­био­ти­ки при­ме­ня­ют ком­плекс­но по сле­ду­ю­щей схеме:

  • цефа­ло­спо­ри­ны;
  • цефа­ло­спо­ри­ны плюс аминогликозиды.

Назна­ча­ют­ся муко­ли­ти­че­ская тера­пия, брон­хо­ли­ти­че­ские сред­ства, физио­те­ра­пия, имму­но­кор­ре­ги­ру­ю­щее лече­ние. При скоп­ле­нии сек­ре­та в дыха­тель­ных путях необ­хо­ди­мо уда­лять содер­жи­мое носо­глот­ки, гор­та­ни, круп­ных брон­хов. При выра­жен­ных симп­то­мах дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти при­ме­ня­ет­ся оксигенотерапия.

При при­зна­ках сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти назна­ча­ют сер­деч­ные гли­ко­зи­ды — стро­фан­тин, а так­же суль­фо­кам­фо­ка­ин. При­ме­ня­ют­ся и сред­ства имму­но­те­ра­пии. При лече­нии пнев­мо­нии про­во­дят симп­то­ма­ти­че­скую и посин­дром­ную тера­пии. В пери­о­де выздо­ров­ле­ния боль­шое зна­че­ние име­ют дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, физио­те­ра­пев­ти­че­ские мето­ды лече­ния. Для улуч­ше­ния дре­наж­ной функ­ции брон­хов при­ме­ня­ют­ся сред­ства, спо­соб­ству­ю­щие повы­ше­нию сек­ре­ции мок­ро­ты или ее разжижению.

Отхар­ки­ва­ю­щие средства:

  • Натрия бен­зо­ат
  • Аммо­ния хлорид
  • Калия йодид
  • Бром­гек­син
  • Тер­пин­гид­рат
  • Тер­моп­сис
  • N‑ацетилцистин
  • Мукал­тин
  • Пер­ту­син
  • Корень алтея
  • Лакрич­ный корень
  • Элик­сир грудной
  • Плод ани­са
  • Листья мать-и-маче­хи

При­ме­ня­ют­ся сред­ства, умень­ша­ю­щие спазм брон­хов. К ним отно­сит­ся эуфиллин.

Прогноз

Про­гноз при свое­вре­мен­ном при­ме­не­нии анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии бла­го­при­ят­ный. Выпи­сан­ные из ста­ци­о­на­ра в пери­од кли­ни­че­ско­го выздо­ров­ле­ния берут­ся на дис­пан­сер­ный учет. После выпис­ки из ста­ци­о­на­ра 2–4 неде­ли ребе­нок не дол­жен посе­щать дет­ские учре­жде­ния. Дети до шести меся­цев пер­вый месяц осмат­ри­ва­ют­ся раз в неде­лю, затем — два раза в месяц; с шести до две­на­дца­ти меся­цев — раз в десять дней в тече­ние пер­во­го меся­ца, затем — раз в месяц. После одно­го года до трех лет — раз в пер­вый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осмат­ри­ва­ют­ся ото­ла­рин­го­ло­гом и пуль­мо­но­ло­гом после трех­лет­не­го воз­рас­та — через месяц после выпис­ки из ста­ци­о­на­ра, затем — раз в квар­тал. Опти­маль­ной явля­ет­ся реа­би­ли­та­ция в отде­ле­ни­ях боль­ниц или в сана­то­ри­ях. Режим назна­ча­ет­ся с мак­си­маль­ным исполь­зо­ва­ни­ем све­же­го воз­ду­ха. Назна­ча­ют­ся еже­днев­но дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, ЛФК с посте­пен­ным повы­ше­ни­ем физи­че­ских нагру­зок. Пита­ние долж­но быть раци­о­наль­ным для соот­вет­ству­ю­ще­го воз­рас­та. Меди­ка­мен­тоз­ная реа­би­ли­та­ция осу­ществ­ля­ет­ся по инди­ви­ду­аль­ным пока­за­ни­ям. Сти­му­ли­ру­ю­щая тера­пия про­во­дит­ся повтор­ны­ми 2–3‑недельными кур­са­ми: нук­ле­и­нат натрия, мети­лу­ра­цил, диба­зол, жень­шень, алоэ, настой эле­у­те­ро­кок­ка, вита­ми­ны B этих целях исполь­зу­ет­ся и фито­те­ра­пия. Она при­ме­ня­ет­ся для сана­ции брон­хов и успо­ка­и­ва­ю­ще­го вли­я­ния на цен­траль­ную нерв­ную систе­му: корень алтея, лист мяты переч­ной, тра­ва шал­фея, корень девя­си­ла, мать-и-маче­ха, липо­вый цвет, сос­но­вые поч­ки, чабрец и др. У детей, склон­ных к аллер­ги­че­ским реак­ци­ям, при­ме­ня­ет­ся с боль­шой осто­рож­но­стью. Широ­ко исполь­зу­ет­ся физио­те­ра­пия. При­ме­ня­ют­ся гор­чич­ни­ки, щелоч­ные и фито­ин­га­ля­ции, ком­прес­сы, озо­ке­ри­то­вые аппли­ка­ции на груд­ную клет­ку. Широ­ко при­ме­ня­ет­ся мас­саж груд­ной клет­ки. После пнев­мо­нии реко­мен­ду­ет­ся сана­тор­ное лече­ние в мест­ных сана­то­ри­ях, а так­же на курор­тах Гаг­ра, Наль­чик, Гелен­джик, Новый Афон, Южно­го бере­га Крыма.

Про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми к сана­тор­но­му лече­нию являются:

  • актив­ность вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са в брон­хо-легоч­ной системе;
  • при­зна­ки аст­ма­ти­че­ско­го состояния;
  • нали­чие «легоч­но­го сердца».

К пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ке отно­сят­ся здо­ро­вый образ жиз­ни роди­те­лей, исклю­ча­ю­щий воз­дей­ствие вред­но­стей на плод во вре­мя бере­мен­но­сти, раци­о­наль­ное вскарм­ли­ва­ние детей, зака­ли­ва­ю­щие процедуры.

 Вто­рич­ная про­фи­лак­ти­ка включает:

  • про­фи­лак­ти­ку и лече­ние ОРВИ;
  • ран­нюю гос­пи­та­ли­за­цию боль­ных пнев­мо­ни­ей детей с отя­го­щен­ным пре­мор­бид­ным фоном;
  • свое­вре­мен­ное лече­ние гипо­тро­фии, рахи­та, имму­но­де­фи­цит­ных состояний;
  • сана­цию хро­ни­че­ских оча­гов инфекции.

Источ­ник…

Источник