Индийский фильм про девушку с ожогом на лице

Великолепная работа гения Болливуда Раджа Капура! Философский смысл фильма заставляет задуматься и переосмыслить такие понятия, как красота внешняя и красота внутренняя…

Конечно понятно, что как и в любом другом индийском кино здесь воспевается красота души, здесь не надо быть знатоком, достаточно увидеть несколько творений Болливуда. Но всё же это творение немногим отличается от других. Стоит посмотреть только лишь из-за того, чтобы в очередной раз задуматься о том, что никакая красота не скрасит уродливость души, и никакое уродство не скроет красоту душевную…

Радж Капур – гений

То, что Радж Капур – гений, у меня сомнений не вызывает. Фильм Satyam Shivam Sundaram: Love Sublime, относящийся к позднему периоду творчества мастера, лишь укрепляет в этом мнении. Это очень глубокий, символический, метафорический фильм, по сути, модернистский, углубляющий реальность, высвечивающий реальность особым светом. В нем нет ‘социального послания’, столь важного для некоторых широко известных ранних работ, но по-новому поднята тема самого первого фильма Капура, Aag (‘Испепеляющая страсть’), снятого 22-летним РК в 47 году, тема несовпадения внутренней красоты (символизируемой в фильме Satyam Shivam Sundaram ангельским голосом Латы Мангешкар) и внешней красоты, а шире – реального содержания и обманчивости внешнего вида. С одной стороны, тема эта не нова и так или иначе поднималась и в других произведениях Капура, в том числе в ‘Бродяге’ и ‘Господине 420’, а, с другой стороны, она так же вечна, как споры о том, что есть истина и что есть Бог. Ирония заключается в том, что хотя мастер откровенно, с первых кадров фильма, говорит о том, что внешность обманчива, публика реагирует (а индийская публика плохо реагирует) почти исключительно на ‘внешность’ этого фильма, на его чувственную, эротическую сторону (авангардную для индийского кино того времени), игнорируя и внятное вступительное разъяснение автора, и все подтексты, заложенные в трехчасовом фильме, эмоционально и зрительно очень напряженном. Благодаря яркому визуальному ряду, безупречному авторскому монтажу, цвету, декорациям, создающим фантастическое, даже фантасмагорическое ощущение, фильм оставляет то удивительное послевкусие, которое можно назвать эстетическим эффектом, но философская глубина его превосходит даже необыкновенный эстетический эффект. Наводнение, потоп, со всей художественной мощью (и благодаря содействию Провидения и природы) показанные в кульминационной части картины, погружает и зрителя в волны катарсиса и очищения. В фильме есть все: драматически выстроенная история, великолепная музыка, неодномерная героиня (красивая и, как оказывается, талантливая Зинат Аман), некартонный герой (красивый и, как оказывается, талантливый Шаши Капур), прекрасный актерский ансамбль, камера Радху Кармакара, страсть, ирония, глубина смысла и бесчисленные фирменные ‘фишки’ Раджа Капура.

Я рекомендую этот фильм не только тем, кто любит Раджа Капура и/или индийское кино, а, в первую очередь тем, кто по каким-то причинам не любит индийское кино и, возможно, считает его пустым, сугубо развлекательным, глупым и т.д. и т.п. Конечно, такое волшебное кино сейчас не снимают, но это ведь не значит, что его не было? Вот оно – перед вами.

9 из 10

Красота в душе – истина в красоте.

В определённый момент жизни, определённый фильм является любимым, на смену ему приходит другой и это не значит, что предыдущий больше не нравится, просто восторг от фильма – состояние экстатическое, нельзя в нём постоянно находиться. У меня не мало таких фильмов. Иногда, по истечению времени пристрастия меняются и какие-то ленты выпадают из списка «любимых» (но всегда, с момента его первого просмотра и по сей день, НЕИЗМЕННЫЙ И САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ индийский фильм, это «Танцор Диско»).

А есть фильмы, которые смотришь по особой потребности души, по зову сердца. И ещё 20 лет назад, с первых минут первого просмотра, с первых кадров, я поняла, что это будет мой самый сердечный фильм. Именно сердечный (т. к. Первый и Самый Любимый уже есть). Вся атмосфера фильма мне очень по душе. Для меня это фильм о любви, о любви к женщине и о любви дочери к отцу, о любви во всех смыслах этого слова, настоящей, искренней и невероятно трогательной.

Фильм «Истина, любовь и красота» – философская мелодраматическая лента от великого Раджа Капура. И любим этот фильм мною не меньше, «Танцора…». Когда хочется настоящей красоты души, романтики и истинной всепобеждающей любви, я смотрю этот фильм. Шаши Капур и Зинат Аман просто неотразимы здесь. Всё же не каждая актриса согласиться на столь необычную роль. И только Зинат Аман не побоялась сыграть в этом фильме. И я даже рада, что главную роль, исполняет именно она. Удивительная актриса, ни на кого не похожая, всегда яркая, разная и неповторимая. И не боящаяся показаться на экране в любом виде. И это для меня верх истинного таланта актёра. Шаши Капур здесь тоже очень хорош. Я люблю Шаши в любой роли, но именно в этом фильме он мне особенно нравится. Из них получилась замечательная пара.

В глухой деревушке Индии живёт девушка Рупа со своим престарелым отцом. Давным-давно ещё ребёнком, Господь послал Рупе тяжкое испытание, с которым она вынуждена жить. Рупа вынуждена всегда носить сари, а любимый отец считает что дочку никто не сможет полюбить. Но Рупа, несмотря ни на что, добра и жизнерадостна. Каждый день она ходит в храм, напевая своим прекрасным голосом молитву «Истина, любовь и красота». Когда в деревню приезжает инженер Ранджив, он очаровывается этим пением, думая, что обладательница такого голоса обязана быть прекрасной. Они знакомятся. Между молодыми людьми тут же вспыхивают взаимные чувства. Но, всё же, девушка остаётся большой загадкой для парня. Дело идёт к свадьбе. Влюблённые очень рады. Но в самый разгар свадьбы парень узнаёт страшную правду о своей любимой девушке…

В этом фильме, сплелись семейные интриги, любовные драмы, детективные и социальные мотивы. Потрясающая работа из позднего периода творчества гения индийского кино Раджа Капура. Очень глубокий философский смысл, несмотря на внешнюю чувственную, эротическую сторону фильма заставляет задуматься и переосмыслить в чём же заключается истинная внутренняя красота.

Фильм завораживал меня всегда, погружая с головой в сюжет, обволакивая своей музыкой, лицами героев, их судьбами и невероятно трогательной, нежной и чувственной историей. Это один из немногих индийских фильмов, который имеет такую магическую власть над моей душой. И когда после просмотра фильма ты испытываешь такие эмоции, то вот она – магия кино, которая тебя преображает, тебе хочется новых сюрпризов, и в такие минуты ты веришь, что жизнь прекрасна.

В моей жизни было и будет много прекрасных фильмов, разных, интересных и не очень, скучных и весёлых, смешных и грустных, с прекрасными актёрами и невероятными сюжетами, многие становились любимыми, но фильм «Истина, любовь и красота» покорил меня однажды и прочно поселился в моём сердце. И я не разделяю мнение, что любовь бывает первая, вторая, третья. Любовь только одна. Всегда одна единственная и неизменная! Именно таких чувств и эмоций ты никогда не сможешь испытать, всё будет замечательно, всё будет классно, но таких эмоций… уже никогда не будет. И мне очень нравятся слова из фильма «Три метра над уровнем неба»: «И в тот самый момент ты понимаешь, что всё в жизни бывает лишь однажды. И как бы ты не старался, тебе никогда не пережить те же чувства снова. Тебе больше никогда не подняться на три метра над уровнем неба». Так что фильм «Истина, любовь и красота» навсегда останется в моём сердце как луч света. Я на своём веку посмотрю ещё много фильмов, которые меня сделают счастливой, но такого больше не будет.

10 из 10

Источник

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Анализ фильма – Истина, любовь, красота/Satyam shivam sundaram/ Радж Капур 1978 г

Красота в глазах смотрящего

В далёкой индийской глубинке, люди испокон веков блюли старинный патриархальный уклад и каждое утро, совершив омовение, шли на богослужение в узорчатый небольшой храм, похожий на дивную увеличенную резную шкатулку. При храме был старичок священник-пандит. В день рождения бога Кришны он надеялся на появление на свет долгожданного мальчика-наследника от любимой жены. Но боги дали пандиту девочку, а жену забрали. Последний вздох бедняжки подарил первое дыхание дочери. Сердце старика отвернулось от малышки. Все в деревне посчитали, что над девочкой висит злосчастный рок, и даже дети не желали с нею играть. Когда же Рупе (Зинат Аман), так назвали девочку, исполнилось 10 лет, то она нечаянно опрокинула на себя жаровню с кипящим на огне маслом. Прекрасная нежная кожа цвета бронзы была непоправимо изуродована. И теперь ей приходится прикрывать половину лица и шеи волосами или краем сари.

Маленькую Рупу сыграла Падмини Колхапуре. Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Одни люди слишком суеверны, другие слишком алчны, чтобы согласиться взять в жёны своему сыну несчастную дочку бедняка-пандита. Но в сердце доброй, нежной и отзывчивой Рупы, живёт непоколебимая вера, душа наполнена светом, а дивный голос полон красоты. Каждое утро она встаёт раньше всех в деревне, убирает весь храм, омывая чистой водой каменный лингам Шивы. И однажды нежное пение отверженной девушки услышал молодой инженер Раджив (Шаши Капур), приехавший недавно в деревню следить за новой дамбой. Он влюбился в красоту её голоса, решив, что внешность певицы должна быть столь же хороша.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Никогда прежде и после Зинат Аман не играла с такой силой чувства и искренности как здесь. Но фильм был отвергнут современным ему зрителем, хотя со временем стал культовой классикой. Он потерпел оглушительный крах в прокате. И не было ни одного индийского критика, которому бы фильм на тот момент пришёлся по душе, и в тоже время ни одного западного, которому бы он не понравился. Фактически он вызвал шок в Индии и подвергся остракизму за якобы пошлость и вульгарность, а также «эксплуатацию женского тела». Ведь главная героиня щеголяла в нём то в мокром сари с открытой изящной спиной; то в наряде представительницы племени с низко опущенной талией и короткой блузкой с декольте.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Satyam shivam sundaram называли худшим фильмом Раджа Капура за то, что в нём было «слишком много плоти и слишком мало души». В то время как Запад восторгался его причудливой смесью фантазии, психоделики и сладострастия. До сих пор он считается самым чувственным не только в творчестве режиссёра, но во всём индийском кинематографе.

Прошло почти 40 лет с момента выхода фильма. Индия пережила свою собственную сексуальную революцию. Нравы стали более свободными, а герои фильмов – более раскрепощёнными. Но до сих пор ни одна героиня индийского кино не приблизилась к образу Рупы в её гармоничном единении чувственной притягательности и внутренней чистоты, а актрисы всё ещё не могут позволить себе столь откровенные наряды, что одевала Зинат Аман.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Сколько словесных копьев было сломано с момента релиза, но расставить все точки над «i» критики не могут до сих пор. Многих вводит в заблуждение англоязычный вариант названия – Love sublime – «Любовь возвышенная». Ведь если Радж Капур хотел подчеркнуть превосходство души над телом, внутренней красоты над внешней, а платонической любви над более грубой физической, то зачем он сделал свою Рупу такой подчёркнуто чувственной, а её любовь к молодому красавцу-инженеру, столь откровенно страстной?! Ох уж эти некорректные адаптации названий! Наш русскоязычный вариант: «Истина, любовь, красота» более близок оригиналу, но тоже несёт в себе достаточное количество лингвистических и особенно образных искажений, способных запутать зрителя. Ведь ключ к основной идее фильма, как раз и дан был Раджем Капуром в его названии – религиозно-мистической формуле: Satyam shivam sundaram.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Satyam переводится как «истина». При этом в философии индуизма это понятие связано с представление о двойственности окружающей нас действительности. Ум человеческий заполнен множеством норм, представлений и иллюзий, которые искажают образ реальности, видимый человеком. Дабы увидеть объективную реальность, мы должны очистить свой ум от наслоений, а сознание от иллюзий. Именно поэтому в представлении господина инженера Раджива Рупа фактически раздвоилась на почти что противоположные личности: одну – возвышенно прекрасную фею-апсару его мечты и вторую – вызывающую у него отвращение женщину.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Shivam – это “бог», «благочестие», «добродетель». В философии религиозных теорий shivam олицетворяет истину в действии. Это не только добродетельность поступков, но прежде всего поведение, вытекающее из истинного познания окружающей действительности. Поэтому господин инженер, кажется зрителю таким жестоким сумасшедшим. Его ложные представления о мире и Рупе толкают его на неадекватное поведение. В то время как сама героиня остаётся преданной и добродетельной в каждом своём поступке, и каждом движении души.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Sundaram – «красота». Мистики индуизма считают, что это та самая возвышенная красота, которая расцветает в сердце человеческом благодаря познанию истины и благочестивой жизни. Это Бог, которого мы можем и должны открыть в глубинах своей души. Это возвышенная священная красота, видимая лишь глазам прозревшего. Именно она является главным достоинством Рупы, цвести которой в её сердце не мешают ни её покалеченное лицо, ни чувственные изгибы её совершенного тела. Радживу нужно прозреть, увидеть Рупу в свете истины, чтобы по-настоящему оценить божественную красоту её сердца. Любовь, которую мы испытываем к созданию, видящемуся нам идеальным, иллюзорна, она не настоящая. Ведь в этом мире нет и не может быть ничего идеального. В то время как наша любовь и преданность, могут помочь разглядеть ту истинную красоту, что прячется за иллюзорным телесным покровом.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Эта философская кинопритча снята очень поэтично. Одежды Рупы всегда соотносятся с цветовой гаммой окружающей её обстановки. Она то в белом сари олицетворяющим лотосоподобную чистоту её души, то в красно-зелёном или тёмно-бордовом коротеньком наряде деревенской дикарки, отражающим краски пышной зелени и яркость цветущих кустов и деревьев, среди которых девушка живёт с детства. В горе она одевает чёрное сари с алой каймою, гармонирующее с темнотой ночи и полосками огня, охватывающими сухую траву.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Камера с одинаковой нежностью и любовью скользит, то по изгибам фигуры молодой дочки пандита, то по волнующейся на ветру изобильной зелени полей, искрящейся в горячем солнечном золоте или холодном серебре водной ряби и трепещущих на колеблющихся ветвях цветах. Мы видим героев, то сквозь завесу водяной пыли и льющиеся струи водопада, то через раскачивающиеся цветущие лианы, то сквозь клубы тумана, то через кроны или тонкие стволы деревьев, окружённых снопами и столбами сияющих лучей. А потом вдруг действо переносится в мечту, где мир пусть тоже очень красив и притягательно необычен в своих фееричных образах, но при этом совершенно ненатурален – от цветов до падающей с неба звезды-апсары. Радж Капур со всей страстностью своей души доказывает нам, что искусственная красота всегда проигрывает красоте натуральной, подлинной и настоящей.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

«Истина, любовь и красота» говорит кроме прочего ещё и в противостоянии цивилизации и природы. При этом Раджив выступает воплощением чужеродной городской культуры, стремящейся завоевать и поставить на службу своим интересам природу. А Рупа – воплощение естественных стихий, наполненных божественной энергией. Недаром герой является пришельцем, чужаком в деревне, одевающимся исключительно в костюмы западного покроя и призванным следить за дамбой, сдерживающей и укрощающей мощь речной воды. А героиня ближе к реке и лугам, а ещё к богу, нежели к людям, отвергающим и чурающимся её. Она прекрасна для тех немногих, кто способен видеть её в истинном свете, в противном же случае кажется несчастной уродиной или ведьмой, которую стоит опасаться.

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Много горя и страданий способно перенести сильная душа Рупы-природы. Но есть предел и для её терзаний, её сердце до краёв наполнено любовью и милосердием, но терпение, отнюдь не безгранично. И горе людям, если они заставят его иссякнуть. Бесконечная боль и мука обернутся буйством стихии, которое не смогут сдержать никакие искусственные заграждения. Человечеству для того, чтобы жить нужна природа, а для того, чтобы отличаться от животных необходимо цивилизация. Поэтому путь к счастью лежит в поиске гармонии между искусственной и естественной средой. И путь этот можно увидеть только внутренними глазами, познавшего истину сердца.

© Падмини (Анна Воронова)

Кадр из фильма: Satyam shivam sundaram

Самая скромная и целомудренная героиня Раджа Капура в его «Любовном недуге».

Источник

Говорят, что любовь слепа. Конечно, не в буквальном смысле. В данной подборке я хочу написать об индийских фильмах, в которых один из влюбленных героев буквально слеп.

1. “Слепая любовь” (2006).

Зуни (Каджол) слепа с рождения. У нее любящие родители, друзья и свой маленький безопасный мир. Девушка отправляется с компанией подруг в город на конкурс и знакомится там с гидом Реханом (Аамир Кхан).

Единственный фильм, в котором Каджол и Аамир Кхан играют пару

Слепая жизнерадостная девушка и весельчак-гид влюбляются друг в друга. Зуни поглощает новое чувство, она верит мужчине безоговорочно. Но спустя время Рехан уходит из жизни Зуни, организовав перед своим исчезновением операцию для девушки, которая возвращает ей зрение.

Зуни растит замечательного мальчугана

Проходят годы, зрячая Зуни растит сына от Рехана в уединенном доме. Однажды у ее порога появляется раненый человек. Тот самый Рехан, который, оказывается, вовсе не простой гид, а боевик, которого разыскивают.

Зуни никогда до этого не видела лица Рехана

Зуни никогда не видела лица своего возлюбленного, но начинает догадываться, а сам Рехан не торопится открыться женщине. Что выберет Рехан: останется с любимой женщиной и сыном или не смотря ни на что выполнит свое задание?

Мелодрама, которая наверняка выведет зрителя на эмоции. Прекрасная актерская игра Каджол и Аамира Кхана, которые играют в этом фильме вместе в первый и последний раз на данный момент. У меня смешанные чувства от финала, есть над чем подумать.

2. “Бей и лети!” (2010).

Нанду (Нил Нитин Мукеш) и Пинки (Дипика Падукон) живут в обычном районе. Нанду боксирует, Пинки занимается танцами на роликовых коньках. У молодых людей есть мечты и амбиции, они мечтают о богатстве и самореализации.

Жизнь Пинки разрушена

Судьба сталкивает Нанду и Пинки неожиданным образом: Пинки теряет зрение в результате аварии и виноват в этом Нанду, но об этом не знает никто, кроме него. Пинки чувствует, что ее мир разрушен, и уже не мечтает о счастливом будущем. Нанду мучается от угрызений совести и начинает заботиться о девушке.

Нанду и Пинки много общаются и сближаются

Нанду и Пинки очень разные, но парень поддерживает Пинки, помогает ей адаптироваться и убеждает, что она может поучаствовать в конкурсе, о котором давно мечтала. Нанду и Пинки сближаются, чувство вины перерастает в любовь. Однако все тайное становится явным рано или поздно.

Хороший фильм в своем жанре, однозначно стоит просмотра.

3. “В двух словах” (2016).

Сурадж (Рандип Худа) когда-то был успешным боксером, а теперь работает охранником на парковке и разносит бутылки с водой. Он одинок и не особенно счастлив. Однажды во время дежурства к нему приходит Дженни (Каджал), слепая девушка, которая раньше общалась с предыдущим охранником – “смотрела” с ним сериалы по телевизору.

Просмотр сериала

Сурадж продолжает эту традицию. Постепенно Сурадж и Дженни становятся друзьями и начинают встречаться. Они счастливы, жизнь обоих заиграла новыми красками. Сурадж хочет помочь своей возлюбленной обрести зрение и готов ради нее на все. Они еще не знают, как тесно переплетено их прошлое, но прошлое настигает…

Получилась такая трогательная пара

Этот фильм – один из ремейков южнокорейского фильма 2011 года “Всегда”. Есть еще турецкий ремейк с Ибрагимом Челикколом “Только ты” (2014), тем самым актером, ставшим широко известным благодаря сериалу “Черно-белая любовь” (2017-2018).

Трогательный, драматичный фильм, настоящая мелодрама. Удивительно и несправедливо, что о нем так мало знают зрители. Конечно, в главных ролях не звезды первой величины, но сыгран и поставлен фильм на высоком уровне. Рекомендую к просмотру.

4. “Способный” (2017).

Рохан (Ритик Рошан) озвучивает мультфильмы и старается жить полной жизнью. Он слеп, но социализирован и намерен найти себе девушку. Рохана знакомят с Суприей (Ями Гаутам), которая также слепа, и они начинают встречаться.

Рохан и Суприйа

Молодые люди влюблены и счастливы, вскоре они женятся. Их жизнь не лишена проблем и трудностей, но они поддерживают друг друга и строят планы на будущее.

Рохан начинает свою месть

Происходит трагедия: беззащитная слепая Суприйа подвергается насилию в собственном доме, пока Рохана нет дома. Суприйа не может пережить такую травму и совершает самоубийство. Рохан понимает, что никто кроме него не свершит правосудие и не накажет преступников. Рохан может и слеп, но он очень способный…

Этот фильм по большей части боевик о мести. История о слепом, которого по этой причине недооценивают, но который побеждает всех злодеев, напомнила мне хороший старый фильм “Слепая ярость” (1989) с Рутгером Хауэром. Конечно, в “Способном” много допущений, он немного наивен, но о просмотре я не пожалела.

Спасибо за внимание.

Источник