Клинические проявления пневмонии у детей

Клинические проявления пневмонии у детей thumbnail

Категория: Молодым и будущим мамам

Пневмония — общее название воспалительных легочных заболеваний, возникающих самостоятельно или, в качестве осложнений других заболеваний.
 
Пневмония — инфекционное заболевание. Возбудителями валяются бактерии (стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечная палочка, протей, синегнойная палочка и др.), вирусы, микоплазмы, грибки (кандиды, аспергиллы), паразиты (пневмоцисты), часто смешанная инфекция. Пневмония может быть связана с аспирацией рвотных масс, твердых и жидких инородных тел, с которыми в организм ребенка попадает инфекция. Аспирированные частицы препятствуют   нормальному   газообмену, способствуют задержанию, размножению и накоплению патогенных микроорганизмов. Воспаление легких у ребенка всегда сопровождается теми или иными нарушениями деятельности не только органов дыхания, но и сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы, а также нарушениями иммунитета.
 
Тип пневмонии, степень тяжести и течение зависят не только от возбудителя, но и от состояния ребенка к моменту заболевания. Частые предшествующие заболевания (особенно ОРЗ и бронхиты), так называемые фоновые состояния (рахит, экссудативный диатез, анемия, очаги хронической инфекции, гипотрофия), усугубляют тяжесть пневмонии, способствуют развитию осложнений, затяжных, рецидивирующих форм заболевания, надолго   отодвигают   выздоровление.
Большое значение имеет возраст ребенка. У детей, особенно грудного возраста, пневмоний все еще является самой частой причиной летального исхода. Это связано с особенностями анатомии растущего организма, с постоянно напряженным газообменом в системе дыхания в условиях бурного роста и развития и со сравнительно слабыми компенсаторными и резервными возможностями ребенка грудного возраста.
Различают острую, затяжную, рецидивирующую и хроническую пневмонию. В зависимости от преимущественной локализации поражения пневмонию обозначают как очаговую, сегментарную, лобарную и интерстициальную. В зависимости от степени генерализации воспалительного процесса, глубины обменных нарушений и степени поражения других систем и органов выделяют простую, токсическую и токсико-септическую формы пневмонии у детей.

Клиника

Воспаление легких у ребенка может начинаться и постепенно, и остро. Заболеванию пневмонией часто предшествует ОРЗ. У ребенка на фоне субфебрильной или фебрильной температуры (38—39 °С) наблюдаются бледность, ухудшение сна, затруднение носового дыхания, чиханье, сухой поверхностный, беспокоящий ребенка кашель, у грудных детей — отказ от груди, срыгивания, иногда диспепсические явления. Периодически в области носогубного треугольника нередко развивается цианоз, который усиливается при беспокойстве ребенка.
Дыхание учащается, у детей первого года жизни становится аритмичным. Крылья носа напрягаются, становятся неподвижными и бледными. У совсем маленьких детей можно увидеть пенистые выделения изо рта. В области грудной клетки кожная складка на стороне поражения утолщается. Если процесс двусторонний, кожная – складка утолщается на стороне преобладающего поражения. Гипотония кивательных мышц позволяет наблюдать в такт дыханию равномерные покачивания сверху вниз головы ребенка на подушке. В акте дыхания принимает участие вспомогательная мускулатура: отмечается втяжение уступчивых мест грудной клетки (межреберных промежутков, яремной и надчревной ямок).
При перкуссии грудной клетки легочный звук приобретает коробочный оттенок из-за эмфиземы легких, иногда можно отметить небольшое укорочение перкуторного звука. На слух дыхание становится жестким, слышны сухие и влажные крупно- и среднепуэырчатые хрипы (сопутствующие явления бронхита).
При пневмонии выслушивается крепитация — своеобразный шум (треск), который появляется в результате разлипания альвеол при прохождении в них струи воздуха во время вдоха. Крепитация напоминает звук, возникающий при разминании пальцами пучка волос около уха. По своему характеру этот звук близок к влажным хрипам, но в противоположность последним он возникает не в бронхах, а в альвеолах. Иногда, особенно у маленьких детей, бывает трудно отличить крепитацию от мелкопузырчатых влажных хрипов. Следует помнить, что крепитация выслушивается только на высоте вдоха и под влиянием кашля не изменяется. Крепитация появляется в виде взрыва и по своему характеру однородна, в то время как хрипы могут прослушиваться во время вдоха и выдоха, изменяются под влиянием кашля и дают разнородные звуки, так как возникают в бронхах разного калибра. Хрипы всегда продолжительнее по звучанию по сравнению с крепитацией.
По мере развертывания пневмонии у ребенка резко учащается дыхание. Соотношение дыхания и пульса вместо 1:4 в норме может составлять 1:8 и даже 1:2. Появляются «охающая» одышка, мучительный навязчивый кашель, раздувание крыльев носа. Перкуторно можно выявить большую зону укорочения и даже притупления легочного звука. В тяжелых случаях у детей расстраивается ритм дыхания, появляются периоды остановки дыхания (апноэ), которые особенно часты и продолжительны у детей первых месяцев жизни. Сердечно-сосудистая система почти всегда вовлекается в патологический процесс. Появляются глухость токов сердца» тахикардия, у маленьких детей — маятникообразный и резко учащенный ритм сердечных сокращений (эмбриокардия). Резко снижается артериальное давление. Пульс становится вялым, малого наполнения и напряжения. У детей старше 1 года могут развиться явления «инфекционного сердца».
Нередко наблюдаются признаки интоксикации: рвота, отказ от груди, потеря аппетита, вплоть до анорексин (полного отсутствия аппетита), вздутие кишечника, повышенное газообразование (метеоризм), частый стул или запор; у детей старшего возраста напряжение мышц брюшной стенки и локальная болезненность в правой илеоцекальной области могут привести к ошибочной диагностике аппендицита. Иногда можно наблюдать увеличение и болезненность печени. Ребенок худеет. Нарушаются обмен веществ, витаминный баланс, страдает тканевое дыхание. Это приводит к гипоксии и сдвигу кислотно-щелочного равновесия в сторону ацидоза.
У детей грудного возраста пневмония может привести к острому расстройству питания и пищеварения в виде эксикоза и токсикоза. Косвенными признаками эксикоза являются сухость кожных покровов, яркая гиперемия, сухость и трещины на слизистых, бледность кожи с сероватым оттенком, заострение черт лица, урежение мочеиспусканий и уменьшение количества выделяемой мочи (олигурия), вплоть до полного отсутствия мочеиспускания (анурия).
По мере нарастания токсикоза страдает центральная и вегетативная нервная система, наблюдаются беспокойство, затем адинамия, вялость, апатия, потеря сознания. Лицо ребенка краснеет, но носогубный треугольник бледнеет, приобретает цианотичную окраску. Взор отсутствующий, устремленный в пространство. Конечности становятся бледными и холодными. Отмечается красный дермографизм. Резко выражена потливость, наблюдается озноб. Температура тела поднимается до 39—40 °С и выше и может быть постоянно высокой или волнообразной, иногда гектической (с большими размахами). Нередко наблюдаются ригидность затылочных мышц, напряжение родничка, судороги, менингеальный синдром.
У ослабленных детей, особенно первых месяцев жизни, нередко доминирующей флорой при пневмонии становится стафилококковая (в основном те штаммы, которые в процессе эволюции приобрели устойчивость к пенициллину и его аналогам). Возможна суперинфекция так называемым больничным стафилококком. В этом случае к симптомам токсикоза присоединяются септические осложнения со стороны ушей (отит, антрит), кожи (пиодермия), кишечника (витерит, колит), почек (пиелонефрит), костей (остеомиелит), мозговых оболочек (менингит). Характер поражения легких приобретает абсцедирующую, гнойно-деструктивную или сухую буллезную форму. Образуются гнойники (абсцессы), воздушные полости (буллы),  процесс распространяется на плевру. Возможно развитие фибринозного и гнойного плеврита, эмпиемы плевры, пиоторакса и пиопневмоторакса.
Первыми признаками перехода токсической пневмонии в токсико-септическую являются резкое ухудшение общего состояния ребенка, септическая лихорадка до 40 °С с размахами, беспокойство, типичная рентгенологическая картина, выраженный лейкоцитов с резким сдвигом влево вплоть до появления палочкоядерных нейтрофилов, метамиелоцитов и миелоцитов, токсическая зернистость нейтрофилов, резкое ускорение СОЭ.
У детей дошкольного и школьного возраста чаще развивается одна из следующих трех разновидностей острой пневмонии: очаговая (бронхопневмония), сегментарная (чаще полисегментарная) или интерстициальная пневмония. Крупозная пневмония в прежнее время встречалась у относительно крепких детей не моложе 8 дет, способных к быстрой иммунологической перестройке. В настоящее время в связи с ранним применением антибиотиков и сульфаниламидов и чувствительностью к ним бактериальной флоры (пневмококки, стрептококки и др.) типичная лобарная (крупозная) пневмония встречается редко, причем она утратила классическую Динамику крупозного воспаления (стадия прилива, красного и серого опеченения, разрешения). У детей обычно вслед за приливом и лейкоцитарной инфильтрацией наступает фаза разрешения. Некоторые авторы рассматривают крупозную пневмонию у детей как острый процесс сегментарного (полисегментарного) характера. Большое значение в оценке масштаба и характера поражения легочной ткани, бронхов и плевры имеет рентгенологическое исследование грудной клетки.
Затяжные и рецидивирующие пневмонии чаще встречаются у детей второго полугодия жизни и старше 1 года, страдающих врожденными аномалиями бронхов и легких, повторными ОРЗ, затяжными бронхитами, неспецифическими бронхоаденитами, патологией ЛОР-органов (ларингит, фарингит, аденоидит, гайморит, отит, атмоидит), экссудативным диатезом, рахитом, анемией, гипотрофией, лекарственной аллергией, и у детей, перенесших острую пневмонию, лечение которой было’ начато поздно или было неадекватным.
Исключительно большая роль очагов хронической инфекции в ЛОР-органах в формировании инфекционной аллергии и ее тесная связь с затяжными и рецидивирующими пневмониями подчеркиваются некоторыми авторами специальным термином «аденосинусопневмония». Хронический аденоидит характеризуется наличием постоянных выделений из носа (хронический ринит), упорного кашля при засыпании и пробуждении ребенка, субфебрильной температуры.
При затяжной пневмонии патологический процесс длится более 4—6 недель. Нередко выздоровление наступает лишь к 3—8 месяцу от начала заболевания. Одним из главных симптомов затяжной бронхопневмонии является упорный, «трескучий» кашель, часто «пыхтящее» дыхание. Отмечаются бледность и цианоз кожных покровов, слизистых оболочек, умеренная одышка, т. е. дыхательная недостаточность. На фоне приглушенного тимпанита определяется укорочение легочного звука обычно над областью II, VI или X сегментов, Выслушиваются разнокалиберные рассеянные влажные и грубые сухие хрипы на вдохе и выдохе (преобладают явления бронхита). Характерна длительная субфебрильная температура, чередующаяся с нормальной.
В анализе периферической крови отмечают умеренную анемию, небольшой лейкоцитоз, нормальное количество лейкоцитов или лейкопению. СОЭ обычно ускорена, но не свыше 20 мм в час и постепенно нормализуется.
Рецидивирующие бронхопневмонии характеризуются 2—3 и большим числом обострений, возникающих на фоне неразрешившегося процесса в лёгких.
Не следует смешивать рецидивирующие пневмония с повторными, которые могут возникать через большие светлые промежутки после выздоровления от предыдущей, остро протекавшей или даже затяжной пневмонии. У детей в возрасте 8—5 лет иногда в анамнезе удается установить 2—8 повторные пневмонии. В этом случав важно убедиться, что каждая ив этих пневмоний заканчивалась полным выздоровлением.
Затяжные сегментарные пневмонии имеют два исхода. В 70% случаев при правильном лечении они заканчиваются полным рассасыванием воспалительных   изменений   и   восстановлением дыхания в легких. В 30% случаев развивается метапневмонический пневмосклероз с различной степенью деформации бронхов и хронической неспецифической пневмонией.


Источник

Пнев­мо­ния у детей — ост­рый инфек­ци­он­но-вос­па­ли­тель­ный про­цесс раз­лич­ной этио­ло­гии. Меха­низ­мы раз­ви­тия забо­ле­ва­ния свя­за­ны с пре­иму­ще­ствен­ным пора­же­ни­ем респи­ра­тор­ных отде­лов легких.

Респи­ра­тор­ны­ми отде­ла­ми лег­ких явля­ют­ся ана­то­ми­че­ские струк­ту­ры, рас­по­ло­жен­ные за тер­ми­наль­ны­ми брон­ха­ми, — респи­ра­тор­ные, аль­вео­ляр­ные ходы и аль­ве­о­лы. Забо­ле­ва­е­мость пнев­мо­ни­ей у детей на пер­вом году жиз­ни состав­ля­ет 15–20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5–6 на 1000 детей.Предрасполагающими фак­то­ра­ми у детей могут быть сле­ду­ю­щие забо­ле­ва­ния: пери­на­таль­ная пато­ло­гия аспи­ра­ции, гипо­тро­фия, врож­ден­ный порок серд­ца с недо­ста­точ­но­стью кро­во­об­ра­ще­ния, имму­но­де­фи­цит­ные состояния.

У более стар­ших детей пред­рас­по­ла­га­ю­щи­ми фак­то­ра­ми явля­ют­ся оча­ги хро­ни­че­ской инфек­ции, пас­сив­ное и актив­ное куре­ние, пере­охла­жде­ние организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бак­те­ри­аль­ные;
  • вирус­ные;
  • мико­плаз­мен­ные;
  • рик­кет­си­оз­ные;
  • гриб­ко­вые;
  • аллер­ги­че­ские;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при инва­зи­ях гельминтами;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при воз­дей­ствии физи­че­ских и хими­че­ских факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пнев­мо­кок­ко­вая;
  • фрид­лен­де­ров­ская;
  • сине­гной­ная;
  • гемо­филь­ная;
  • стреп­то­кок­ко­вая;
  • ста­фи­ло­кок­ко­вая;
  • груп­па пнев­мо­ний, вызван­ных про­те­ем и кишеч­ной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • грип­поз­ная пневмония;
  • аде­но­ви­рус­ная пневмония;
  • пара­грип­поз­ная пневмония;
  • респи­ра­тор­но-син­ти­ци­аль­ная пневмония.

В соот­вет­ствии с при­чи­на­ми и меха­низ­ма­ми воз­ник­но­ве­ния раз­ли­ча­ют пер­вич­ные и вто­рич­ные пнев­мо­нии. Послед­ние воз­ни­ка­ют на фоне обостре­ний хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний брон­хо-легоч­ной систе­мы и дру­гих сома­ти­че­ских забо­ле­ва­ний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попа­да­ние сли­зи в лег­кие из верх­них дыха­тель­ных путей — аэро­ген­ный путь;
  • попа­да­ние мик­ро­ор­га­низ­ма в бронхи;
  • раз­ру­ше­ние защит­ных меха­низ­мов дыха­тель­ных путей;
  • гема­то­ген­ный, лим­фо­ген­ный пути рас­про­стра­не­ния инфекции.

При воз­ник­но­ве­нии пнев­мо­нии у детей нару­ша­ют­ся вен­ти­ля­ция лег­ких и газо­об­мен, сни­жа­ет­ся пита­ние мио­кар­да желу­доч­ков. По про­тя­жен­но­сти пора­же­ния пнев­мо­нии могут быть сег­мен­тар­ны­ми, доле­вы­ми, тоталь­ны­ми, одно- и дву­сто­рон­ни­ми. В меха­низ­ме раз­ви­тия пнев­мо­нии боль­шую роль игра­ет гипо­ксия с гипер­кап­ни­ей, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся в резуль­та­те нару­ше­ния как внеш­не­го, легоч­но­го, так и тка­не­во­го дыхания.

Кли­ни­че­ские симп­то­мы пнев­мо­нии зави­сят от вида пнев­мо­нии, вели­чи­ны и рас­про­стра­нен­но­сти про­цес­са. При оча­го­вой пнев­мо­нии (брон­хопнев­мо­нии) про­цесс идет ост­ро или подо­ст­ро и раз­ви­ва­ет­ся на 5–7‑й день остро­го респи­ра­тор­но­го забо­ле­ва­ния в виде его вто­рой волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повы­ше­ние температуры;
  • сла­бость;
  • голов­ная боль;
  • боль в гру­ди или под лопатками;
  • кашель;
  • уси­ле­ние интоксикации.

Над зоной пора­же­ния отме­ча­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, при аускуль­та­ции — брон­хо­фо­ния, ослаб­лен­ное дыха­ние, ино­гда кре­пи­та­ция. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски опре­де­ля­ет­ся уси­ле­ние легоч­но­го рисун­ка меж­ду оча­га­ми вос­па­ле­ния и кор­ня­ми лег­ко­го. В ана­ли­зе кро­ви опре­де­ля­ет­ся ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, повы­ше­ние СОЭ.

Сегментарная пневмония

В слу­чае гема­то­ген­но­го пути рас­про­стра­не­ния пора­жа­ют­ся один или несколь­ко сег­мен­тов лег­ко­го. Обыч­но чаще пора­жа­ют­ся пра­вые сег­мен­ты. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния начи­на­ет­ся ост­ро с повы­ше­ния тем­пе­ра­ту­ры, обыч­но выра­же­ны симп­то­мы инток­си­ка­ции, появ­ля­ют­ся боли в обла­сти груд­ной клет­ки, ино­гда — в живо­те, кашель — ред­кий. Появ­ля­ют­ся симп­то­мы дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти, объ­ек­тив­ные дан­ные выра­же­ны сла­бо. Вто­рич­ная сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся на фоне про­те­ка­ю­щей респи­ра­тор­ной инфек­ции, при этом симп­то­мы инток­си­ка­ции выра­же­ны сла­бо. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния рент­ге­но­ло­ги­че­ски про­яв­ля­ет­ся в отдель­ных оча­гах, кото­рые сли­ва­ют­ся, а затем захва­ты­ва­ют целый сегмент.

Крупозная пневмония

Вос­па­ли­тель­ный про­цесс захва­ты­ва­ет долю лег­ко­го или его часть и плев­ру. Встре­ча­ет­ся ред­ко. Часто вызы­ва­ет­ся пнев­мо­кок­ком. Нача­ло острое. Забо­ле­ва­ние начи­на­ет­ся с голо­во­кру­же­ния, ухуд­ше­ния само­чув­ствия, рез­кой голов­ной боли. Отме­ча­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра до 40–41 °С, часто боль­ные жалу­ют­ся на озноб. Кашель в пер­вые три дня ред­кий, сухой, затем — с выде­ле­ни­ем ржа­вой мок­ро­ты. Быст­ро появ­ля­ют­ся циа­ноз, одыш­ка. Часто у детей появ­ля­ет­ся абдо­ми­наль­ный син­дром, про­яв­ля­ю­щий­ся боля­ми в обла­сти пуп­ка, метео­риз­мом, рво­той. Раз­ли­ча­ют четы­ре ста­дии в тече­нии кру­поз­ной пневмонии.

При пер­вой ста­дии — ста­дии при­ли­ва, — опре­де­ля­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка с тим­па­ни­че­ским оттен­ком, ослаб­лен­ное дыха­ние, пери­о­ди­че­ски про­слу­ши­ва­ет­ся кре­пи­та­ция. Во вто­рой ста­дии раз­ви­ва­ет­ся гипе­ре­мия лица, часто — на сто­роне пора­же­ния, тяже­лое состо­я­ние. На сто­роне пора­же­ния опре­де­ля­ют­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, брон­хи­аль­ное дыха­ние, брон­хо­фо­ния. Хри­пы не про­слу­ши­ва­ют­ся. Тре­тья ста­дия раз­ви­ва­ет­ся на 4–7‑й день — уси­ли­ва­ет­ся кашель, тем­пе­ра­ту­ра пада­ет, часто кри­ти­че­ски. Пер­ку­тор­ный звук при­ни­ма­ет тим­па­ни­че­ский отте­нок, появ­ля­ет­ся крепитация.

В чет­вер­той ста­дии — ста­дии раз­ре­ше­ния, — сни­жа­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра, появ­ля­ет­ся частый кашель, появ­ля­ют­ся обиль­ные раз­но­ка­ли­бер­ные хри­пы. На рент­ге­но­грам­мах так­же опре­де­ля­ет­ся ста­дий­ность про­цес­са: в пер­вой ста­дии — уси­ле­ние сосу­ди­сто­го рисун­ка, огра­ни­че­ние подвиж­но­сти диа­фраг­мы; во вто­рой ста­дии появ­ля­ют­ся плот­ные тени, соот­вет­ству­ю­щие долям с вовле­че­ни­ем кор­ня и плев­ры; в тре­тьей и чет­вер­той ста­ди­ях инфиль­тра­ция исче­за­ет постепенно.

При кру­поз­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся рез­кий ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, уско­ре­ние СОЭ. Ати­пич­но про­те­ка­ет кру­поз­ная пнев­мо­ния у детей ран­не­го воз­рас­та. Обыч­но нечет­ко выра­же­ны основ­ные симп­то­мы забо­ле­ва­ния. Под вли­я­ни­ем анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии уко­ра­чи­ва­ют­ся ста­дии вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са. В слу­чае нера­ци­о­наль­ной тера­пии воз­ни­ка­ет затяж­ное тече­ние заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интер­сти­ци­аль­ная пнев­мо­ния воз­ни­ка­ет при вирус­ной, мико­плаз­мен­ной, пнев­мо­цист­ной, гриб­ко­вой и ста­фи­ло­кок­ко­вой инфек­ци­ях. Чаще эта пнев­мо­ния реги­стри­ру­ет­ся у недо­но­шен­ных и ново­рож­ден­ных детей, а так­же на фоне дис­тро­фии, имму­но­де­фи­цит­ных состо­я­ний у детей. Забо­ле­ва­ние может сопро­вож­дать­ся выра­жен­ной инток­си­ка­ци­ей, воз­мож­но паде­ние арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния, кро­ме это­го, часто отме­ча­ют­ся изме­не­ния со сто­ро­ны цен­траль­ной нерв­ной систе­мы, а так­же желу­доч­но-кишеч­но­го трак­та. Отме­ча­ет­ся изну­ри­тель­ный кашель со скуд­ной пени­стой мок­ро­той. При интер­сти­ци­аль­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся взду­тие груд­ной клет­ки. Пер­ку­тор­но — тим­па­нит. Про­слу­ши­ва­ют­ся еди­нич­ные кре­пи­ти­ру­ю­щие и сухие хри­пы на фоне ослаб­лен­но­го дыха­ния. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски выяв­ля­ют­ся эмфи­зе­ма, пере­брон­хи­аль­ная инфиль­тра­ция, яче­и­стость интер­сти­ци­аль­но-сосу­ди­сто­го рисун­ка. Со сто­ро­ны кро­ви выяв­ля­ет­ся лей­ко­ци­тоз, повы­ше­ние СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диа­гно­сти­ка про­во­дит­ся на осно­ва­нии кли­ни­ко-рент­ге­но­ло­ги­че­ских данных.

Кли­ни­че­ски­ми симп­то­ма­ми являются:

  • тем­пе­ра­тур­ная реакция;
  • при­зна­ки дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти: одыш­ка, циа­ноз, уча­стие в дыха­нии вспо­мо­га­тель­ной мускулатуры;
  • стой­кие аускуль­та­тив­ные и пер­ку­тор­ные откло­не­ния со сто­ро­ны легких;
  • рент­ге­но­ло­ги­че­ски — оча­го­вые, сег­мен­тар­ные, лобар­ные инфиль­тра­тив­ные тени;
  • со сто­ро­ны кро­ви: лей­ко­ци­тоз, ней­тро­фи­лез, повы­ше­ние СОЭ;
  • эффект от про­во­ди­мой этио­ло­ги­че­ской терапии.

Тече­ние пнев­мо­ний у детей зави­сит от этио­ло­гии, воз­рас­та и нали­чия раз­лич­ных сопут­ству­ю­щих забо­ле­ва­ний. Осо­бен­но тяже­ло про­те­ка­ют пнев­мо­нии, вызван­ные гос­пи­таль­ны­ми штам­ма­ми золо­ти­сто­го ста­фи­ло­кок­ка или гра­мот­ри­ца­тель­ны­ми бак­те­ри­я­ми. Тече­ние пнев­мо­ний в этих слу­ча­ях харак­те­ри­зу­ет­ся ран­ним абсце­ди­ро­ва­ни­ем, быст­рым про­ры­вом вос­па­ли­тель­но­го оча­га в плев­ру и воз­ник­но­ве­ни­ем пиоп­нев­мо­то­рак­са с бур­ным тече­ни­ем заболевания.

В пери­о­де ново­рож­ден­но­сти пнев­мо­ния име­ет серьез­ный про­гноз. Раз­ли­ча­ют при­об­ре­тен­ные и внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии ново­рож­ден­ных. Внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии воз­ни­ка­ют в резуль­та­те инфи­ци­ро­ва­ния пло­да во вре­мя бере­мен­но­сти или аспи­ра­ции инфи­ци­ро­ван­ны­ми око­ло­плод­ны­ми вода­ми, при этом аспи­ра­ция может быть как внут­ри­утроб­ной, так и интра­на­таль­ной. У ново­рож­ден­ных пнев­мо­нии часто сопро­вож­да­ют­ся ате­лек­та­за­ми, а так­же деструк­ци­ей легоч­ной ткани.

Важ­ную роль в раз­ви­тии пнев­мо­нии могут играть пред­рас­по­ло­жен­ность к аллер­ги­че­ско­му воз­дей­ствию внеш­них фак­то­ров и воз­ник­но­ве­ние ката­раль­но­го вос­па­ле­ния сли­зи­стых обо­ло­чек. При дан­ных пнев­мо­ни­ях харак­тер­ным явля­ет­ся при­со­еди­не­ние аст­ма­ти­че­ско­го син­дро­ма. Тече­ние пнев­мо­нии в этих слу­ча­ях при­ни­ма­ет реци­ди­ви­ру­ю­щий харак­тер. У детей, стра­да­ю­щих рахи­том, пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся чаще и име­ет затяж­ное тече­ние. У детей с гипо­тро­фи­ей воз­ни­ка­ет чаще в свя­зи со зна­чи­тель­ным сни­же­ни­ем имму­ни­те­та, отме­ча­ет­ся сла­бая выра­жен­ность симп­то­мов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В слу­чае сред­не­тя­же­лых и тяже­лых форм дети под­ле­жат ста­ци­о­нар­но­му лече­нию. Дети пер­во­го года жиз­ни — при любых формах.

Лече­ние пнев­мо­ний про­во­дит­ся ком­плекс­но и состо­ит в:

  • при­ме­не­нии этио­троп­ных средств;
  • окси­ге­но­те­ра­пии при раз­ви­тии дыха­тель­ной недостаточности;
  • назна­че­нии средств, улуч­ша­ю­щих брон­хи­аль­ную проводимость;
  • при­ме­не­нии средств и мето­дов, обес­пе­чи­ва­ю­щих транс­порт кис­ло­ро­да крови;
  • назна­че­нии пре­па­ра­тов, улуч­ша­ю­щих про­цес­сы тка­не­во­го дыхания;
  • исполь­зо­ва­нии средств, улуч­ша­ю­щих обмен­ные про­цес­сы в организме.

Пита­ние ребен­ка долж­но соот­вет­ство­вать воз­рас­ту и потреб­но­стям дет­ско­го орга­низ­ма. Одна­ко в пери­од инток­си­ка­ции пища долж­на быть меха­ни­че­ски и хими­че­ски щадя­щей. В свя­зи с кашлем из раци­о­на исклю­ча­ют­ся про­дук­ты, содер­жа­щие части­цы, кото­рые могут аспи­ри­ро­вать­ся. Назна­ча­ет­ся допол­ни­тель­но жид­кость в виде питья. Для это­го исполь­зу­ют­ся отва­ры шипов­ни­ка, чер­ной смо­ро­ди­ны, соки.

Сра­зу после поступ­ле­ния в ста­ци­о­нар про­из­во­дят­ся забор мок­ро­ты, смы­вы для бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го обсле­до­ва­ния, затем назна­ча­ет­ся этио­троп­ное лече­ние, кото­рое про­во­дят под кон­тро­лем кли­ни­че­ской эффек­тив­но­сти, в после­ду­ю­щем — с уче­том полу­чен­ных резуль­та­тов чув­стви­тель­но­сти мок­ро­ты к анти­био­ти­кам. В слу­чае вне­боль­нич­ной пнев­мо­нии назна­ча­ют­ся мак­ро­ли­ды ново­го поко­ле­ния. В слу­чае вну­т­ри­боль­нич­ных пнев­мо­ний назна­ча­ют цефа­ло­спо­ри­ны вто­ро­го, тре­тье­го поко­ле­ний и анти­био­ти­ки груп­пы резерва.

При пнев­мо­ни­ях у детей, воз­ник­ших в резуль­та­те внут­ри­утроб­ной инфек­ции, назна­ча­ют новое поко­ле­ние мак­ро­ли­дов — спи­ро­ми­цин, рок­сит­ро­ми­цин, ази­т­ро­ми­цин. В слу­чае пнев­мо­нии у детей с имму­но­де­фи­ци­та­ми назна­ча­ют­ся цефа­ло­спо­ри­ны тре­тье­го, чет­вер­то­го поко­ле­ний. При сме­шан­ной инфек­ции, вза­и­мо­дей­ствии воз­бу­ди­те­ля грип­па и ста­фи­ло­кок­ка наря­ду с вве­де­ни­ем анти­био­ти­ков широ­ко­го спек­тра дей­ствия вво­дит­ся про­ти­во­грип­поз­ный у‑глобулин по 3–6 мл.

Анти­био­ти­ки при­ме­ня­ют ком­плекс­но по сле­ду­ю­щей схеме:

  • цефа­ло­спо­ри­ны;
  • цефа­ло­спо­ри­ны плюс аминогликозиды.

Назна­ча­ют­ся муко­ли­ти­че­ская тера­пия, брон­хо­ли­ти­че­ские сред­ства, физио­те­ра­пия, имму­но­кор­ре­ги­ру­ю­щее лече­ние. При скоп­ле­нии сек­ре­та в дыха­тель­ных путях необ­хо­ди­мо уда­лять содер­жи­мое носо­глот­ки, гор­та­ни, круп­ных брон­хов. При выра­жен­ных симп­то­мах дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти при­ме­ня­ет­ся оксигенотерапия.

При при­зна­ках сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти назна­ча­ют сер­деч­ные гли­ко­зи­ды — стро­фан­тин, а так­же суль­фо­кам­фо­ка­ин. При­ме­ня­ют­ся и сред­ства имму­но­те­ра­пии. При лече­нии пнев­мо­нии про­во­дят симп­то­ма­ти­че­скую и посин­дром­ную тера­пии. В пери­о­де выздо­ров­ле­ния боль­шое зна­че­ние име­ют дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, физио­те­ра­пев­ти­че­ские мето­ды лече­ния. Для улуч­ше­ния дре­наж­ной функ­ции брон­хов при­ме­ня­ют­ся сред­ства, спо­соб­ству­ю­щие повы­ше­нию сек­ре­ции мок­ро­ты или ее разжижению.

Отхар­ки­ва­ю­щие средства:

  • Натрия бен­зо­ат
  • Аммо­ния хлорид
  • Калия йодид
  • Бром­гек­син
  • Тер­пин­гид­рат
  • Тер­моп­сис
  • N‑ацетилцистин
  • Мукал­тин
  • Пер­ту­син
  • Корень алтея
  • Лакрич­ный корень
  • Элик­сир грудной
  • Плод ани­са
  • Листья мать-и-маче­хи

При­ме­ня­ют­ся сред­ства, умень­ша­ю­щие спазм брон­хов. К ним отно­сит­ся эуфиллин.

Прогноз

Про­гноз при свое­вре­мен­ном при­ме­не­нии анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии бла­го­при­ят­ный. Выпи­сан­ные из ста­ци­о­на­ра в пери­од кли­ни­че­ско­го выздо­ров­ле­ния берут­ся на дис­пан­сер­ный учет. После выпис­ки из ста­ци­о­на­ра 2–4 неде­ли ребе­нок не дол­жен посе­щать дет­ские учре­жде­ния. Дети до шести меся­цев пер­вый месяц осмат­ри­ва­ют­ся раз в неде­лю, затем — два раза в месяц; с шести до две­на­дца­ти меся­цев — раз в десять дней в тече­ние пер­во­го меся­ца, затем — раз в месяц. После одно­го года до трех лет — раз в пер­вый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осмат­ри­ва­ют­ся ото­ла­рин­го­ло­гом и пуль­мо­но­ло­гом после трех­лет­не­го воз­рас­та — через месяц после выпис­ки из ста­ци­о­на­ра, затем — раз в квар­тал. Опти­маль­ной явля­ет­ся реа­би­ли­та­ция в отде­ле­ни­ях боль­ниц или в сана­то­ри­ях. Режим назна­ча­ет­ся с мак­си­маль­ным исполь­зо­ва­ни­ем све­же­го воз­ду­ха. Назна­ча­ют­ся еже­днев­но дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, ЛФК с посте­пен­ным повы­ше­ни­ем физи­че­ских нагру­зок. Пита­ние долж­но быть раци­о­наль­ным для соот­вет­ству­ю­ще­го воз­рас­та. Меди­ка­мен­тоз­ная реа­би­ли­та­ция осу­ществ­ля­ет­ся по инди­ви­ду­аль­ным пока­за­ни­ям. Сти­му­ли­ру­ю­щая тера­пия про­во­дит­ся повтор­ны­ми 2–3‑недельными кур­са­ми: нук­ле­и­нат натрия, мети­лу­ра­цил, диба­зол, жень­шень, алоэ, настой эле­у­те­ро­кок­ка, вита­ми­ны B этих целях исполь­зу­ет­ся и фито­те­ра­пия. Она при­ме­ня­ет­ся для сана­ции брон­хов и успо­ка­и­ва­ю­ще­го вли­я­ния на цен­траль­ную нерв­ную систе­му: корень алтея, лист мяты переч­ной, тра­ва шал­фея, корень девя­си­ла, мать-и-маче­ха, липо­вый цвет, сос­но­вые поч­ки, чабрец и др. У детей, склон­ных к аллер­ги­че­ским реак­ци­ям, при­ме­ня­ет­ся с боль­шой осто­рож­но­стью. Широ­ко исполь­зу­ет­ся физио­те­ра­пия. При­ме­ня­ют­ся гор­чич­ни­ки, щелоч­ные и фито­ин­га­ля­ции, ком­прес­сы, озо­ке­ри­то­вые аппли­ка­ции на груд­ную клет­ку. Широ­ко при­ме­ня­ет­ся мас­саж груд­ной клет­ки. После пнев­мо­нии реко­мен­ду­ет­ся сана­тор­ное лече­ние в мест­ных сана­то­ри­ях, а так­же на курор­тах Гаг­ра, Наль­чик, Гелен­джик, Новый Афон, Южно­го бере­га Крыма.

Про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми к сана­тор­но­му лече­нию являются:

  • актив­ность вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са в брон­хо-легоч­ной системе;
  • при­зна­ки аст­ма­ти­че­ско­го состояния;
  • нали­чие «легоч­но­го сердца».

К пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ке отно­сят­ся здо­ро­вый образ жиз­ни роди­те­лей, исклю­ча­ю­щий воз­дей­ствие вред­но­стей на плод во вре­мя бере­мен­но­сти, раци­о­наль­ное вскарм­ли­ва­ние детей, зака­ли­ва­ю­щие процедуры.

 Вто­рич­ная про­фи­лак­ти­ка включает:

  • про­фи­лак­ти­ку и лече­ние ОРВИ;
  • ран­нюю гос­пи­та­ли­за­цию боль­ных пнев­мо­ни­ей детей с отя­го­щен­ным пре­мор­бид­ным фоном;
  • свое­вре­мен­ное лече­ние гипо­тро­фии, рахи­та, имму­но­де­фи­цит­ных состояний;
  • сана­цию хро­ни­че­ских оча­гов инфекции.

Источ­ник…

Источник