Клинические проявления пневмонии у детей
Категория: Молодым и будущим мамам
Пневмония — общее название воспалительных легочных заболеваний, возникающих самостоятельно или, в качестве осложнений других заболеваний.
Пневмония — инфекционное заболевание. Возбудителями валяются бактерии (стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечная палочка, протей, синегнойная палочка и др.), вирусы, микоплазмы, грибки (кандиды, аспергиллы), паразиты (пневмоцисты), часто смешанная инфекция. Пневмония может быть связана с аспирацией рвотных масс, твердых и жидких инородных тел, с которыми в организм ребенка попадает инфекция. Аспирированные частицы препятствуют нормальному газообмену, способствуют задержанию, размножению и накоплению патогенных микроорганизмов. Воспаление легких у ребенка всегда сопровождается теми или иными нарушениями деятельности не только органов дыхания, но и сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы, а также нарушениями иммунитета.
Тип пневмонии, степень тяжести и течение зависят не только от возбудителя, но и от состояния ребенка к моменту заболевания. Частые предшествующие заболевания (особенно ОРЗ и бронхиты), так называемые фоновые состояния (рахит, экссудативный диатез, анемия, очаги хронической инфекции, гипотрофия), усугубляют тяжесть пневмонии, способствуют развитию осложнений, затяжных, рецидивирующих форм заболевания, надолго отодвигают выздоровление.
Большое значение имеет возраст ребенка. У детей, особенно грудного возраста, пневмоний все еще является самой частой причиной летального исхода. Это связано с особенностями анатомии растущего организма, с постоянно напряженным газообменом в системе дыхания в условиях бурного роста и развития и со сравнительно слабыми компенсаторными и резервными возможностями ребенка грудного возраста.
Различают острую, затяжную, рецидивирующую и хроническую пневмонию. В зависимости от преимущественной локализации поражения пневмонию обозначают как очаговую, сегментарную, лобарную и интерстициальную. В зависимости от степени генерализации воспалительного процесса, глубины обменных нарушений и степени поражения других систем и органов выделяют простую, токсическую и токсико-септическую формы пневмонии у детей.
Клиника
Воспаление легких у ребенка может начинаться и постепенно, и остро. Заболеванию пневмонией часто предшествует ОРЗ. У ребенка на фоне субфебрильной или фебрильной температуры (38—39 °С) наблюдаются бледность, ухудшение сна, затруднение носового дыхания, чиханье, сухой поверхностный, беспокоящий ребенка кашель, у грудных детей — отказ от груди, срыгивания, иногда диспепсические явления. Периодически в области носогубного треугольника нередко развивается цианоз, который усиливается при беспокойстве ребенка.
Дыхание учащается, у детей первого года жизни становится аритмичным. Крылья носа напрягаются, становятся неподвижными и бледными. У совсем маленьких детей можно увидеть пенистые выделения изо рта. В области грудной клетки кожная складка на стороне поражения утолщается. Если процесс двусторонний, кожная – складка утолщается на стороне преобладающего поражения. Гипотония кивательных мышц позволяет наблюдать в такт дыханию равномерные покачивания сверху вниз головы ребенка на подушке. В акте дыхания принимает участие вспомогательная мускулатура: отмечается втяжение уступчивых мест грудной клетки (межреберных промежутков, яремной и надчревной ямок).
При перкуссии грудной клетки легочный звук приобретает коробочный оттенок из-за эмфиземы легких, иногда можно отметить небольшое укорочение перкуторного звука. На слух дыхание становится жестким, слышны сухие и влажные крупно- и среднепуэырчатые хрипы (сопутствующие явления бронхита).
При пневмонии выслушивается крепитация — своеобразный шум (треск), который появляется в результате разлипания альвеол при прохождении в них струи воздуха во время вдоха. Крепитация напоминает звук, возникающий при разминании пальцами пучка волос около уха. По своему характеру этот звук близок к влажным хрипам, но в противоположность последним он возникает не в бронхах, а в альвеолах. Иногда, особенно у маленьких детей, бывает трудно отличить крепитацию от мелкопузырчатых влажных хрипов. Следует помнить, что крепитация выслушивается только на высоте вдоха и под влиянием кашля не изменяется. Крепитация появляется в виде взрыва и по своему характеру однородна, в то время как хрипы могут прослушиваться во время вдоха и выдоха, изменяются под влиянием кашля и дают разнородные звуки, так как возникают в бронхах разного калибра. Хрипы всегда продолжительнее по звучанию по сравнению с крепитацией.
По мере развертывания пневмонии у ребенка резко учащается дыхание. Соотношение дыхания и пульса вместо 1:4 в норме может составлять 1:8 и даже 1:2. Появляются «охающая» одышка, мучительный навязчивый кашель, раздувание крыльев носа. Перкуторно можно выявить большую зону укорочения и даже притупления легочного звука. В тяжелых случаях у детей расстраивается ритм дыхания, появляются периоды остановки дыхания (апноэ), которые особенно часты и продолжительны у детей первых месяцев жизни. Сердечно-сосудистая система почти всегда вовлекается в патологический процесс. Появляются глухость токов сердца» тахикардия, у маленьких детей — маятникообразный и резко учащенный ритм сердечных сокращений (эмбриокардия). Резко снижается артериальное давление. Пульс становится вялым, малого наполнения и напряжения. У детей старше 1 года могут развиться явления «инфекционного сердца».
Нередко наблюдаются признаки интоксикации: рвота, отказ от груди, потеря аппетита, вплоть до анорексин (полного отсутствия аппетита), вздутие кишечника, повышенное газообразование (метеоризм), частый стул или запор; у детей старшего возраста напряжение мышц брюшной стенки и локальная болезненность в правой илеоцекальной области могут привести к ошибочной диагностике аппендицита. Иногда можно наблюдать увеличение и болезненность печени. Ребенок худеет. Нарушаются обмен веществ, витаминный баланс, страдает тканевое дыхание. Это приводит к гипоксии и сдвигу кислотно-щелочного равновесия в сторону ацидоза.
У детей грудного возраста пневмония может привести к острому расстройству питания и пищеварения в виде эксикоза и токсикоза. Косвенными признаками эксикоза являются сухость кожных покровов, яркая гиперемия, сухость и трещины на слизистых, бледность кожи с сероватым оттенком, заострение черт лица, урежение мочеиспусканий и уменьшение количества выделяемой мочи (олигурия), вплоть до полного отсутствия мочеиспускания (анурия).
По мере нарастания токсикоза страдает центральная и вегетативная нервная система, наблюдаются беспокойство, затем адинамия, вялость, апатия, потеря сознания. Лицо ребенка краснеет, но носогубный треугольник бледнеет, приобретает цианотичную окраску. Взор отсутствующий, устремленный в пространство. Конечности становятся бледными и холодными. Отмечается красный дермографизм. Резко выражена потливость, наблюдается озноб. Температура тела поднимается до 39—40 °С и выше и может быть постоянно высокой или волнообразной, иногда гектической (с большими размахами). Нередко наблюдаются ригидность затылочных мышц, напряжение родничка, судороги, менингеальный синдром.
У ослабленных детей, особенно первых месяцев жизни, нередко доминирующей флорой при пневмонии становится стафилококковая (в основном те штаммы, которые в процессе эволюции приобрели устойчивость к пенициллину и его аналогам). Возможна суперинфекция так называемым больничным стафилококком. В этом случае к симптомам токсикоза присоединяются септические осложнения со стороны ушей (отит, антрит), кожи (пиодермия), кишечника (витерит, колит), почек (пиелонефрит), костей (остеомиелит), мозговых оболочек (менингит). Характер поражения легких приобретает абсцедирующую, гнойно-деструктивную или сухую буллезную форму. Образуются гнойники (абсцессы), воздушные полости (буллы), процесс распространяется на плевру. Возможно развитие фибринозного и гнойного плеврита, эмпиемы плевры, пиоторакса и пиопневмоторакса.
Первыми признаками перехода токсической пневмонии в токсико-септическую являются резкое ухудшение общего состояния ребенка, септическая лихорадка до 40 °С с размахами, беспокойство, типичная рентгенологическая картина, выраженный лейкоцитов с резким сдвигом влево вплоть до появления палочкоядерных нейтрофилов, метамиелоцитов и миелоцитов, токсическая зернистость нейтрофилов, резкое ускорение СОЭ.
У детей дошкольного и школьного возраста чаще развивается одна из следующих трех разновидностей острой пневмонии: очаговая (бронхопневмония), сегментарная (чаще полисегментарная) или интерстициальная пневмония. Крупозная пневмония в прежнее время встречалась у относительно крепких детей не моложе 8 дет, способных к быстрой иммунологической перестройке. В настоящее время в связи с ранним применением антибиотиков и сульфаниламидов и чувствительностью к ним бактериальной флоры (пневмококки, стрептококки и др.) типичная лобарная (крупозная) пневмония встречается редко, причем она утратила классическую Динамику крупозного воспаления (стадия прилива, красного и серого опеченения, разрешения). У детей обычно вслед за приливом и лейкоцитарной инфильтрацией наступает фаза разрешения. Некоторые авторы рассматривают крупозную пневмонию у детей как острый процесс сегментарного (полисегментарного) характера. Большое значение в оценке масштаба и характера поражения легочной ткани, бронхов и плевры имеет рентгенологическое исследование грудной клетки.
Затяжные и рецидивирующие пневмонии чаще встречаются у детей второго полугодия жизни и старше 1 года, страдающих врожденными аномалиями бронхов и легких, повторными ОРЗ, затяжными бронхитами, неспецифическими бронхоаденитами, патологией ЛОР-органов (ларингит, фарингит, аденоидит, гайморит, отит, атмоидит), экссудативным диатезом, рахитом, анемией, гипотрофией, лекарственной аллергией, и у детей, перенесших острую пневмонию, лечение которой было’ начато поздно или было неадекватным.
Исключительно большая роль очагов хронической инфекции в ЛОР-органах в формировании инфекционной аллергии и ее тесная связь с затяжными и рецидивирующими пневмониями подчеркиваются некоторыми авторами специальным термином «аденосинусопневмония». Хронический аденоидит характеризуется наличием постоянных выделений из носа (хронический ринит), упорного кашля при засыпании и пробуждении ребенка, субфебрильной температуры.
При затяжной пневмонии патологический процесс длится более 4—6 недель. Нередко выздоровление наступает лишь к 3—8 месяцу от начала заболевания. Одним из главных симптомов затяжной бронхопневмонии является упорный, «трескучий» кашель, часто «пыхтящее» дыхание. Отмечаются бледность и цианоз кожных покровов, слизистых оболочек, умеренная одышка, т. е. дыхательная недостаточность. На фоне приглушенного тимпанита определяется укорочение легочного звука обычно над областью II, VI или X сегментов, Выслушиваются разнокалиберные рассеянные влажные и грубые сухие хрипы на вдохе и выдохе (преобладают явления бронхита). Характерна длительная субфебрильная температура, чередующаяся с нормальной.
В анализе периферической крови отмечают умеренную анемию, небольшой лейкоцитоз, нормальное количество лейкоцитов или лейкопению. СОЭ обычно ускорена, но не свыше 20 мм в час и постепенно нормализуется.
Рецидивирующие бронхопневмонии характеризуются 2—3 и большим числом обострений, возникающих на фоне неразрешившегося процесса в лёгких.
Не следует смешивать рецидивирующие пневмония с повторными, которые могут возникать через большие светлые промежутки после выздоровления от предыдущей, остро протекавшей или даже затяжной пневмонии. У детей в возрасте 8—5 лет иногда в анамнезе удается установить 2—8 повторные пневмонии. В этом случав важно убедиться, что каждая ив этих пневмоний заканчивалась полным выздоровлением.
Затяжные сегментарные пневмонии имеют два исхода. В 70% случаев при правильном лечении они заканчиваются полным рассасыванием воспалительных изменений и восстановлением дыхания в легких. В 30% случаев развивается метапневмонический пневмосклероз с различной степенью деформации бронхов и хронической неспецифической пневмонией.
Источник
Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.
Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15–20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5–6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.
У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.
По этиологии острые пневмонии подразделяют на:
- бактериальные;
- вирусные;
- микоплазменные;
- риккетсиозные;
- грибковые;
- аллергические;
- пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
- пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.
Различают семь форм бактериальной пневмонии:
- пневмококковая;
- фридлендеровская;
- синегнойная;
- гемофильная;
- стрептококковая;
- стафилококковая;
- группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.
Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:
- гриппозная пневмония;
- аденовирусная пневмония;
- парагриппозная пневмония;
- респираторно-синтициальная пневмония.
В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.
Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:
- попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
- попадание микроорганизма в бронхи;
- разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
- гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.
При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.
Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5–7‑й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.
Характерными являются следующие симптомы:
- повышение температуры;
- слабость;
- головная боль;
- боль в груди или под лопатками;
- кашель;
- усиление интоксикации.
Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.
Сегментарная пневмония
В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.
Крупозная пневмония
Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40–41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.
При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4–7‑й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.
В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.
При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.
Интерстициальная пневмония
Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.
Диагностика пневмонии
Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.
Клиническими симптомами являются:
- температурная реакция;
- признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
- стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
- рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
- со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
- эффект от проводимой этиологической терапии.
Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.
В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.
Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.
Лечение пневмонии у детей
В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни — при любых формах.
Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:
- применении этиотропных средств;
- оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
- назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
- применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
- назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
- использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.
Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.
Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем — с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.
При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов — спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у‑глобулин по 3–6 мл.
Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:
- цефалоспорины;
- цефалоспорины плюс аминогликозиды.
Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокоррегирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.
При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды — строфантин, а также сульфокамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.
Отхаркивающие средства:
- Натрия бензоат
- Аммония хлорид
- Калия йодид
- Бромгексин
- Терпингидрат
- Термопсис
- N‑ацетилцистин
- Мукалтин
- Пертусин
- Корень алтея
- Лакричный корень
- Эликсир грудной
- Плод аниса
- Листья мать-и-мачехи
Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.
Прогноз
Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2–4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем — два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев — раз в десять дней в течение первого месяца, затем — раз в месяц. После одного года до трех лет — раз в первый месяц, затем — раз в три месяца.
Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста — через месяц после выписки из стационара, затем — раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2–3‑недельными курсами: нуклеинат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.
Противопоказаниями к санаторному лечению являются:
- активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
- признаки астматического состояния;
- наличие «легочного сердца».
К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.
Вторичная профилактика включает:
- профилактику и лечение ОРВИ;
- раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
- своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
- санацию хронических очагов инфекции.
Источник…
Источник